29266

Культура Нового времени

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кагану КУЛЬТУРА XVII века Европейская история культуры основана на античном городеполисе на полисном генотипе. На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры: Антропоцентрический характер культуры в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора Человек есть мера всех вещей. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры. Инновационный инновация нововведение характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей.

Русский

2013-08-21

98.5 KB

6 чел.

Культура Нового времени (по М.С.Кагану)

КУЛЬТУРА  XVII  века

         Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе.

         Его особенности:

  1.  моральное лидерство царей –  главенство, которое основано на авторитете и первенстве;
  2.  сообщество свободных собственников;
  3.  идеология свободных собственников (буржуазная составляющая полисного генотипа): «трудись и преуспеешь».

         На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

  1.  Антропоцентрический характер культуры, в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора «Человек  есть  мера всех вещей». Христианство усилило этот антропоцентризм вниманием к внутреннему я. Отсюда – развитие самосознания. Самосознание понимается как особая реальность, которая реальнее, чем внешний мир. Отсюда – особое развитие свободы личности. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры.
  2.  Инновационный  (инновация - «нововведение») характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей. Отсюда – формирование цивилизации техногенного типа.
  3.  Полицентризм властей: политическая, духовная власть сосредоточена в руках государства и церкви.
  4.  Дуализм механизмов детерминации. Проявился наиболее мощно в 19-20 вв. С одной стороны, человек – прострая функция, механизм. С другой стороны, человек – это свободная активная личность. На почве этого противоречия – кризис, «вакуум идеалов».
  5.  Христианские корни.

          Название Европа  восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах. Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании. Культуру называют и западной и европейской.

    17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», - уже замечателен (Ю.П.Виппер).

     Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века  «Век барокко», но оно не прижилось. Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма».

      Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства.  

       Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.  

      На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал).

       17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий».  Основная  черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни.

       17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма.

       Художественным отражением антиренессансного  проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей  растерявшейся эпохи» (М.А.Барг).

      Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности.  Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

       По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит  к борьбе, драматическим столкновениям.  Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» - должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».

      Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век – это «переход внутри перехода». Многосторонний  и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган).

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

      

Основные противоречия в культуре 17 века:

  •  Противоречия в развития национальных культур. Культура не имеет единого знаменателя, а приобретает ярко выраженный национальный характер.
  •  Противоречия в экономической жизни, неравномерное развитие стран. На одном конце политического, экономического и идеологического «спектра» - Англия: приближающаяся промышленная революция, научные открытия И.Ньютона, материалистический эмпиризм Ф.Бэкона, гносеологическая и педагогическая концепция Дж.Локка, социология Т.Гоббса, трагедийный реализм В.Шекспира и др.На другом конце – феодальная допетровская Россия, скорее принадлежащая восточному типу культуры, чем западному. В центре – Франция, для которой характерно относительное равновесие феодальных основ и развивающихся буржуазных отношений, классическая форма абсолютизма в политике, рационализма в картезианской философии, классицизма в искусстве – т.е. – идеальная модель исторического перехода от феодализма к капитализму.
  •  Противоречия художественной жизни. Художественная картина мира 17 века представлена взаимодействиями трёх художественных форм: классицизма, барокко и реализма.

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

-  основная функция искусства – «поучать, развлекая»;

-  сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

-  жёсткая иерархия жанров;

-  нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый  роман;

-  зарождение жанра бытовой картины в живописи;

-  опрощение героев;

-  доминанта комических жанровых форм;

-  осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

- универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты).

Характерные черты барокко:

-  религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

-  гедонистически-игровая стилистика;

-  пессимистическое умонастроение;

-  элитарное эпикурейство.

  •  Противоречия в сфере нравственности. С одной стороны – стоическая мораль, порождённая интересами абсолютистской государственности, подчиняющей себе каждую личность (классицизм). С другой стороны – эпикурейская мораль, которую исповедуют герои реалистических произведений.
  •  Противоречия в сфере религиозной: наследие средневековья – инквизиции; наследие Возрождения -  пантеизм и деизм («естественная религия»);  религиозный индифферентизм и веротерпимость; религиозный фанатизм.
  •  Противоречия в педагогической теории. Три направления педагогической деятельности: научное образование, формирование добродетели (нравственное воспитание), религиозное воспитание (формирование благочестия).
  •  Противоречия механицизма и интуитивизма. Огромная роль географических открытий, которые смогли подготовить эпохальные научные открытия: Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон. «Механические знания стали механическим мировоззрением» (Б.Г.Кузнецов). Отсюда – переворот в самой методологии  мышления: мифологическое сознание переносило на материальные объекты природы духовные качества человека; научное сознание поступало наоборот: переносило на социальную, культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов. Так рождалась познавательная операция, которая в 19 в. будет названа «позитивистской редукцией» (т.е. сведение высшей формы бытия к низшей, сложного к простому).  Такое познание потребовало анализа: считалось, что целое можно разложить на части для удобства изучения, потом сложить, суммировать полученные знания и получить целое знание. Только 20 век смог понять, что целое больше составляющих его частей. Механицизм, аналитизм и – позже – программирование  появились во всех областях деятельности: литературе, искусстве, политической идеологии (испанская плутовская повесть, французский комический роман, групповой портрет).

Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он  «передал эстафету» (М.С.Каган).  

17 век показывает культуре её возможности.

 

КУЛЬТУРА 18 века

        Сам факт присвоения культуре 18 века названия «Просвещение» говорит о том, какие силы победили.  Тем не менее, победа была, как правило, только идейной.  На практике сохранилось формальное господство феодальной монархии, религии в разных её модификациях, классицизма, который официально преподавали в Академии.

        Но именно это привело к революционному взрыву.

        Сущность эпохи Просвещения заключается в том, что общественное бытие стало приводиться в соответствие с новым типом общественного сознания.

       Социокультурная  ситуация 18 века.

       Культура Востока продолжает оставаться индифферентной по отношению к Западу. Традиционализм Востока  влечёт за собой  его изоляционизм.

       Напротив – Запад проявляет к Востоку всё больший интерес.  Экспансия христианства на Восток, начавшаяся с Колумба, положила начало колониализму. Это определило асимметричный характер отношений Запада и Востока.

        Европейцы «проплывают  шесть тысяч лье по морю с единственной целью обратить в христианство жителей Индии, Сиама, Китая и Японии», и эти народы «терпят наших монахов и священников,  иногда слушают, дозволяют им строить церкви и выполнять свою миссию», хотя всё это «не может не казаться им в высшей степени бессмысленным и странным» (Ж. де Лабрюйер).

       Начинается активное изучение восточных языков в специально созданных институтах Вены и Парижа.  Г.В.Лейбниц в одной из работ обосновал необходимость создания в Европе (в частности – в Петербурге) «Западно-восточных Академий». Вольтер включил в свой «Опыт о всеобщей истории» описание жизни арабов, китайцев, индейцев.  В 1697 г.  во  Франции издана «Восточная библиотека».

        Тем не менее, освоение Востока носило поверхностный характер, было модой на восточную экзотику. В прикладных и декоративных искусствах широко использовался китайский орнамент. Появился даже термин chinoiserie – «китайщина». В литературных произведениях популярным стал приём перенесения действия в Китай (принцип «конструирования утопий» - М.С.Каган).

     Собственно западное пространство  оставалось неоднородным, но уровни развития национальных культур начали выравниваться.  Все национальные школы участвуют в общеевропейском процессе, что и закрепилось в общем названии периода – Просвещение («человек разумный» -  К.Линней).

Характерные черты Просвещения:

  •  В основе этого процесса – развитие промышленного производства (рынок, финансовое обращение, завершение стадии мануфактур, утверждение принципов свободной конкуренции).
  •  Формирование демократической идеологии, либерализм. Это проявилось в компромиссной форме просвещённой монархии, в теориях утопического социализма.
  •  Изменение характера религиозности.  Религиозность становится  приватным (частным, неофициальным) делом, особенно у протестантов. Официальная религиозность всё больше переходит в соблюдение  внешних форм обрядности.   
  •  Идеология Просвещения – порождение западной цивилизации, поэтому это определение  (как название культурной эпохи)  не может быть эксплицировано (перенесено) на культуры Востока.
  •  Завершение перехода от феодального общества и его мифологизировано-традиционалистской культуры к культуре светской, гуманистической, персоналистской и рационалистической.
  •  Первые попытки перехода от суммативности средневековой философии  к системным реконструкциям бытия, способных дать целостную картину мира с опорой на научные знания.
  •  Универсальным противоречием 18 века становится противоречие  между рационалистическими и эмотивными тенденциями культуры. Эмотивизм (сентиментализм) и  рационализм существуют во взаимном тяготении. В 18 веке равно разрушительными были  «смех Вольтера» и «плач Руссо» (А.И.Герцен).

Рационалистические тенденции Просвещения.

  •  Французское название Просвещения – le siecle des lumières –  «век света». Это – калька (точный перевод с иностранного языка составных частей слова соответствующими словами или морфемами родного языка) с немецкого die Aufklärung. Принято полагать, что употребление французами слово «свет» в названии эпохи носит концептуальный и полемический  по отношению к религиозной символике характер. В христианской теологии метафорический смысл термина закрепил мифологическое обожествление солнца как природного источника света. Антитеза свет – мрак символизирует оппозиции верх – низ, небесное – подземное, божественное – дьявольское, жизнь – смерть и имеет экзистенциально-ценностный смысл. В этой связи  религиозное искусство последовательно и многообразно воплощало семантику света: золотые фоны византийских мозаик, светоносные нимбы персонажей неба, дематериализация камня и «замещение» его  витражами готических  храмов. Всё это закреплено в знаменитых словах Дж. Мильтона в поэме «Потерянный рай»: «Господь есть свет». Таким образом, в названии эпохи «век света»  заключено противопоставление Божественного света свету Разума. Это означало утверждение способности человека мыслить, а не верить.  Вслед за декартовским cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую») пришло знаменитое определение человека  как «человека разумного», которое дал К.Линней, разграничивая виды человека и животного. Для 18 века типичен ответ астронома П.-С.Лапласа на вопрос Наполеона о месте Бога в лапласовской картине мира: «У меня не было необходимости в этой гипотезе».   Таким образом,  в Просвещении понятие «свет» было перенесено из теологии на мыслительную способность человека.
  •  «Религия, понимание природы, общество, государственный  строй – всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существование, либо отказаться от него. Мыслящий  рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Ф.Энгельс).  Символическим доказательством мощи человеческого разума является издание 35 томов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», выпущенное выдающимися учёными Франции под руководством Д.Дидро и Ж.Л. д’Аламбера. Энциклопедия включала три главных раздела: науки, свободные искусства и механические ремёсла. В энциклопедии описываются материалы, из которых готовятся вещи, изображаются инструменты и машины в разобранном и собранном виде, объясняются и в гравюрах показываются процессы работы, перечисляются профессиональные термины и т.д. Одна из существенных новаций Просвещения – возвышение ремесла и промышленности на уровень духовной культуры и художественного творчества.

    Ситуация в Англии, Германии, России была в это время несколько иной.  Их экономическое и политическое развитие было несоизмеримо более низким. Название эпохи в Англии однотипно немецкому и русскому – enlightenment, т.е. акцент делается не достигнутом состоянии, как во Франции, а на самой деятельности, цель которой – формирование просвещённого человека. «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…Sapere aude ! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (И.Кант).  

  •  В этой связи – научная революция. Утверждение «естественного закона», который не знает исключения ни для Бога, ни для человека, в том числе – монарха. Естественный закон действует во всех сферах жизни –естественные права и свободы, естественные потребности, т.е общественное сводилось к природному.  Отсюда – поиски «всеобщего порядка», склонность к классификациям и схемам.
  •  Образование новых наук – политической экономии (Англия), эстетики (Германия, А.Баумгарен).
  •  Создание первого культурологического исследования Джамбаттиста Вико  (1668-1744) – системного постижения исторического бытия человечества в его труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Это первый в европейской интеллектуальной жизни труд, специально посвящённый философии истории («новой науке»). Дж. Вико полагает, что «познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим».  Мир природы создан Богом и может быть познан только им. Мир людей  («мир гражданственности») создан людьми, и наука о нём людям доступна.  

 Эмотивистские тенденции Просвещения.

  •  Культурное движение сентиментализма. То, что имелось в виду в работах Ж.-Ж. Руссо – эмоциональная жизнь личности, –  на современном языке точнее обозначать термином «эмотивизм», а не «сентиментализм».
  •  Разрыв с религиозным сознанием и обоснование этического и педагогического идеала в его разных модификациях: гражданственно-политического («Штурм и натиск») и гедонистически-эстетического (А.Ватто, Ф.Буше, А.Фрагонар).
  •  Понимание процесса формирования человека не как его религиозное, а как его   нравственное воспитание. Отсюда – развитие педагогических теорий. Педагогическая деятельность и её теоретические обоснования находятся в эпицентре культуры. Теории  нравственного воспитания И.Канта  (сущность воспитания как отношение к вере) и  эстетического воспитания Ф.Шиллера (сущность воспитания по отношению к игре).
  •  Педагогическое и художественное очень тесно взаимодействуют. Рождается жанр романа воспитания (Г.Филдинг, И,В.Гёте).  Существенное изменение места искусства в европейской культуре – искусство  становится самостоятельным и необходимым предметом осмысления. Религиозное восприятие заменялось эстетическим отношением к действительности.  Отсюда – выдвижение и существенная роль в культуре Просвещения художественной критики, философской эстетики.
  •  Замена антитез вера – знание, наука – религия антитезами польза – красота, экономика – искусство, ремесло – игра.

Своеобразие Просвещения в русской культуре.

  •  Существенный разрыв между Россией и Западом (первый университет в Европе – в 12 в., в России – в 18 в.).
  •  18 век – период целостного преобразования социальной, экономической политической и культурной сферах – процесс «модернизации» русской жизни (Л.И.Семенникова).
  •  Совмещение в одном столетии тех этапов, которые европейские культуры проходили последовательно. Отсюда – уникальный духовный сплав («Умом Россию не понять», «больная совесть» русского интеллигента, этническая «гибридизация»  (концепция «евразийства») и т.п.).
  •  Роль деятельности Петра I. Его задача – беспрецедентная в истории мировой культуры. Петр I – «первый русский большевик» (М.Волошин), «большевик на троне» (Н.А.Бердяев). Петр I «варварскими средствами вырвал Россию из варварства» (К.Маркс). Основа преобразований – подъём науки и техники.
  •   Формирование нового типа личности – просвещённого патриота. Доминанта не образования, а воспитания.  Уникальность факта воспитания «гражданок»: создание специальных женских учебных заведений  (Институт благородных девиц в Смольном монастыре),  возможность женщине (княгине Е.Р.Дашковой) быть президентом Академии наук.  
  •  Особое отношение русского Просвещения в культуре античности, которая естественно включалась в «перестройку» русской  культуры.
  •  Духовно-психологический бицентризм – противостояние двух столиц. Москва – символ традиционалистской, славянофильской, эмотивистской (сентименталистской) тенденций. Петербург – символ новаторской, западнической, рационалистической тенденций.  Роль Московского университета, созданного М.В.Ломоносовым, как примиряющего начала.  В биполярности, гетерогенности русской культуры – её уникальность, сила и богатство.  

Художественная культура 17-18 веков.

Институциональный  (организационный) аспект.

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий.  В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие «свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса. 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была  определена  и структурно организована сфера культурного пространства. Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было  унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber).   Художник 17 в. А.Сакки  входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на  этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари.  Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи  художника и заказчика. Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.  

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства»: концерты, выставки. Сформировался  новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное. Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение; 2) вторичное – исполнительство.  А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр.  Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому  авторскому праву.

Информационный (содержательный) аспект.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм.

Новый образ человека.  Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни. В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме –  драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект.

В классицизме на 1 плане –  драматический театр.  Он влияет на все виды  и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра  (Монтеверди,  Скарлати, Перголези, Люли, Рамо, Гректри, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров.  Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды.  Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки. «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский, 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура  Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный.   В архитектуре много декора, игровых и гедонистических  мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе.   Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто  это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие  масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру.  В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг).  В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

        Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры.  Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко:

главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;

метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

подражать, опираясь на правила; нормативность;

цель искусства – воспитание личности, которой свойственна  не абстрактная  добродетельность, а    человека-гражданина;

доминирование родового над индивидуальным,  идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма:

прямое и непредвзятое подражание  (объективированность);

морализирование;

красота – форма истины и добра.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40999. Кар'єра як стратегія трудового життя. Планування і розвиток кар’єри 67 KB
  Ринок праці в сучасних економічних умовах характеризується високою конкуренцією і пред'являє до людини жорсткі вимоги: наявності не тільки відповідної кваліфікації, але і досвіду роботи, комунікабельності та новаторського мислення. Все це ускладнює процес працевлаштування навіть для висококласних професіоналів.
41000. Комплексоутворення в біологічних системах 55 KB
  Координаційне число – це число яке показує скільки простих лігандів координується навколо центрально атома.До тридентантних лігандів можна віднести аспарагінову кислоту до полідентантних – деякі аміно карбонові та поліамінокарбонові кислоти. Число приєднаних лігандів дорівнює координаційному числу поділеному на дентатність ліганду. Ось чому координаційне число не завжди збігається з числом приєднаних лігандів.
41001. Правове регулювання кредитних правовідносин 82 KB
  Характеристика форм та видів кредиту. Принципи за якими здійснюється банківське кредитування. Структура типової форми кредитного договору.
41002. Мистецькі здобутки української культури початку 20 століття 90.5 KB
  Міністерство освіти та науки України Донецький індустріальнопедагогічний технікум Лекція “Культура Київської Русіâ€ План.Особливості світогляду в епоху Київської Русі.Архітектура Київської Русі.Скульптура Київської Русі.
41003. Українське козацьке бароко 59.5 KB
  Архітектура українського бароко.Українська скульптура періоду бароко.Особливості барокової графіки.В архітектурних стилях XVII – XVIII ст. виявляються урізноманітнення економічного, політичного й культурного життя українського суспільства. Естетичні риси української архітектури яскраво виявлені у будівлях стилю бароко. Українське бароко поширюється у XVIIIст.
41004. Культурологія як наукова дисципліна: об’єкт і предмет 50.5 KB
  Сутність культури визначається у трьох основних її сферах: предмети матеріальної і духовної діяльності людини; суб’єкти творці і носії культури; національний характер народу менталітет мораль. Творчість від Бога і людини. Захід протиставляє Людину і Природу людина панує над природою може змінити її у відносності до своїх уявлень про досконалість і потреб єдність людини з природою можлива через підлаштування пристосування до людини. Східна культура орієнтується на нерозривність людини і природи на їх єдність на основі...
41005. СУТЬ, РОЛЬ І МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ МЕНЕДЖМЕНТУ 455 KB
  Суть зміст менеджменту та управління Менеджмент як система наукових знань та як мистецтво управління Рівні управління. Методи досліджень Менеджмент як специфічна сфера людської діяльності Будьяке управління це не тільки управління своїм часом а й управління процесами часу.
41006. М’язова система людини та її вікові особливості 145.5 KB
  Основні поняття теми: м’язи посмугований скелетний м’яз будова м’яза фасція м’язові волокна міофібрили актин міозин групи м’язів синергісти антагоністи згиначі розгиначі скорочення м’язів тонус м’язів сила м’язів втома м’язів рухова активність гіподинамія травматичні пошкодження опорнорухового апарату фізична культура динамічна робота статична робота фізична втома постава фізіологічна постава патологічна постава сколіоз кіфоз лордоз плоскостопість. Посмуговані скелетні м’язи – це активна частина...