29271

Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пантеон система всех богов египетских божеств включает несколько исторических пластов. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор сокол Ра с головой сокола Сехмет львица Анубис шакал и т. Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами.

Русский

2013-08-21

59 KB

3 чел.

Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы

 Египетская мифология

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины.

Пантеон  (система всех богов) египетских божеств включает несколько исторических пластов.   Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п.

Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу, Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца, став олицетворением власти фараона.
Развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного
быка Аписа. Известна легенда, что сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета, но по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову.
Центральное место в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в «Текстах пирамид».

Античная мифология

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. В греческих мифах действуют боги, герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычные земные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля), времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены), подземное и надземное царства (Олимп и Тартар).

Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.

Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов». Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей.

Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.

Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам.

Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи.

      

Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.

Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Основная добродетель римлян — патриотизм.

Библейская мифология

 

Центральный цикл источников - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период.

Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила ранние религиозно-мифологические представления древних евреев. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями.

Библейские предания отразили связь предков древних евреев (группы западносемитских племён) с обширным культурно-историческим ареалом древних цивилизаций Ближнего Востока; это отразилось не только в близости многих мифологических сюжетов, но, например, в предании об Аврааме, выступающем в Ветхом завете как родоначальник не одного еврейского, но и более широкого круга семитских народов. Предки древних евреев - кочевники на территории государств Ханаана и на земле египетской державы, постоянно переходившие со своими стадами с места на место. Книга Бытия описывает прародителей еврейского народа именно как кочевников-скотоводов.

В 13 в. до н. э. еврейские племена, сплотившиеся вокруг культа Яхве и бежавшие, согласно ветхозаветному преданию, от египетского фараона, вторглись в Палестину. «Исход из Египта» предание связывает с именем Моисея - вождя, обрисованного как законодатель, учащий народ религии Яхве, с теми её чертами, которые в основном принадлежат уже эпохе пророков (см. ниже).

Реликтом кочевого быта вплоть до 10 в. до н. э. остаётся заменявшая какое-либо неподвижное святилище переносная «скиния» Яхве (шатёр), содержавшая «ковчег завета» (особый ларец), с которым связывалось таинственное «присутствие» божества. Яхве воспринимался как племенной бог, идущий перед людьми племени в их странствиях и ведущий их войны. Вопрос о реальности божеств других религий пока не ставился.

Славянская мифология

 

В славянской мифологии, как и в других мифологиях мира, условно выделяются несколько «уровней»: боги (пантеон), культурные герои  (полубоги или люди, совершающие подвиги и творящие что-либо во благо народа) и многочисленные духи природы (низшая мифология).

Боги – общеславянское слово, первоначально связанное с представлениями о благе, богатстве. В народной традиции бог обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе (в большом дворце), но часто бродящего по земле в виде одинокого нищего странника.  

В народном мифологическом восприятии бог противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдаёт богу свою душу (Богу душу отдать – умереть).

Ярило (Ярила)– бог плодородия, пробуждающейся природы и весеннего света. Имя «Ярила» восходит к понятию яр – высшее проявление производительных сил, обеспечивающее максимум плодородия. Он имел восемь мечей и семь голов, был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая, звериная, была на груди. Культ Ярилы возник, вероятно, до великого расселения славян  (6 в.).

При всей популярности Ярилы, официальные источники не упоминают его среди русских божеств, и он выступает как персонаж неофициальной, «низшей» обрядности.

Перун – бог грозы (грома). Бог грозы связывался с военной функцией и считался покровителем военной дружины и её предводителя (князя). Его представляли в виде немолодого мужа: голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы – золотыми.

Главным оружием Перуна были камни, стрелы, топоры, являвшиеся предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах — «богомерзкие вещи»). Первоначально Перун представлялся в образе всадника на коне или на колеснице (позже – Илья-пророк). Он поражает своим оружием змеевидного врага, который прячется от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. Сварог – бог Неба, отец всего сущего. Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.

Стрибог – божество, связанное с атмосферными функциями. Его кумир был установлен в Киеве в 980 г. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.  

Лад – бог примирения и согласия, дружбы, искренности. Его имя созвучно слову «ладонь» как знаку открытых, честных намерений. Считается, что рукопожатием люди показывают друг другу, что в их руке нет оружия.

Велес – «скотий бог» — покровитель домашних животных и бог богатства. В христианскую эпоху Велес был заменен христианским покровителем скота св. Власием, Николой и Юрием (Георгием).

Нечистая Сила, нечисть – общее название для всех низших демонологических существ и духов. Народные представления о нечистой силе отражают двойственность (дуализм) божественного и бесовского начала.

Нечистая сила вездесуща, но её собственным пространством являются лишь «нечистые места»: пустоши, болота, перекрёстки, мосты, пещеры, ямы, все виды водоёмов и т. д.

Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость,

Наиболее обобщенным персонажем низшей мифологии является чёрт. 

Помочь человеку избавиться от нечистой силы мог Чур.

Чур был божеством не самого высокого ранга. Он почитался покровителем границ поземельных владений. Как житель прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и «зачураться»: «Чур меня!» (первоначально – Чур, побереги меня!).

Изображения Чура ставили на межах. Это были грубоватые деревянные  кругляши с условными знаками хозяев. Память о них сохранилась в словах чурбак, чурбан, чурка.

Многие образы славянской мифологии известны нам по былинам и сказкам.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24781. Сущность системного подхода к организациям. Синергетический эффект в организациях 135.5 KB
  Синергетический эффект в организациях Системный подход стал фактически тем инструментом который позволил создать современную теорию организации. Можно сказать что теория организации как наука родилась именно в рамках этого подхода. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. Люди объединяются в организации потому что цели которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них не могут быть достигнуты никем из них порознь.
24782. Структура финансовой системы 309 KB
  По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные государственные финансы включают: государственные бюджеты; государственные социальные внебюджетные фонды; государственный кредит; государственное страхование. К децентрализованным финансам относят: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы домохозяйств. И хотя нормативное регулирование налогообложение контроль за законностью финансовых операций социальное страхование присутствуют...
24783. Технологические уклады, основные периоды 54 KB
  Инновации и жизненный цикл продукта. Современный научнотехнический прогресс немыслим без интеллектуального продукта получаемого в результате инновационной деятельности. innovation нововведение новаторство мы понимаем инвестицию в новацию как результат практического освоения нового процесса продукта или услуги. Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий: разработка нового продукта; выход на рынок; развитие рынка; стабилизация рынка; уменьшение рынка; подъем рынка; падение рынка.
24784. Региональная экономика и управление 100 KB
  Место региональной экономики и управления в современной системе наук. Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются: экономика отдельного региона как субъекта РФ; экономические связи между регионами; региональные системы национальная экономика как система взаимодействующих регионов; размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей занятых в производстве. региональные аспекты экономической жизни госрегулирование...
24785. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ 89 KB
  Территориальные факторы и особенности расселения населения Размещение населения показывает распределение жителей по отдельным частям территории страны. Показателями размещения являются численность населения или доля от общей численности и плотность населения количество жителей на единицу площади. Если динамика населения страны в целом зависит в основном от естественного движения населения то изменение размещения населения внутри России связано в основном с миграционными процессами.
24786. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 168 KB
  В изучаемом курсе нас будет интересовать общая теория управления. И Кнорринг считает что управление в широком понимании этого термина непрерывный процесс воздействия на объект управления личность коллектив технологический процесс предприятие государство для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов[19]. Понятие управление используется в следующих значениях: 1 управление как наука система упорядоченных знаний в виде концепций теорий принципов способов и форм управления; 2 управление как...
24787. Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ 75 KB
  Суть административной реформы АР в Российской Федерации в комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности. Концепция нового государственного управления: мировая практика. Стремление осуществить АР в РФ соответствует идеям и мировой практике совершенствования государственного управления. во многих странах Запада был реализован значительный объем широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных...
24788. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Сущность системного подхода к организациям. Синергетический эффект в организациях 97.5 KB
  Системный подход стал фактически тем инструментом который позволил создать современную теорию организации. Можно сказать что теория организации как наука родилась именно в рамках этого подхода. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации.
24789. УПРАВЛЕНИЕ ПРСОНАЛОМ 147.5 KB
  Набор персонала заключается в комплектовании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности из которых организация отбирает подходящих для нее работников.; составление базы данных по кандидатам на вакантные должности; отбор персонала выявление различий между кандидатами и соответствующими требованиями будущей деятельности выбор лучших кандидатов; решение о приеме на работу; введение в должность адаптация работника. Это более тонкая по сравнению с отбором процедура идентификации характеристик человека и...