29271

Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пантеон система всех богов египетских божеств включает несколько исторических пластов. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор сокол Ра с головой сокола Сехмет львица Анубис шакал и т. Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами.

Русский

2013-08-21

59 KB

3 чел.

Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы

 Египетская мифология

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины.

Пантеон  (система всех богов) египетских божеств включает несколько исторических пластов.   Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п.

Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу, Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца, став олицетворением власти фараона.
Развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного
быка Аписа. Известна легенда, что сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета, но по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову.
Центральное место в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в «Текстах пирамид».

Античная мифология

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. В греческих мифах действуют боги, герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычные земные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля), времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены), подземное и надземное царства (Олимп и Тартар).

Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.

Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов». Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей.

Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.

Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам.

Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи.

      

Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.

Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Основная добродетель римлян — патриотизм.

Библейская мифология

 

Центральный цикл источников - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период.

Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила ранние религиозно-мифологические представления древних евреев. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями.

Библейские предания отразили связь предков древних евреев (группы западносемитских племён) с обширным культурно-историческим ареалом древних цивилизаций Ближнего Востока; это отразилось не только в близости многих мифологических сюжетов, но, например, в предании об Аврааме, выступающем в Ветхом завете как родоначальник не одного еврейского, но и более широкого круга семитских народов. Предки древних евреев - кочевники на территории государств Ханаана и на земле египетской державы, постоянно переходившие со своими стадами с места на место. Книга Бытия описывает прародителей еврейского народа именно как кочевников-скотоводов.

В 13 в. до н. э. еврейские племена, сплотившиеся вокруг культа Яхве и бежавшие, согласно ветхозаветному преданию, от египетского фараона, вторглись в Палестину. «Исход из Египта» предание связывает с именем Моисея - вождя, обрисованного как законодатель, учащий народ религии Яхве, с теми её чертами, которые в основном принадлежат уже эпохе пророков (см. ниже).

Реликтом кочевого быта вплоть до 10 в. до н. э. остаётся заменявшая какое-либо неподвижное святилище переносная «скиния» Яхве (шатёр), содержавшая «ковчег завета» (особый ларец), с которым связывалось таинственное «присутствие» божества. Яхве воспринимался как племенной бог, идущий перед людьми племени в их странствиях и ведущий их войны. Вопрос о реальности божеств других религий пока не ставился.

Славянская мифология

 

В славянской мифологии, как и в других мифологиях мира, условно выделяются несколько «уровней»: боги (пантеон), культурные герои  (полубоги или люди, совершающие подвиги и творящие что-либо во благо народа) и многочисленные духи природы (низшая мифология).

Боги – общеславянское слово, первоначально связанное с представлениями о благе, богатстве. В народной традиции бог обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе (в большом дворце), но часто бродящего по земле в виде одинокого нищего странника.  

В народном мифологическом восприятии бог противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдаёт богу свою душу (Богу душу отдать – умереть).

Ярило (Ярила)– бог плодородия, пробуждающейся природы и весеннего света. Имя «Ярила» восходит к понятию яр – высшее проявление производительных сил, обеспечивающее максимум плодородия. Он имел восемь мечей и семь голов, был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая, звериная, была на груди. Культ Ярилы возник, вероятно, до великого расселения славян  (6 в.).

При всей популярности Ярилы, официальные источники не упоминают его среди русских божеств, и он выступает как персонаж неофициальной, «низшей» обрядности.

Перун – бог грозы (грома). Бог грозы связывался с военной функцией и считался покровителем военной дружины и её предводителя (князя). Его представляли в виде немолодого мужа: голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы – золотыми.

Главным оружием Перуна были камни, стрелы, топоры, являвшиеся предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах — «богомерзкие вещи»). Первоначально Перун представлялся в образе всадника на коне или на колеснице (позже – Илья-пророк). Он поражает своим оружием змеевидного врага, который прячется от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. Сварог – бог Неба, отец всего сущего. Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.

Стрибог – божество, связанное с атмосферными функциями. Его кумир был установлен в Киеве в 980 г. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.  

Лад – бог примирения и согласия, дружбы, искренности. Его имя созвучно слову «ладонь» как знаку открытых, честных намерений. Считается, что рукопожатием люди показывают друг другу, что в их руке нет оружия.

Велес – «скотий бог» — покровитель домашних животных и бог богатства. В христианскую эпоху Велес был заменен христианским покровителем скота св. Власием, Николой и Юрием (Георгием).

Нечистая Сила, нечисть – общее название для всех низших демонологических существ и духов. Народные представления о нечистой силе отражают двойственность (дуализм) божественного и бесовского начала.

Нечистая сила вездесуща, но её собственным пространством являются лишь «нечистые места»: пустоши, болота, перекрёстки, мосты, пещеры, ямы, все виды водоёмов и т. д.

Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость,

Наиболее обобщенным персонажем низшей мифологии является чёрт. 

Помочь человеку избавиться от нечистой силы мог Чур.

Чур был божеством не самого высокого ранга. Он почитался покровителем границ поземельных владений. Как житель прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и «зачураться»: «Чур меня!» (первоначально – Чур, побереги меня!).

Изображения Чура ставили на межах. Это были грубоватые деревянные  кругляши с условными знаками хозяев. Память о них сохранилась в словах чурбак, чурбан, чурка.

Многие образы славянской мифологии известны нам по былинам и сказкам.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71786. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕГО РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 146.5 KB
  Административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере публичного управления проводится в определенных формах и с помощью методов административно-правового регулирования. В связи с этим повышенный интерес правоведов вызывает концепция нормативного правового акта...
71787. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ ОБВИНЯЕМОГО, И ИХ РОЛЬ В РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ 140 KB
  В уголовном праве личность обвиняемого изучается при помощи анализа признаков субъекта преступления. Что касается факультативных признаков субъекта преступления то они должны указываться в диспозициях норм Особенной части Уголовного кодекса и являются признаками ...
71788. К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЛИЦА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛИБО СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 99.5 KB
  Известно что частью преступлений экономической направленности и важным фактором совершения многих иных преступлений являются преступления против интересов государственной и муниципальной службы а также службы в коммерческих и иных организациях.
71789. ПОНЯТИЕ АКЦИИ И АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА ПО ПРАВУ США 94.5 KB
  Мнения о времени появления акций в США, о происхождении и сущности их в высшей степени разноречивы. Фремери (Fremery) относит появление акций ко времени возникновения первой Голландско-Ост-Индийской компании, т. е. к 20 марта 1602 г.
71790. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ 195 KB
  Права человека органично вплетены в повседневную деятельность людей в их общественные отношения. Такие права как право на жизнь честь и достоинство личности свободу совести мнений убеждений автономию личной жизни право на участие в политических процессах необходимые условия...
71791. О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 110.5 KB
  Обобщив наиболее распространенные в научной среде определения административной ответственности последнюю можно было бы предварительно определить как вид юридической ответственности которая выражается в применении органом управления должностным лицом административного наказания...
71792. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 75.5 KB
  Под таковыми понимаются факты фактические обстоятельства имеющие согласно закону юридическое значение в качестве правового основания условия необходимого для реализации нормы права. В налоговом праве можно выделять юридические факты двух видов действия бездействие и события.
71793. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 134 KB
  Государственное регулирование экономики и его методы могут быть разными в различных государствах. Принципы такого разграничения устанавливаются Конституцией в ней же закреплены основные предметы ведения и полномочий отнесенные к компетенции Федерации и ее субъектов.
71794. ПОНЯТИЕ ПРАВА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 229 KB
  Понятие права регионального интеграционного объединения имеет особое значение поскольку затрагивает соотношение полномочий объединения как международной организации с одной стороны и государств-членов с другой.