29272

Миф как универсальная культурно-историческая форма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мифы создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. причина мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.

Русский

2013-08-21

51.5 KB

15 чел.

Миф как универсальная культурно-историческая форма.

Классификация мифов.

    Мифологическое мышление определяется единством духовного и природного, отсюда его основа — закон тождества. Мифическое сознание в своем развитии проходит по крайней мере две стадии:

  •  для первой характерно полное тождество духовного и природного,
  •  для второй — разрушение этого тождества, связанное с выделением человеческого из природного окружения.

     Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма.

     Миф рождается стихией самой первобытной жизни.
Обычно
миф понимается как сказка, в которой  рассказывается о сотворении мира, о подвигах героев, о богах. Это подтверждается и этимологически, поскольку миф (греч.) – предание, повествование, басня.

      Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С.С.Аверинцев).

В первобытной культуре мифы выполняли роль науки, это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир. Позже мифология распадается на  различные формы общественного сознания:

- литература;

- наука;

- религия;

- политическая идеология и др.

Но все эти формы сохраняют некоторые признаки мифа, которые, вступив в новую структуру, переосмысливаются.  

Особенности мифа:

  •  чувственная конкретность;
  •  эмоциональность и богатство воображения;
  •  отсутствие рассудочности;
  •  антропоморфизм, т.е. перенесение на предметы человеческих свойств;
  •  неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта;
  •  замена сущности прецедентом, эпизодом («генетизм»).

Таким образом, термин миф многозначен.  

Сейчас часто используется термин мифологема (мифема) для обозначения сознательных заимствований из мифа мотивов и тем, которые воспроизводятся в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Этот термин тоже неоднозначен. Мифологемы понимаются и как мифологический пережиток  литературной практики, и как  её структурообразующий принцип. Обычно в мифологемах усматривают особо важные общечеловеческие смыслы. Можно констатировать повышенный интерес к мифологии и даже некоторый культ мифологии в современной художественной практике и гуманитарных науках.

Классификация мифов.

Этиологические мифы (от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

В широком смысле все мифы в той или иной степени  этиологические. Этим они отличаются от сказки, в которой обычно нет связи с элементами окружающей действительности.  В узком  смысле – это  те мифы, сущность которых сводится именно к объяснению происхождения чего-то существующего.

Тотемические мифы.

Тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род».

В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.

 Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.

Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

 Космогонические мифы

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

      Космогонические мифы часто начинаются с описания того,  что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу.

      Тексты  другого рода, наоборот, начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Антропогонические мифы.

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик.  В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Астрологические мифы

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными.  В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы –  в которых  солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28263. Функции внимания, его характеристики и методы диагностики 40.5 KB
  Функции внимания его характеристики и методы диагностики. Функции внимания: функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное Выделяют еще послепроизвольное внимание. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
28264. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций 62 KB
  Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым. Понятие единица мышления выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. Это основной вид мышления.
28267. Методы исследования и диагностики понятийного мышления 27 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное вышление. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смыслаи подтекста различие иерархии признаков центральные существенные случайные переферические Методы диагностики понятийного мышления Основные методы: Сравнение понятий выделение существенныхпризнаков...
28268. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 34 KB
  Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Используется при: решении задачвуме чтении про себя мысленном планировании запоминании припоминании Функции внутренней речи: логическая переработка сенсорных данных их осознание и понимание самоинструкции при выполнении произвольных действий самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний Выражается внутренняя речь в виде...
28269. Специфические особенности и классификация психических явлений 145.5 KB
  Психология наука о психике ее свойствах состоянии явлениях развитии. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуальнотипологических особенностей человека. психология это наука не только познающая но и созидающая конструирующая человека.
28270. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ 37.5 KB
  Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...