29272

Миф как универсальная культурно-историческая форма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. – причина – мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.

Русский

2013-08-21

51.5 KB

15 чел.

Миф как универсальная культурно-историческая форма.

Классификация мифов.

    Мифологическое мышление определяется единством духовного и природного, отсюда его основа — закон тождества. Мифическое сознание в своем развитии проходит по крайней мере две стадии:

  •  для первой характерно полное тождество духовного и природного,
  •  для второй — разрушение этого тождества, связанное с выделением человеческого из природного окружения.

     Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма.

     Миф рождается стихией самой первобытной жизни.
Обычно
миф понимается как сказка, в которой  рассказывается о сотворении мира, о подвигах героев, о богах. Это подтверждается и этимологически, поскольку миф (греч.) – предание, повествование, басня.

      Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С.С.Аверинцев).

В первобытной культуре мифы выполняли роль науки, это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир. Позже мифология распадается на  различные формы общественного сознания:

- литература;

- наука;

- религия;

- политическая идеология и др.

Но все эти формы сохраняют некоторые признаки мифа, которые, вступив в новую структуру, переосмысливаются.  

Особенности мифа:

  •  чувственная конкретность;
  •  эмоциональность и богатство воображения;
  •  отсутствие рассудочности;
  •  антропоморфизм, т.е. перенесение на предметы человеческих свойств;
  •  неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта;
  •  замена сущности прецедентом, эпизодом («генетизм»).

Таким образом, термин миф многозначен.  

Сейчас часто используется термин мифологема (мифема) для обозначения сознательных заимствований из мифа мотивов и тем, которые воспроизводятся в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Этот термин тоже неоднозначен. Мифологемы понимаются и как мифологический пережиток  литературной практики, и как  её структурообразующий принцип. Обычно в мифологемах усматривают особо важные общечеловеческие смыслы. Можно констатировать повышенный интерес к мифологии и даже некоторый культ мифологии в современной художественной практике и гуманитарных науках.

Классификация мифов.

Этиологические мифы (от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

В широком смысле все мифы в той или иной степени  этиологические. Этим они отличаются от сказки, в которой обычно нет связи с элементами окружающей действительности.  В узком  смысле – это  те мифы, сущность которых сводится именно к объяснению происхождения чего-то существующего.

Тотемические мифы.

Тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род».

В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.

 Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.

Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

 Космогонические мифы

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

      Космогонические мифы часто начинаются с описания того,  что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу.

      Тексты  другого рода, наоборот, начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Антропогонические мифы.

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик.  В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Астрологические мифы

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными.  В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы –  в которых  солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10882. Історія і сучасна релігійна ситуація в Україні 149 KB
  Дохристиянські (язичницькі) вірування та світогляд давніх українців є важкодосліджуваними, оскільки всі письмові свідчення сучасників про них належать християнським авторам, які вороже ставилися до язичництва або замовчували його існування. Проте язичництво дожило до наших днів — у народних піснях
10884. Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання 15.72 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання. Мета: виявити рівень сформованості навичок обробки фанери і ДВП; розвивати навички самоконтролю та політехнічне мислення; виховувати культуру праці. Об'єкти практичної діяльності ...
10885. Типові і спеціальні деталі 57.5 KB
  Типові і спеціальні деталі. Види з'єднань деталей Мета: дати поняття про типові й спеціальні деталі; ознайомити з призначенням та загальною будовою коловорота ручного дриля затискачів столярних верстаків; розвивати інтерес до техніки розширювати технічний кругозір
10886. Поняття про провідники та ізолятори. Проводи та їх види 155 KB
  Тема уроку: Поняття про провідники та ізолятори. Проводи та їх види. Мета уроку. Засвоєння знань про будову і призначення ізольованих проводів правила безпечної роботи під час виконання електротехнічних робіт. Формування умінь здійснювати монтаж простого електричного...
10887. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів 78 KB
  Тема. 1.4. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів...
10888. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця 75 KB
  Тема. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця. Мета: сформувати в учнів поняття про процес різання та уявлення про технологію пиляння фанери і ДВП; розвивати політехнічне мислення; виховувати культу...
10889. Процес випилювання з фанери й ДВП, обпилювання, шліфування 237 KB
  Тема уроку: Процес випилювання з фанери й ДВП обпилювання шліфування. Мета уроку. Формування вмінь виконувати обпилювання фанери; закріплення знань про обпилюваяння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставлення д
10890. Технологія обробітку та захисту ґрунтів 63.5 KB
  Тема уроку: Технологія обробітку та захисту ґрунтів. Мета уроку. Засвоєння знань про типи структуру та родючість ґрунтів; ручні знаряддя праці; прийоми і послідовність ручного обробітку ґрунту; види механізованого обробітку ґрунту; правила безпечної праці та особист