29272

Миф как универсальная культурно-историческая форма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мифы создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. причина мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.

Русский

2013-08-21

51.5 KB

15 чел.

Миф как универсальная культурно-историческая форма.

Классификация мифов.

    Мифологическое мышление определяется единством духовного и природного, отсюда его основа — закон тождества. Мифическое сознание в своем развитии проходит по крайней мере две стадии:

  •  для первой характерно полное тождество духовного и природного,
  •  для второй — разрушение этого тождества, связанное с выделением человеческого из природного окружения.

     Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма.

     Миф рождается стихией самой первобытной жизни.
Обычно
миф понимается как сказка, в которой  рассказывается о сотворении мира, о подвигах героев, о богах. Это подтверждается и этимологически, поскольку миф (греч.) – предание, повествование, басня.

      Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С.С.Аверинцев).

В первобытной культуре мифы выполняли роль науки, это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир. Позже мифология распадается на  различные формы общественного сознания:

- литература;

- наука;

- религия;

- политическая идеология и др.

Но все эти формы сохраняют некоторые признаки мифа, которые, вступив в новую структуру, переосмысливаются.  

Особенности мифа:

  •  чувственная конкретность;
  •  эмоциональность и богатство воображения;
  •  отсутствие рассудочности;
  •  антропоморфизм, т.е. перенесение на предметы человеческих свойств;
  •  неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта;
  •  замена сущности прецедентом, эпизодом («генетизм»).

Таким образом, термин миф многозначен.  

Сейчас часто используется термин мифологема (мифема) для обозначения сознательных заимствований из мифа мотивов и тем, которые воспроизводятся в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Этот термин тоже неоднозначен. Мифологемы понимаются и как мифологический пережиток  литературной практики, и как  её структурообразующий принцип. Обычно в мифологемах усматривают особо важные общечеловеческие смыслы. Можно констатировать повышенный интерес к мифологии и даже некоторый культ мифологии в современной художественной практике и гуманитарных науках.

Классификация мифов.

Этиологические мифы (от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

В широком смысле все мифы в той или иной степени  этиологические. Этим они отличаются от сказки, в которой обычно нет связи с элементами окружающей действительности.  В узком  смысле – это  те мифы, сущность которых сводится именно к объяснению происхождения чего-то существующего.

Тотемические мифы.

Тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род».

В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.

 Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.

Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

 Космогонические мифы

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

      Космогонические мифы часто начинаются с описания того,  что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу.

      Тексты  другого рода, наоборот, начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Антропогонические мифы.

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик.  В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Астрологические мифы

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными.  В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы –  в которых  солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66218. ОСВІТА І ПЕДАГОГІЧНА ДУМКА В УКРАЇНІ ВІД КИЇВСЬКОЇ РУСІ ДО ПОЧАТКУ 20 СТОЛІТТЯ 235.5 KB
  Давні слов'янські племена, за даними археології і за свідченнями візантійських джерел, відзначались такими рисами: загострене почуття спільності і справедливості, стійка віра у верховного бога, віра в магію, добропорядність, військова навченість, мужність, фізичний розвиток, загартованість, витривалість.
66219. Движение и развитие персонала организации 73.5 KB
  Структура и методы обучения Основные направления профессионального развития персонала Развитие персонала совокупность мероприятий в области обучения повышения профессионального мастерства и квалификации персонала.
66220. Методы программирования. Объектно-ориентированное программирование 29.25 KB
  Структурное программирование Основные положения концепции структурного программирования были сформулированы в 60х годах XX века голландским ученым Э. Технология структурного программирования зиждется на идее о выделении множества базисных элементов...
66221. Освіта в Україні з 1917 р. до початку 21 століття 85 KB
  Навчання у школах і вищих навчальних закладах переводилось на українську мову. Значна частина шкіл перейшла на навчання українською мовою. Кошти на освітні реформи в основному давала громадськість: пожертви з боку багатих інтелігенції земств сільські сходи часто постановляли зібрати кошти на організацію навчання.
66222. Управление деловой карьерой персонала организации 97 KB
  Технология формирования резерва руководителей Кадровый резерв это группа руководителей и специалистов обладающих способностью к управленческой деятельности отвечающих требованиям предъявляемым должностью того или иного ранга подвергшихся отбору...
66223. СУЧАСНІ ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ ОСВІТИ В СВІТІ 146 KB
  Провідним державам успіх у світі забезпечили такі фактори: при відборі спеціалістів розум і талант переважає над походженням створена система відбору здібних і умілих для продовження навчання діє гнучка система економіки управління...
66224. Стимулирование и мотивация труда персонала 69 KB
  Мотивация в современных условиях выступает одной из важнейших функций управления персоналом и представляет собой процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей и интересов в сочетании с достижением целей организации.
66225. Роль служб управления персоналом в разработке систем оплаты труда 86.5 KB
  Разработка системы оплаты труда. Особенности традиционной тарифной и нетрадиционной бестарифной моделей оплаты труда. Разработка системы оплаты труда.