29272

Миф как универсальная культурно-историческая форма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мифы создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. причина мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.

Русский

2013-08-21

51.5 KB

15 чел.

Миф как универсальная культурно-историческая форма.

Классификация мифов.

    Мифологическое мышление определяется единством духовного и природного, отсюда его основа — закон тождества. Мифическое сознание в своем развитии проходит по крайней мере две стадии:

  •  для первой характерно полное тождество духовного и природного,
  •  для второй — разрушение этого тождества, связанное с выделением человеческого из природного окружения.

     Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма.

     Миф рождается стихией самой первобытной жизни.
Обычно
миф понимается как сказка, в которой  рассказывается о сотворении мира, о подвигах героев, о богах. Это подтверждается и этимологически, поскольку миф (греч.) – предание, повествование, басня.

      Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С.С.Аверинцев).

В первобытной культуре мифы выполняли роль науки, это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир. Позже мифология распадается на  различные формы общественного сознания:

- литература;

- наука;

- религия;

- политическая идеология и др.

Но все эти формы сохраняют некоторые признаки мифа, которые, вступив в новую структуру, переосмысливаются.  

Особенности мифа:

  •  чувственная конкретность;
  •  эмоциональность и богатство воображения;
  •  отсутствие рассудочности;
  •  антропоморфизм, т.е. перенесение на предметы человеческих свойств;
  •  неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта;
  •  замена сущности прецедентом, эпизодом («генетизм»).

Таким образом, термин миф многозначен.  

Сейчас часто используется термин мифологема (мифема) для обозначения сознательных заимствований из мифа мотивов и тем, которые воспроизводятся в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Этот термин тоже неоднозначен. Мифологемы понимаются и как мифологический пережиток  литературной практики, и как  её структурообразующий принцип. Обычно в мифологемах усматривают особо важные общечеловеческие смыслы. Можно констатировать повышенный интерес к мифологии и даже некоторый культ мифологии в современной художественной практике и гуманитарных науках.

Классификация мифов.

Этиологические мифы (от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

В широком смысле все мифы в той или иной степени  этиологические. Этим они отличаются от сказки, в которой обычно нет связи с элементами окружающей действительности.  В узком  смысле – это  те мифы, сущность которых сводится именно к объяснению происхождения чего-то существующего.

Тотемические мифы.

Тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род».

В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.

 Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.

Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

 Космогонические мифы

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

      Космогонические мифы часто начинаются с описания того,  что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу.

      Тексты  другого рода, наоборот, начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Антропогонические мифы.

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик.  В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Астрологические мифы

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными.  В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы –  в которых  солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47010. Эластичность спроса и предложения. Финансовая устойчивость страховых компаний и ее составляющие 45.47 KB
  Эластичность - степень реакции одной экономической величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой...
47011. Морфологическая категория лица и числа глагола 44.5 KB
  Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему формы 1 лица к собеседнику формы 2 лица или к лицу которое не является ни говорящим ни собеседником а также к неодушевленному предмету формы 3 лица. Формы 1 и 2 л. В качестве производителя действия равно выступает как лицо формы 1 2 3 л. так и предмет формы 3 л.
47015. Электрохимическая коррозия. Механизм протекания на границе «металл – электролит» 44.54 KB
  Коррозия металлов это процесс вызывающий разрушение металла или изменение его свойств в результате химического либо электрохимического воздействия окружающей среды. Электрохимическая коррозия взаимодействие металла с корой электропроводящей средой при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительного компта корой среды протекает не в одном акте и их скорость зависит от величины элемого потенциала металла. Термином электрохимическая коррозия объединяют следующие виды коррозионных процессов: коррозия в...
47016. Социальный прогноз 45 KB
  Цели прогнозирования поисковые нормативные Методы прогнозирования: 1. постановка задач выделение состава диагностируемых ситуаций определение эталонных нормативных параметров ситуаций выбор методов диагностирования. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования как общенаучные так и частные. Требование к методу соц диагностики 1.
47017. Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса. Основные составляющие технологии редакционно-издательского процесса 45 KB
  Редакционноиздательский процесс это процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или рассмотрения авторского оригинала до сдачи тиража в книготорговую сеть. Главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса его стадий к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работа с автором и рукописью; оформление издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфпредприятии контроль и приемка тиража; реализация...
47018. Лексика и ее виды 45 KB
  Переходя из одного жаргона в другой слова их общего фонда могут менять форму и значение: темнить в арго скрывать добычу потом хитрить на допросе в современном молодежном жаргоне говорить неясно увиливать от ответа. Например в современном французском языке многие слова арго используют как молодежь из бедных кварталов так и менеджеры с высшим образованием. Диалект является полноценной системой речевого общения устной или знаковой но не обязательно письменной со своими собственными словарём и грамматикой. Диалектная...