29382

Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие произнесение понимание.

Русский

2013-08-21

44 KB

134 чел.

4. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Психолог Т. Г. Егоров, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления». Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т. Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический и этап автоматизации».

Аналитический приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) происходят одновременно.  Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами. На синтетическое чтение учащиеся переходят в II классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется – это этап автоматизации. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста.

Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, что учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

  1.  Каждодневное упражнение в чтении
  2.  Отбор текстов с учетом психологических и возрастных особенностей детей
  3.  Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения
  4.  Специально организовывать чтение про себя: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, собственно чтение про себя.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок целесообразно:

а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено,

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав,

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий),

г) предварительное чтение текста про себя,

д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,

е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30—40 слов в минуту, к концу II класса — 60— 80 слов, к концу III — 80—90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

Упражнения:

  •  Чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;
  •  Чтение отрывков на время
  •  Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям

Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также собственным отношением ученика к изображаемому.

Все приемы предварительной работы с текстом можно разделить на 2 группы:

- компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности

- приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

Приемы, компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности:

  1.  Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтении. (рассказ Толстого «Котенок», расскажи о своем котенке, как ухаживаешь и т.д.)
  2.  Рассказ учителя, когда тема чтения незнакома детям, или мало знакома.
  3.  Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке. Компоненты словарной работы:

- лексическая работа

- работа по предупреждению ошибочного чтения

- орфографическая работа (имеет место на русском языке)

Для объяснения значения слов используются следующие приемы:

- подбор синонимов

- Через антонимы

- Развернутое описание

- Показ предмета или изображение

- по сноске или словарю

Приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

  1.  Предварительное рассматривание иллюстраций (предположение о предстоящем чтении)
  2.  Вычленение ориентирующих слов (первое и последнее предложения)

На заключительном этапе:

  1.  Чтение по ролям (для текстов, насыщенных диалогами)
  2.  Пересказ текста (подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий)
  3.  Выразительное чтение текста (базируется на таком навыке чтения, как выразительность)

Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему.   Формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, темпом, тембром. Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74063. Основные положения качественного и количественного анализа 15.48 KB
  Цель аналитической химии установление качественного и количественного состава вещества или смеси веществ. Задачей качественного анализа является выяснение качественного состава вещества т е. В зависимости от задания аналитическая химия подразделяется на качественный анализ нацеленный на определение того что или какие вещества в какой форме находится в образце и количественный анализ нацеленный на определение того сколько данного вещества находится в образце. Для определения качественного состава какоголибо вещества необходимо...
74064. Количественные методы исследования химического состава соединений и продуктов 13.94 KB
  Количественный химический анализ имеет целью определение относительного количества отдельных составных частей какоголибо химического соединения или смеси. Применяемые в нём методы находятся в зависимости от качеств состава вещества и потому количественному химическому анализу должен предшествовать всегда качественный химический анализ. Для производства количественного анализа можно применять два различных метода: весовой и объемный. При объёмном анализе измеряются объёмы титрованных содержащих определенное количество реактива растворов...
74065. Аналитические группы катионов 15.03 KB
  К I аналитической группе относятся катионы щелочных металлов калия K натрия N лития Li и катион аммония NH4. Вследствие этого катионы данной группы не имеют группового реагента и открывают их только с помощью частных реакций. Перед проведением частных реакций на катионы I аналитической группы ионы других групп удаляют методом осаждения например в виде карбонатов в нейтральной или щелочной среде. Ко II аналитической группе относятся катионы дающие малорастворимые соединения при взаимодействии с соляной кислотой и ее солями.
74066. Государственно-правовое развитие Англии в Новейшее время 121 KB
  Эволюция государства и права в новейшее время. Основные тенденции развития государства и права в ХХ веке. Новейший период в истории государства и права связан с серьезными изменениями в политической системе многих стран обусловленными глубокими социально-экономическими причинами. Основное назначение современного права состоит в том чтобы сохраняя основные устои общества трансформировать его приспособить к новым общественным потребностям.
74067. Соединенные Штаты Америки в Новейшее время 137.5 KB
  Государственное развитие США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Особенности государственного развития США в Новейшее время.
74068. Франция в Новейшее время 99 KB
  Развитие государственного устройства Франции в Новейшее время. Право Франции в Новейшее время. Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами Государственный строй Франции после Первой мировой определялся Конституцией 1875 г. В 30е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций...
74069. Государственное развитие Германии в ХХ веке 140.5 KB
  Государственное развитие Германии в ХХ веке. Право Германии в Новейшее время. Революция 1918 года в Германии. Поражение Германии в Первой мировой войне внутренние противоречия влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г.
74070. Государство и право Китая и Японии в Новое и Новейшее время 168 KB
  Парламент Китая под нажимом Юань Шикая совершившего государственный переворот вносит во Временную конституцию изменения целью которых было расширить права президента и ограничить права парламента. еще больше расширили права президента. Провозглашалось равенство граждан перед законом и национальное равноправие гарантировались...
74071. Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран» 48.5 KB
  Предмет методы и основные источники Истории права зарубежных стран. Истоки права. История ПЗС иногда ее называют Всеобщая история государства и права изучает возникновение оформление и функционирование правовых обычаев и законов а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи...