29385

Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки)

Доклад

Педагогика и дидактика

Модель урока литературного чтения по изучению рассказа сказки Эпос – один из трёх родов литературы повествовательный род. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок необычность обстановки в которой развертываются события; привлекают герои смелые сильные находчивые удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок всецело...

Русский

2013-08-21

35.5 KB

16 чел.

7. Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки)

  Эпос – один из трёх родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса, которые изучаются в начальной школе: сказка (волшебные, бытовые, о животных), повесть, рассказ, басня.

Эпос как род литературы воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.

Методика чтения сказок

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые, удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Трижды посылает отец своего сына в работники, но только на третий раз получает желаемые результаты.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.

Сказки о животных.

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире.

Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются: сказка Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», сказка М. Горького «Воробьишко» и др.

Волшебные сказки.

Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

В книгах для чтения в I—III классах представлены такие волшебные, народные сказки, как «Гуси-лебеди», «Семь Симеонов» и некоторые другие. К волшебным сказкам относятся также «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина.

В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. В сказке «Гуси-лебеди» такими помощниками девочке Маше стали печка, яблонька и молочная речка — кисельные берега.

Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46686. Основні характеристики сучасної української літературної мови. Види мовних норм 26 KB
  Основні характеристики сучасної української літературної мови. Основні характеристики мовної норми на сучасному етапі розвитку літературної мови. Літературна мова унормована стандартна правильна з погляду усталених кодифікованих норм форма національної мови що обслуговує культурноосвітні потреби нації виконує консолідуючу функцію шляхом використання у сферах державного управління ЗМІ науки культури та літератури. Мовна норма сукупність найтісніших усталених елементів мови які в процесі історичного розвитку відібрала і закріпила...
46690. Поняття про фразеологію. Типи фразеологізмів 26 KB
  Фразеологізм це стійке сполучення слів побудоване як словосполучення чи речення і характеризується злитістю компонентів цілісністю значення та автоматичною відтворюваністю в мовленні. За ступенем злитості значень слів які входять до фразеологізму їх поділяють на фразеологічні зрощення стійке сполучення слів значення якого не випливає зі значень окремих слів точити ляси піймати облизня; фразеологічні єдності стійке сполучення слів про значення якого можна здогадуватися із значень окремих слів як в рот води набрати;...
46691. Синтаксична норма. Однорідні члени речення, дієприкметникові та дієприслівникові звороти 26 KB
  Однорідні члени речення дієприкметникові та дієприслівникові звороти. Однорідні члени речення це такі члени речення які виконують однакову синтаксичну функцію відносяться до одного й того самого члена речення і поєднуються між собою сурядним зв’язком. Однорідні члени речення рівноправні і не залежать одне від одного. Однорідними можуть бути будьякі і головні і другорядні члени речення.
46694. ФИРМА В ЭКОНОМИКЕ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 26.48 KB
  Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том что она: представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу; является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом; выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; существование и рост фирмы...