29385

Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки)

Доклад

Педагогика и дидактика

Модель урока литературного чтения по изучению рассказа сказки Эпос один из трёх родов литературы повествовательный род. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок необычность обстановки в которой развертываются события; привлекают герои смелые сильные находчивые удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок всецело...

Русский

2013-08-21

35.5 KB

18 чел.

7. Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки)

  Эпос – один из трёх родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса, которые изучаются в начальной школе: сказка (волшебные, бытовые, о животных), повесть, рассказ, басня.

Эпос как род литературы воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.

Методика чтения сказок

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые, удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Трижды посылает отец своего сына в работники, но только на третий раз получает желаемые результаты.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.

Сказки о животных.

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире.

Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются: сказка Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», сказка М. Горького «Воробьишко» и др.

Волшебные сказки.

Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

В книгах для чтения в I—III классах представлены такие волшебные, народные сказки, как «Гуси-лебеди», «Семь Симеонов» и некоторые другие. К волшебным сказкам относятся также «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина.

В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. В сказке «Гуси-лебеди» такими помощниками девочке Маше стали печка, яблонька и молочная речка — кисельные берега.

Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70428. Создание интернет-магазина игрушек для ИП «Викулов» 2.28 MB
  Цели и задачи проекта: Целью проекта является разработка Интернет-магазина для ИП «Викулов». Исходя из поставленной цели, были определены задачи: изучение существующей организации магазина и выявление его недостатков; обоснование необходимости создания Интернет-магазина...
70429. Разработка индикатора нитратов на микроконтроллере 1.28 MB
  Цель исследования теоретическое исследование применения микропроцессорных устройств для определения нитратов. Объектом исследования является устройство определяющее количественное содержание нитратов в тестируемом объекте.
70431. Разработка информационной системы по учету и реализации комплектующих на примере компьютерного салона «ISE Computers» ИП «Емельянова И. С.» (клиент-серверная реализация) 1.3 MB
  Эффективное управление в условиях рыночной экономики невозможно без создания автоматизированных систем управления позволяющих оптимально организовать внутренние бизнес-процессы на предприятии и получать оперативную информацию для принятия обоснованных управленческих решений.
70432. Засоби оформлення документів у середовищі Word 2010 1.55 MB
  Створюючи документ, можна комбінувати різними способами текст і малюнки, оформляти текст, використовуючи спецефекти: обрамлення, заповнення і т.д. Добре ілюстрований текст приносить при читанні більше задоволення і дозволяє читачеві швидко сприйняти найбільш важливу інформацію...