29388

Пропедевтический этап в системе литературного образования школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Важнейшей особенностью предмета является формирование и развитие навыка чтения а также таких качественных характеристик чтения как сознательность и выразительность. Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения становление механизма чтения овладение слоговым и комбинированным способами чтения; на втором году обучения интенсивное овладение способом чтения целыми словами наращивание темпа чтения освоение способа чтения молча; на третьем году обучения становление способа чтения целыми словами в темпе соответствующем...

Русский

2013-08-21

49 KB

16 чел.

  1.  Пропедевтический этап в системе

литературного образования школьников.

В системе единого непрерывного литературного образования начальные классы рассматриваются как пропедевтический этап.

«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире, пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям.

В системе предметов начального цикла литературному чтению отводится особая роль, поскольку оно не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.

Исходные теоретические основы построения содержания

 Читаемые художественные рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, сказки и басни формируют у учащихся знания о мире в особой форме: в образах, представлениях, идеях. У младших школьников формируются представления и отношения к Родине, человеку, родной природе, труду, общечеловеческим и национальным культурным ценностям.

Важнейшей особенностью предмета является формирование и развитие навыка чтения, а также таких качественных характеристик чтения как сознательность и выразительность. Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения становление механизма чтения, овладение слоговым и комбинированным способами чтения; на втором году обучения – интенсивное овладение способом чтения целыми словами, наращивание темпа чтения, освоение способа чтения молча; на третьем году обучения – становление способа чтения целыми словами в темпе, соответствующем скорости разговорной речи учащихся; на четвёртом году обучения – совершенствование навыка чтения, наращивание скорости правильного и выразительного чтения, не препятствующей пониманию прочитанного, переход на продуктивное чтение молча, которое является более высокой ступенью овладения чтением.

Объектом изучения на уроках литературного чтения является детская художественная литература. Своеобразие литературы проявляется в ее многофункциональности: она несет в себе познавательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, эстетическую функции и воздействует не на отдельные стороны психики человека, а на личность в целом.

Приоритетными направлениями литературного образования в начальных классах должны быть развитие и обогащение чувственного, нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка, обучение мастерству чтения, способам работы с текстом и детской книгой, формирование потребности в чтении, развитие духовно-нравственной, гражданской, коммуникативной культуры учащихся.

Важнейшей задачей уроков литературного чтения становится не сообщение и накопление литературоведческих сведений, не знакомство с творческими биографиями писателей, а развитие тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия, а именно логического и образного мышления, творческой фантазии, произвольного и осмысленного запоминания, эмоциональной и духовно-нравственной сферы читателя.

Предметом читательской деятельности на уроках литературного чтения является художественный текст.

Цели учебного предмета – путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить младшего школьника к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.


Достижение этих целей предполагает решение следующих
задач:

  •  формирование образных представлений о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;
  •  воспитание средствами чтения гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию;
  •  формирование умений учебной деятельности;
  •  развитие эмоциональной отзывчивости, критического мышления и творческой активности младшего школьника;
  •  развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения младшего школьника, его начитанности;
  •  обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;
  •  формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для полноценного восприятия и понимания художественных произведений;

Содержательные линии предмета:

– овладение базовыми нормами гражданской и духовно-нравственной культуры;

– овладение навыком чтения;

– овладение умением выразительно читать;

– овладение читательскими умениями;

– овладение знаниями о литературе на уровне представлений;

– чтение и изучение лучших произведений детской русской и зарубежной литературы и на этой основе овладение знаниями о человеке и окружающем его мире в форме образных представлений;

– работа с детской книгой.


«Литература как предмет эстетического цикла»

Кудина Новлянская

Основная задача нашего курса литературы — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Исходным для курса является отношение «автор — художественный текст — читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников.

Перед эстетически развитым читателем стоят две задачи: 1) увидеть внутренний мир героев «глазами автора»; 2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор.

Таким образом, развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста.

Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в курсе — ведущая. Рассматривается как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип «От маленького писателя — к большому читателю».

Вадим Левин

«Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования»

Принципы:

• Ценности и привычки важнее знаний. Задачи предметов начального образования связаны не столько с формированием знаний и навыков, сколько особых ценностей, установок, потребностей, привычек.

• Урок - всегда событие. Основные формы организации учения - совместное проживание событий, совместная деятельность детей и взрослых, иногда  - осознание переживаний и способов действий. Познавательная рефлексия не должна вытеснять непосредственное переживание.

• Сохранение в детях детства не менее важно, чем их развитие. Значимо не только научное познание реальности, но и сохранение детской наивной свежести взгляда, способности к непосредственному эмоциональному схватыванию явлений мира.

Принцип соавторства. Ребёнок выступает соавтором в организации событий учебной жизни. Аналогично и отношение каждого учителя к применяемой им методике: он всегда выступает соавтором её разработчиков, он может и должен видоизменять методику в важных для себя направлениях.

Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д.

"Азбука словесного искусства"

В начальной школе направлена на формирование глубокого понимания детьми сущности художественной литературы как вида искусства, смысла художественного текста; при этом не ставится задача отработки техники чтения. Образование осуществляется на фольклорном материале и на произведениях, генетически связанных с устным народным творчеством.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

«Чтение и начальное литературное образование»

Направлена на подготовку эстетически и эмоционально развитого читателя, обладающего потребностью в чтении художественной литературы. Строится на принципах тематической группировки материала для чтения (с постепенным укрупнением и усложнением тем), жанрового разнообразия, оптимального соотношения произведений детской и "взрослой" литературы. Большое внимание уделяется совершенствованию техники чтения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39525. Промышленное и гражданское строительство 369.5 KB
  Методические указания содержат рекомендации по выполнению экономической части дипломных проектов и учитывают особенности определения техникоэкономических показателей строительных конструкций а также сметной стоимости строительства на основе ресурсносметных норм. БНТУ 2006 ВВЕДЕНИЕ Методические указания разработаны для студентов специальности 170 02 01 Промышленное и гражданское строительство и могут быть использованы при расчетах экономической части дипломных проектов а также при курсовом проектировании по дисциплинам...
39526. Разработка стратегии развития и совершенствование нынешней системы стратегического управления СУ-16 2.78 MB
  Если в прошлом многие компании могли весьма успешно функционировать обращая внимание в основном на внутренние проблемы связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования характера управления.Есть ли изменения существенные для фирмы Так туристические и транспортные компании постоянно оценивают динамику цен на топливо. Например реклама коттеджей это тактика строительной компании выбравшей...
39527. Инвестиционный проект предприятия малого бизнеса 7.76 MB
  В настоящее время основными видами деятельности акционерного общества являются производство строительно-монтажных работ, проектно-изыскательские работы, торгово-закупочная деятельность в области жилищного и производственного строительства. Производственная деятельность акционерного общества осуществляется в сотрудничестве с организациями
39528. Разработка предложений по определению размера убытков, связанных с изъятием земельных участков 3.85 MB
  Областью возможного практического применения является использование разработанных предложений по определению размера убытков, связанных с изъятием земельных участков при выполнении изъятия земельных участков в Республике Беларусь.
39529. Технологическое обеспечение процесса заточки круглых протяжек 19.62 MB
  Передний угол является важным параметром при выборе диаметра шлифовального круга и угла наклона его относительно оси протяжки.1 но вследствие подъёма на зуб от черновых зубьев к калибрующим зубьям все больше удаляется от оси протяжки и это изменение должно учитываться при входе шлифовального круга в стружечную канавку при заточке протяжки в автоматическом цикле. при позиционировании имеют место: вертикальные смещения шлифовальной головки и упорки от привода колоны деление подъёма на зуб горизонтальные перемещения протяжки от привода...
39530. ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ 6.06 MB
  Историкокультурные предпосылки возникновения фотографии и становления фотоискусства c середины до конца XIX в.2 Эволюция искусства фотографии в ХХ веке17 РАЗДЕЛ 2.2 Современные направления в фотографии30 2. Новые тенденции и особенности актуальной японской фотографии.
39531. Информационные технологии. Формы и способы представления данных 1.02 MB
  Формы и способы представления данных. Информация это интерпретация данных. 2 способа представления данных: в текстовом и числовом виде Текстовые данные воспринимаются передающими системами как текст записанный на какомлибо языке. Информационная технология это система методов и способов сбора накопления хранения поиска обработки анализа выдачи данных информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями предъявляемыми пользователями.
39532. Математическое моделирование 282.2 KB
  Для оценки эффективности проекта срок окупаемости с учетом дисконтирования следует сопоставлять со сроком реализации проекта длительностью расчетного периода. Норма дисконта определяется каждым участником проекта самостоятельно. Для эффективности проекта необходимо чтобы его ЧДД был положительным. Если ЧДД = 0 то проект находится на грани между эффективным и неэффективным что требует не отказа от проекта а более внимательного рассмотрения исходных данных заложенных в расчет эффективности.
39533. Приборы СВЧ и оптического диапазона 184 KB
  Требуется определить как надо изменить другой параметр чтобы получить ту же выходную мощность или как при этом изменится режим усилителя. Во сколько раз надо изменить мощность возбуждения чтобы выходная мощность осталась неизменной Решение: см. найдём отношение: Поскольку сначала до изменения параметров клистрон работал в оптимальном режиме то по графику определяем : Электронная мощность изменяется при изменении тока и напряжения . Но параметры не изменяются при условиях задачи а мощность возбуждения значит результат...