29390

Урок литературного чтения и его особенности. Моделирование урока литературного чтения в логике одной из образовательных программ (на примере одного литературного произведения)

Доклад

Педагогика и дидактика

Урок литературного чтения и его особенности. Моделирование урока литературного чтения в логике одной из образовательных программ на примере одного литературного произведения Современный урок литературного чтения имеет свои особенности: Каждый урок рассматривается как часть более широкой системы литературное развитие школьника Урок это этап в изучении литературного произведения Урок это художественнопедагогическое целое содержание форма уока будет определяться жанром и особенностями произведения а так же художественным миром...

Русский

2013-08-21

57 KB

133 чел.

3. Урок литературного чтения и его особенности. Моделирование урока литературного чтения в логике одной из образовательных программ

(на примере одного литературного произведения)

Современный урок литературного чтения имеет свои особенности:

  •  Каждый урок рассматривается как часть более широкой системы (литературное развитие школьника)
  •  Урок – это этап в изучении литературного произведения
  •  Урок – это художественно-педагогическое целое (содержание, форма уока будет определяться жанром и особенностями произведения, а так же художественным миром писателя)
  •  Субъективное обучение – отклик на сиюминутную потребность ученика
  •  Диалогичность урока
  •  Урока – это опора на художественный текст

Типология уроков

Голубков

Основа классификацииопределение места урока в системе уроков по изучению художественного произведения

  1.  Вводный урок  
  2.  Чтение
  3.  Анализ литературного произведения
  4.  Заключительное занятие

Кудряшев

  1.  Урок изучения художественного произведения
  •  Урок художественного восприятия
  •  Урок углубленной работы над произведением
  •  Урок обобщающий
  1.  Урок изучения основ теории литературы
  •  Уроки усвоения теоретическо-литературных понятий
  •  Урок изучения биографии писателя
  •  Урок обобщения, повторения и опроса
  1.  Урок развития речи
  •  Урок обучения устным рассказам, ответам
  •  Урок обучения сочинению
  •  Урок анализа сочинений и творческих работ
  1.  Урок внеклассного чтения
  •  Урок информативный (вводный)
  •  Урок подготовки к самостоятельному чтению и восприятию произведения
  •  Урок анализа произведения
  •  Урок обобщающего типа

Структура урока (комбинированный):

1. Организационный этап.

Общая дидактика говорит о необходимости перед каждым уроком проводить организационный этап, на котором учитель проверяет готовность детей к работе и помогает им успокоиться и переключиться с игры на перемене на учебную деятельность.

2. Этап проверки домашнего задания.

Именно с проверки домашнего задания чаще всего начинаются уроки литературы в начальной школе. В начальной школе обычно произведение изучается в течение одного-трех уроков, поэтому прежде, чем переходить к рассмотрению нового текста, необходимо подвести итоги уже проделанной работы. Однако, когда домашнее задание носит опережающий характер, оно может быть проверено не в начале урока, а там, где это наиболее целесообразно.

Этот этап – единственный из всех, который может «передвигаться» в структуре урока, все остальные строго закреплены и не могут быть опущены или переставлены со своего места на другое.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

создания установки на чтение и восприятие произведения (в начальной школе более распространен термин «подготовка к восприятию»). Этот этап – необходимое, обязательное звено в структуре урока литературы как в начальной, так и в средней школе, его необходимость следует из принципа непосредственного эмоционального восприятия произведения. На восприятие нельзя воздействовать, направляя его в русло определенного толкования, но мотивировать прослушивание текста необходимо. Это можно сделать и с помощью:

рассказа о событиях, связанных с созданием произведения,

беседы по личным впечатлениям учеников

различных произведений искусства (музыки, живописи), близких по теме к изучаемому произведению.

4. Этап первого восприятия

Это первое восприятие детьми текста. Для начальной школы характерно изучение небольших по объему произведений, поэтому в большинстве своем их прочитывают целиком на уроке .

5. Этап выявления специфики восприятия

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка диктует выделение в уроке этапа проверки первоначального, самостоятельного восприятия (в методике начальной школы распространен термин «первичное восприятие»). Цель этого этапа – определить, как эмоционально дети откликнулись на произведения, что именно им понравилось, запомнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли, что оказалось для них сложным, на какие детали текста следует обратить их внимание на этапе анализа, какие знания активизировать, какие навыки развить, чтобы скорректировать первое восприятие в процессе анализа. Но этот этап необходим и для решения важнейшей задачи, вытекающей из принципа учета потребностей ребенка, – мотивировать анализ произведения. Слушая ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что их мнения и оценки не во всем совпадают. Как следствие появляется желание разобраться в причинах этого явления, перечитать художественный текст. Как только противоречия обнаружены, учитель переходит от пятого к шестому этапу урока.

6. Этап постановки учебной задачи

Это развивающая задача, поставленная перед детьми в интересной, увлекательной для них форме: не просто проанализировать текст, не просто составить план произведения, а самим открыть какой-то секрет, закон, найти ответ на сложный, но очень важный и интересный вопрос, задуматься над тем, чего не видели и о чем не думали раньше и т.п.

Обычно учебная задача ставится двумя способами:

1) в виде предложения аналитической деятельности: задать проблемный вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения; предложить сопоставить разные варианты актерского прочтения произведения;

2) в виде предложения выполнить какое-либо творческое задание: оформить детскую книжку с картинками, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению, поиграть в режиссеров и сценаристов, составляющих киносценарий и т.п.

7. Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

На седьмом этапе, осознав учебную задачу и приняв ее, дети вновь обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу. Зная содержание произведения в целом, ребенок будет более внимательным к тексту, к его деталям, тем более, что перечитывание вызвано необходимостью решения учебной задачи. Если произведение большого объема, то перечитывать его можно по частям. Перед повторным чтением учитель может дать детям конкретное задание или задать вопрос, ответ на который нужно найти, осмыслив прочитанный эпизод или все произведение.

8. Этап обобщения

Формы обобщения могут быть самыми разными: выделение темы и основных проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение, соотнесение литературного произведение с произведениями других видов искусств и т.п. Важно, чтобы дети освоили как идею произведения, так и осознали путь, который привел их к цели, учились быть читателями. Таким образом, особенностью этапа обобщения на уроке литературы в начальной школе является его двухаспектность: с одной стороны, мы предлагаем детям задания, которые подталкивают их к интерпретации произведения, выражению его идеи; а с другой стороны, – к осознанию пути, который помог им это сделать.

9. Этап объяснения домашнего задания

Домашнее задание предполагает закрепление умений, которые получили дети на уроке, повторение литературоведческих и речеведческих знаний, но в то же время оно должно побуждать детей к перечитыванию текста под новым углом зрения, открывать им что-то новое в тексте. Таки образом, при выполнении домашнего задания мы активизируем как зону актуального развития ребенка, так и зоны его ближайшего и перспективного развития. Целесообразно использовать для домашней подготовки задания и аналитического, и творческого характера, оставляя ребенку право выбора одного из них. 1) запомнить определение эпитета; 2) найти в стихотворении примеры эпитетов; 3) сочинить стихотворение или миниатюру в прозе, обязательно включив в свое произведение эпитеты. Домашнее задание должно разъясняться детям подробно: в какой форме, к какому сроку, обязательно или по желанию оно выполняется, устно или письменно, наизусть или по книге готовится выразительное чтение. Очевидно, что для этого нужно время, что должен учесть учитель, планируя урок.

Формы уроков литературы

Форма уроков определяется деятельность учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:

1) традиционный урок-беседа;

2) урок-игра;

3) урок-экскурсия, путешествие;

4) урок-исследование;

5) урок творчества (сочинение собственных литературных произведений; подготовка к устному журналу и т.п.)

Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам организации учебной деятельности школьников:

1) фронтальная работа;

2) индивидуальная работа;

3) работа в парах;

4) работа в группах

Урок-игра.

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка. В игре осознается и изучается окружающий мир, приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Ребенок реализуется в игре, раскрывает свои творческие возможности, находит свое место в коллективе. Игра является одним из значимых для ребенка видов деятельности.

Урок-исследование

Название этого вида уроков весьма условно, т.к. дети еще не могут провести полноценное исследование текста. Но на таких уроках, имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем младшим школьникам освоить элементы литературоведческого анализа.

Учебная задача на таких уроках ставится как предложение заняться научной деятельностью (литературоведческой), например, сопоставить литературные произведения, т.е. выявить черты сходства и отличия одного от другого. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п. Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.

Урок литературного творчества

Материалом для детского творчества на уроках становится не конкретное литературное произведение, а прежде всего его собственный жизненный опыт: он сочиняет стихи, рассказы, делится своими впечатлениями от увиденного или прочитанного как в устной, так и в письменной форме. Организовать такие уроки очень сложно, т.к. у каждого ребенка свой запас впечатлений, знаний и умений.

Работа в малых группах

На самом деле работа в малых группах может занимать не весь урок, а небольшие его фрагменты. Вопросы, поиск ответов на которые требует посовещаться; взаимопроверка; редактирование; творческие задания – придумать иллюстрации, подобрать произведения для сборника и т.п. – все эти виды деятельности можно использовать для групповой работы. Учить детей работать в группах необходимо с 1 класса. Работая в парах, дети учатся слушать друг друга и помогать друг другу.

Задания могут быть одинаковыми для всех групп и разными. Кроме того, следует учесть, что для каждого участника группы должно найтись задание, которое будет ему по силам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77586. Содержание обязательных документированных процедур 83.5 KB
  В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.
77587. Внедрение и опытная апробация СМК 39 KB
  Внедрение СМК может начинаться с издания приказа о введении в действие документов СМК. Датой введения в действие СМК считается дата утверждения Политики, Руководства по качеству и процедуры по разработке и введению в действие внутренних документов.
77588. ТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 719.5 KB
  Стремительный рост общей численности населения планеты совместно с усилением техногенных воздействий на окружающую среду существенно меняют ход глобальных природных процессов на Земле.
77589. Триггеры. Не тактируемые и тактируемые триггеры 231 KB
  Устройство имеющее два устойчивых состояния называют триггером. С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные.
77590. Андрей Тимофеевич Болотов 53.56 KB
  Так, например, обстоит дело с определением места в истории нашей страны Андрея Тимофеевича Болотова. Выдающийся деятель, внесший неоценимый вклад в развитие науки и культуры, основоположник русской сельскохозяйственной науки, к сожалению, до сих пор не получил должного признания своих заслуг.
77591. Тэер Альбрехт Даниель (1752-1828) - немецкий агроном. Автор гумусовой теории питания растений 224.26 KB
  Альбрехт Тэер родился 14 мая 1752 года в семье врача, служившего при дворе ганноверского курфюрста. В молодости пошёл по стопам отца, окончил медицинский факультет университета в Гёттингене (1774). По возвращении в родной Целле получил по наследству должность личного врача курфюрста Ганновера Георга III.
77592. Устройства печати 2.15 MB
  По принципу переноса изображения на носитель: литерные; матричные; лазерные; струйные; сублимационные; По количеству цветов печати: чёрно-белые монохромные; цветные. Основная часть линейно-матричного принтера это конструкция состоящая из станины имеющей ширину печати...
77593. Формирование и использование местных финансов 124.5 KB
  Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности государственной финансовой поддержки и гласности осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом...
77594. Функции полиции и борьба с преступностью 230 KB
  В сегодняшней России со всей очевидностью проявляется настоятельная необходимость борьбы с такими антиобщественными явлениями, как пьянство, профессиональное нищенство, азартные игры, что, в свою очередь, требует обратиться к соответствующему историческому опыту.