29414

Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. Государственный долг и дефицит платежного баланса. Влияние государственного долга на накопление частного капитала

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения показатели и проблемы количественной оценки. Государственный долг и дефицит платежного баланса. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит БД. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом.

Русский

2013-08-21

50 KB

15 чел.

Макроэкономика. Вопрос 4. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. Государственный долг и дефицит платежного баланса. Влияние государственного долга на накопление частного капитала.

I. Определения. Государственный бюджет представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. Государственные расходы ― государственные закупки и трансфертные платежи. Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений  из внебюджетных фондов.

Если расходы равны доходам, то государственный бюджет сбалансирован. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит (БД). Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Одной из мер, предпринимаемых государством для покрытия бюджетного дефицита, является увеличение государственного внутреннего долга, то есть выпуск государственных ценных бумаг.

Государственный долг ― общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). При увеличении роли государства в экономике государственный долг растет, поскольку, как правило, увеличивается бюджетный дефицит. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внутренний ГД ― задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний ГД ― задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям. Частный долг ― общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг. Внешний долг более опасен для экономики, т.к. нужно расплачиваться ресурсами страны.

II. Абсолютные Показатели. Наибольший размер погашения внешнего долга из средств стаб.фонда  пришелся на 2005-2006 гг., составив в 2005 г. 46,5% (647,3 млрд.руб.) объема перечислений в фонд доходов.  К началу 2008 г. общая сумма выплаченного внешнего долга РФ из средств стаб.фонда составила 1 трл.282 млрд.руб.

Министерство финансов России сформировало базовые параметры бюджета на 2011 год. Для полного удовлетворения запросов президента, правительства и ведомств дефицит должен составить 8% от ВВП даже при цене на нефть в 76 долларов за баррель. Приемлемый для правительства размер бюджетного дефицита составляет 4% от ВВП. Доходы бюджета в 2011 году предварительно определены в 7,766 триллиона рублей, расходы в базовой версии Минфина - 9,467 триллиона рублей. Дефицит составляет чуть более 1,7 триллиона рублей, или около 3,4%. Напомним, что по итогам 2010 года дефицит бюджета должен составить около 6,8% ВВП, или 2,937 триллиона рублей. Впрочем, в середине мая министр финансов Алексей Кудрин понизил этот прогноз до 5,4% от ВВП.

Дефицит бюджета Греции, страны, обремененной огромными долгами (государственный долг Греции составляет почти 300 млрд евро, или около 125% ВВП), находящейся в глубокой рецессии, достиг по итогам 2009 года, по официальным данным, отметки в 12,7% от ВВП страны, что более чем в 4 раза больше “стандартов” еврозоны (не выше 3% ВВП, по Маастрихтскому договору).

III. Проблемы количественной оценки. Абсолютные показатели государственного долга и бюджетного дефицита ненадежны, т.к.:

1) При определении величины ГД не учитывается амортизация в гос.секторе, что ведет к увеличению БДефицита.

2) Проблема возникает при оценке реального дефицита. БД завышается за счет инфляционных выплат по долгу.  Реальный дефицит бюджета ― это:

Номинальный дефицит бюджета – ГД на начало года×Темп инфляции

3) При оценке БД на макро уровне не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки.

4) может наблюдаться «скрытый дефицит» ― занижение фактического дефицита, например, в связи с выборами.

5) Бюджет должен включать неучтенные обязательства: будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Поэтому нужно применять относительные показатели:

  1.  Показатели, характеризующие бремя долга:

- Долг ÷ ВНП (величина показателя зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита).

- Долг ÷ Экспорт ТРУ

2) Показатели потока. Чем они выше, тем быстрее нужно увеличивать ВНП:

- Σ Обслуживания долга ÷ ВНП

- Σ Обслуживания долга ÷ Экспорт ТРУ

IV. Государственный долг и дефицит платежного баланса.

Под платежным балансом понимается стоимостное обобщение всей суммы взаимосвязей национальной экономики с мировым хозяйством за определенный период, обычно за год.  В платежный баланс входят такие статьи, как экспорт и импорт товаров и экспорт и импорт капитала, платежи и займы, международная помощь и т. п. Структура платежного баланса изображена в таблице

№ п/п

Счет

Кредит

(поступление денег)

Дебет (расходование денег)

Сальдо

1

Торгового баланса

Выручка от экспорта товаров

Расходы на импорт товаров

2

Баланс услуг

Выручка от экспорта услуг

Оплата услуг из-за границы

3

Баланс переводов

Перевод из-за границы

Переводы за границу

4

Текущих операций (1+2+3)

Движения капиталов

Е

Импорт капитала (KZ)

Z

Экспорт капитала (КЕ)

Nx

NKx = (I-S)

Валютных резервов ЦБ

Увеличение валютных резервов заграницы

Увеличение валютных резервов страны

R

Суммарное сальдо счета текущих операций и счета движения капитала называется  сальдо платежного баланса. Если итоговое сальдо положительно, то, следовательно, страна увеличивает свои требования к другим странам, и ,соответственно, на такую же сумму уменьшаются ее обязательства по отношению к ним. Наоборот, если итоговое сальдо баланса отрицательно, то, следовательно, она должна увеличить свои обязательства по отношению к другим странам, с тем чтобы покрыть дефицит платежного баланса.  Следовательно, чем больше дефицит платежного баланса, тем больше государственный долг. Дефицит платежного баланса государство обязано погасить за счет валютных резервов центрального банка.  Также могут предоставляться финансовые ресурсы Международным валютным фондом для финансирования дефицита платежного баланса, также резервы чрезвычайного финансирования.

V. Влияние государственного долга на накопление частного капитала.

Обслуживание ГД приводит к вытеснению частного капитала, т.к. рыночная ставка процента растет. Рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность ― происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Таким образом, основные негативные последствия увеличения государственного долга следующие:

- уменьшаются  потребление и сбережения;

- увеличиваются процентные выплаты.

Государственные ценные бумаги обеспечивают доход их держателям в виде процентов по ним. При увеличении ГД процентные выплаты, как составная часть бюджетных расходов, увеличиваются. Следовательно, ГД сам увеличивает БД. Большой ГД даже при отсутствии первичного дефицита (дефицита, не учитывающего процентные выплаты по ГД) определяет большой БД.

Способы финансирования ГД: денежное финансирование, долговое финансирование, продажа активов, финансирование за счет налогов.   

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77414. Ликвидация коммерческих организации 23.27 KB
  При добровольной учредители или орган юридического лица это решение может приниматься и по истечении срока на который создавалось юридическое лицо по достижению цели в случае если суд признал недействительной государственную регистрацию юридического лица. К ликвидационной комиссии переходят правомочия управления коммерческой организацией она выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Этот баланс утверждается органами юридического лица по соглашению с органами государственной регистрации. Ликвидация юридического лица 1.
77416. Полное товарищество 19.53 KB
  Закон специально подчеркивает право участника полного товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества даже в случае когда такой участник в соответствии с учредительным договором не уполномочен на ведение дел товарищества а отказ от этого права или его ограничение в том числе по соглашению участников товарищества ничтожны. Кроме того он вправе возмездно или безвозмездно передать свою долю в складочном капитале товарищества или ее часть как другому товарищу так и третьему лицу не участвующему в товариществе....
77418. Особенности государственных и муниципальных предприятий 66 KB
  Об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права соответствующие предмету и целям его деятельности предусмотренные в уставе этого предприятия и нести обязанности. Это говорит о том что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью а не общей. Предприятия являются унитарными т. Виды государственных и муниципальных предприятий В РФ создаются и действуют следующие виды: Унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения Федеральное государственное государственное и...
77419. Имущество унитарных предприятий 21.98 KB
  299 ГК – право на имущество возникает с момента передачи такого имущества предприятия; п. На праве хозяйственного ведения – уставный фонд обязателен; казенные предприятия – уставный фонд не нужен так как субсидиарная ответственность государства. Предельный срок в течение которого уставный фонд должен быть сформирован = 3 месяца с момента регистрации предприятия. Крупная сделка Для контроля за деятельностью унитарного предприятия по аналогии с деятельностью хозяйственных обществ вводится данное понятие.