29418

Банковская система и ее роль в современной экономике. Центральный банк, его статус и цели. Антиинфляционный курс Банка России

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Центральный банк его статус и цели. Антиинфляционный курс Банка России. Понятие банковской системы ее элементы и взаимосвязи.

Русский

2013-08-21

114 KB

8 чел.

  1.  Банковская система и ее роль в современной экономике. Центральный банк, его статус и цели. Антиинфляционный курс Банка России.

Понятие банковской системы, ее элементы и взаимосвязи.

Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т.д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах регулярно взаимодействуют со своими клиентами – субъектами экономики, с Центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями. Считается, что в развитых рыночных странах – Великобритании, Швейцарии, Японии, Германии, США и др. – возникли первые банковские системы.

Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему – экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

Классификация банковских систем может быть представлена следующим образом.

1.По количеству уровней все банковские системы делятся на двухуровневые, трехуровневые и четырехуровневые. На первом уровне обязательно стоит Центральный банк страны. Далее, как правило, располагаются коммерческие банки и их филиалы. Последующие уровни занимаются в соответствии с национальными финансовыми особенностями страны. В некоторых государствах это сеть специализированных банков, которые выходят из под контроля коммерческих. Еще один тип банковской системы — одноуровневый, существовал в плановой экономике СССР, когда был один единственный банк, сосредотачивающий в себе функции монополиста.

2.По степени уровня: макро , микробанковские системы.

Микро ,как правило, представлена банковскими структурами в отдельных субъектах страны: регионах, областях и т.д.

Макро банковская система страны в целом, или национальная банковская система.

3.По степени развития банковские структуры делятся на развитые и развивающиеся.

4.В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой принято различать замкнутые и интегрированные банковские системы. Последние являются как бы встроенными в систему международных финансовых отношений.

Центральный банк Российской Федерации - это орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функции «банка банков», а также хранения официальных золотовалютных резервов.

В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции. Однако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства.  Центральный банк – это посредник между государством и экономикой. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом выпуска банкнот.

В конце XIX – начале XX в. в большинстве стран выпуск всех банкнот был сосредоточен в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике – защищать покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства.

(из закона Федеральным законом от 12 апреля 1995 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены основные функции и операции Центрального банка Российской Федерации.

1. Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы.

2. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения.

3. Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов.

4. Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства.

5. Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков.

6. Функция государственной регистрации кредитных учреждений.

7. Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений.

8. Функция реализации облигаций государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета.

9. Функция регулирования золотовалютных резервов страны.

10. Функция составления платежного баланса страны. )

Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом Центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За Центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, Центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит(рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь центрального (эмиссионного) и коммерческих банков.

Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов многих стран усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. При этом центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает  привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и залога, является традиционным хранителем государственный золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

2.Современная банковская система РФ

В плановой экономике СССР существовала одноуровневая банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.

Негативные стороны данной банковской системы (СССР) заключены в следующем:

1)потеря банковской специализации;

2)монополизм: отсутствие у предприятий альтернативных источников кредита;

3)низкий уровень процентных ставок по депозитам;

4)слабый контроль банков за деятельностью различных сфер экономики;

5)неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

По итогам реформы 1990 х гг.на верхнем уровне системы оказался Центральный банк России (ЦБ)с филиалами в лице муниципальных банков. ЦБ РФ взял на себя контроль над всеми кредитными учреждениями страны и стал эмиссионным центром денежной массы. Согласно федеральному закону (1995 г.) ЦБ России признается независимым, федеральные органы не имеют права вмешиваться в его деятельность.

Но в то же время автономность Центрального банка от правительства и бюджета ограничена целевыми ориентирами, в рамках которых ЦБ может свободно и самостоятельно выбирать инструменты воздействия, что особенно важно в области антиинфляционной политики. Уставный капитал Банка России фиксирован,50%прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; учреждения ЦБ РФ освобождены от уплаты налогов. Подобно центральным банкам других стран, Банк России не имеет права осуществлять кредитные операции с юридическими лицами небанковского сектора, приобретать доли (акции)в кредитных и иных организациях, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой или производственной деятельностью.

Учитывая двухъярусность российской банковской системы, нельзя обойти вниманием роль коммерческих банков (КБ). Они являются контрагентами ЦБ РФ, который предоставляет им кредиты, ставка рефинансирования по которым достаточно подвижна. Источниками средств для КБ являются также операции с валютой и так называемые овернайтные сделки (предоставление кредитов с возвратом на следующий день). Основными целями их можно назвать прибыльность и платежеспособность. Первая осуществляется посредством динамики процентных ставок по кредитам и депозитам. Чем она выше, тем более выгодной для банка оказывается данная операция. Вместе с тем, любой банк должен быть платежеспособным, т.е.в случае необходимости вернуть вкладчику его «депозит » с процентами..Для того чтобы это было возможным, банки хранят часть денег в качестве обязательных и избыточных (по желанию)резервов в ЦБ страны. Что касается функций коммерческих банков, то их всего две: привлечение средств в депозиты и выдача кредитов. Кроме того, КБ способны создавать собственные кредитные деньги, посредством чего также воздействуют на величину денежного предложения.

Важной особенностью российских КБ стало участие в их акционерном капитале государства и использование части депозитных средств на покупку государственных ценных бумаг.

С одной стороны, участие государства призвано расширить возможности кредитования реального сектора экономики, а с другой, оно, как правило, лимитирует конкурентные возможности в банковской сфере.

На данном этапе развития российской банковской системы очень важен уровень иностранных капиталовложений. Способность КБ привлекать частные сбережения — необходимое условие финансового посредничества, кроме того, иностранные банки обычно считаются более надежными и пользуются доверием у населения.

Как отмечают специалисты, банковской системы в России пока еще нет, есть только банковский сектор. Дело в том, что каждый элемент банковской сферы обособлен, существует сам по себе. Кроме того, нет кредитных коопераций, которые могли бы аккумулировать средства мелких вкладчиков. В целом сегодня можно выделить следующие целевые установки на перспективу развития банковской системы России:

1)узаконивание трехуровневой структуры банковской системы, включая в третий уровень специализированные кредитно финансовые учреждения;

2)реальное повышение капитализации банков в целях роста их конкурентоспособности;

3)уменьшение по возможности числа филиалов иностранных банков в России; 4)обеспечение правовой поддержки мелких банков, особенно в регионах, если они успешно функционируют и занимают определенную нишу;

5)сохранение участия государства в некоторых банках, выполняющих определенные функции, необходимые для социально экономического развития страны;

6)увеличение объемов кредитования.

Таким образом, за 15 лет существования двухуровневой банковской системы выявились 2 взаимосвязанные стороны проблемы, от правильного учета и рассмотрения которых зависит будущее банковской системы. Во первых,«невидимая рука рынка » сама по себе не справляется с целями долгосрочного развития и необходимо государственное регулирование.

Во вторых, стало понятно, что государство призвано не только найти эффективные способы управления развитием банковской индустрии в виде определенных законоуложений и правил, диктующих основополагающие принципы. Оно и само должно следовать этим принципам, ибо является не только властным центром, но и выступает в качестве главного конкурента в той экономической среде, которую стремится развивать. В последнее время прослеживается отчетливая тенденция, связанная с постановкой вопроса о сокращении в России числа госбанков. Между тем это направление зачастую рассматривается как основной и наиболее приоритетный вариант ликвидации в стране инвестиционного кризиса.

3.Денежно кредитная политика государства: цели и инструменты

Денежно кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы.

Денежная политика сама по себе имеет ряд конечных целей, ориентиров, которых должен придерживаться ЦБ для достижения запланированных результатов. Прежде всего это обеспечение экономического роста ,что позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики. Следующей целью кредитно денежной политики следует назвать формирование полной занятости всех ресурсов :рабочей силы, земли, капитала, инвестиций и т.д.Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен .Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования. Наконец, последней целью кредитно денежной политики ЦБ можно назвать достижение устойчивого платежного баланса .

Как известно, для достижения конечного результата субъект придерживается промежуточных ориентиров. Таким образом, изначально решаются промежуточные проблемы, создающие основу для дальнейшего реформирования системы. В данном случае можно выделить следующие промежуточные целевые ориентиры .

1.Денежная масса. Важно найти баланс денег, тот объем денежной массы, который необходим экономике для осуществления операций и рыночных сделок. В то же время количество денег в обращении не должно доводить экономику до инфляционных колебаний, поэтому эмиссия денег должна иметь определенные границы. Центральный и коммерческие банки могут регулировать динамику предложения денежной массы, и в зависимости от этого экономика развивается в определенном направлении.

2.Процентная ставка. В банковских структурах этот показатель имеет большое практическое значение. Учитывая, что процентная ставка по кредитам и депозитам различна (по кредитам она выше),прибыль банка определяется как банковская маржа. Когда процент по кредиту снижается, это значит, что сам кредит становится более доступным для большинства субъектов. В результате спрос на кредиты начинает расти и процентная ставка снова повышается. Дело в том, что здесь срабатывает не только принцип роста цен и процента при растущем спросе, просто «дешевая » продажа кредитов увеличивает предложение денежной массы. В экономике в обращении оказывается больше денег, в результате чего автоматически возникают инфляционные колебания.

3.Обменный курс. Для национальной экономики разрушающее действие оказывает падение курса отечественной валюты по сравнению с иностранными. Девальвация является результатом скрытых проблем экономики, таких как ее слабость, невысокая конкурентоспособность, структурные сдвиги и т.д.

Таким образом, поддержание обменного курса на относительно высоком уровне — это первоочередная задача государства в лице ЦБ страны.

Какие либо достижения, результаты кредитно денежной политики возможны исключительно при правильном выборе инструментов. Все инструменты Центрального банка делятся на две большие группы: прямого и косвенного воздействия.

К первой относят лимиты кредитования, которые подразумевают непосредственное регулирование величины процентной ставки. Инструменты косвенного воздействия: изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. Чем она выше, тем меньше денег банк может выдать в качестве ссуд, но тем выше его платежеспособность. Изменение ставки рефинансирования — это оптимизация процента,, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Опять таки, чем она выше, тем меньше кредитов коммерческий банк сможет взять и тем ниже предложение денег и выше процент. Операции на открытом рынке подразумевают скупку или продажу ЦБ облигаций, в результате чего предложение денег либо увеличивается, либо уменьшается. Таким образом, ЦБ имеет возможность применять один из методов и инструментов кредитно денежной политики в зависимости от нужд экономики и целей, которых необходимо достичь.

4.Изменение нормы обязательных резервов

Изменение нормы обязательных резервов является косвенным инструментом кредитно денежной политики. Любой коммерческий банк сегодня обязан резервировать определенную денежную сумму, часть депозитов, вкладов населения. Нормаобязательного резервирования устанавливается ЦБ в зависимости от направления кредитно денежной политики и рассчитывается по формуле:

rr =(RR /D),

где RR — общая сумма обязательных резервов;;

D — величина депозитов,,  привлеченных банками от субъектов.

Установление нормы обязательного резервирования имеет свои плюсы. Благодаря этому обеспечивается платежеспособность коммерческих банков на случай, если все депозиты выданы в качестве кредитов, а экономические субъекты желают забрать свои вклады вместе с процентами. В противном случае, если бы банк не имел резервов, он был бы объявлен банкротом. Таким образом, ЦБ реализует свою функцию по контролю и поддержке банковских институтов. С другой стороны, банки порой просто не могут удовлетворить потребительский спрос на кредиты по причине того, что им не хватает денежных средств на выдачу ссуд. Здесь обязательные резервы — это препятствие к получению дополнительной прибыли, поскольку банки не могут использовать обязательные резервы в своих целях. В этом плане ЦБ является монополистом, так как норма обязательного резервирования устанавливается исключительно им и не может быть нарушена.

Итак, политика ЦБ относительно нормы резервирования может иметь всего два направления. В первом случае ЦБ повышает эту величину. Такая политика наиболее эффективна, когда необходимо ограничить денежное предложение в стране во избежание инфляционного всплеска. В этом случае кредитные организации все большую часть сберегают в качестве резервов. Соответственно, все меньшая доля депозитов может быть выдана в кредит. В результате на величину роста нормы резервирования снижается денежный мультипликатор и, как следствие, денежная масса. Благодаря этому предложение денег в экономике сокращается, ЦБ как бы искусственно изымает их из обращения.

В другом случае, когда ЦБ принимает решение о снижении нормы обязательных резервов, проводится стимулирующая кредитно денежная политика. Экономика явно нуждается в дополнительных деньгах. В результате банки выдают больше кредитов, посредством чего все больший объем денег попадает в наличном виде (в безналичном — в том случае,, когда кредит оформляется через какой либо магазин или по кредитной банковской карте)в экономику.

Таким образом, регулируя предложение денег в экономике, ЦБ способен вовремя среагировать на требования экономики и решить ее проблемы.

5.Изменение учетной ставки

Ставка рефинансирования — это косвенный инструмент кредитно денежной политики. Иными словами, это процент, по которому ЦБ может дать кредит коммерческим банковским структурам. Зачастую возникает ситуация, когда коммерческие банки либо оказываются на грани банкротства, либо нуждаются в дополнительном финансировании для удовлетворения кредитных потребностей своих клиентов.

Рост учетной ставки приводит к снижению кредитуемых сумм, кроме того, он приводит к завышению банками ставки по кредиту, что делает кредит более дорогим и менее доступным. В результате деньги дорожают, и их предложение идет на спад. Такие меры полезны для сдерживания чрезмерной деловой активности и потребительского спроса, которые могут вызвать инфляцию спроса и издержек и в их совокупности —инфляционную спираль. В обратном направлении действует снижение учетной ставки. Чем дешевле кредит банки могут получить, тем ниже процент они устанавливают по кредитным сделкам. Соответственно, спрос на кредиты удовлетворяется по максимуму. Денежное предложение растет, а сама денежная единица теряет свою стоимость.

Учетная ставка ЦБ, как правило, составляет величину несколько меньшую, чем процент на межбанковском рынке.

Следует отметить, что ЦБ кредитует не каждого заемщика, некоторые цели коммерческих банков могут оказаться неприемлемыми с точки зрения ЦБ. Главным образом кредитованию подлежат финансовые структуры, находящиеся в достаточно трудном финансовом положении. Сами ссуды делятся на дватипа: долгосрочные и краткосрочные. Последние необходимы для пополнения коммерческими банками их резервов. А долгосрочные займы и ссуды идут главным образом на погашение долгов и выхода из очень тяжелого материального положения.

Таким образом, можно составить логическую цепочку результатов изменения учетной ставки. Между учетным процентом ЦБ и процентами частных банков существует определенная взаимосвязь. Предположим, что ЦБ повысил ставку рефинансирования, в результате все банковские структуры воспринимают эти меры как начало сдерживающей кредитно денежной политики. Результатом становится рост процента по межбанковскому кредиту, что несомненно отражается на конечной ставке процента, по которой банки кредитуют экономических субъектов. Все эти изменения передаются очень быстро и заканчиваются качественным снижением денежного предложения.

6.Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке — это еще один из инструментов ЦБ, которым он может воспользоваться для осуществления экономических изменений. Данный инструмент широко применяется в тех странах, где рынок ценных бумаг развит в достаточной степени, и является неприемлемым там, где фондовой рынок еще на пороге становления. Операции на открытом рынке подразумевают осуществление купли продажи ЦБ ценных бумаг (главным образом краткосрочных государственных облигаций)на вторичном рынке. В некоторых странах законодательством запрещается деятельность ЦБ на первичном фондовом рынке.

Когда ЦБ покупает у коммерческих банков ценные бумаги, он увеличивает сумму на их резервных счетах. В результате растет объем денег повышенной мощности, денежная база растет и начинает работать денежный мультипликатор, что приводит к расширению денежной массы в обращении. Это процесс зависит от долевого распределения прироста денежной массы на наличность (кассовые остатки)и депозиты, которые экономические субъекты оставляют в банке под определенный процент.

Если доля наличности превышает депозитную, то денежная экспансия должна быть ограничена, поскольку рост наличности ведет к росту цен и раскручиванию инфляционной спирали.

Если ЦБ хочет добиться изымания части денег из экономики, он продает облигации. Таким образом, со счетов коммерческих банков снимается определенная сумма, что затем приводит к снижению денежного предложения.

Очень часто операции на открытом рынке проводятся по подобию сделок РЕПО, заключающихся на условиях обратного выкупа. Здесь Центральный банк продает коммерческим ценные бумаги, обещая выкупить их через некоторый промежуток времени по более высокой стоимости. В этом случае прибыль коммерческих банков составляет разницу между первоначальной суммой продажи и последующей суммой покупки или выкупа. В некоторых странах операции с ценными бумагами считают наиболее гибким инструментом кредитно денежной политики. Они осуществляются исключительно под контролем государства, достаточно быстро и по мере необходимости могут быть скорректированы.

Конспект лекций_Тюрина А.Д, Шилина С.А_2008


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31170. Что такое когнитивный диссонанс 23 KB
  Практически не случается ни того ни другого процесс затухает не добравшись даже до стадии дискомфорта в головах 95 населения прекрасно уживаются полностью противоречивые факты и представления о них и ничего. Также возможен вариант с безусловным рефлекторным отторжением вызывающей такой дискомфорт инфы.
31175. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ ГАЗЕТ 20.52 KB
  Язык газеты, безусловно, обладает определенной спецификой, отличающей его от языка художественной или научной литературы, от разговорной речи. Это является следствием длительного отбора языковых, выразительных средств.
31176. Каковы особенности массовой коммуникации 21.5 KB
  2 сообщение имеет ряд свв: соц актуальность соц значимость модность вечные темы быстрая забываемость периодичность регулярное возвращение к некотор темам доступность занимательность эмоциональность имеет игровой харакр коммерциализация. :оперативность эмоциональность возможность использ в фоновом режиме. :оперативность эмоциональность заразительность эффект присутствия. эмоциональность слаб оперативность.