29421

Денежный рынок в макроэкономике

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В экономической литературе имеется несколько определений понятия денег. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости; средство обращения; образование сокровищ; средство платежа; мировые деньги.

Русский

2013-08-21

131.5 KB

0 чел.

Вопрос 7.

Денежный рынок в макроэкономике.

В экономической литературе имеется несколько определений понятия денег. Выделим следующие: а) вид финансовых активов, который может быть использован для сделок;

б) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при
обмене благ;

в) важная макроэкономическая категория, посредством которой
осуществляется анализ инфляционных процессов, циклических
колебаний, механизма достижения равновесного состояния в эко
номике, согласованности функционирования товарного и денеж
ного рынков;

г) специфический вид имущества, не приносящий дохода при ста
бильном уровне цен.

Наиболее характерная черта денег — их высокая ликвидность.

Сущность денег проявляется в их функциях. К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости; средство обращения; образование сокровищ; средство платежа; мировые деньги.

В современной экономической литературе рассматривают три основные функции денег: средство обращения; мера стоимости; средство накопления или сбережения.

Существует мнение, что сущность денег в настоящее время не ограничивается выполнением ими трех указанных функций, поскольку изменения денежной массы влияют на величину ВВП, занятость и уровень цен. Разногласия между экономистами касаются того, каковы реальный механизм, масштабы и характер данного влияния. Количество денег в обращении контролируется государством посредством монетарной политики. На практике эту функцию осуществляет центральный банк. Различают внутренние и внешние деньги. Внутренние деньги — деньги, создаваемые коммерческими банками. Внешние деньги — деньги, эмитируемые центральным банком.

Отметим, что в макроэкономической литературе функция денег как средства обращения нередко ставится на первое место и характеризуется как основная функция, определяющая сущность денег. Подобное толкование ассоциируется с заменой денег-товара на бумажные и иные виды денег. Эмиссия бумажных денег осуществляется без обеспечения их золотом, поскольку прекращен обмен бумажных денег на золото. Государство признало законным функционирование бумажных денег.

В современном мире функцию средства обращения и единицы счета выполняет, как правило, одно и то же благо. Но в истории (чаще всего во время гиперинфляции) наблюдались факты, когда эти две функции выполняли разные блага. Например, в России в начале 90-х гг. XX в. функцию счетной единицы выполнял доллар США, а функцию средства обращения — рубль.

Согласно своей значимости, на первом месте должна находиться функция денег как меры стоимости (счетная единица). Такой подход объясняется следующим образом. При реализации благ необходимо определить их стоимость, и лишь после этого происходит обмен благ на деньги, а денег — на блага. Следовательно, деньги в функции средства обращения могут выполнять свою роль только после осуществления ими функции меры стоимости.

Функцию денег как средства образования сокровищ в современном мире заменяет функция средства накопления. Эту функцию могут выполнять реальные деньги.

Считается, что функция денег как средства платежа в настоящее время не имеет существенного значения, ибо долг можно выплатить не только деньгами. Практика показывает, что эта функция сохраняется, поскольку за приобретенные блага используются кредитные деньги, которые, в сущности, выполняют функцию средства платежа.

И наконец, в современной макроэкономике не выделяют функцию денег как мировые деньги. Эту функцию в настоящее время выполняют доллары, фунты стерлингов, марки, йены и другие национальные денежные знаки.

Деньги позволяют экономить трансакционные издержки рыночных взаимодействий как в процессе выбора ассортимента, объема покупаемых товаров и услуг, времени и места совершения сделок и контрагентов по сделке, так и при измерении стоимости товаров и услуг. Предположим, что существует бартерная экономика. В этом случае, например, историк, чтобы сделать стрижку, должен найти парикмахера, который пожелал бы послушать лекцию о Столетней войне (1337-1453) между Англией и Францией. Нетрудно представить, насколько велики были бы издержки на поиск парного совпадения желаний потенциальных контрагентов. Если же в обществе имеется согласие относительно всеобщего эквивалента, то обменные пропорции найти нетрудно. Иное дело в бартерной экономике. Чтобы найти обменные пропорции, потребуется найти большое количество возможных сочетаний благ.

Контроль государства за количеством денег в стране осуществляется центральным банком. Поскольку контроль за количеством денег важен для экономической стабильности, то возникает потребность в измерении денежной массы.

В зависимости от степени ликвидности используется набор показателей (агрегатов) для измерения денежной массы, обращающейся в стране в данный момент. Принцип агрегирования состоит в том, что к существующей денежной массе добавляются последующие суммы. Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Например, Центральный банк Российской Федерации (ЦБРФ) выделяет Четыре денежных агрегата — МО, Ml, M2, МЗ, соответствующие четырем (различным с точки зрения ЦБРФ) степеням ликвидности ее компонентов:

МО — наличные деньги в обращении;

Ml — МО плюс депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в коммерческих банках

до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;

М2 — Ml плюс срочные вклады в сбербанках;

МЗ — М2 плюс депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа.

В странах с развитыми рыночными отношениями используется агрегат L — МЗ плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты Ml и М2.

Настоящими деньгами, или деньгами в узком смысле слова, в макроэкономике является агрегат Ml. Остальные агрегаты (М2, МЗ, L) характеризуются как «квазиденьги» или «почти деньги». Агрегаты М2 и МЗ содержат дополнительные разновидности финансовых активов, соответствующие более функции средства накопления, чем функции средства обращения: государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), облигации государственного сберегательного займа.

Динамика денежных агрегатов обусловлена рядом причин, включая движения процентной ставки. Например, при повышении процентной ставки агрегаты М2 и МЗ могут опережать Ml, так как их компоненты приносят доход в форме процента.

На денежном рынке процентная ставка (номинальная, реальная) выступает как альтернативная стоимость денег и характеризует упущенный доход, связанный с хранением сбережений в денежной форме. Номинальная ставка процента отражает банковский процент, а реальная — покупательную способность в зависимости от уровня инфляции.

Связь между номинальной и реальной ставками процента описывается уравнением Фишера:

где i — номинальная ставка процента;r — реальная ставка процента; л — темп инфляции.

Уравнение показывает, что номинальная ставка процента может измениться по двум причинам:

а) из-за изменений реальной ставки процента;

б) из-за темпа инфляции.

Например, если субъект положил на банковский счет сумму денег, приносящую 10% годовых ежегодно, то номинальная ставка составит 10%. При уровне инфляции 6% реальная ставка составит только 4%.

Цена денег формируется на денежном рынке в результате спроса и предложения денег.

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...
80771. Функции государственного экологического управления 29.4 KB
  Речь идет о распоряжении природными ресурсами об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан. Функции управления деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования: 1 создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды; 2 подзаконное нормотворчество; 3 распоряжение управление природными ресурсами; 4...
80772. Система и полномочия органов государственного экологического управления 33.24 KB
  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...
80773. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание 29.5 KB
  Государственный экологический мониторинг мониторинг окружающей среды осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга: 1 наблюдение за состоянием окружающей среды в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2 наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3 обеспечение потребностей государства юридических и физических лиц в достоверной информации необходимой для предотвращения и или уменьшения...
80774. Лицензирование в области охраны окружающей среды 32.52 KB
  В лицензии на комплексное природопользование указываются: данные о предприятии получившем лицензию; данные о целевом назначении работ связанных с природопользованием; границы территории земельного участка предоставляемого для ведения работ связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов лимиты предельные объемы их изъятия или использования; перечень нормативы и лимиты выбросов сбросов загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала...
80775. Природоохранная деятельность правоохранительных органов 38.33 KB
  При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...
80776. Природоохранительная деятельность судебных органов 29.93 KB
  Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем что объектом их посягательства является стабильность среды обитания человека а также гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную природную среду. Конституция Российской Федерации ст. Особенно важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации разрешающему дела о соответствии федеральных законов нормативных актов Президента РФ законов субъектов Российской Федерации ее Конституции.
80777. Нормативы воздействия на окружающую среду: виды, критерии и порядок определения 31.07 KB
  В числе основных следует назвать Федеральный закон Об охране окружающей среды глава V которого Нормирование в области охраны окружающей среды определяет систему экологических нормативов критерии их установления. В систему экологических нормативов входят: нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и...
80778. Система экологических нормативов. Нормативы качества окружающей среды: назначение, виды, критерии определения 31.46 KB
  Нормативы качества окружающей среды: назначение виды критерии определения По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций ПДК вредных веществ а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ загрязняющих окружающую среду и нормативов предельно допустимых уровней ПДУ вредных физических воздействий на нее. Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Установленные в соответствии с требованиями...