29424

Масштабы и отраслевые приоритеты формирования госсектора

Доклад

Макроэкономика

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы которыми владеет государство и все организации с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Государственный сектор часть смешанной экономики полностью контролируемая государственными органами находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование национальная служба здравоохранения социальные услуги общественный транспорт национальные и местные государственные предприятия и государственные...

Русский

2013-08-21

67.5 KB

0 чел.

Макроэкономика. Вопрос 9.

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Но у государственного сектора есть свои проблемы. В отличие от владельцев частных фирм управляющие государственных предприятий получают постоянную зарплату. Если они будут работать хорошо, они не получат никакой прибыли, если плохо — не понесут убытков. Опыт показывает, что в таких случаях люди стараются как можно меньше "напрягаться". Это способствует неэффективной работе, безответственности и бюрократизму, а то и взяточничеству. Кроме того, государство должно платить рабочим и служащим на своих предприятиях зарплату. Но своих денег у государства нет, так что их должны будут заплатить налогоплательщики, т.е. рядовые граждане. Каждая страна ищет для себя наилучшее сочетание частного и государственного секторов, учитывая достоинства и недостатки каждого из них.

*****

http://www.real-voice.info/modules/myarticles/article.php?storyid=161 –полный текст статьи

•Госсектор нуждается в многоступенчатой системе нормативно-правового регулирования.

•Крупные государственные предприятия позволяют повысить эффективность мер макрорегулирования.

Формирование  жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно.

Трехсекторная модель экономики

Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через органы, под муниципальным – совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления, и к частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

Государственный и муниципальный секторы в совокупности образуют так называемый общественный сектор страны.

Состав государственного сектора

Уточняя данное выше общее определение госсектора, к его хозяйствующим субъектам можно отнести:

• государственные унитарные предприятия;

• государственные учреждения;

• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в государственной собственности;

• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;

• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.

Масштабы и отраслевые приоритеты формирования госсектора

Мировой опыт свидетельствует, что при любом политическом режиме госсектор служит ключевой экономической опорой страны и составляет важнейшую область государственного управления. Его масштабы и структура в отдельных странах зависят от состояния национального хозяйства, исторических и социальных условий и традиций. Вопрос о том, в каких отраслях участие государства наиболее целесообразно, решается в рамках конкретной модели, предполагающей определенные отраслевые приоритеты и “национальный” взгляд на роль госсектора.

Наличие крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики.

Существование подотчетных государству крупных компаний облегчает процесс регулирования, перенося центр тяжести на методы “точечного” управления отдельными предприятиями. Россия, к сожалению, в ходе приватизации постепенно теряет подобные преимущества, однако пока еще эти возможности достаточно широки, что предполагает активизацию средств корпоративного управления государственными компаниями.

Место госсектора в экономической политике

Находящийся под непосредственным контролем государства госсектор дает возможность использовать меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам. Это позволяет максимально сильно и точно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены производимой продукции, а также оперативно внедрять в практику стратегические решения. Предприятия госсектора обладают большими возможностями в формировании долгосрочной производственно-инвестиционной стратегии. 

Для каждого такого предприятия действует своя система целей, в соответствии с которой строится деятельность государства по регулированию его работы. Нормативно-правовое обеспечение этой регулирующей функции государства в отношении предприятий госсектора целесообразно закрепить в законе о государственном секторе экономики, разработку проекта которого необходимо начать в ближайшее время.

Представляется, что в перспективе развитие госсектора должно идти по следующей схеме. Ряду отраслей (энергетике, железнодорожному транспорту, связи, судо-, авиа- и ракетостроению, ВПК) необходимо иметь высокую долю госсектора, а некоторые из них могут даже полностью состоять из госпредприятий. Иными словами, следует применять принцип концентрации госсектора в стратегически важных отраслях. Во всех остальных секторах его доля может быть небольшой, а в отраслях, не имеющих стратегического значения, – вообще отсутствовать. Особого подхода, требуют отрасли социальной сферы (медицина, образование, наука, культура), при развитии которых наряду с мировыми тенденциями необходимо учитывать национальные особенности и традиции.

Евгений Балацкий


СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО

http://www.nkj.ru/archive/articles/5982/ - полный текст

Частный сектор - основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей. Но есть сферы, где рынок заведомо не может справиться с удовлетворением потребностей общества и более того - наносит прямой вред, обостряет социальные проблемы. Это так называемые провалы рынка - market failures. В таких случаях участие государства в процессе производства становится неизбежным, хотя принимать оно может разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. Перечислим такие сферы.

- Производство общественных благ, главная особенность которых - совместное потребление: оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.

- Защита общества от "внешних эффектов" рыночной деятельности - прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды (пример такой "деятельности" и показывает фото внизу, слева).

- Регулирование производства в отраслях, где возникают условия для "естественной монополии" (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.).

- Корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих) социальное неравенство, безработицу, бедность.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его "провалы", работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз вытащил капитализм из глубочайшего кризиса 1929-1933 годов, порожденного усилением монополизации экономики, с одной стороны, и падением спроса - с другой. Такой симбиоз обеспечил дальнейшее развитие капитализма, подкрепляемое научно-техническим прогрессом и растущим потреблением населения.

Однако имеются свои пороки и у государства, которые вызывают издержки государственного вмешательства (по аналогии с "провалами рынка" их называют "провалы государственного вмешательства" - government failures). За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах. Увеличение государственных расходов подталкивает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды ("политическую ренту"), вызывая тем самым рост бюджетных дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата делает его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику.

Выправляет эти пороки в конечном счете рыночная система регулирования и соответствующая ей политическая структура: меняются приоритеты экономической политики, проводятся необходимые реформы, а те, в свою очередь, налаживают, рационализируют отношение между рынком и государством.

Противопоставлять рынок и государство бессмысленно. И прежде всего потому, что государство - это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности - важнейшая прерогатива государства. Государство - это прежде всего закон и его исполнение.

ГДЕ И В КАКИХ МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧАСТВУЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ?

Прежде всего - в производстве "общественных благ". Государственный сектор сегодня, как непосредственный поставщик товаров и услуг, представлен такими отраслями инфраструктуры, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, включая водо-, электро- и газоснабжение, уборку мусора и переработку отходов, облагораживание среды обитания, и некоторыми другими.

В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось - во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.

И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представите лей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Про фундаментальные проблемы:

1 вариант. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/tuxteneva/R_1_3.html - полный текст.

Люди всегда должны выбирать, куда направить имеющиеся ресурсы, как их распределить. Поэтому экономическую теорию, которая изучает деятельность людей в условиях редкости ресурсов, еще называют теорией выборов людей, использующих ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Основными видами экономических выборов являются ответы на следующие вопросы:

1. Какие товары следует производить?

2. Как их следует производить?

3. Кто и какую работу должен выполнять?

4. Для кого предназначены результаты этой работы?

Таким образом, предметом экономической теории являются проблемы использования ограниченных экономических ресурсов в процессе производства экономических благ, их распределения и обмена в целях максимального удовлетворения потребностей человека.

Первый вопрос: какие товары следует производить? Эта проблема возникает вследствие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какие потребности следует удовлетворить в первую очередь? Какие во вторую? Так же этот вопрос возникает потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На этот вопрос можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого на этот вопрос можно ответить исследуя потребительские предпочтения.

Второй вопрос: как следует производить товары? Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Поэтому при ответе на вопрос "как производить" экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология - это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого либо продукта

Новые способы использования ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.

Третий вопрос: кто и какую работу должен выполнять?

Этот вопрос связан с общественным разделением труда, которое в свою очередь обусловливает кооперацию труда.

Разделением труда называется специализация людей на выполнении какой-либо одной операции или на изготовлении одного продукта труда. Разделение труда может быть обусловлено природными возможностями человека - это естественное разделение труда. Например, разделение труда между женщинами и мужчинами, между детьми и взрослыми.

4. Четвертый вопрос: для кого производить товары? Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция между членами общества? Принципы распределения могут строиться с двух позиций: с позиции эффективности распределения и с позиции справедливости распределения.

Эффективность в распределении продуктов труда - это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.

В рыночной экономики справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной собственности

2. вариант

http://www.inosmi.ru/economic/20100325/158800205.html - полный текст

В России для большинства видов предпринимательства лицензия уже не требуется (необходимо только зарегистрироваться в налоговой), но на практике всё равно приходится иметь дело с местными властями.

Очевидно, что коррупция всё ещё представляет собой большую проблему в России, но от неё страдают все «новые развитые» страны. К примеру, Украина, которую в принципе можно назвать единственной демократической страной в Содружестве независимых государств (СНГ), занимает в коррупционном рейтинге организации Transparency International ещё более низкую позицию, чем Россия, так как парламент этой страны выражает интересы местных олигархов.

Есть, впрочем, и масса хороших новостей. С точки зрения жизненного уровня и доходов Россия — лучшее место для жизни в СНГ. Доходы на душу населения (с учётом покупательной способности) за последние пять лет удвоились и к 2009 году достигли 15800 долларов, что вдвое больше, чем на Украине, и значительно лучше, чем в Белоруссии и Казахстане (которые, однако, показывают намного лучшие, чем Россия, результаты с точки зрения коррупции). Таким образом, стоит начать всматриваться в детали, как картинка получается довольно запутанной и напрашивается вопрос: что же на самом деле не так с Россией и в какую сторону она меняется — в сторону лучшего или в сторону худшего?

Состояние инфраструктуры

Самая очевидная проблема России — это то, что объекты инфраструктуры, сохранившиеся с советских времён, ветшают и вскоре их нельзя будет обслуживать. Практически всё, что есть в стране, требует массированных капиталовложений. Главные «болевые точки» здесь — энергетика и транспорт.

До того, как кризис отправил экономику в нокдаун, спрос на электроэнергию отвечал возможностям её производства, однако дальнейший экономический рост привёл бы к недостаче электричества, что, в свою очередь, резко затормозило бы самый рост. Кризис позволил Кремлю выиграть ещё немного времени, но в ближайшие несколько лет экономика восстановится, и тогда эта проблема возникнет вновь.

О чём умалчивает Кремль — это о том, что, хотя на энергетику и железнодорожный транспорт выделяется много денег, совершенно без внимания остаётся крайне нуждающаяся в средствах социальная инфраструктура. Выдвинутая президентом модернизационная программа обречена на провал, если только государство не выделит столько же денег на образование. Аналогичным образом — Всемирная организация здравоохранения несколько лет назад опубликовала отчёт, в котором говорилось, что самыми прибыльными инвестициями, которое может сделать государство, являются инвестиции в здравоохранение, потому что здоровое население не только работает дольше и эффективней, поздно уходя на пенсии, но и экономит громадные средства, которые пришлось бы десятилетиями тратить на заботу о больных пенсионерах.

Необходимо также скорректировать провальную пенсионную реформу Кремля. Кремль недавно повысил пенсии на пятьдесят процентов, но в пенсионном фонде есть дыра, из-за которой дефицит за этот год уже вырос на четверть. Демографическое «окно», вызванное старением населения, закрывается, и теперь необходимо реформировать пенсионную систему таким образом, чтобы она стала окупаемой, в противном случае всё станет ещё хуже.

Нефтяная аддикция

Критики считают большую часть достижений России несущественной, потому что все они объясняются притоком нефтедолларов. Однако большие доходы от торговли нефтью не являются проблемой априори. Конечно, именно нефть стала причиной значительного прогресса, но вместе с нефтью Россия имеет ещё и некоторые крайне специфичные проблемы, которых нет у её соседей.

Главная из этих проблем — очень серьёзная. Россия получает больше денег, чем её экономика может «переварить». Это так резко поднимает стоимость её валюты, что все остальные отрасли производства делаются неконкурентоспособными — так называемый «голландский синдром». Кремль имеет полные закрома валюты и много тратит (есть ли в мире политик, который смог бы удержаться от соблазна и не начать тратить излишки?), что вызывает дополнительные макроэкономические проблемы, в частности — инфляцию; при покойном президенте Борисе Ельцине баррель нефти стоил четырнадцать долларов, сейчас — восемьдесят; таким образом, темпы роста российской экономики крепко привязаны к цене нефти.

Тем не менее, российской экономике всё равно следует поставить диагноз «тяжёлый случай “голландского синдрома”». В России практически лучшие в мире учёные и инженеры, но она не продаёт ничего, кроме нефти и оружия. В России подорожали все товары. Возьмём пример «с потолка»: по данным консультантов, работающих в Москве с недвижимостью, построить дистрибьюторский центр в Москве стоит на 34 процента дороже, чем в Лондоне, а это — безумие.

PAGE   \* MERGEFORMAT 6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8143. Проектирование станка, предназначенного для чеканки (раскатки) верхнего торца алюминиевых стержней в пазах сердечника ротора 459.5 KB
  Электромашиностроение является основной отраслью электротехнической промышленности, изготовляющей генераторы для энергетической промышленности и электродвигатели для различных отраслей народного хозяйства. В дореволюционной России было тол...
8147. Реконструкция моторного участка МУ ПАТП-7 г.Омска 15.49 MB
  Тема данного проекта - реконструкция моторного участка МУ ПАТП-7г.Омска. Основными задачами современного развития автомобильного транспорта Перечисленные мероприятия ведут к снижению себестоимости перевозок, затрат на обслуживание и ремонт подвижного состава...
8148. Управление электрохозяйством предприятий 679.68 KB
  Рассмотрены структура, организация и комплексная система управления электрохозяйством предприятий (организаций) в соответствии с требованиями законодательных, правовых и подзаконных актов, норм и правил работы в электроустановках. Приведен необходим...
8149. Моделирование систем. Учебное пособие 1011.5 KB
  Учебное пособие соответствует программе семестрового курса лекций по моделированию систем. Содержит общие сведения о моделировании систем, рассмотрены математические схемы моделирования, а также формализация и алгоритмизация процесса функционировани...
8150. Тяговый расчет автомобиля и определение его эксплуатационных характеристик 509 KB
  Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации. При проведении...
8151. Разработка обобщенной структурной схемы системы связи для передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами 470.5 KB
  Введение Теория электрической связи (ТЭС) является неотъемлемой частью общей теории связи и представляет собой единую научную дисциплину, основу которой составляют: теория сигналов, теория помехоустойчивости и теория информации. Принципы и методы ку...