29427

Спрос на деньги и их предложение. Монетаристкий и кейнсианский подходы к количественной теории денег

Доклад

Макроэкономика

В данной теории рассматривается следующая цепь причинноследственных связей предложения денег и номинального ВНП: изменение денежного предложения изменение уровня процентной ставки изменение инвестиционного спроса мультипликационый эффект изменение номинального ВНП. Основное уравнение на котором базируется кейнсианская теория денег: Y= CGINX 1 где Y номинальный объем ВНП; С потребительские расходы; G государственные...

Русский

2013-08-21

18.58 KB

3 чел.

26.Спрос на деньги и их предложение. Монетаристкий и кейнсианский подходы к количественной теории денег

КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ.

Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста    и   достижения   экономического   равновесия   необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. В   данной  теории   рассматривается   следующая   цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП:

изменение денежного предложения           изменение уровня процентной ставки         изменение инвестиционного спроса

      мультипликационый эффект         изменение номинального ВНП.

Основное уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:

                         Y= C+G+I+NX ,    (1)

         где Y- номинальный объем ВНП;

                 С- потребительские расходы;

                 G- государственные расходы(покупка товаров и услуг);

       NX- чистый экспорт.

Вообще, по ряду причин (слишком длинная цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным объемом ВНП; наличие «временного лага» между увеличением денежной массы,

инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами; возможностью

попадания   экономики  в   «ликвидную  ловушку»,   когда  предельное снижение процентной ставки  разрывает  цепь   причинно-следственных связей  между ростом количества  денег в обращении и номинальным объемом ВНП) кейнсианцы более эффективными считают фискальную и бюджетную политику, чем денежно-кредитную(монетарную).

             КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

                      (МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД).

       Надо сказать, что в целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг.

ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы и  шел интенсивный по-

иск новых подходов к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим  стало  неоклассическое  направление, в том  числе монетаризм.

Главным теоретиком современного монетаризма был известный американский   экономист, лауреат   Нобелевской   премии   Милтон Фридмен.

В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости  рыночной   экономики и   считают, что   все   негативные моменты- это   результат   неумелого   вмешетальства в   экономику.

Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег- уравнение обмена И.Фишера:

                            M x V = P x Q,            (2)

         где М- количество денег в обращении;

               V- скорость обращения денег;

      Р- уровень цен(индекс цен);

      Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках

                    национальной  экономики  за   определенный  период

                    времени(обычно за год).

Произведение PxQ-  это   совокупность  денежных  средств, обер-

нувшихся за год. Количество проданных товаров и услуг за  определен-  

ное время (Qt) приблизительно равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р- средняя цена единицы произведенной продукции , то

          M x V = P x Y,     (3)

       где PxY-  объем  производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:

                 V= номинальный объем ВНП / М.     (4)

 При этом предполагается, что скорость обращения- величина постоянная, т.к. связана в устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение, безусловно, является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения, конечно же, может меняться в связи с внедрением   новых   банковских  технологий, например,  кредитных карточек, банкоматов и т.д.

Если V= const, то ее можно заменить коэффициентом k :

  k x M = P x Y,       (5)

и тогда проявляется явная зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денежной массы в обращении вызывает пропорциональное изменение объема номиналь-

ного ВНП.

Реальный объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (5), можно придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен- это показатель темпа инфляции. Таким образом прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.

Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которых учтены рациональные   моменты   каждой   из  теорий. Но все-таки  в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобла-

дает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном периоде не отказывается от непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического маневрирования


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18877. Символизм в Русском искусстве рубежа XIX-XX вв. М.А. Врубель 290.82 KB
  Символизм в Русском искусстве рубежа XIXXX вв. М.А. Врубель. Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето живым ис...
18878. От Модерна к новой архитектуре. Форма следует функции. Франк Ллойд Райт. Органическая архитектура 28.41 KB
  От Модерна к новой архитектуре. Форма следует функции. Франк Ллойд Райт. Органическая архитектура. Декоративные приемы уже в скором времени перестали привлекать архитекторов модерна. Со временем этот стиль изменяется и в нем начинают преобладать недекорированные объ
18879. Импрессионизм. К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега 27.76 KB
  Импрессионизм. К.Моне О.Ренуар Э.Дега. История теория основные представители. К. Моне. Завтрак на траве Дама в саду ― поиски новой манеры развитие пленера. 1874г. ― первая выставка импрессионистов происхождение термина. Бульвар капуцинок. Серии: Вокзал Сен Лазар...
18881. Классицизм во французской живописи XVII - XIXв. Н.Пуссен, Л.Давид, Энгр 26.71 KB
  Классицизм во французской живописи XVII XIXв. Н.Пуссен Л.Давид Энгр. от лат. classicus образцовый художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 нач. 19 в. важной чертой которых являлось обращение к наследию античности Древних Греции и Рима как к норме и ид
18882. Романтизм в европейском и русском искусстве XIX в. Т.Жерико, Э.Делакруа, К.П. Брюллов 24.09 KB
  Романтизм в европейском и русском искусстве XIX в. Т.Жерико Э.Делакруа К.П. Брюллов. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в холодной рассудительности и отсутствии движения жи...
18883. Баро́кко 26.29 KB
  Баро́кко характеристика европейской культуры XVII XVIII веков центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI XVII веках в итальянских городах: Риме Мантуе Венеции Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия западной цивилизации. Баро...
18884. Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов, Н.Н Ге, И.Н.Крамской, В.Д. Поленов 31.82 KB
  Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов Н.Н Ге И.Н.Крамской В.Д. Поленов. Центральной фигурой в живописи середины века был Александр Андреевич Иванов 18061858. Путь А. Иванова никогда не был легким за ним не летела крылатая слава. При жизни его талант цени...
18885. Рококо. Интерьер - как ансамбль 25.86 KB
  Рококо. Интерьер как ансамбль. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме. Рококо декоративный стиль в искусстве и архитектуре зародившийся во Франции в начале 18 в. достигло апогея при Людовике XV. и распространившийся по все...