2944

Введение в управление предприятием и содержание дисциплины «Менеджмент предприятия»

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Введение в управление предприятием и содержание дисциплины Менеджмент предприятия  Вопросы для изучения: Краткая историческая справка и отличительные особенности развития управленческой мысли в нашей стране. Основные проблемы пере...

Русский

2013-01-06

100.5 KB

9 чел.

Введение в управление предприятием и содержание дисциплины «Менеджмент предприятия»

 Вопросы для изучения:

  1.  Краткая историческая справка и отличительные особенности развития управленческой мысли в нашей стране.
  2.  Основные проблемы перестройки управления в переходной период реформирования экономики в Республике Беларусь.
  3.  Становление профессии менеджера и опыт подготовки менеджеров в развитых рыночных странах.
  4.  Предмет и содержание дисциплины «Менеджмент предприятия».

 

1.1 Краткая историческая справка развития управленческой мысли

При реформировании экономики Республики Беларусь непременным условием успеха на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйствующих субъектов сферы материального производства является внедрение в отечественную практику управления опыта современного менеджмента, его теоретических и методологических достижений. В то же время это не может быть механический процесс переноса достижений промышленных фирм развитых рыночных стран, это должен быть творческий поиск новых решений с учетом опыта и осбенностей отечественных предприятий. Требуются радикальные и решительные шаги и определенная смелость в практическом освоении менеджмента на отечественных предприятиях.

Совершенствование управленческой деятельности является одиним из важнейших факторов эффективного функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями развития общественного производства и реализации товаров на конкурентном рынке, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ним системы управления  сказывается как на совершенствовании организации управления, так и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, а также формам их взаимодействия и т.д. Все это требует от отечественных предприятий постоянной адаптации к изменению условий их функционирования при становлении социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь, преодоления возникающих противоречий в социально-экономических процессах и технических возможностях с учетом научно-технического прогресса и особенностей отечественного  производства.

Особенностью современной экономической мысли является ее направленность на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицита ресурсов для достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами.

Для отечественных предприятий прежде всего потребуется преодоление низкой эффективности регулирования производства административными методами, и ускорение перехода к интенсивному характеру его развития на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования управления. В рамках курса «Основы менеджмента» менеджмент был определен как самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения в практике управления, которая сформировалась как отдельная научная дисциплина, а точнее как междисциплинарная область. Ее правильнее было бы назвать управленческой мыслью, включающей в себя науку, опыт, технические и управленческие ноу-хау, преумножаемые управленческим искусством и талантом менеджера.

Эволюция управления в ХХ веке состоит в использовании достижений управленческой мысли для решения проблемы получения желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

  Первый прорыв в развитии управленческой мысли и ее практическом использовании в начале ХХ века в мировой практике связан со школой научного управления, известной также как школа Тейлора. Главное достижение этой школы заключается в том, что управлять можно научно. Такой вывод явился одновременно озарением и иллюзией, т.к. фактически это был перенос идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Принципиальная ограниченность «тейлоризма» была осознана в мире довольно скоро.

 Последующий крупный шаг в развитии управленческой мысли, тесно связанный с предыдущим, состоял в разработке А.Файолем принципов управления и их быстром распространении, что явилось самостоятельным и значимым результатом новой школы, называнной административной (известной также как классическая школа). Она  ориентировала управленцев на построение формальных организационных структур и систем. С этой школой связано также формирование и развитие понятий принципов и универсальных функций управления, не потерявших актуальности и сегодня актуальности (универсальные функции управления и 14 принципов А.Файоля). Поэтому не случайно Анри Файоля называют отцом менеджмента. Большой вклад в развитие этой школы внесли Линдал Урвик (консультант по вопросам управления в Англии) и Джеймс Муни (работал под руководством П. Слоуна В компании “Дженерал Моторс”.

Поиски рациональных форм управления предприятиями в нашей стране (в рамках бывшего СССР) велись в то время с определенным учетом этих достижений. Например, решением партийной конференции в 1932 году «функционалка»  (функциональная структура по Тейлору) была упразднена в пользу линейно-функциональных оргструктур (по Файолю). Однако в основе этих решений стояли не научные аргументы, а стремление к созданию жестко контролируемых иерархических систем управления, основанных на бесприкословном подчинении низших уровней организационной иерархии вышестоящим и их обезличенности, что стало стандартом в отечественной политической и хозяйственной реальности на многие десятилетия.

 Третий прорыв в развитии управленческой мысли, сопоставимый с двумя предыдущими по своему значению и влиянию на развитие управленческой мысли и управления в целом связан с зарождением школы человеческих отношений на рубеже 30-х годов (называемой часто «неоклассической»). В 40 – 60-е годы это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем. Но по существу это было не что иное как использование достижений наук о человеческом поведении (психологии и социологии) в управлении. Поэтому сформировавшаяся школа получила название как школа поведенческих наук.

 В советской теории и практике эти результаты не были восприняты. Они получили жесткий отпор как «происки» буржуазной идеологии в области налаживания человеческих отношений. Попытки отдельных наших ученых аппелировать к разуму привели к разгрому социологии и остановили ее применение и развитие в управлении на долгие годы, что нанесло серьезный ущерб отечественной школе упраления.

 Новое достижение  мировой управленческой мысли было связано с развитием количественных методов в управлении, направленных на обоснование управленческих решений (50 – 60-е гг.). Полученные результаты были обусловлены применением математического моделирования и вычислительной техники в управлении. Базой развития этой школы (названной школой науки управления) явились достижения в области математики (достижения в области исследования операций) и вычислительной техники.

В нашей стране экономико-математическое движение было особенно сильным и оказало в целом положительное влияние на развитие экономической и управленческой мысли, хотя и не было лишено определенных недостатков и серьезных иллюзий. Количественные методы управления стимулировали привлечение многих положений теории систем и кибернетики к управлению, что в последующем способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организации и обществе.

 На рубеже 70-х годов очередной революционной вехой развития управленческой мысли явилась четко сформулированная идея системного подхода, определяющая организацию как открытую систему, которая приспосабливается к своей многофакторной внешней и внутренней среде. При этом главные причины изменений внутри организации следует искать в ее внешней среде.

 70 - 80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления применительно к конкретным ситуациям. Этот переход от универсализма системного подхода к ситуационному подходу, сравнимый с переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого и черно-белого кино к цветному со стереофоническим звуком, в отечественной науке управления (находящейся в то время как и все наше общество в застое) прошел почти незамеченным.

 Десятилетие 80-х годов ознаменовалось новым прорывом – открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления, особенно эффективно использованного японцами. Сегодня многие теоретики управления склонны ставить культуру по силе воздействия на людей на один уровень с организацией как управленческим инструментом, а учебные программы по преобразованию внутрифирменной культуры в организациях рассматриваются как модное новшество ведущих школ бизнеса в 90-е годы. И как показывает опыт преуспевающих фирм в этом также есть рациональное зерно.

В нашей стране во второй половине 80-х годов исследователи и управленцы также обнаружили, что главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений в экономике, в обществе и на предприятии кроется в человеке, в его сознании и культуре, в том числе в культурных стереотипах поведения в организациях и в обществе. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

 В 90-х годах в развитии управленческой мысли просматриваются три наиболее интересные тенденции.

Первая тенденция связана с некоторым возвратом к прошлому – осознанием значения материальной, технологической базы современного производства. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и общим усилением влияния научно-технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества продукции для победы в конкуренции. Управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма», но на новой, более глубокой и здоровой основе.

Вторая тенденция бала связана с социальными и поведенческими аспектами, что нашло отражение в усилении внимания на только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, осуществлении управленческих функций, в собственности предприяти (фирмы). Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и настойчиво развиваемая теоретиками управления в 50 – 60-е годы, в практике американского менеджмента (ведущего в эти годы) реализовывалась довольно вяло. Однако она нашла поддержку в практике фирм Японии и Европы. Сегодня демократизация управления, участие рядовых работников в управлении стала реальностью. И не только в Европе и Японии, но и в Америке признается, что будущее принадлежит демократизированным, «партиписивным» формам управления.

Третья особенность развития управленческой мысли в 90-е годы – это  усиление международного характера управления. В связи с переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и одновременно кооперации производства, развитием транснациональных корпораций и т.п. Интернационализация управления ставит много новых вопросов перед теорией и практикой управления. Для нас в этой области предстоит преодолевать серьезное отставание, так как международный бизнес для отечественных предприятий дело новое и ему надо учиться с азов.

Завершая краткий обзор развития управленческой мысли и переходя к менеджменту предприятия, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управления. Однако по большому счету это было бы не совсем корректно.

Ключевым элементом современной методологии менеджмента является адаптация. Управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды – командно-административной системе. И адаптация в этой системе как к организационно-правовому и хозяйственному механизму, так и к ее политике, идеологии, системе ценностей проходила весьма активно и далеко не безуспешно. Требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления, позволяющие приспособиться к конкретным условиям. По современным классификациям то, что было распространено раньше – это бюрократические, механистические системы управления организациями.

Командно-административная система выдвигала и воспитывала свои таланты. Среди них были выдающиеся «командиры производства», блестящие технократы, которым индустрия обязана яркими достижениями, но вместе с тем были и жесткие бюрократы, догматики, мастера политической интриги, оказавшиеся творцами либо пособниками не просто застоя в обществе, но и настоящего народного бедствия.

В то же время огромная масса людей в нашем народном хозяйстве, не занимавшихся политикой, просто трудились на рядовых управленческих должностях. Они делали свое дело в рамках системы, где им выпало жить, их действия соответствовали требованиям конкретных ситуаций, а взгляды – общепринятым в их среде. Во многих случаях добиваться результата в этой среде было иной раз труднее, чем в другой, более рациональной по своему устройству. Это требовало напряжения мысли, своеобразного поиска и самоотдачи. К сожалению, социальный отбор, действующий в этой системе, не всегда способствовал продвижению лучших людей на высшие управленческие должности. И все же с позиций сегодняшнего дня нельзя умалять потенциала наших руководителей, инженеров, рабочих, да и предпринимателей. Важно наилучшим способом использовать и развивать этот потенциал. Нужно глубоко осознать факт, что все мы являемся продуктом «управленческой цивилизации» бюрократического толка, проявившую сегодня свою несостоятельность и нуждающуюся в перестройке.

1.2 Основные проблемы перестройки управления в переходный

период реформирования экономики Республики Беларусь

Подводя итоги краткой исторической справке развития управленческой мысли, следует отметить, что за всю историю своего существования человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления (то есть воздействия на людей для достижения желаемого результата):

  1.  Иерархию (иерархическую организацию), при которой средством воздействия является отношение власти и подчинение, реализующее давление на человека сверху посредством принуждения и контроля над распределением благ.

Культуру, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе в конкретной ситуации.

Рынок - как сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле - продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Иерархия (иерархическая организация), культура и рынок – это не просто инструменты управления, а весьма сложные явления. Они почти всегда присутствуют одновременно в реальных хозяйственных и социальных структурах. Сущность экономической организации общества определяется приоритетом этих инструментов в конкретной экономической системе.

Базовым инструментом командно-административной системы советского общества была иерархия, носившая всеобщий характер. Все имело ту или иную линию подчинения, вышестоящую инстанцию, а полномочия вышестоящей исполнительной власти были практически не ограничены. Но параллельно с этим советское общество активно использовало и «жесткую» культуру в качестве мощного средства воздействия на своих членов. Через идеологию, членство в партии, под влиянием средств массовой информации, образования, поддерживаемых традиций и привычек люди постигали многочисленные «можно» и «нельзя», контролируемые партократией. Они либо придерживались их, либо входили в противоречие и конфликт с официальной системой. Рынок как универсальное средство воздействия на хозяйственную жизнь при этом всячески подавлялся и использовался исключительно для торговли предметами потребления. Экономические методы управления применялись в четких рамках иерархических систем. Рынок в своем естественном и мощном состоянии существовал лишь в теневой экономике, которая строила свои иерархические отношения в скрытых антиобщественных коррумпированных структурах, формируя негативную культуру, деформирующую сознание людей, их социальные отношения. Этим во многом можно объяснить криминальный характер становления рыночной экономики в отечественной практике.

Административно-хозяйственная система, прошедшая длительную эволюцию, была хорошо отлажена и согласована в своих главных элементах, позволяющих держать общество в узде, добиваться целей, которые устанавливались сверху, подавлять внешнее проявление конфликтов. Несмотря на жесткое подавление прав отдельной личности, для многих лояльных членов общества миф о всеобщем участии в строительстве счастливого будущего страны под мудрым руководством, и о жизни в самом справедливом обществе составлял основу мировоззрения.

Ныне система управления должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Необходимость этих изменений вызвана тем, что командно-административная система и идеология, лежащая в ее основе, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производительных сил и обеспечения прав человека. В условиях НТР новая технология и организация производства выводит передовые страны на такой принципиальный уровень удовлетворения экономических потребностей отдельной личности, когда практически может быть сформирована материальная база для достижения экономической свободы в жизни большинства людей. Это касается не всех стран и не всех людей, такая система существует на фоне большого социального неравенства. Однако начавшийся скачок уже произошел. Реальная техническая возможность дать людям в массовых масштабах человеческие условия существования (материальные и социальные), избавить их от участи «материала для эксплуатации», сделать их свободными существует. Однако чтобы такой скачок совершить, необходимо (как показывает опыт многих стран на разных континентах) иметь адекватную этому систему управления  и культуру, которые были бы способны обеспечить производительность, эффективность, динамичность и адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей, поставщиков, изобретателей и т.д.  Рынок по своей природе обладает таким потенциалом. В то же время иерархическая  организация остается реальным рациональным средством внесения стабильности и регламентированности в хозяйственную и иную деятельность. Кроме того, необходимо учитывать, что рынку и иерархии как инструментам управления соответствуют разные и во многом противоположные культуры.

Перестройка хозяйственного уклада нашего общества состоит в кардинальном структурном изменении, при котором рынок как продукт правового государства и хозяйствования должен стать главным инструментом на уровне общественного производства в целом. Иерархия не отомрет и не разрушится, а отойдет в отдельные сектора экономики, требующие большего контроля, и переместится на уровень конкретных организаций, где ее полезная роль сохранится еще долго.

 

Параллельно необходим кардинальный культурный сдвиг в нашем экономическом и управленческом мышлении, в психологии, направленный на переход от идеологизации управления к здравому смыслу. Если не делать этого упорно и настойчиво, сознавая всю сложность поставленной задачи, ничего существенного не произойдет, как бы радикально иерархические отношения не заменялись рыночными на правовом уровне, как бы тщательно не отрабатывались новые производственные и социальные системы. Размягчение и атрофия культуры как управленческого инструмента – это путь к краху в новых условиях. Без этого организационного «цемента», способного выдержать высокие напряжения и нагрузки, нового здания (новой экономической системы) не построить.

Можно с достаточной обоснованностью утверждать, что с ростом управленческой культуры при переходе на новые условия хозяйствования будут нарастать позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективном управлении предприятием ставить как практическую задачу. Усилится роль эффективного менеджмента и потребность в нем на предприятии. Это связано с тем, что рыночная экономика предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов-руководителей различных уровней, чем плановая.

1.3 Опыт подготовки менеджеров в развитых рыночных странах

Развитие менеджмента в конкретной стране непосредственно связано с проблемой формирования и развития инфраструктуры управления. Ее неотъемлемой частью являются школы бизнеса и менеджмента. Самая развитая управленческая инфраструктура сложилась в США. Только зарегистрированных, то есть имеющих сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления  в Америке насчитывается более 1300, в том числе 600 из них являются непосредственно школами бизнеса, самостоятельно действующими в рамках многопрофильных университетов. В стране функционирует более 10-ти тысяч консультационных компаний, а также десятки тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным вопросам управления. Имеется также более 70 периодических изданий, свыше десятка  издательств, специализирующихся на выпуске литературы по управлению и бизнесу. Поэтому не случайно США являются  лидером науки управления и организации исследований в области бизнеса и менеджмента, включая результативность исследований, численность исследователей, привлекаемых средств и широты охватываемых проблем в этой сфере.

Система подготовки специалистов по бизнесу и менеджменту, обеспечивающих их высокий профессионализм, является в США трехступенчатой. Первую ступень такой подготовки обеспечивают университеты и колледжи в течение четырех лет, которая завершается получением степени бакалавра. Это соответствует примерно отечественному диплому о высшем образовании. Предусмотрена возможность прерывания образования после двух лет обучения, что будет равносильно окончанию»младшего колледжа». Вторая ступень включает дальнейшую подготовку специалистов по магистерским программам. В том числе: «магистра делового администрирования» (Master of Business Administration - MBA), «магистра науки управления» (Master of Management Science - MMS), «магистра международного менеджмента» (Master of International Management - MIM) и подобные им программы.  Для обучения по этим программам принимаются специалисты, имеющие степень бакалавра и опыт практической работы не менее двух лет. Возраст обучающихся обычно составляет 25-30 лет. Программы MBA являются основным направлением подготовки высоко квалифицированных менеджеров, отличаются высокой интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество подготовки специалистов. Естественно, что такие школы имеют определенный рейтинг, который позволяет их выпускникам гарантировать хорошую работу и соответствующую оплату в фирмах США и за рубежом. В качестве примера можно привести наиболее престижные из них: Гарвардская и Стенфордская школы бизнеса, Уортонская школа в Пельсинвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом университете и другие. У выпускников менее престижных школ могут быть проблемы с трудоустройством. Широко распространено также вечернее обучение по магистерским программам для менеджеров высшего звена управления (Executive MBA). В целом в США наличие магистерской степени считается весьма желательным для карьеры специалиста как профессионального менеджера.

 Третья ступень предусматривает обучение бизнесу и управлению по программам, ведущим к получению степени доктора философии (Philosophy Doctor –  Ph.D.). Эта степень примерно равна степени кандидата наук в сильном отечественном вузе или научно-исследовательском институте. Она котируется выше степени магистра, но существует независимо от нее. При этом степень магистра отражает профессиональную подготовку менеджера, а докторская – подготовку ученого, которая позволяет ему заниматься исследованиями, преподаванием или профессиональной работой аналитика на серьезной фирме.

В Европе также имеются школы бизнеса. Однако их существенно меньше, чем в США. В европейской ассоциации EFMD зарегистрировано около 300 полноценных центров обучения менеджеров. При этом акценты в подготовке также смещены: большее значение имеют приближенные к производству дисциплины, а также страновые и международные аспекты бизнеса и управления. Несмотря на высокий уровень подготовки многих европейских школ магистерские степени в области бизнеса и управления не получили широкого распространения и котируются не столь высоко как а США.

Необходимо отметить, что в мировой практике опыт США не является единственным. В Японии менеджеров готовят сами фирмы, перемещая их по разным должностям (концепция «обучения посредством опыта»). В стране имеется всего несколько школ бизнеса, в которых готовят менеджеров главным образом для работы за границей.

В то же время в современных условиях подготовка менеджеров в разных странах сближается как по существу. Так и по методам организации обучения. Это особенно заметно в последние 10-15 лет. Менеджмент как профессия, как область знаний становится интернациональным. Освоение мирового опыта управления, в том числе всех ведущих рыночных стран (каждой в отдельности) является полезным и необходимым. В то же время следует признать, американский менеджмент был и остается наиболее развитой «управленческой цивилизацией». Нельзя слепо следовать выводам американских и других теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать основные направления и идеи развития и совершенствования управления необходимо.

1.4 Предмет и содержание дисциплины

«Менеджмент предприятия»

Цель преподавания дисциплины

Программа дисциплины охватывает изучение основных направлений эффективного  менеджмента на промышленном предприятии, в том числе:

  •  сущность эффективного управления предприятием;
  •  виды и функции менеджмента;
  •  принципы и функции  внутрифирменного управления промышленной фирмой;
  •  экономические методы в менеджменте;
  •  подходы и методы эффективного управления производственной, финансовой и инновационной деятельностью предприятия в условиях реформирования экономики.

Конкретные задачи изучения дисциплины направлены на формирование у студентов устойчивых знаний и практических навыков по теоретическим и методологическим основам организации и практической реализации управления на  предприятии; методам и технологии внутрифирменного управления (в том числе эффективного управления производством и качеством) в рыночной экономике; основные подходы и механизмы антикризисного управления, реформирования и реструктуризации предприятия.

Структура дисциплины

Программа  учебной дисциплины рассчитана на 108 часов учебных занятий, из них 64 часа лекций и 44 часа практических  занятий. Дисциплина изучается в VII-VIII семестрах, завершается экзаменом в VIII семестре после защиты курсовой работы.

Распределение часов по темам и видам занятий приведено в таблице 1.1. Следует отметить, что программой прдусмотрено обучение навыкам самостоятельного изучения отдельных вопросов программы с обязательным контролем качества такого изучения и его оценки.

Таблица 1.1

№№

тем

Наименование тем

Объем в часах

Лекции

(Л)

Практ. занятия

(П)

Самост.

работа

Л

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение в управление предприятием и содержание дисциплины

Сущность эффективного управления предприятием

Организация управления промышленной фирмой (предприятием, корпорацией)

Маркетинг как специфическая функция

управления предприятием

Развитие внутрифирменного планирования

Функции организации и контроля в

новых условиях хозяйствования

Управление финансовой деятельностью предприятия

Управление инновационной деятельностью предприятия

Стиль руководства и современные формы эффективное управление предприятием

2

2

6

4

4

4

2

4

4

-

2

4

2

4

2

2

4

2

2

2

2

2

2

Итого в VII cеместре

32

22

6

4

10

11

12

13

14

15

16

Экономические методы в менеджменте                   

Комплексное управление производительностью

Управление качеством

Реформирование предприятия и адаптация предприятия к новым условиям хозяйствования

Основные механизмы антикризисного управления

Разработка программы реструктуризации   предприятия

Межфирменная интеграция и формирование ФПГ (финансово-промышленных групп)

6

2

4

6

6

4

4

4

2

2

4

4

4

2

2

2

2

2

2

Итого в VIII семестре

32

22

4

6

Итого по дисциплине

64

44

10

10

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38337. Критерии социальной стратификации, ее виды 14.93 KB
  В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономическую, политическую и социально-профессиональную.
38338. Міжнародне публічне прво 309.5 KB
  Воно включає в себе такі компоненти як володіння природними ресурсами та їх експлуатація виробництво та розподіл товарів міжнародні угоди господарського чи фінансовог характеру кредити та фінанси та ін. Для маркировки невеливих товарів розроблений стандарт штрихкоду EN8 у тілі повідомлення якого кодується тільки 8 цифр замість 13. Показником лібералізму є свобода звичаєва категорія руху товарів послуг та капіталів економічні свободи. Особливістю розвитку світового експорту сировинних товарів є також нижчі темпи зростання торгівлі...
38340. Менеджмент. Сутність менеджменту 1.29 MB
  Планування в організації. В українському законодавстві організації які мають статус юридичної особи називають підприємствами товариствами асоціаціями об’єднаннями тощо. За способом і метою утворення організації поділяють на формальні та неформальні. За кількістю цілей виділяють прості організації мають одну ціль і складні організації ставлять перед собою комплекс взаємопов’язаних цілей яких в економіці переважна більшість.
38341. Менеджмент как теория управления 74.87 KB
  Управление с точки зрения философии это функция биологических социальных технических организационных систем которые обеспечивает сохранение их структуры и поддерживает определенный режим деятельности; с точки зрения экономических понятий – это процесс распределения движения ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному плану с непрерывным контролем результатов. 2 менеджмент это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Менеджер это человек который занимает постоянную управляющую...
38342. Бизнес-планирование инвестиционных проектов 34.5 KB
  Бизнесплан это стандартный документ в котором детально обосновывается концепция инвестиционного проекта приводятся основные технические экономические финансовые и социальные характеристики. Бизнесплан позволяет обобщить результаты которые будут достигнуты в результате внедрения инвестиционного проект определить его эффективность и жизнеспособность установить направления возможного детального развития. Бизнесплан является основанием для получения финансовых ресурсов правовой и организационной поддержки.
38344. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 118.5 KB
  Институтом этой отрасли является право на внешние сношения вытекающее из суверенитета государства право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства. Право государства на внешние сношения основано на международноправовых нормах и существует независимо от внутреннего права которое может обходить область внешних сношений молчанием. Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние но и во внешние дела другого государства входящие в его суверенную...
38345. ШПАРГАЛКИ З ПРАВОЗНАВСТВА 673 KB
  Загальна характеристика основних галузей права України Державне конституційне право провідна галузь права та законодавства що криє в собі систему правових норм інститутів і нормативноправових актів які закріплюють і регулюють відносини народовладдя основи конституційного ладу України правового статусу людини і громадянина територіального устрою системи державних органів та організації місцевого самоврядування в Україні. Розглядають такі види підзаконних нормативноправових актів залежно від суб'єктів що їх видали: ...