29444

Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства

Доклад

Макроэкономика

Роль государства в рыночной и командноадминистративной экономике. Экономические функции государства. Роль государства в рыночной экономике Представления о рыночной экономике как куплепродаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику.

Русский

2013-08-21

18.49 KB

16 чел.

13. Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства.

Роль государства в рыночной экономике

Представления о рыночной экономике как купле-продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом – и в жизни.

Главный признак экономики рыночного типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства».

Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Роль государства в командно-административной экономике

Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.

В командно-административной системе хозяйствования основная задача государства в экономической сфере сводилась к сохранению сложившейся и разъедаемой кризисом плановой экономики, в переходной экономике – к обеспечению формирования новой системы хозяйствования. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности. Необходимость становления и развития рыночных отношений предопределяет следующие функции государства в переходной экономике:

  1.  руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.д.
  2.  руководство процессами приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества;
  3.  обеспечение правовой основы рыночных преобразований, создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования;
  4.  умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и т.д.

В целом регулирующие функции государства можно подразделить на две группы: 1) функции по созданию условий эффективной работы рынка (например, стимулирование и защита конкуренции); 2) функции по дополнению и корректировке действий рыночных регуляторов (например, разработка системы социальной защиты).

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный Потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство и уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий.

3. Регулирование денежного предложения.

4. Перераспределение национального дохода.

5. Перераспределение ресурсов.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей — темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства — создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении  факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80642. Служба маркетинга на промышленном предприятии 37 KB
  Служба маркетинга на промышленном предприятии Современная концепция маркетинга принятая в США рассматривает его как целенаправленную комплексную деятельность производственной компании состоящую из системы взаимосвязанных мероприятий: научнотехнические и конъюнктурноэкономические исследования по разработке и освоению продукции; разработка технологии и схем управления производства; организация промышленного производства продукции с учетом ее конкурентоспособности на рынке; организация оптимальной системы сбыта продукции с использованием...
80643. Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике 40 KB
  Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике Особенности организации современного производства товаров и услуг. Логика маркетинга ориентированного на продукт нельзя продать то чего у вас пока ещё нет. Риск существует и в информационную эру но он с лихвой оправдывается при использовании интегрированного маркетинга.
80644. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 98 KB
  Структура внешней торговли представлена следующими видами: экспорт; импорт; транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну; особые формы: реэкспорт или реимпорт товаров прошедших облагораживание; производство по лицензии; кооперация; компенсационные сделки. Специфика товарной структуры экспорта России ее сырьевая направленность: доля топлива энергетических товаров в 1996 г. Импорт вид предпринимательской деятельности российских резидентов связанный...
80645. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ 141 KB
  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ Предметом обмена на мировом рынке услуг являются услуги выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки техники производства и управления. Основа рынка сфера услуг предоставление которых является наиболее динамичной статьей внешней торговли. По данным МВФ стоимость услуг в 1994 г.
80646. ВЫВОЗ КАПИТАЛА КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 52 KB
  СУЩНОСТЬ ВЫВОЗА КАПИТАЛА СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Вывоз капитала это помещение капитала за границей с целью систематического присвоения прибавочной стоимости созданной трудящимися страны импортирующей иностранный капитал. Вывоз капитала наиболее развитая усовершенствованная форма международной эксплуатации. При внешней торговле происходит однократная реализация прибавочной стоимости а при вывозе капитала прибавочная стоимость присваивается непрерывно до тех пор пока помещенный за границей капитал находится в собственности иностранной...
80647. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 146 KB
  Свободные экономические зоны СЭЗ как форма международных экономических отношений получили широкое распространение и существенно изменили свое содержание от простых организационно-функциональных форм связанных с торговлей товарами к более сложным ориентированным на производство массовой потребительской продукции разработку и производство новых товаров предоставление различного рода услуг и т. В 80е годы в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки НТ...
80648. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 77.5 KB
  Экономическая интеграция определяется следующими функциями: интеграция производства и создание международных монополий нового типа к началу 90х годов на ТНК приходилось около 50 промышленного производства более 90 прямых частных вложений за рубежом; глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда; НТР обусловившая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники; открытость национальных экономик и свобода торговли. Выделяют условно пять основных видов интеграционных объединений различающихся...
80649. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 78.5 KB
  Приоритет в МЭО сохраняется за внешнеторговыми отношениями которые раньше строились на межстрановой узкорегиональной основе в основе которых строились принцип свободной внешней торговли и протекционизм. Глобализация МЭО обуславливает появление межрегиональных международных организаций: ОПЕК организация стран экспортеров нефти основанная в 1960 г. состоящая из 13 стран трех континентов; ОЭСР организация экономического сотрудничества и развития основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов.
80650. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 60 KB
  Глобальные проблемы носят универсальный характер так как они касаются всех стран независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств. НИОКР направлено на военные цели; обеспечение экономической стабильности для государств путем перестройки и повышения эффективности международных экономических отношений снижение инфляции и безработицы стабильный товарообмен более открытый доступ на мировые рынки эффективные меры для стран строящих...