29444

Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства

Доклад

Макроэкономика

Роль государства в рыночной и командноадминистративной экономике. Экономические функции государства. Роль государства в рыночной экономике Представления о рыночной экономике как куплепродаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику.

Русский

2013-08-21

18.49 KB

19 чел.

13. Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства.

Роль государства в рыночной экономике

Представления о рыночной экономике как купле-продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом – и в жизни.

Главный признак экономики рыночного типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства».

Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Роль государства в командно-административной экономике

Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.

В командно-административной системе хозяйствования основная задача государства в экономической сфере сводилась к сохранению сложившейся и разъедаемой кризисом плановой экономики, в переходной экономике – к обеспечению формирования новой системы хозяйствования. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности. Необходимость становления и развития рыночных отношений предопределяет следующие функции государства в переходной экономике:

  1.  руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.д.
  2.  руководство процессами приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества;
  3.  обеспечение правовой основы рыночных преобразований, создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования;
  4.  умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и т.д.

В целом регулирующие функции государства можно подразделить на две группы: 1) функции по созданию условий эффективной работы рынка (например, стимулирование и защита конкуренции); 2) функции по дополнению и корректировке действий рыночных регуляторов (например, разработка системы социальной защиты).

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный Потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство и уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий.

3. Регулирование денежного предложения.

4. Перераспределение национального дохода.

5. Перераспределение ресурсов.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей — темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства — создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении  факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30317. Основы описания простого предложения. Типы предложений 29 KB
  Основы описания простого предложения. коммуникативную задачу выражающуюся интонацией и порядком слов Актуальное членение предложения. структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. По характеру выражаемого в них отношения к действительности различаются предложения реальной и ирреальной модальности с разнообразными оттенками модальных значений: реальности и ирреальности предположения сомнения уверенности возможности невозможности и т.
30318. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский язык в современном мире 45.5 KB
  Русский язык в современном мире. Русский язык в современном мире. Языки имеют национальные границы каждый из языков своеобразен.
30319. Понятие о стилях ЛЯ. Принципы их классификации 198.5 KB
  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК наддиалектная подсистема форма существования национального языка которая характеризуется такими чертами как нормативность кодифицированность полифункциональность стилистическая дифференцированность высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка территориальным диалектам городским койне городскому просторечию...
30320. Проблема нормативности литературной речи. Классификация речевых ошибок 53 KB
  Нормы: 1. Ожегов дал такое определение языковой нормы: Норма это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих наличествующих образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов. Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников и даже законодательных актов ...
30323. Физико-химические основы технологических процессов 59.5 KB
  Физикохимические основы технологических процессов Этилбензол на нефтехимических предприятиях Украины и в ведущих капиталистических странах получают по каталитической реакции алкилирования бензола этиленом: С6Н6 С2Н4→С6Н5СН2СН3 2 Реакция алкилирования бензола этиленом можно классифицировать как: по зоне протекания химической реакции гетерогенная ; по использованию в ходе реакции катализатора...
30325. Роль А.С. Пушкина в развитии РЛЯ 46.5 KB
  Образование нац лит языка это процесс длит и постепенный.; б устранение препятствий в развитии языка в данном отношении много было сделано в течение XVIII в.: реформы Петра I; стилистическая система Ломоносова; создание âнового слогаâ Карамзиным; в закрепление языка в литературе. Главная историч заслуга Пушкина и состоит в том что им завершена закрепление рус народноразговорного языка в литре.