29444

Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства

Доклад

Макроэкономика

Роль государства в рыночной и командноадминистративной экономике. Экономические функции государства. Роль государства в рыночной экономике Представления о рыночной экономике как куплепродаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику.

Русский

2013-08-21

18.49 KB

18 чел.

13. Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства.

Роль государства в рыночной экономике

Представления о рыночной экономике как купле-продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом – и в жизни.

Главный признак экономики рыночного типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства».

Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Роль государства в командно-административной экономике

Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.

В командно-административной системе хозяйствования основная задача государства в экономической сфере сводилась к сохранению сложившейся и разъедаемой кризисом плановой экономики, в переходной экономике – к обеспечению формирования новой системы хозяйствования. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности. Необходимость становления и развития рыночных отношений предопределяет следующие функции государства в переходной экономике:

  1.  руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.д.
  2.  руководство процессами приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества;
  3.  обеспечение правовой основы рыночных преобразований, создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования;
  4.  умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и т.д.

В целом регулирующие функции государства можно подразделить на две группы: 1) функции по созданию условий эффективной работы рынка (например, стимулирование и защита конкуренции); 2) функции по дополнению и корректировке действий рыночных регуляторов (например, разработка системы социальной защиты).

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный Потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство и уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий.

3. Регулирование денежного предложения.

4. Перераспределение национального дохода.

5. Перераспределение ресурсов.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей — темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства — создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении  факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77849. Смоляне – защитники Отечества 132 KB
  В этом реферате будет говориться только о смолянах. Моя цель работы - рассказать вам все про смолян. Как они защищали нашу Родину, как они боролись, как они достойно погибали... И про то, как мы их не забудем никогда!
77850. Развитие политической мысли на Руси и в России 145.5 KB
  Особенность политической мысли России заключается в разработке следующих проблем: создании и развитии русской государственности выяснения специфики исторического пути России и составляющих ее народов поиск идеала общественного устройства...
77851. Сущность и функции рынка 124.5 KB
  Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде понятие рынок это система экономических отношений складывающихся в процессе производства обращения и распределения товаров а также движения денежных средств.
77852. Основания и условия возникновения деликтных обязательств 27.5 KB
  Основания и условия возникновения деликтных обязательств Деликтные представляют собой обязательства которые возникают вследствие причинения вреда субъектами отношений из внедоговорных отношений и требуют полное возмещение за счет средств причинителя вреда или иных лиц на которых законом возложена обязанность возмещения вреда. отношения; возникают в нарушении прав которые носят абсолютный характер...
77853. Ответственность за вред, причиненный ИПО 27 KB
  Ответственность за вред причиненный ИПО К таковым относятся ТС механизмы электрическая энергия высокого напряжения атомная энергия взрывчатые вещества сильнодействующие яды. ИПО определенные предметы материального мира проявляющие в процессе деятельности по их использованию эксплуатации вредоносность не поддающуюся или не в полной мере поддающуюся контролю человека в результате чего они создают опасность для окружающих. Ответственность за вред несет владелец. Не признается владельцем и не несет ответственности за вред...
77854. Ответственность за вред, причиненный н/л 29 KB
  Ответственность за вред причиненный н л Причиненный до 14 возлагается на его родителей усыновителей или опекунов либо на соответствующее учреждение юридическое лицо если малолетний находился в нем или был под его надзором во время причинения вреда. Родители усыновители и опекуны отвечают за вред причиненный малолетними при наличии общих оснований деликтной ответственности: противоправность причинно-следственная связь вина. Причиненный от 14 до 18 самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В...
77855. Особенности возмещения вреда при повреждении здоровья и причинения смерти гражданину 29 KB
  Однако результатом причиненного здоровью потерпевшего вреда может стать и стойкая или невосстановимая утрата им трудоспособности. Учитывается также грубая неосторожность самого потерпевшего содействовавшая возникновению или увеличению вреда. При этом размер возмещения уменьшается пропорционально степени вины потерпевшего. В случае смерти потерпевшего имущественные потери возникают у близких ему лиц которых он полностью или частично содержал при жизни будучи их кормильцем а также у лиц понесших расходы на его погребение.
77856. Компенсация морального вреда 23.5 KB
  Компенсация морального вреда Моральный вред физические или нравственные страдания испытываемые гражданином при нарушении его личных неимущественных или иных нематериальных благ. В случае причинения морального вреда по решению суда он подлежит денежной компенсации которая определяется с учетом...
77857. Неосновательное обогащение 30.5 KB
  Фактический состав порождающий обязательства из неосновательного обогащения или сбережения имущества состоит из следующих элементов: а одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого; Приобретение означает увеличение объема имущества у одного лица и одновременное уменьшение его объема у другого. Это могут быть действия самого потерпевшего уплата чужого долга; действия 3 лиц ошибочная выдача груза железной дорогой не получателю указанному в накладной а другому лицу; действия самого приобретателя имущества...