2945

Сущность эффективного управления предприятием

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Сущность эффективного управления предприятием Вопросы: Сущность и характерные черты менеджмента. Содержание менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента. Виды и уровни менеджмента предприятия. Успешное (эффективное) у...

Русский

2012-10-22

113 KB

115 чел.

Сущность эффективного управления предприятием

Вопросы:

2.1 Сущность и характерные черты менеджмента.

2.2 Содержание менеджмента.

2.3 Современные подходы и концепции менеджмента.

2.4 Виды и уровни менеджмента предприятия.

2.5 Успешное (эффективное) управление предприятием

2.1 Сущность и характерные черты менеджмента

В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

  В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий:

это определенный вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях;

это область знания, помогающего осуществить эту деятельность;

это определенная категория людей (определенный социальный слой), которые осуществляют работу по управлению.

Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу.

 

В русском переводе термин «Менеджмент» является аналогом термина «Управление», что не в полной мере соответствует действительности по своей сути:

Термин «Управление» намного шире и применяется во многих видах человеческой  деятельности, в разных сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.),  а также применительно к  органам управления.

Термин «Менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя его стали в последнее время употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.

Термин «Менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В англоязычных странах он употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие термины. Для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления термины «government administration» или «public administration» (переводится как государственное управление).

Учитывая изложенное можно дать следующее определение менеджмента.

Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

 Сущность менеджмента - это управление предприятием в условиях рыночной экономики (рынка) и означает:

- направленность предприятия на удовлетворение спроса и потребности рынка (конкретных потребителей) и организацию производства тех видов продукции, которые могут быть реализованы и обеспечат ему экономическую выгоду (прибыль);

- направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений;

- постоянную адаптацию управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ в зависимости от конъюнктуры рынка;

- объективную оценку деятельности предприятия рынком (конечный результат деятельности предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе реализации продукции и услуг);

- необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений.

Основные положения приведенной выше определения менеджмента требуют пояснения для их однозначного понимания.

 Менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия (корпорации), в котором он работает. Он может владеть акциями предприятия (корпорации), а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму на должности менеджера. Менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и другие, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией. Термин «менеджер» определяет принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от уровня управления на предприятии, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалистаменеджера и в качестве объекта хозяйственную деятельность предприятия в целом или его конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

 Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность предприятия в любой отрасли экономики (в промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и т.д.) и в любой сфере деятельности предприятия (НИОКР, производства, сбыта, финансов и т.п.), если эта деятельность направлена на получение прибыли (дохода) или социальной выгоды как конечного результата в зависимости от конкретных целей.

Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом.

Успешная хозяйственная деятельность предприятия требует менеджмента,  который постоянно направлен на поиск и формирование новых возможностей, умение привлекать и  использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах.  

Изменения в содержании хозяйственной деятельности предприятия при реформировании экономики связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами «делегирования» (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.

 Определение целей предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу  это главное в менеджменте. Различают общие цели (отражают концепцию развития предприятия в целом) и специфические цели (разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия).

 Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет  свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

 

 Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.).

В производственном менеджменте он носит название хозяйственного механизма, который, в свою очередь, состоит из общей технологии (основы менеджмента) и экономического механизма.

 Основы менеджмента определяют общие технологические аспекты и механизмы, которые включают: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, технологию управления, научную организация труда менеджеров и некоторые другие управленческие категории (понятия).

 Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление (то есть управление элементами и внутренними переменными предприятия); управление производством; управление персоналом. В рамках менеджмента предприятия рассматривается эффективное управление предприятием, включающее общие механизмы внутрифирменного управления. Управление производством и персоналом является предметом соответствующих специальных дисциплин. Поэтому в рамках изучаемой дисциплины «Менеджмент предприятия» рассматриваются только общие подходы к организации этой деятельности и ее влияние на общую эффективность внутрифирменного управления при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Характерные черты менеджмента  могут быть описаны следующим образом:

  1.  Менеджмент это особый вид деятельности, присущий рыночной экономике.
  2.  Управление предприятием основывается на экономических методах управления и ориентировано на получение прибыли (дохода) или социального эффекта.
  3.  Управление направлено на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.
  4.  Менеджмент – это профессиональное управление, существенными особенностями которого является всесторонний анализ и учет конкретных условий управления, разработка нововведений, формирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.
  5.  Менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение  условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
  6.  Менеджмент – это наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.

Для современного  менеджмента характерны еще два существенных качества:

- направленность деятельности менеджерского корпуса на получение продукции высшего качества, удовлетворяющей запросы потребителей (маркетинговый подход в менеджменте);

- направленность работы менеджера на повышение благосостояния членов коллектива предприятия (гуманизация управленческой деятельности).

 

2.2 Содержание менеджмента

Содержание менеджмента можно рассматривать в разных аспектах. В сфере управления менеджмент принято рассматривать  как науку и практику управления, как организацию управления фирмой  и как процесс принятия управленческих решений.

 1) Менеджмент как наука и практика управления

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых.  В реальном управлении фигура ученогоэксперта, пожалуй, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве основами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов на практике.

В то же время важно понять, и на это нацелено изучение нашего курса, что менеджмент это самостоятельная область знаний, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческой мыслью», сочетающей в себе науку, опыт, талант, «ноухау», владение управленческим искусством.

 2) Менеджмент как организация управления предприятием

Менеджмент как организация управления предприятием призван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной  деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач).

Содержание менеджмента включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и достижение предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагают преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует нашему понятию внутрифирменного управления.

 3) Менеджмент как процесс принятия управленческих решений

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителяменеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его хозяйственно самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе обратных связей. Всякое управленческое решение является результатом установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе их подготовки. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за его выполнением, т.е. принятие решения должно содержать ответ как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение. Принятие решения прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Анализ информации и принятие на его основе управленческих решений составляет один из ключевых элементов технологии менеджмента.

Каждый аспект подхода к изучению менеджмента как системы управления предприятием, во-первых, требует ее изучения в статике и динамике; во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности; в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов для их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.

2.3 Современные подходы и  концепции менеджмента

 

В рамках темы 1 мы рассмотрели краткую характеристику эволюции развития управленческой мысли в мире и в нашей стране. В настоящей теме акцентируем наше внимание только на моментах и элементах этой эволюции, имеющих непосредственное отношение к пониманию эффективного управления предприятием. 

1) Подходы на основе выделения различных школ

 В первой половине 20-го века получили развитие 4 школы управленческой мысли. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ.

Концепции и школы 4060 гг. несколько расширили понимание проблем менеджмента (прагматическая школа и школа науки управления).

 

 2) Процессный, системный и ситуационный подходы

 Процессный подход в управлении возник уже в 20-е годы нашего века, но развитие получил только во второй половине 50-х годов. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

 Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации как совокупности взаимозависимых элементов организации (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управление которыми должно быть направлено на достижение целей организации в условиях изменения факторов внешней среды.

 Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления. Так как существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа управлять предприятием. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 Развитие концепций современного менеджмента

Период 6090 гг. ознаменовался серьезным развитием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эффективный менеджмент.

Развитие научной мысли и практического менеджмента с 60-х годов по настоящее время принято называть современным менеджментом.

Условно этот период можно разделить на два этапа: 6080-е годы и 8090-е годы.

Менеджмент 6080-х гг. Для этого периода характерно дальнейшее одновременное развитие различных подходов к управлению: процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использование количественных методов в управлении (количественный подход), зародившийся в 50-х годах.

 Менеджмент 8090-х гг. характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации и повышения эффективности современного менеджмента в высоко динамичных условиях развития современного общества. Важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации  и адаптации организации в сложившихся условиях.

 Наиболее известны следующие современные концепции менеджмента:

  •  концепция адаптации,
  •  концепция глобальной стратегии,
  •  концепция целевой ориентации.

Процессный подход возник в рамках школы административного управления. А. Файоль первым в предложенной им концепции рассматривал управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

Ранее мы отмечали, что большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

 В силу того, что данный перечень управленческих функций применим ко всем предприятиям, мы будем рассматривать его как базовый при дальнейшем изучении дисциплины, используя знания о них, полученные в рамках основ менеджмента, и дополняя по мере необходимости новыми представлениями, отражающими особенности внутрифирменного управления на современном этапе развития общественного производства и управленческой мысли.

 Системный подход в менеджменте позволяет увидеть предприятие в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход это способ мышления по отношению к предприятию и управлению, помогающий руководителю лучше понять деятельность предприятия и более эффективно достичь его  целей.

В основе системного подхода  лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функционированию и получению желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов.

 

В процессе функционирования  этой системы осуществляется преобразование входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные выходы: увеличиваются продажи, формируется прибыль, увеличивается доля рынка, реализуется социальная ответственность предприятия, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается рост предприятия и т.д.

Декомпозиция системы, реализуемая в рамках системного подхода является основным способом, позволяющим проникнуть в существо конкретного объекта, проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (т.е. предприятия) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация системы, ее подсистем и элементов в сочетании с интеграцией оценки последствий принимаемых решений являются главными инструментами системного подхода при сложной работе по управлению предприятием.

Ситуационный  подход в менеджменте разработан в конце 60-х годов и внес большой вклад  в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к предприятию ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность его деятельности в рассматриваемый момент времени.  Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах предприятия и их решениях.

 

Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения, управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности предприятия.

 

Методология ситуационного подхода может быть описана в виде  четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:

  1.  Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля, включая количественные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессионального управления, которые показали свою эффективность.
  2.  Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик.
  3.  Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.
  4.  Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем.

Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу  предприятия.

Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для эффективного управления предприятием. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деятельность предприятия. Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые факторы, которые могут повлиять на успех предприятия.

Современные концепции менеджмента

На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, направленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в современном мире.

Наиболее известными (признанными) современными концепциями менеджмента считаются: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция  целевой ориентации.

 Концепция адаптации

Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия фирмы это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

 Концепция глобальной стратегии

Акцентирует внимание руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей.

Существуют различные направления этой концепции:

глобальная концепция направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели; это направление получило название теории множественности целей;

глобальная концепция направлена на оптимизацию деятельности в целях максимизации прибыли фирмы;

глобальная концепция направлена на оптимизацию деятельности фирмы путем лучшего приспособления ее структуры к условиям внешней среды и более эффективному использованию ее внутренних возможностей для получения фирмой максимальной прибыли;  

глобальная концепция направлена на совершенствование основных функций управления с целью оптимизации (повышение эффективности) деятельности фирмы.

 Концепция целевой ориентации

Ориентирует фирму на организацию деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

Приведенные современные концепции и многие другие концепции современного менеджмента, известные по зарубежным публикациям,  направлены на совершенствование стратегий отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей (достижение поставленных целей).

2.4 Виды и уровни  менеджмента предприятия

Менеджмент предприятия может быть классифицирован по двум признакам:

  •  по уровням управления;
  •  по функциональным областям управленческой деятельности (по видам менеджмента).

По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) можно подразделить в соответствии с тремя уровнями руководства предприятием (корпорацией):

1) высший уровень управления;

2) средний уровень управления;

3) нижний (операционный или технологический) уровень управления.

Состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен.

 Высший уровень управления (высшее руководство предприятием, корпорацией) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в т.ч. зарубежных), освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и др.

 Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют довольно широкую свободу действий при реализации планов.

Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.

Общий менеджмент охватывает менеджмент предприятия (корпорации) в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления (рис.2.1).

 

 

Стратегический менеджмент представляет собой специфическую управленческую деятельность, входящую (как правило) в исключительную компетенцию высшего уровня управления и направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и его структурных подразделений.

По специфике управления предприятием различают следующие виды менеджмента в основных функциональных областях:

производственный (в широком смысле отражения практической деятельности);

маркетинговый (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку);

инновационный (как обеспечивающий устойчивость и эффективность функционирования и развития предприятия в конкурентной среде);

финансовый (управление финансовой деятельностью предприятия).

 Производственный менеджмент включает процесс управления производством, в т.ч. технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным и финансовым менеджментом в процессе организации и реализации управления предприятием.

Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия служащих, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей предприятия (корпорации). Успех деятельности предприятия приходит тогда, когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность.

2.5  Успешное (эффективное) управление предприятием

 

Предприятие считается добившимся успеха, если оно достигло своих целей.

 

Составляющие успеха предприятия

 Выживание  это возможность предприятия существовать как можно дольше, что является первейшей задачей большинства организаций. Чтобы остаться сильными, дееспособными и чтобы выжить большинству предприятий приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям и конъюнктуре рынка, а также изменениям других факторов внешней  среды. Практически все предприятия, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг.

 Результативность и эффективность. Чтобы иметь успех в течение длительного времени, т.е. чтобы выжить и достичь своих целей, деятельность предприятия должна быть результативной и эффективной. По определению Питера Друкера:  Результативность является следствием того, что организацией  “делаются правильные вещи” (doing the right things). А эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи” (doing things right).

 Производительность. Приведенное общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позволяет проводить сравнительную оценку предприятий, а также во время определять негативные тенденции в работе каждого из них (при этом такое решение желательно получить как можно раньше). Поэтому поиск количественной оценки эффективности привел к  производительности.

В общем случае, производительность это соотношение количества единиц чего либо (продукции или услуг организации) на выходе  к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации).

 Чем более эффективна деятельность предприятия, тем выше его производительность. Ключевой составляющей производительности является качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях предприятия является критически важным фактором для того, чтобы оно могло выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объем продаж дает более производительному предприятию больше возможностей для закупки ресурсов с целью расширения производства и последующего увеличения дохода.

  Практическая реализация. Цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением является такое решение, которое реализуется, превращается в результативное и эффективное действие.

 Подходы к управлению, направленному на успех

 Для обеспечения успеха предприятия управление должно строиться на определенных принципах, обеспечивающих потенциально достижение целей предприятия в условиях изменений внешней среды. Они включают в себя:

  а) обобщение

 Первая проблема сложность предприятия. Установление общих, присущих всем предприятиям характеристик, помогает сократить трудности чрезвычайно сложной задачи управления им, сведя его представление до достижимых для восприятия масштабов. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и учитывать взаимодействие компонентов этой работы. Зная, что многие элементы и факторы являются общими для различных предприятий, можно разработать модели, диаграммы факторов, влияющих на успех предприятия. Возможно также определить общий процесс и технологию управления, применимые для всех предприятий.

 Вторая проблема зависимость предприятия от внешней среды. Обобщение результатов анализа и оценки его сильных и слабых сторон и факторов внешней среды позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения (поведения), а также разработать долговременные цели и правила для предприятия, чтобы добиться успеха;

 б) ситуационный подход.

 Обобщенная концепция поведения предприятия и оценка тенденций поведения внешней среды слишком неточны, чтобы применяться безоговорочно в повседневной практике, в силу большой динамичности факторов внешней среды и внутренних переменных предприятия.

При выполнении управленческих функций на конкретном предприятии и в конкретных условиях необходимо принимать во внимание специфические отличия и особенности этого предприятия по отношению к общим тенденциям и обобщенным характеристикам и концепциям.

 Эти отличия (различия), которые принято называть ситуационными переменными, разделяются на две основные категории: внутренние и внешние переменные и факторы.

 Внутренние переменные являются характеристикой предприятия. Эти переменные (цели и задачи предприятия, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделения труда и др.) в различной степени контролируемы и управляемы. Они являются результатом управленческих решений относительно того, что делать, кому и как это делать на предприятии. Эти решения определяют результативность и эффективность конкретного предприятия по сравнению с другими.

 Внешние факторы, влияющие на успех предприятия (конкуренты, источники ресурсов и технологий, социальные факторы, покупатели, государственное регулирование и др.) являются факторами среды, находящейся вне его, но оказывают серьезное влияние на достижение успеха. Чтобы предприятие реагировало на эти факторы своевременно и правильно, а именно в этом заключается управление, направленное на успех, руководитель должен в полной мере понять это влияние, выделить важнейшие из них, и все это учесть в принимаемых управленческих решениях, не забывая и о последствиях самих решений. Успех сможет обеспечить только ситуационный подход к управлению;

 в) интегральный подход.

 Простого определения переменных, которые в наибольшей мере влияют на успех предприятия, недостаточно, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей. Трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления  на предприятии  настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

Через процесс управления руководители создают и реализуют соответствующий выбор внутренних переменных предприятия, как ответную реакцию на воздействие внешних факторов. Необходима интегрированная оценка внутренних и внешних переменных с учетом результатов обобщения и принимаемых решений.

 Процесс управления является, таким образом, средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех предприятия;

 г) системный комплексный подход.

 Одним из важных следствий тесного взаимодействия внутренних переменных и факторов внешней среды является то, что руководитель никогда не может однозначно оценить априорную “правильность” применяемого метода и способа формирования управленческого решения, как и правильность самого решения. Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

Эффективное управление  это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные уступки (жертвы), когда это необходимо для общего блага предприятия. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая предприятие, факторы внешней среды и ожидаемые последствия принимаемого управленческого решения.  


                                                                               Общий  менед
жмент

тратегический менеджмент

Маркетинговый менеджмент

Инновационный менеджмент

Финансовый менеджмент

Производственный менеджмент

Технологический менеджмент

Высший уровень управления

Нижний уровень управления

Средний уровень управления

Рис. 2.1.  Виды и уровни менеджмента


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43196. Проект ПТБ автопредприятия среднего бизнеса в г.Михайловске 365 KB
  Указанные расчеты выполняются с использованием следующих исходных данных (задание из разделов коммерческой эксплуатации):- тип подвижного состава –ВАЗ-2114 среднесписочное количество автомобилей – 200 шт.; реднесуточный пробег автомобилей – 312 км; время в наряде – 24,0 ч; количество дней работы АТП в году – 365; категория условий эксплуатации – III; природно-климатическая зона эксплуатации – умеренно холодный средний пробег автомобиля в долях пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта – 0,8; способ хранения: на закрытой площадке.
43197. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса 723 KB
  Метод Гаусса— классический метод решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Это метод последовательного исключения переменных, когда с помощью элементарных преобразований система уравнений приводится к равносильной системе ступенчатого (или треугольного) вида, из которого последовательно, начиная с последних (по номеру) переменных, находятся все остальные переменные.
43198. Рентабельность производства продукции, пути ее роста 322.5 KB
  Прибыль характеризует конечные экономические показатели не только в сфере производства сельскохозяйственной продукции, но и в сфере обращения, реализации. Она является как бы фокусом, в котором находят отражение все слагаемые эффективности производства. С ростом прибыли неразрывно связан рост рентабельности производства. В свою очередь когда идёт речь о том, что то или иное хозяйство рентабельно, это означает, что в этом хозяйстве не только возмещают затраты, связанные с производством и реализацией продукции, но и получают определённую прибыль, позволяющую вести хозяйство на расширенной основе.
43199. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВЫХ В СПК «ТАТАРСКОЕ» ЧЕРЛАКСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 674 KB
  Целью работы является углубление теоретических знаний в области статистики и приобретение практических навыков сбора и анализа статистической информации, для проведения экономико-статистического анализа. Для достижения данной цели поставим перед собой последовательный ряд задач, которые более полно и наглядно охарактеризуют производственную деятельность предприятия: сбор статистических данных; обработка собранных данных статистическими методами (представление данных в табличном и графическом виде, расчет относительных величин структуры, показателей интенсивности и средних показателей динамики, выравнивание рядов динамики, корреляционно-регрессионный анализ связи, анализ вариации, факторный анализ с помощью индексов); проведение экономико-статистического анализа результатов обработки данных.
43200. Монтаж одноэтажного промышленного здания 148.5 KB
  Перемещение и монтаж элементов и конструкций над перекрытиями, под которыми находятся люди, допускаются в исключительных случаях по письменному распоряжению I главного инженера генподрядной строительно-монтажной организации при возведении зданий, имеющих более пяти этажей, после разработки мероприятии, обеспечивающих безопасное производство работ. При монтажных работах на высоте должна быть определена и хорошо обозначена видимыми предупредительными знаками опасная зона для нахождения и перемещения людей. В необходимых случаях, кроме этого, подают предупредительные звуковые сигналы.
43201. Проектування приводу до стрічкового конвеєра за схемою та графіком навантаження 1.3 MB
  Курсовий проект з деталей машин – перша самостійна розрахунково-конструкторська робота, під час виконанні якої, студент набуває навичок практичного прикладання своїх теоретичних знань, що були отримані при вивченні фундаментальних та загально технічних дисциплін. На перших етапах роботи над проектом дуже важливо опанувати досвід проектування, що був накопичен в промисловості та відображен в ГОСТах та ДСТУ.
43202. Проектирование смесителя лопастного 3.17 MB
  В гравитационных смесителях в результате подъема и сбрасывания смеси внутри вращающегося барабана рисунок 1. В смесителях непрерывного действия поступление компонентов и выход готовой смеси происходит непрерывно. При переналадке на :смесь новой марки они уступают смесителям циклического действия. а схема смесителя; 1 двигатель; 2 клиноременная передача; 3 редуктор; 4 зубчатая передача; 5 разгрузочный затвор; 6 лопастные валы; 7 лопасть; 8 корыто смесителя.
43203. Синтез и расчёт кулисного механизма 631 KB
  В механизмах привода поперечно строгальных станков используется механизм, обеспечивающий главное возвратно-поступательное движение резания. Основная масса механизмов использующихся в данных станках это кулисные механизмы. Они обеспечивают заданную скорость рабочего хода и повышенную скорость холостого хода. Расчёт и проектирование данных механизмов является важным этапом в образовании инженера. В курсе предмета «Теория машин, механизмов и манипуляторов» получаются навыки расчёта механизмов машин. Комплексным подходом к закреплению полученных знаний является выполнение курсового проекта по данному курсу. В курсовом проекте осуществляется синтез и расчёт кулисного механизма, построение и расчёт зубчатого зацепления и кулачкового механизма. При выполнении работы используются все знания, полученные за курс предмета.
43204. Разработка эскизного проекта автоматической линии 379.5 KB
  Технические требования к детали Технологичность конструкции детали с точки зрения обработки на автоматической линии. Технические требования к детали К данной детали вал-шестерня применяются следующие технические требования: 1. Масса детали 1.