29453

Потребление и сбережение, факторы на них влияющие

Доклад

Макроэкономика

В условиях ее роста домашние хозяйства решают большую часть располагаемого дохода сберегать а меньшую тратить на потребление. Кейнсианцы полагают что определяющим фактором сбереженийинвестиций является вовсе не процентная ставка а сама величина располагаемого дохода. При этом первоначально из дохода вычитается сумма на потребление как необходимое условие воспроизводства человека а оставшаяся сумма идет на осуществление сбережений. Функция потребления показывающая зависимость величины потребительских расходов С от нескольких...

Русский

2013-08-21

15.42 KB

28 чел.

51.Потребление и сбережение, факторы на них влияющие

Для установления макроэкономического равновесия важным условием является равенство инвестиций и сбережений. Исходя из трудов классической школы можно сделать вывод, что динамика этих величин зависит исключительно от процентной ставки. В условиях ее роста домашние хозяйства решают большую часть располагаемого дохода сберегать, а меньшую – тратить на потребление. В то же время увеличение депозитных вкладов в банковских структурах приводит к снижению процентной ставки, кредит становится дешевле, что побуждает фирмы к инвестированию.

Вывод сторонников кейнсианского направления экономической теории по своей сути противоположен мнению классиков. Кейнсианцы полагают, что определяющим фактором сбережений-инвестиций является вовсе не процентная ставка, а сама величина располагаемого дохода. При этом первоначально из дохода вычитается сумма на потребление как необходимое условие воспроизводства человека, а оставшаяся сумма идет на осуществление сбережений. Конечно, если говорить о динамике инвестиций, то она, несомненно, в первую очередь зависит от уровня процентной ставки.

Функция потребления, показывающая зависимость величины потребительских расходов (С) от нескольких показателей, в ее простейшем варианте может быть представлена в следующем виде:

C = a + b (Y – T),

где а – автономное потребление, которое не зависит от величины дохода. Иными словами, это тот набор потребительской корзины, который экономический субъект предпочитает приобретать в любом случае;

b – предельная склонность к потреблению, или MPC;

Y – непосредственно величина дохода экономического субъекта;

T – сумма налоговых отчислений.

Следует заметить, что разница (Y – T) есть не что иное, как величина располагаемого дохода, который остается после уплаты всех налогов.

Предельная склонность к потреблению определяется как соотношение изменения величины потребления в результате какого-либо изменения в структуре и величине располагаемого дохода, т. е. MPC = ∂C /∂Yd.

Для того чтобы математически определить, какова доля потребления в величине располагаемого дохода, необходимо воспользоваться формулой средней склонности к потреблению:

APC = C / Yd.

Сбережения (S) – это другая часть дохода, которая не расходуется сегодня на потребление, а оставляется для будущего пользования. Таким образом, функция сбережений выглядит как

S = – a + (1 – b) (Y – T),

где a – также автономное потребление. Знак «-» отражает обратную зависимость сбережений от этой величины;

(1 – b) – предельная склонность к сбережению. Если учесть, что потребление и сбережение в сумме составляют единицу, получается, что их предельные величины в совокупности также равняются единице. Отсюда получаем, что MPS = 1 – MPC = 1 – b.

Соответственно предельная склонность к сбережению есть отношение прироста сбережений в результате роста величины располагаемого дохода, т. е. MPS = ∂S /∂Yd. Для определения доли сбережений в общей структуре дохода применяют формулу средней склонности к сбережению APS = S / Yd. Эту же величину можно получить путем вычета средней склонности к потреблению из единицы: MPS = 1 – MPC.

Итак, для определения динамики сбережений и потребления важно знать основные факторы, посредством которых это происходит.

1. Доход. Несомненно, принимая решение о том, какую величину потребить сегодня, а какую оставить для будущего потребления, домашнее хозяйство опирается изначально на ту денежную сумму, которой располагает. Казалось бы, чем больше доход, тем больше потребление и меньше сбережение, поскольку потребности субъектов безграничны и требуют больших денежных сумм. В то же время основной психологический закон, который выявил Дж. М. Кейнс, гласит: при росте величины располагаемого личного дохода экономический субъект начинает больше потреблять, т. е. расширяет состав своей потребительской корзины. В то же время желание сберегать растет еще большими темпами – такова сущность природы и психологии человека.

2. Ранее накопленное богатство. Чем оно больше, тем больше хочется вновь сберегать, равно как становится больше величина покупательной способности субъекта.

3. Уровень цен. Чем выше рыночные цены, тем большая часть дохода уходит на приобретение в текущем периоде всех необходимых благ.

4. Экономические ожидания. Если субъект предполагает, что в ближайшем будущем возможен рост цен, он начинает больше сберегать, если предвидится инфляция – больше потреблять либо переводит свои сбережения в резервную валюту или любую другую, более устойчивую по отношению к отечественной.

5. Налоги. Чем выше налоговая ставка, тем большую сумму от своего дохода экономический субъект вынужден перечислять в государственную казну. Соответственно величина располагаемого дохода, который затем делится на потребление и сбережения, становится все меньше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9164. Внимание. Свойства и виды внимания 21.63 KB
  Внимание Содержание Понятие Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) Свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность) Требование: выделять индивидуальные особенности вни...
9165. Воображение и творчество 45 KB
  Воображение и творчество Воображение Воображение и творчество знать: понятие о воображении виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое) способы создания образов воображения (агглютинация, акцен...
9166. Индивидуально-психологические свойства личности 1015.83 KB
  Индивидуально-психологические свойства личности Темперамент. Темперамент как динамическая характеристика психики Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, то есть такого психологического свойства л...
9167. Мастерство педагогического общения 59.99 KB
  Мастерство педагогического общения Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией...
9168. Методы организации учебной деятельности 117.05 KB
  Методы организации учебной деятельности Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. В.А. Онищук за...
9169. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 22.21 KB
  Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения. уметь: классифицировать методы воспитания. Методы воспитания Методы восп...
9170. Методы, приемы, средства управления образовательными системами 156.5 KB
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...
9171. Мышление и интеллект Определение мышления 22.33 KB
  Мышление и интеллект Определение мышления. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между...
9172. Основные категории педагогики 26.34 KB
  Основные категории педагогики. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педа...