2952

Перспективное планирование и разработка бюджета фирмы

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Перспективное планирование и разработка бюджета фирмы Вопросы: Цели и содержание перспективного планирования Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование. Оперативное (текущее) планирование и разработка бюджета. Цели и содержани...

Русский

2012-10-22

60.5 KB

15 чел.

Перспективное планирование и разработка бюджета фирмы

Вопросы:

1. Цели и содержание перспективного планирования

2. Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование.

3. Оперативное (текущее) планирование и разработка бюджета.

Цели и содержание перспективного планирования

В современных условиях промышленные корпорации уделяют перспективному планированию все большее внимание как инструменту централизованного управления.

 Перспективное планирование как правило осуществляется на период 1015 лет и предусматривает следующие основные цели:

  1.  формулирование и объявление общих целей фирмы, определяющих направленность деятельности (сферу бизнеса) и условия существования фирмы на весь горизонт планирования;
  2.  формирование принципов ориентации на перспективу, которыми необходимо руководствоваться при разработке конкретных целей и стратегий развития фирмы;
  3.  определение долгосрочных направлений деятельности фирмы.

Сущность перспективного плана заключается в определении концепции перспективного развития фирмы, включая стратегические направления и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Перспективный план предназначен для обеспечения помощи при подготовке и принятии решений по важнейшим комплексным проблемам развития и деятельности фирмы, в том числе:

определение направлений и размеров инвестиций и источников их финансирования;

внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

диверсификация производства и обновление продукции;

определение форм осуществления инвестиций за рубежом(в условиях приобретения или создания новых предприятий);

совершенствование кадровой политики;

организация и совершенствование управления фирмой и ее отдельными подразделениями для достижения целей.

Содержание перспективного плана обычно ограничивается разработкой важнейших качественных характеристик развития фирмы, конкретизируемых в целевых программах или прогнозах.  

Концептуальная схема перспективного планирования приведена рис. 5.4.

 

Координация перспективных направлений развития всех подразделений фирмы осуществляется через конкретные программы, на основе которых разрабатываются среднесрочные планы с учетом ресурсов. Эти планы конкретизируют цели, намеченные в рамках перспективного планирования, и определяют выбор средств для их реализации.

Перспективное планирование предусматривает долгосрочное и среднесрочное  стратегическое планирование, которые отличаются методологией, сформулированными целями и содержанием.

Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование

В системе долгосрочного планирования в качестве базового механизма оценки (прогноза) показателей деятельности фирмы на перспективу используется метод экстраполяции.

Показатели будущего периода при долгосрочном планировании определяются с учетом постановки оптимистических целей, т.е. расчет всегда ведется в предположении, что будущее будет лучше прошлого.

При долгосрочном планировании используется иерархия целей и задач, приоритет которых может существенно отличаться для различных фирм. В таблице 5.1 приведен пример приоритетов различных наиболее часто встречающихся целей долгосрочных планов, используемых фирмами США, Японии и Великобритании (В.В. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт ведущих промышленных фирм США, Японии и Западной Европы – М.: МНИИПУ, 1997).

Таблица 1 Примеры приоритетов долгосрочных целей  фирм

  США, Японии и Великобритании

п/п

Цели

Приоритет (% от общего числа респондентов)

США

Япония

Великобритания

1

Объем продаж

4 (63)

1 (88)

4 (51)

2

Темп роста

3 (65)

3 (64)

1-2 (59)

3

Прибыль (размер прибыли)

6-7 (57)

2 (87)

3 (53)

4

Норма прибыли на капитал

8-9 (52)

8 (42)

1-2 (53)

5

Структура капитала

1 (71)

12 (32)

8 (41)

6

Базовые цели роста

2 (70)

6 (50)

6 (49)

7

Базовые цели извлечения прибыли

5 (61)

5 (51)

7 (47)

8

Доход на одну акцию

8-9 (53)

15 (18)

9-10 (37)

9

Дивиденды

12 (39)

7 (4)

12 (30)

10

Доля рынка

10 (48)

9 (41)

5 (50)

11

Рентабельность продаж

11 (44)

4 (61)

9-10 (37)

12

Рентабельность акционерного капитала

6-7 (57)

13 (27)

13 (18)

Анализ таблицы 1 показывает, что во всех приведенных случаях наиболее важными целями долгосрочного плана являются объем продаж, рост, прибыль и доля на рынке. Наибольшее распространение в качестве показателей роста имеет объем продаж в силу того, что он отражает объем ресурсов, перерабатываемых фирмой, и является признанным показателем престижа фирмы на рынке.

Используемые (разрабатываемые)фирмами цели можно разделить:

а) на базовые и оперативные. Базовые цели определяют содержание долгосрочных планов, а оперативные содержание среднесрочных и краткосрочных планов;

б) на цели системы и цели участников. Целями системы в соответствии с таблицей 5.1 являются рост продаж, прибыли, устойчивость фирмы. Целями участников могут быть: поддержание на определенном уровне занятости, уровень дивидендов и др.

Составление двух планов стратегического развития: долгосрочного и среднесрочного получило большую популярность в Японии, однако такой подход воспринимается и используется сегодня ведущими фирмами практически во всех странах. Общая модель системы стратегического планирования промышленной фирмы с учетом опыта ведущих американских и японских фирм приведена на рис. 5.5.

 Долгосрочный стратегический план выражает стратегию фирмы (корпорации), включая традиционные и новые сферы деятельности. В нем определяется основные проекты и их приоритеты. Разрабатывается такой план на уровне высшего руководства фирмы на период 5-10 лет..

 Среднесрочный стратегический план рассчитан на два три года. Кроме того, что он более обоснован количественно, так как в этом плане делается упор на распределение ресурсов.

Важнейшими составляющими среднесрочного стратегического плана являются упорядочение проектов по срокам реализации, разбивка по продуктам, обязательное наличие инвестиционных и финансовых разделов.

Разрабатывается среднесрочный план преимущественно производственными отделениями (стратегическими центрами хозяйствования).

Приведенная модель обладает рядом достоинств:

разделение долгосрочных и среднесрочных стратегических позволяет более четко выделить стратегические вопросы развития фирмы и количественные среднесрочные планы;

сокращение горизонта количественного плана придает большую достоверность его выполнению, т.к. финансовое планирование на срок более трех лет в современных условиях теряют практическое значение из-за возрастания неопределенности.

Внутрифирменное стратегическое планирование стало одним из наиболее серьезных инструментов управления в условиях динамического развития научно-технического прогресса и мирового рынка. Хорошо продуманное стратегическое видение (стратегический план) готовит фирму к будущему, устанавливает долгосрочное направление развития и определяет намерение фирмы занять конкретные деловые позиции в бизнесе.

Стратегическое планирование обеспечивает решение центральной задачи предпринимательской деятельности: прогнозирование развития внешних по отношению к фирме условий хозяйствования и обоснованное определение места, которое сможет и должна будет занять фирма в конкретной социально-экономической (хозяйственной) системе, а также позволяет сформулировать стратегию достижения этой цели и определить конкретные действия (мероприятия по реализации этой стратегии.

Основные задачи по разработке и реализации стратегического плана фирмы состоят в следующем:

1. Определение вида предпринимательской (коммерческой) деятельности и формирование стратегических направлений ее развития, в том числе цели и долгосрочные перспективы развития.

2. Детализация общих целей в конкретные направления работы.

3. Умелая профессиональная организация реализации выбранного плана (определение конкретной стратегии) для достижения желаемых показателей.

4. Эффективная реализация выбранной стратегии (с позиции минимизации затрат и ресурсов, максимизации экономического результата).

5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные  основные направления деятельности, в цели, в стратегию или ее реализацию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

В условиях концентрации и интернационализации общественного производства и связанного с этим роста размеров корпораций, усложнения их производственной деятельности и связей, усиления воздействия на них со стороны государства и общества потребовалась разработка более формализованного подхода к принятию стратегических решений. К началу 70-х годов более 3/4 крупнейших американских корпораций и более, чем 7080% крупных японских применяли долгосрочное стратегическое планирование наряду со среднесрочными планами.

Организационно стратегическое планирование должно играть двойную роль:

  1.  служить связующим звеном между фирмой и ее внешней средой, обеспечивающим соответствие ее деятельности и ее результатов внешним условиям ее функционирования;
  2.  выполнять интегрирующую роль, т.е. обеспечивать скоординированное выполнение всех видов деятельности, направленных на формирование и достижение целей фирмы.

Процесс стратегического планирования в крупной диверсифицированной фирме, имеющей многозвенную организационную структуру, обычно включает несколько циклов взаимоувязки целей и стратегий различных иерархических уровней, их детализацию и преобразование в планы-бюджеты.  

 

Оперативное (текущее) планирование и

разработка бюджетов фирмы

 Оперативное планирование осуществляется на уровне производственного отделения, предприятия(завода), дочерней компании и других структурных образований (подразделений). Оперативное планирование ведется по видам деятельности (по отраслям)и предполагает разработку краткосрочных планов и бюджетов сроком до одного года, в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственных процесс. Оперативное планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса.  В производственном отделении разрабатываются:

план производства,

план реализации (план продаж),

план капиталовложений,

план материально-технического обеспечения производства (если он не является составной частью плана производства),

план научных исследований и разработок (если таковые ведутся в отделении), финансовый план и др.

Финансовый план обобщает итоги всех других видов планов.  

Согласованность планов обеспечивается через систему финансирования, распределение производственных мощностей и персонала.

В каждой фирме имеются свои специфические особенности планирования (по видам планов, планируемым показателям, горизонту и сроком разработки и т.п.). Однако существуют и общепризнанные системы оперативного планирования производства.

 Разработка бюджета

Разработка бюджетов завершает цикл планирования производственных отделений и подразделений промышленной фирмы.

Процесс разработки плана и бюджета осуществляется поэтапно на основании среднесрочного стратегического плана производственного отделения.

Технология разработки бюджетов в основном соответствует поэтапной процедуре формирования и утверждения бюджетов в рамках управления реализацией стратегии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15687. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия 1.19 MB
  Георгий Грачев Игорь Мельник МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ:Организация способы и технологии информационнопсихологического воздействия Комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств способов и технологий информаци
15688. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 926 KB
  СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА АННОТАЦИЯ Книга представляет собой электронную версию книги В.П. Терина МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА М. 2000. Духовная жизнь стран Зап...
15689. Основы воздействия СМИ 3.74 MB
  Основы воздействия СМИ Книга посвящена воздействию которое оказывают средства массовой информации на зрителей и слушателей. Авторы дают краткий исторический обзор темы анализируют феномен воздействия СМИ на массовую аудиторию и научные исследования данного явлени
15690. СМИ в структуре общения 82.5 KB
  Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения. В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место. Как отмечает Б.Парыгин известные современному обществу средства массовых ко...
15691. МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 341 KB
  МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Кинематограф прямой предшественник телевидения Он начинался с того что снимал саму жизнь: происходящее на улице на дороге на вокзале то что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Художественный ф...
15692. Функции СМИ в жизни общества 68 KB
  Функции СМИ в жизни общества 1. Информационная функция Все средства массовой информации потому и называются так что первым и главным их качеством была способность удовлетворить информационные потребности индивида общества государства. Телевидение распространяет...
15693. Психология массовых коммуникаций 2.48 MB
  Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4е международное издание СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни Глава Практика и теория массовой коммуник...
15694. Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни 1.84 MB
  Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права – конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов, рефератов и обсуждения, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы».
15695. Символизм как миропонимание 112 KB
  Еще недавно думали мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта. Простиралась великая плоскость. Не стало вечных ценностей открывавших перспективы. Все обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах. Захотелось перспективы. Опять запросило сердце вечны