29520

Организация как система

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...

Русский

2013-08-21

44.5 KB

7 чел.

Тема 11. Организация как система
Е.Б.Моргунов 

В этой теме вы узнаете:

  •  О системном подходе к организации;
  •  О типах систем.

Один из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный взгляд. Он позволяет находить в человеческой организации много общего со значительным классом явлений. Справедливости ради, стоит сказать, что его чрезмерная абстрактность выражает не столько закономерности реальных процессов, сколько правила построения абстрактных моделей. Тем не менее, системному мышлению нельзя отказать в организующем влиянии на работу исследователя. Рассмотрим некоторые положения теории систем в приложении к организациям.

  •  Истоки системного подхода

А.А.Богданов в 1913-17-м годах написал книгу о тектология или всеобщей организационной науке, в которой попытался предложить общую теорию иерархической структуры природы. Его попытка пришлась не ко времени. В 1928-м году Богданов умер, и его книга осталась лежать на библиотечных полках не востребованной.

Попытки продолжить размышления в этом направлении были предприняты на Западе более чем через 35 лет. Сначала Л. фон Берталанфи в своих публикациях в 1951-м и 1962-м годах, а затем У.Эшби в 1966-м году предложили принципы общей теории систем (Берталанфи Л., 1969). Об организации как о системе писали также Макс Вебер, Талкотт Парсонс и Р.Акофф, Мильнер Б.З., Гвишиани Д.М., С. Роббинс.

Общая теория систем - это не столько научная теория в традиционном смысле слова, сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов, объединенных названием "сложные системы" (Шрейдер Ю.А., Шаров А.А., 1982).

Сложность здесь означает не огромное количество составляющих систему компонентов, а сложную организацию изучаемого объекта, многообразие взаимодействий между ее компонентами.

Полезно различение теоретико-множественного и системного подходов. Ведущей для первого подхода является идея множества как "многого, мыслимого как целое". Она привлекательна тем, что низводит сущность целого к сущности элементов множества.

В системном подходе центр тяжести лежит в схватывании особой сущности "целого, мыслимого как многое", в выделении особых целостных свойств, позволяющих считать некоторую структуру не конгломератом разрозненных частей, а именно системой.

Системный анализ опирается на построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявления многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

  •  Определения и свойства системы

Часть смысловых связей понятия "система" можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями:

  •  система - беспорядочное образование;
  •  система - аморфность;
  •  система - случайная совокупность;
  •  система - случайность;
  •  система - множество из элементов, не связанных в целое.

Система тесно связана с понятиями системность, целостность, тотальность, организованность, закономерность.

Система - это целостность, определяемая некоторой организующей общностью этого целого.

Система (от греч.- целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

По Л.А.Блюменфельду, системой можно назвать такую совокупность элементов, в которой:

  1.  заданы связи, существующие между этими элементами;
  2.  каждый элемент внутри системы является неделимым;
  3.  с миром вне системы она взаимодействует как целое;
  4.  при эволюции во времени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементами можно провести однозначное соответствие.

Можно добавить также такие свойства системы как:

  1.  состоит из иерархии подсистем более низких уровней;
  2.  имеет вертикальные и горизонтальные связи между внутренними элементами и внешним окружением;
  3.  является подсистемой систем более высокого порядка;
  4.  сохраняет общую структуру при изменении внешних условий и внутреннего состояния;
  5.  наличие входных переменных;
  6.  наличие выходных переменных;
  7.  внутренняя последовательная или параллельная переработка информации.

Наиболее общая характеристика системы состоит в описании всей совокупности величин, определяющих ее поведение.

Такое описание может иметь форму таблицы, семейства графиков или пространства состояний системы.

Существенной характеристикой системы является степень ее организованности.

Организованность (упорядоченность) системы определяется степенью ее отклонения от максимально неупорядоченного состояния системы молекул, находящейся в термодинамическом равновесии. Такое определение позволяет использовать показатели энтропии, предложенные еще в 1948 году Э.Шенноном.

Высота организации системы обеспечивается степенью разнообразия ее элементов и связей между ними, а также их множественностью, т.е. достаточной структурной и функциональной сложностью.

Системе необходима энергия извне. Она повышает свою сложность за счет роста энтропии в окружающей среде. Если же поток энергии и информации извне ослабевает, упрощается и внутренняя структура системы.

  •  Типы систем 

Традиционно выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, химические, геологические) и    живые системы (организмы,  популяции, виды, экосистемы, социальные системы). Таким образом, социальные системы, в том  числе и организации, могут быть отнесены к особому классу материальных живых систем.

Абстрактные системы - понятия, гипотезы, теории, формализованные, логические, лингвистические системы.

С.Бир предложил классифицировать системы по двум основным показателям: сложности структуры и степени определенности функционирования (см. табл.11.1.).

По сложности структуры он разделил все системы на три класса:

  1.  простые динамические;
  2.  сложные, поддающиеся описанию;
  3.  очень сложные.

По степени определенности функционирования выделяются два класса:

  1.  детерминированные;
  2.  вероятностные.

Таблица 11.1. Классификация систем по С.Биру

Системы

Простые

Сложные

Очень сложные

Детерминированные

Оконная задвижка

Компьютер

Нет

Вероятностные

Подбрасывание монеты

Прибыль, рефлекс

Экономика, организация, мозг

Под детерминированными системами понимают такие, в которых элементы однозначно взаимодействуют только определенным образом.

Вероятностными называют системы, в которых элементы находятся под влиянием столь большого числа воздействий, что взаимодействие всех элементов не может быть точно описано и становится в каком-то отношении неопределенным.

Если изображать поведение системы в пространстве ее состояний, то поведение детерминированной системы можно изобразить как траекторию фиксированной длины с определенным вектором.

Изменения вероятностной системы будут выглядеть как расплывчатое многовекторное поле.

* Сложность системы

Пока нет формальных критериев перехода от простой к сложной системе. Нет и оценки вида структуры, мер связности элементов.

Например, система, состоящая всего из 10 элементов, но обладающая такой высокой связностью, что каждый элемент оказывает влияние на любую из 90 межэлементных связей, может находиться в 2 в 90-й степени состояниях. Это число близко к количеству атомов в видимой вселенной (10 в 73-й степени).

Большая система представляет собой совокупность сложных и очень сложных, большей частью вероятностных систем, выступающих в роли подсистем при выполнении общей целевой функции (энергосистема, биоценоз, холдинг).

И.Пригожин (1986) писал, что в настоящее время произошел поворот в науке, связанный с поиском таких свойств как неустойчивость, эволюция, диверсификация (порождение разнообразия). Оказалось, что дистанция, разделяющая простое и сложное, беспорядок и порядок меньше, чем думали раньше.

Главные черты сложности - необратимость и стохастичность проникают в большинство научных дисциплин. В особой мере эти черты можно отнести к биологическим и социальным системам, к классу которых можно отнести организации.

Внутренний аспект системы: исходная целостность мыслится как нерасчлененная, а присущая ей организация позволяет выделять в ней естественные членения    на компоненты, которые сами могут рассматриваться как подсистемы. Эти компоненты могут находиться в достаточно сложных целевых и причинных отношениях, тем самым, образуя пространственно-временное единство. Внешний аспект: целостность системы мыслится не как возможность естественного членения на компоненты, но как возможность естественного объединения в классы заранее имеющихся объектов. Общность этих объектов состоит в наличии у них единой природы, позволяющей естественным образом сопоставлять между собой эти объекты и образовывать из них естественные классы.

Для того чтобы существовать и поддерживать внутренний и внешний баланс система нуждается в управлении. Различают иерархический и гетерархический принципы управления. Для первого характерно управление из единого центра, занимающего вершину в иерархии компонентов системы. Второй принцип управления состоит в множественности центров управления, находящихся на разных этажах системы. Управляемые таким образом системы более гибки и активны. Большинство таких систем относятся к живым, сложным и вероятностным. Среди организаций таковыми являются матричные и свободные организации.

Вопросы для самопроверки:

  1.  В чем проявляются недостатки системного видения организации?
  2.  Можно ли построить организацию как детерминированную систему?
  3.  В каких случаях эффективнее работает гетерархически построенная организация?

Используемая литература:

А.С.Большаков, В.И.Михайлов. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер , 2002, cерия "Теория и практика менеджмента "

Й.Рюэгг-Штюрм. Новая системная теория и внутрифирменные изменения. Проблемы теории и практики управления. N 5/98. (Июнь 1998)

Т.Г.Бахматова.Социология организаций Тема: Сетевые организации: генезис, структура, управление.
Форум по социологии организаций.

Ред.: М.Желены. Информационные технологии в бизнесе. Бизнес-класс. Санкт-Петербург: Питер, 2002

Н.М.Абдикеев, Т.П.Данько. Когнитивная экономика (Учебный курс)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63162. Ліси: хвойні, листяні, мішані 109.98 KB
  Корекційно-навчальна мета: формувати у дітей поняття ліс листяні ліси хвойні ліси мішані ліси; навчити розпізнавати види лісів за назвою та малюнками дерев. Обладнання: мультимедійна дошка проектор картки...
63163. Принципи здорового способу життя 20.74 KB
  Мета: Ознайомити учнів з поняттям €œздоровий спосіб життя продовжувати формувати в учнів активну мотивацію щодо дбайливого ставлення до власного здоров’я. Виховувати прагнення берегти своє здоров’я зважаючи на його цінність і значимість.
63165. Память как познавательный процесс 106 KB
  Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией
63166. Право як навчальний предмет. Мета, завдання, особливості курсу 22.77 KB
  Обладнання й матеріали: Конституція України Конвенція ООН про права дитини Загальна декларація прав людини плакати з висловами відомих людей про права людини. Мир прогрес права людини ці три цілі нерозривно повязані неможливо досягнути...
63167. Вступ до історії стародавнього світу 28.52 KB
  Мета: Сформувати уявлення про хронологічні межі та предмет історії стародавнього світу дати визначення понять стародавній світ історичне джерело археологічні памятки розвивати навички відліку часу до н. Після цього уроку учні зможуть...
63168. СЛОВ’ЯНИ ПІД ЧАС ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕННЯ НАРОДІВ 31.51 KB
  Мета: визначити територію, заняття й суспільні відносини союзів словянських племен, що стали базою, на якій виникла держава — Київська Русь; розвивати в учнів навички роботи з першоджерелами, історичною картою, блок-таблицями, схемами...
63169. Правознавство. Життя за правилами 21.63 KB
  Мета: познайомити учнів з правилами суспільного життя з ознаками правової норми сформувати розуміння необхідності дотримання законів і правил виховувати в учнів активну громадянську позицію.
63170. Виникнення людини. Залюднення Європи 27.2 KB
  Мета: дати уявлення про передумови виникнення людини; розглянути процес розселення пралюдей на території Європи; показати роль праці у виділенні людини з тваринного світу.