29524

ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Школа научного управления 1885 – 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 – 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.

Русский

2013-08-21

68.5 KB

5 чел.

ЛЕКЦИЯ 2. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.

Часть 1. Поведение как категория.

Поведение является характеристикой живых систем, её можно рассматривать как систему взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к окружающей среде.

Этическая составляющая поведения отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной его ценностью. В Словаре по этике это трактуется следующим образом: «Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных показателей, как намерения, побуждения и др., т.е. поведение даёт больше оснований для нравственной оценки человека, чем поступок, мотив, средство, цель, поскольку поведение – это система, это относительно устойчивое явление».

 Регуляторами поведения личностей и групп являются правовые нормы и декреты государства (политические регуляторы), производственно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции (организационные регуляторы), обычаи, традиции, общественное мнение (общественные регуляторы).

 Поведение организации  регулируют макроэкономические, политические, научно-технические составляющие (объективные по отношению к организации), а также ситуация на рынке, на котором действует организация, особенности её состояния на данный момент, перспективы развития, её культура (традиции, обычаи, стиль руководства, отношения по вертикали и горизонтали и т.п.) и потенциал её руководства (результат и опыт предыдущей деятельности, проявление уровня компетентности и нравственности).

Мораль как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения. В организациях, понимающих ценность человека, регулирование его поведения осуществляется на основе стимулирования направлений, соответствующих мотивам поведения работника и лежащим в их основе потребностям, интересам, ценностным ориентациям, что позволяет обеспечить адекватное внешнее воздействие, т.е. стимулирование.

 Личность как элемент системы «организация» следует рассматривать как самостоятельную систему со своей внутренней структурой.

 Группа может рассматриваться как самостоятельная система, элементами которой являются субъекты профессиональной деятельности. Характер связей между ними определяет внутреннюю структуру группы и степень несвободы отдельной личности.

Каждый индивид, вступая добровольно в группу, занимающуюся профессиональной деятельностью, соглашается на определённые ограничения. В свою очередь, группа гарантирует человеку определённый статус.

 Социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Разновидностью социального поведения являются трудовая деятельность и трудовое поведение.

 Трудовая деятельность – это жёстко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединёнными в организации.

Трудовое поведение имеет несколько форм. Формы поведения обусловлены стремлением работника к той или иной цели. В зависимости от многих обстоятельств работник демонстрирует разные формы поведения.

Часть 2. Школа научного управления (1885 – 1920).

Школа научного управления наиболее тесно связана с именами - Фредерик Уинслоу Тейлор, Фрэнк Банкер Гилбрет (с женой Лилиан), Генри Лоуренс Гантт.

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.Тейлором (1856 – 1915), который возглавил движение научного управления. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека, а организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в разработке ряда методов научной организации труда (НОТ), основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приёмов и орудий труда.

Научное управление тесно связано и с работами Фрэнка Гилбрета, который провёл исследование в области трудовых движений, усовершенствовал хронометражные методики, разработал научные принципы организации рабочего места.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Заслугой этой школы было систематическое использование стимулирования с целью создания заинтересованности работников в повышении производительности труда и увеличении объёма производства. Представители этого направления признавали важность отбора людей, которые должны физически и интеллектуально соответствовать выполняемой ими работе, а также подчёркивали большое значение обучения. Именно Ф.Тейлор внедрил в практику научные подходы к подбору, расстановке и стимулированию труда рабочих.  

Концепция научного управления явилась серьёзным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться самостоятельной областью научных исследований. Впервые руководители-практики и учёные увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.

Часть 3. Административная школа (1920 – 1950)

Представители школы научного управления в основном исследовали управление производством, занимаясь повышением эффективности труда рабочих. С возникновением административной школы внимание стало уделяться совершенствованию управления организацией в целом.

Основоположники административной школы (более известной как классическая школа управления), в частности Анри Файоль, французский горный инженер (1841 – 1925), имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Предметом научных исследований Файоля были вопросы управления на уровне высшей администрации.

Файоль определили, что для любой деловой организации характерно наличие определённых видов деятельности, или основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками.

Анри Файоль разработал следующие 14 принципов управления, которым следовал на практике и от которых, по его убеждению, зависел успех управления:

  1.  Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
  2.  Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);
  3.  Дисциплина;
  4.  Единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчётность только одному руководителю);
  5.  Единство руководства;
  6.  Подчинение индивидуальных интересов общим интересам;
  7.  Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с полной отдачей);
  8.  Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и избираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);
  9.  Цепи взаимодействия (чёткое построение цепей следования команд от руководства к подчинённым);
  10.  Порядок (все должны знать своё место в организации);
  11.  Равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);
  12.  Стабильность персонала;
  13.  Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);
  14.  Корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

Яркими представителями административной школы были также М.Блюмфилд, разработавший концепцию «Менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917), и Макс Вебер, который предложил концепцию «рациональной бюрократии» (1921), дал характеристику идеальных типов государства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

В концепции организации, выдвинутой Максом Вебером, личность как таковая отсутствовала. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников, конкретные решения и деятельность руководства. Вебер считал, бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определённость, непрерывность и предсказуемость.

Как считал Алвин Гоулднер (американский социолог неомарксистской ориентации, 1920 - 1980) , бюрократия развивает сложно разветвлённую сеть последствий, многие из которых находятся вне видимости. Роберт Кинг Мертон (американский социолог, 1910 – 2003) выделяет три этапа таких непреднамеренных последствий, являющихся для данной системы:

  1.  Функциональными
  2.  Дисфункциональными
  3.  Безразличными, т.е. нефункциональными.

Речь идёт о внутренних, присущих самой природе социальной организации процессах, которые, в принципе, не могут быть предусмотрены программой. Открытие этого явления как общей закономерности сделало концепцию М.Вебера пройденным этапом.

В совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, административная школа в значительной степени исчерпала свои возможности.

Часть 4. Школа человеческих отношений (1930 – 1950).

Родоначальником школы человеческих отношений принято считать профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (американский социолог, 1880 – 1949). Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля, и, определённым образом воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда.

В результате проведённых исследований оказалось, что человеческий аспект оказывает большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий. Это исследование показало важность поведенческих факторов.

В результате школа человеческих отношений стала противовесом всему научному движению, так как акцент в ней переносился на людей, а не на заботу о производстве, как в школе научного управления. Идея состояла в том, что простое проявление внимания к людям оказывает  очень большое влияние на производительность труда, т.е. речь шла о повышении эффективности использования её человеческих ресурсов.

Перенос центра тяжести в управлении на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента.

Бихевиоризм (от англ. – поведение, можно перевести как поведенческая психология) – это одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале ХХ в. Его основателем считается Джон Уотсон (американский психолог, 1878 – 1958), который утверждал, что предметом психологии в отличие от других теорий является поведение, а не сознание или мышление.

Личность человека с точки зрения бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.

С позиции бихевиоризма личность – всё то, чем обладает индивид, его возможности для приспособления к среде, т.е. навыки, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции плюс способность быть пластичным, чтобы образовывать новые навыки, а также способность удерживать, сохранять навыки. Таким образом, личность – это организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, приспособленности к жизненным ситуациям; изменение ситуации ведёт к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Помимо Джулиана Роттера (род. 1916) и Абрахама Маслоу (Маслов, 1908 – 1970) из других представителей школы человеческих отношений можно отметить известного теоретика менеджмента Фоллет Мэри Паркер (1868 – 1933), которая проанализировала стили руководства и разработала теорию лидерства. Она первой определила менеджмент как «обеспечение работы с помощью других лиц». Её трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» на первое место ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими.

Поведенческие науки (с 1950 г. по настоящее время). Развитие психологии и социологии, совершенствование методов исследования сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени научными. Наиболее более позднего периода развития поведенческого–бихевиористского направления – это в первую очередь Крис Арджирис (американский психолог, р. 1923), Ренсис Лайкерт (американский социолог), Дуглас Макгрегор (социальный психолог, 1906 – 1964), Фредерик Герцберг (социальный психолог, 1923 – 2000). Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характер власти и авторитета, организационную структуру, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Её представители стремились в большей степени помочь работнику осознать собственные возможности. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов.

Часть 5. Сущность социального поведения согласно теории социального научения Джулиана Роттера.

В 70-е гг. ХХ века бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Согласно теории социального научения Джулиана Роттера каждый человек обладает определённым набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни, - поведенческим потенциалом.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает пять основных блоков поведенческих реакции, «техник существования»»:

  1.  Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, реультата, - служат основанием социального признания.
  2.  Поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техника согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.
  3.  Защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушёвывание и т.п.).
  4.  Техника избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.
  5.  Агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика в адрес другого, насмешка, интриги и т.п.

Часть 6. Теория потребностей Абрахама Маслоу (Маслов).

Развитию школы человеческих отношений в 40-60-е гг. ХХ в. способствовала разработка учёными- бихевиористами нескольких теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908 – 1970) – «пирамида потребностей».

В соответствии с этой теорией человек имеет сложную структуру следующих иерархических потребностей, в соответствии с которой должно происходить управление:

  1.  Физиологические – низшие потребности – в пище, воде, воздухе, убежище и другие потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном в силу необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, концентрируя своё внимание на оплате, условиях труда, удобстве рабочего места и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал им выживание и рабочие условия не слишком отягощали их существование.
  2.  Безопасность своего существования – стремление и желание людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать стресса, предпочитают порядок, чёткие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспечения своего стабильного существования в будущем. Для человека, испытывающего эти потребности, важны гарантии работы, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надёжную систему социального страхования, применять простые и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.
  3.  Социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.). Указанная группа потребностей связана со стремлением человека к участию в совместных действиях, дружеским отношениям, членству в каких-то объединениях, участию в общественных мероприятиях и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он рассматривает свою работу как свою принадлежность к коллективу и как возможность установить хорошие и дружеские отношения с коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнёрства, для них надо создавать условия, способствующие общению на работе.
  4.  Потребность в признании, уважении. Эта группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, испытывать признание и уважение со стороны окружающих. Люди, имеющие данную потребность, стремятся к лидерству либо к признанию их авторитета при решении задач. При управлении данными людьми необходимо использовать различные формы выражения признания их заслуг.
  5.  Самовыражение, самореализация, полное использование своих возможностей. Это высшая группа потребностей человека, которые в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Они реализуют стремление человека к творчеству в широком смысле этого слова. Люди, испытывающие данную потребность, открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми необходимо давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь их способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать их к работе, требующей изобретательности и созидательности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. чем выше уровень мотива, тем менее важными становятся и чисто материальные потребности;

3. пока не удовлетворены потребности более низкого уровня (в еде, одежде и др.), высшие (духовные, альтруистические) остаются сравнительно неактуальными. С момента удовлетворения высших потребностей низшие потребности теряют мотивирующую силу;

4. с ростом повышается активность человека в их удовлетворении.

Таким образом, возможность реализации высших потребностей является бОльшим стимулом активности, чем удовлетворение низших.  

PAGE   \* MERGEFORMAT 6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22290. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 268.5 KB
  Другая причина умения и навыки полученные индивидами на ранних этапах своей жизни и обеспечившие их быстрое развитие сохраняются и служат предпосылками развития и в дальнейшем. Все это важные характеристики когнитивного развития человека однако они не являются показателями интеллектуальных способностей. На современном этапе несмотря на то что по проблеме интеллекта было опубликовано более 900 000 работ психология интеллекта стоит лишь в самом начале своего развития.
22291. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДОШКОЛЬНИКОВ 92.5 KB
  Рассмотрим некоторые шкалы развития младенцев. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику язык адаптивное и личностносоциальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни.
22292. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 85 KB
  Поэтому важно заранее еще до начала школьного обучения выяснить насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Показателями развития мышления до уровня готовности к школьному обучению является способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа синтеза сравнения обобщения в знакомом материале сформированность нагляднообразного мышления до уровня позволяющего выполнять учебные задания характерные для начального периода обучения. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной...
22293. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА 69 KB
  Следует также заметить что студенты которые участвуют в учебном тестировании обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок. Неверные представления о характере и цели обследования а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Полезный зарубежный опыт состоит также в том что для повышения профессиональных норм и улучшения качества...
22294. Психолого-педагогическая диагностика 38 KB
  Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки общая дифференциальная возрастная медицинская психология и др. К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуальнопсихологических особенностей способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики.
22295. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 140.5 KB
  Появление тестовых методов принято связывать с бихевиоризмом. Именно этим занимались первые психодиагносты разработавшие метод тестов термин введен Ф. В своей статье Интеллектуальные тесты и измерения 1890 год журнал Mind Мысль Кеттелл писал о том что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том что научная и практическая ценность тестов возрастет если условия...
22296. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 125 KB
  К формализованным методикам относятся тесты опросники методики проективной техники и психофизиологические методики. Методики высокого уровня формализации Как уже говорилось выше они включают в себя четыре главных класса методик: тесты которые в свою очередь делятся на несколько подклассов опросники методики проективной техники и психофизиологические методики. Однако по своей психологической сущности тесты и например опросники очень несходны между собой. Тесты Тесты в переводе с английского испытание проверка проба ...
22297. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК 135.5 KB
  Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики т. Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. В общих чертах стандартизация диагностической методики ориентированной на...
22298. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях 181 KB
  Ознакомить студентов с организационной структурой и задачами санитарно-эпидемиологической службы, основами организации и порядком проведения противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени