29527

ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные характеристики группы. Реальные группы – это объединения людей в которых имеет место единство деятельности условий обстоятельств признаков. Группы бывают большими и малыми контактными в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.

Русский

2013-08-21

68 KB

64 чел.

ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

  1.  Понятие группы. Основные характеристики группы.

В системе разных научных дисциплин понятие «группа» трактуется по-разному. Так, Галина Михайловна Андреева приводит определение условных групп: это объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа для целей статистического учёта и научных исследований.

Реальные группы – это объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков. Группы бывают большими и малыми (контактными), в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.

Малые группы – это два лица или более, взаимодействующие между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

Как уже говорилось, группы делятся на формальные и неформальные.

Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации; роль и место этих групп в общем трудовом процессе определены в нормативном документе «Положение о подразделении». Среди формальных групп выделяют команды – соподчинённые группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определённого задания, комитеты – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. (правление банка, совет директоров).

По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» -  рабочая группа, достигшая высокого уровня сплочённости, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп.

Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т.п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.

К основным характеристикам группы относят:

  •  состав группы зависит от её вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров;
  •  структура группы в зависимости от целей исследования и условий, определяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть – подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т.п.;
  •  групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплочённости, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.
  •  групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при надлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а так же определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестаёт проявляться, составляет серьёзную проблему для руководителя организации, лидера группы и её членов.

  1.  Факторы группового поведения.

Исследования показали, групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

Выделяют следующие основные факторы группового поведения:

  1.  профессиональная сработанность группы, которая формируется в результате совместной работы в коллективе и проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости, взаимоответственности и др.;
  2.  морально-психологическая сплочённость: наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о самих себе;
  3.  межличностная совместимость: психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;
  4.  целеустремлённость и демократичность – в основном эти факторы задаются руководителем и зависят от его позиции по отношению к группе. Например, целевая установка может навязываться руководством или вырабатываться сообща всеми сотрудниками. Демократизм отношений может проявляться в совместном обсуждении управленческих решений и в стимулировании инициативных предложений, исходящих от группы;
  5.  продуктивность удовлетворённость результатами труда. Этот фактор является показателем профессионально-групповых усилий, который показывает, насколько человеческий потенциал группы воплотился в конкретные дела, насколько признаны трудовые усилия профессиональной группы, если оплата труда её работников начисляется по конечным результатам.

Успешная трудовая деятельность профессиональной группы зависит и от других факторов, которые можно назвать переменными:

  •  групповой уровень притязаний, т.е. настроенность работников на достижение результатов;
    •  квалификационный потенциал;
    •  требования к конечному результату, который определяет качество групповой работы;
    •  степень взаимодействия с другими профессиональными группами;
    •  половозрастной состав группы;
    •  внутригрупповые межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп работ и снизить качество;
    •  позиции, которые могут быть единоличными или переменными, когда в тех или иных ситуациях лидером оказывается кто-то из работников;
    •  постоянство профессиональной группы или временный характер её работы.

Групповая норма производительности – самый важный переменный фактор работы группы, ось всех внутригрупповых отношений.

  1.  Функции и виды групп

Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединённых социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда.

Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определённые функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются:

  •  общение работников;
  •  сплочённость коллектива;
  •  трудовые конфликты;
  •  руководство и лидерство и т.д.

Трудовые коллективы могут классифицироваться:

а) по месту в общественном разделении труда: сфера материального производства, обслуживания, наука, культура и т.п.;

б) отраслевому признаку: промышленное строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.;

в) численности работающих в коллективе: большие, средние, малые (первичные);

г) месту в системе управления: коллектив бригады отдела, цеха, предприятия.

Трудовой коллектив выполняет следующие функции:

  1.  целевая – основная функция, ради которой организован коллектив;
  2.  интегративная – процесс объединения сотрудников, их разрозненных действий в единый сплочённый коллектив;
  3.  функция развития личности – одна из важнейших задач коллектива, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей сотрудников;
  4.  воспитательная – создание условий для усвоения каждым субъектом групповых норм поведения.

Первичный трудовой коллектив – это структура, не имеющая дальнейшего административного деления, часть трудового коллектива организации (например, на заводе или стройке первичным трудовым коллективом является бригада рабочих).

IV. Отличительные признаки малых групп

В малом (первичном) трудовом коллективе процессы достижения производственных и воспитательных целей конкретизируются, связь личных, групповых (коллективных) и государственных интересов выражается непосредственно, осуществляются наиболее частые и устойчивые межличностные контакты, складываются отношения коллективизма.

Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определённые функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются:

- общение работников;

- сплочённость коллектива;

- трудовые конфликты;

- руководство и лидерство и т.д.

Члены первичного трудового коллектива работают в непосредственном контакте и взаимодействии, непосредственно контактирует с каждым из подчинённых и руководитель данного коллектива.

В первичном трудовом коллективе формируются социально-психологические характеристики данного коллектива: ценностные ориентации, нормы, установки, настроения, традиции, морально-психологический климат.

Ценностная ориентация группы – социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в предпочтительности отношений к тем или иным объектам.

Социальная установка – готовность коллектива к определённой оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположенности к тем или иным событиям, людям, предметам.

Традиция – способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений.

Морально-психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу, окружающим событиям.

  1.  Формирование сплочённой группы.

Сплочённость – одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплочённости являются:

  1.  время существования группы: слишком короткий срок не позволяет достигнуть высокого уровня сплочённости, а слишком долгий может привести к снижению достигнутого уровня;
  2.  численность группы: увеличение количества членов группы (свыше девяти человек) может повлечь за собой снижение сплочённости;
  3.  возраст членов группы: более сплочёнными считаются коллективы, члены которых являются ровесниками;
  4.  внешняя угроза: руководитель часто не учитывает, что исчезновение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплочённости;
  5.  предшествующий успех: гордость за совместные достижения усиливает сплочённость, а неудачи, напротив, снижают её. Общие установки и ценностные ориентации (например, религия и этика) также способствуют сплочению группы.

Высокие требования к вхождению в группу, сложные ритуалы и престижность группы делают её более сплочённой. Изоляция от других людей усиливает взаимодействие и взаимозависимость членов группы. Росту сплочённости способствуют демократичность процедур, участие членов группы в принятии решений.

Эффективность совместной деятельности связана:

- с эмоциональной близостью участников совместной деятельности;

- с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;

- с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков;

- со своевременным и умелым разрешением конфликта;

- с отказом от сокрытия конфликтов, поиском решений истинного согласия;

- с особенностями руководства группой;

- со сплочённостью группы.

В каждом коллективе вырабатываются собственные нормы, установки, ценности, традиции, поэтому управление коллективом – особая и более сложная задача, чем управление каждым подчинённым в отдельности.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности организации является правильный подбор её состава: чем выше квалификация, образование, профессиональная культура членов коллектива, тем выше социальные потребности, активность, уровень развития коллектива в целом, тем более развито стремление каждого члена организации активно влиять на дела своего коллектива.

Эффективность работы организации во многом зависит от уровня подготовки, квалификации, специальных и профессиональных навыков менеджера.

Сплочённость и совместимость людей в коллективе, морально-психологический климат определяются и правильным подходом к формированию коллектива с учётом социально-психологических факторов: численности, возраста, пола, уровня образования, типа темперамента и др.

Определённый предел должна иметь не только максимальная, но и минимальная численность коллектива. Замечено, что каждый член коллектива обычно стремится иметь в своём коллективе два-три особо близких человека; таким образом, минимальная численность коллектива должна быть 7-8 человек.

По возрастному признаку члены коллектива могут быть также разнообразны, и тогда они дополняют друг друга.

В разнополом коллективе отношения товарищеской взаимопомощи развиваются благоприятней; в однополых коллективах ниже уровень дисциплины и производительность труда, выше потери рабочего времени.

Объединение в организации людей с разным уровнем образования стимулирует членов коллектива повышать профессиональное мастерство, делает их контакты более привлекательными, более интересными.

Большое значение при формировании коллектива имеет учёт типов темперамента людей: как правило, людьми одного типа темперамента руководить очень сложно, между ними трудно обеспечить психологическую совместимость. Формированию сплочённого и работоспособного трудового коллектива способствуют социальные, организационные и экономические факторы: высокий уровень организации труда; наличие мобилизующей высокой цели; наличие традиций; широкое привлечение членов коллектива к управлению; успехи коллектива в труде, спорте, художественной самодеятельности и т.д.; хорошая организация трудовой состязательности; стабильность состава коллектива и др.

  1.  Стадии развития коллектива

По мере развития коллективы обычно проходят определённые стадии:

  1.  «Притирка». На первый взгляд, новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить свою степень заинтересованности в его создании. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Обсуждение целей и методов работы почти отсутствует. Люди зачастую не интересуются коллегами и почти не слушают друг друга, фактически не занимаясь творческой и воодушевлённой коллективной работой.
  2.  «Ближний бой». Многие коллективы проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы, группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают большое значение, проявляются сильные и слабые стороны отдельных индивидов. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.
  3.  «Экспериментирование». Потенциал коллектива возрастает, и он начинает решать, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто коллектив работает рывками, однако у него имеются энергия и стремление понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, принимаются меры по повышению производительности;
  4.  «Эффективность». Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов, времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице», к проблемам относятся реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи;
  5.  «Зрелость». В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей оценивают по их достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества – команду и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

Эффективный руководитель помогает членам коллектива в прохождении всех этих стадий развития: уточняет задачи, предлагает порядок действий, ставит ориентиры, поощряет сотрудников поближе познакомиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальнейшее развитие коллектива включает рост открытости, обеспечение комплексного анализа, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.

Лидер коллектива должен уметь предвидеть наступление очередного этапа развития коллектива и вести группу вперёд. С повышением качества работы коллектива расширяются и возможности внедрения новшеств в процесс управления. Расширяется делегирование полномочий, и всё больше людей участвуют в планировании и принятии решений. Лидер помогает коллективу пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого как личный пример, так и полномочия.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6358. Кримінальний процесуальний закон 65.58 KB
  Кримінальний процесуальний закон ПЛАН: Вступ. Поняття, сутність і значення кримінального процесуального права. Джерела кримінального процесуального права. Поняття, структура і види кримінальних процесуальних норм. Чинність кримінального п...
6359. Виконання інженерних креслень 724 KB
  Виконання інженерних креслень Мета: Розглянути основні вимоги до інженерних креслень. Види конструкторської документації. План Основні вимоги до інженерних креслень. Формати, лінії, шрифти інженерних креслень. Креслення контурів те...
6360. Класс форм Form 94.05 KB
  Класс форм Form Класс Form добавляет значительную функциональность базовому классу Control. Клиентское Windows приложения может содержать одну форму или множество форм. Эти формы могут быть приложениями, основанными на Single Document Interface (SDI...
6361. Загальна характеристика онтогенезу людської психіки 86.5 KB
  Загальна характеристика онтогенезу людської психіки Розвиток і формування Особливості психічного розвитку Рушійні сили розвитку психіки Навчання, виховання і розвиток психіки Вікова періодизація психічного розвитку РОЗВИТОК І ФОРМУ...
6362. Створення і використання таблиць 43 KB
  Створення і використання таблиць Для створення таблиць необхідно відкрити вкладку Вставка і знайти групу команд Таблицы. Після клацання по кнопці Таблица відкриється меню з параметрами створення таблиці. З меню можна вибрати один із варіа...
6363. Структура і функції соціології як науки 67 KB
  Структура і функції соціології як науки План: Структура соціологічної науки. Функції соціології. Структура соціологічної науки Соціологія як наука про соціальні відносини, механізми та закономірності функціонування і розвитку різно...
6364. Соединительная ткань 1.47 MB
  Соединительная ткань Соединительная ткань преобладает в организме и очень важна. Среди её функций главные функции: защитная (противоинфекционная защита, ограничение тканевых повреждений, репарация) опорно-структурная. Задача настоящей лекции о...
6365. Організація індивідуально-виховної роботи в підрозділі 142.5 KB
  Загальне керівництво виховною роботою здійснює командир підрозділу. У підрозділах виховну роботу організують та проводять заступники командирів з виховної роботи. При плануванні, організації та проведенні виховної роботи враховуються типові за...
6366. Особливості професійного спілкування 69 KB
  Особливості професійного спілкування План Види, типи і форми професійного спілкування. Функції спілкування. Утруднення в спілкуванні. Спілкування завжди пов’язане з певним предметом спілкування, який визначає сутність, специфі...