29567

Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятия неопределенность и риск. Неопределенность как условие риска Неопределенность одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений. Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера термины риск рисковать происходят от греческого rysicon утес скала; отсюда рисковать значит взбираться на скалу или лавировать между скалами.

Русский

2013-08-21

365.5 KB

37 чел.

Микроэкономика. Вопрос 12. Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности.

[http://www.management-service.ru/article_08.php]. – полный текст

Глава из книги «Принятие решений в организациях».

Важная особенность процессов принятия управленческих решений заключается в необходимости учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи с этим большое практическое значение имеет разработка моделей принятия решений в условиях неопределенности. Эти модели обеспечивают структурирование и обработку информации о решаемой проблеме и тем самым хотя бы отчасти восполняют неполноту исходных данных, имеющихся у руководителя.

§ 1. Неопределенность как условие риска

Неопределенность – одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Важность этого понятия обусловлена тем, что на деятельность любой организации влияют неопределенные факторы.

К ним относятся такие факторы внешней и внутренней среды, значения которых неизвестны или известны не полностью. Несмотря на дефицит информации, возможное влияние неопределенных факторов на организацию должно учитываться в процессах принятия управленческих решений. Если это происходит, то говорят о принятии решений в условиях неопределенности.

В общем случае неопределенность в моделях принятии решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Например, управленческое решение о производстве новой продукции или открытии нового вида деятельности принимается в условиях неопределенности, поскольку его последствия не определены в силу влияния таких факторов, как потребительский спрос, действия конкурентов, изменения в законодательстве и других. Следовательно, при анализе данного решения необходимо рассматривать несколько возможных исходов, т.е. значений показателей эффективности (ожидаемой прибыли, объема продаж, доли рынка и т.д.), которые используются для принятия решения.

Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений.

Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера, термины «риск», «рисковать» происходят от греческого rysicon – утес, скала; отсюда рисковать – значит взбираться на скалу или лавировать между скалами. (забавно не правда ли?)

В настоящее время существует много определений понятия «риск». В частности, под риском понимают действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха. В словаре русского языка риск определяется, во-первых, как возможная опасность чего-либо, и, во-вторых, как действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия, в надежде на счастливый исход. Согласно словарю Даля, рисковать – значит пускаться на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, подвергаться случайности либо действовать смело, решительно, предприимчиво, надеясь на счастье.

Кроме того, можно встретить определения, в которых риск трактуется как отклонение от желаемого результата, непредсказуемость результатов или просто возможность потерь. Однако во всех этих определениях внимание обращается только на то, что риск так или иначе связан с какими-либо неблагоприятными исходами альтернатив, потерями, угрозами, опасностями и т.п., но не отмечается, что риск – это, прежде всего, характеристика неопределенности. Дело в том, что и в условиях определенности возможны неблагоприятные исходы, но поскольку они предопределены и неизбежны, то риск в таких «заведомо проигрышных» ситуациях отсутствует. Например, нельзя говорить о риске, если вам говорят, что после подбрасывания монеты независимо от его исхода вы должны заплатить один рубль. Риск возникает только в условиях неопределенности.

Рискованные ситуации всегда связаны с предпринимательской и управленческой деятельностью, когда предприниматель или менеджер рискуют потерять вложенные средства ради получения прибыли и достижения других целей. В связи с этим еще в 1920 году западный экономист Ф.Найт отмечал, что «предприниматель – это человек, который не боится рисковать в условиях неопределенности».

***

Поведение потребителя в условиях риска и неопределенности. Финансовый рынок.

[http://econteor.ru/mikroekonomika/brovser.php] – полный текст

Мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  - выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

  - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;

  - потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;

  - на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Теперь мы рассмотрим поведение потребителя в условиях риска вообще и финансового риска в частности. Под риском можно понимать неопределенность результатов действий потребителей, которые влияют на финансовое состояние или полезность потребителя.

Для большинства потребителей риск является антиблагом, а значит, во-первых, они согласны платить за то, чтобы получить защиту от риска (на этом принципе работает страховой рынок), а приобрести риск они согласны только за определенную плату (так это происходит на рынке капитала). Причем поскольку предельная антиполезность риска возрастает при росте величины риска (т.е. кривые безразличия выпуклы вниз, если объем риска отложить по оси x), то у каждого потребителя при фиксированной плате за риск имеется оптимальный объем риска, который он согласится приобрести.

А теперь обратимся к анализу поведения потребителя на финансовом рынке. Риск на этом рынке связан с неопределенностью доходности, которую могут принести вложения в ценные бумаги. Доходность ценных бумаг может оказаться как значительно выше ожидаемой потребителем, так и значительно ниже. Считается, что вероятность получения доходности ниже средней на величину a примерно равна вероятности, того что доходность вложений будет на эту же величину выше средней. Т.е. этот риск примерно симметричен, и это является одной из причин, по которой для измерения финансового риска используется стандартное отклонение доходности.

Соответственно, платой за риск является доходность финансовых инструментов. При этом, поскольку существует процентная ставка даже для активов с нулевым риском (государственных облигаций), то собственно платой за риск будет разница между доходностью рискованных активов и активов безрисковых.

Потребитель сталкиваясь с задачей выбора активов для инвестирования должен выбрать такой актив, у которого соотношения риска и доходности будут оптимальны с его точки зрения, т.е. будут давать ему наибольшую полезность. Это означает, что каждый потребитель должен выбрать наиболее подходящий актив, но в целом потребители должны выбирать примерно одни и те же активы, а именно активы имеющие наибольшую доходность из всех активов имеющих равный риск.

Но вместо этого потребители выбирают сразу несколько активов и формируют из них инвестиционный портфель. Чего они этим добиваются? Они пользуются тем, доходности у этих активов слабо зависят друг от друга, поскольку риски связанные с этими активами разные; значит, риск (т.е. стандартное отклонение доходности) у портфеля активов может быть меньше, чем риск любого из этих активов. Следовательно, критерием для включения какого-либо рискованного актива в портфель будет не соотношение риска и доходности, а соотношение его доходности и взаимосвязи с доходностью уже сформированного портфеля.

Дополнительным способом снижения риска портфеля активов является включение в него безрисковых инструментов. При этом, если взять любой портфель из рисковых активов и безрисковый актив, то обязательно можно построить более полезный портфель для потребителя вне зависимости от склонности этого потребителя к риску.

Далее из учебника Нуреева. Курс микры.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1749. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ 1.47 MB
  Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России. Университетское педагогическое образование на современном этапе. Основные направления преобразований. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров. Формирование студенческого контингента.
1750. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ 1.47 MB
  Сущность процесса адаптации систем централизованного теплоснабжения к условиям реформирования энергетики. Пути совершенствования теплоснабжения г. Барнаула в процессе адаптации к условиям конкурентного рынка. Механизм реализации методических рекомендации по адаптации предприятий централизованного теплоснабжения к условиям конкурентного рынка электроэнергии.
1751. Reference Architecture for Commerce 1.46 MB
  Introduction to the Reference Architecture. Installing the Prerequisite Software. Installing the Reference Architecture Application. Business Requirements and Design Model. Reference Architecture Application Business Requirements. The MSF Application Model. Debugging a Custom Site Built on the Reference Architecture.
1752. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 1.46 MB
  Современное состояние проблемы социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра. Театр как форма коллективной деятельности. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития.
1753. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края) 1.46 MB
  Теоретические и прикладные аспекты изучения преступности в регионе. Криминологическая характеристика преступности в Ставропольском крае. Основные направления и особенности регионального предупреждения преступности. Социально- экономическое состояние, геополитическое положение и национальный состав Ставропольского края и их значение для предупреждения преступности.
1754. Розрахунок викидів шкідливих речовин в атмосферу 1.46 MB
  Розрахунок кількості шкідливих речовин, що виділяються при горінні палива в проислових та комунальних котлоагрегатах і парогенераторах. Розрахунок кількості шкідливих речовин, що виділяються при нанесенні фарбувальних і лакових покрить.
1755. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАГНИТНЫХ КОЛЛОИДОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ 1.45 MB
  Взаимодействие частиц и представления о фазовых переходах в магнитных жидкостях. Методика и техника исследования структурных превращений магнитных жидкостей в электрическом и магнитном полях. Особенности деформации микрокапельных агрегатов, содержащихся в магнитной жидкости при воздействии электрического поля. Фазовый переход в магнитных жидкостях в постоянном электрическом поле.
1756. Становление общественно–философских взглядов А.А. Григорьева (опыт историко–психологической биографии) 1.45 MB
  Аполлон Григорьев яркий представитель разночинцев и недемократов, философское самоуглубление в бесплодное искание того, чего нет. Культура Серебряного века в борьбе с утилитарным подходом к искусству. Постепенная идеологизация науки.
1757. Курорты Северо-Западного Кавказа в политической, экономической и культурной жизни России конца XVIII – начала XX веков 1.45 MB
  Военно-политические и административные аспекты становления и развития курортов Северо-Западного Кавказа в конце XVIII - начале XX века. Особенности административно-правового статуса курортов Северо-Восточного берега Черного моря – Анапы. Создание бальнеологической базы и благоустройство курортов Северо-Западного Кавказа.