29567

Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятия неопределенность и риск. Неопределенность как условие риска Неопределенность одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений. Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера термины риск рисковать происходят от греческого rysicon утес скала; отсюда рисковать значит взбираться на скалу или лавировать между скалами.

Русский

2013-08-21

365.5 KB

36 чел.

Микроэкономика. Вопрос 12. Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности.

[http://www.management-service.ru/article_08.php]. – полный текст

Глава из книги «Принятие решений в организациях».

Важная особенность процессов принятия управленческих решений заключается в необходимости учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи с этим большое практическое значение имеет разработка моделей принятия решений в условиях неопределенности. Эти модели обеспечивают структурирование и обработку информации о решаемой проблеме и тем самым хотя бы отчасти восполняют неполноту исходных данных, имеющихся у руководителя.

§ 1. Неопределенность как условие риска

Неопределенность – одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Важность этого понятия обусловлена тем, что на деятельность любой организации влияют неопределенные факторы.

К ним относятся такие факторы внешней и внутренней среды, значения которых неизвестны или известны не полностью. Несмотря на дефицит информации, возможное влияние неопределенных факторов на организацию должно учитываться в процессах принятия управленческих решений. Если это происходит, то говорят о принятии решений в условиях неопределенности.

В общем случае неопределенность в моделях принятии решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Например, управленческое решение о производстве новой продукции или открытии нового вида деятельности принимается в условиях неопределенности, поскольку его последствия не определены в силу влияния таких факторов, как потребительский спрос, действия конкурентов, изменения в законодательстве и других. Следовательно, при анализе данного решения необходимо рассматривать несколько возможных исходов, т.е. значений показателей эффективности (ожидаемой прибыли, объема продаж, доли рынка и т.д.), которые используются для принятия решения.

Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений.

Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера, термины «риск», «рисковать» происходят от греческого rysicon – утес, скала; отсюда рисковать – значит взбираться на скалу или лавировать между скалами. (забавно не правда ли?)

В настоящее время существует много определений понятия «риск». В частности, под риском понимают действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха. В словаре русского языка риск определяется, во-первых, как возможная опасность чего-либо, и, во-вторых, как действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия, в надежде на счастливый исход. Согласно словарю Даля, рисковать – значит пускаться на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, подвергаться случайности либо действовать смело, решительно, предприимчиво, надеясь на счастье.

Кроме того, можно встретить определения, в которых риск трактуется как отклонение от желаемого результата, непредсказуемость результатов или просто возможность потерь. Однако во всех этих определениях внимание обращается только на то, что риск так или иначе связан с какими-либо неблагоприятными исходами альтернатив, потерями, угрозами, опасностями и т.п., но не отмечается, что риск – это, прежде всего, характеристика неопределенности. Дело в том, что и в условиях определенности возможны неблагоприятные исходы, но поскольку они предопределены и неизбежны, то риск в таких «заведомо проигрышных» ситуациях отсутствует. Например, нельзя говорить о риске, если вам говорят, что после подбрасывания монеты независимо от его исхода вы должны заплатить один рубль. Риск возникает только в условиях неопределенности.

Рискованные ситуации всегда связаны с предпринимательской и управленческой деятельностью, когда предприниматель или менеджер рискуют потерять вложенные средства ради получения прибыли и достижения других целей. В связи с этим еще в 1920 году западный экономист Ф.Найт отмечал, что «предприниматель – это человек, который не боится рисковать в условиях неопределенности».

***

Поведение потребителя в условиях риска и неопределенности. Финансовый рынок.

[http://econteor.ru/mikroekonomika/brovser.php] – полный текст

Мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  - выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

  - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;

  - потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;

  - на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Теперь мы рассмотрим поведение потребителя в условиях риска вообще и финансового риска в частности. Под риском можно понимать неопределенность результатов действий потребителей, которые влияют на финансовое состояние или полезность потребителя.

Для большинства потребителей риск является антиблагом, а значит, во-первых, они согласны платить за то, чтобы получить защиту от риска (на этом принципе работает страховой рынок), а приобрести риск они согласны только за определенную плату (так это происходит на рынке капитала). Причем поскольку предельная антиполезность риска возрастает при росте величины риска (т.е. кривые безразличия выпуклы вниз, если объем риска отложить по оси x), то у каждого потребителя при фиксированной плате за риск имеется оптимальный объем риска, который он согласится приобрести.

А теперь обратимся к анализу поведения потребителя на финансовом рынке. Риск на этом рынке связан с неопределенностью доходности, которую могут принести вложения в ценные бумаги. Доходность ценных бумаг может оказаться как значительно выше ожидаемой потребителем, так и значительно ниже. Считается, что вероятность получения доходности ниже средней на величину a примерно равна вероятности, того что доходность вложений будет на эту же величину выше средней. Т.е. этот риск примерно симметричен, и это является одной из причин, по которой для измерения финансового риска используется стандартное отклонение доходности.

Соответственно, платой за риск является доходность финансовых инструментов. При этом, поскольку существует процентная ставка даже для активов с нулевым риском (государственных облигаций), то собственно платой за риск будет разница между доходностью рискованных активов и активов безрисковых.

Потребитель сталкиваясь с задачей выбора активов для инвестирования должен выбрать такой актив, у которого соотношения риска и доходности будут оптимальны с его точки зрения, т.е. будут давать ему наибольшую полезность. Это означает, что каждый потребитель должен выбрать наиболее подходящий актив, но в целом потребители должны выбирать примерно одни и те же активы, а именно активы имеющие наибольшую доходность из всех активов имеющих равный риск.

Но вместо этого потребители выбирают сразу несколько активов и формируют из них инвестиционный портфель. Чего они этим добиваются? Они пользуются тем, доходности у этих активов слабо зависят друг от друга, поскольку риски связанные с этими активами разные; значит, риск (т.е. стандартное отклонение доходности) у портфеля активов может быть меньше, чем риск любого из этих активов. Следовательно, критерием для включения какого-либо рискованного актива в портфель будет не соотношение риска и доходности, а соотношение его доходности и взаимосвязи с доходностью уже сформированного портфеля.

Дополнительным способом снижения риска портфеля активов является включение в него безрисковых инструментов. При этом, если взять любой портфель из рисковых активов и безрисковый актив, то обязательно можно построить более полезный портфель для потребителя вне зависимости от склонности этого потребителя к риску.

Далее из учебника Нуреева. Курс микры.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45550. Маркетинговые исследования в PR 41.5 KB
  Маркетинговое исследование состоит из 5 основных этапов: Выявление проблемы возможности и формулировка целей Отбор источников информации Сбор информации Анализ полученной информации Подготовка отчета Главные цели маркетингового исследования: Поисковые разведдовательные сбор предварительной информации которая поможет определить проблему и выдвинуть гипотезу. Каузеальные причинноследственные Эксперимент проверка гипотезы На этапе отбора источников информации важно помнить что выделяют ПЕРВИЧНЫЕ собираем под цели...
45551. Ситуационный анализ в PR 26.5 KB
  Ситуационный анализ в PR. Компоненты ситуационного анализа: анализ сильных и слабых сторон компании SWOT; анализ стратегической позиции компании; анализ конкуренции; позиционный анализ. Технология ситуационного анализа: 1. Исследовательский этап анализ ситуации.
45552. Оценка эффективности PR-деятельности: подходы, методы, методики 42 KB
  Оценка эффективности PRкампании систематическое измерение результатов проекта с т. Виды исследования оценки эффективности: только после используется часто легко проводится оценивается только результат подходит не для всех целей. Методы оценки эффективности Упрощенный подход измерение СМИ Н.
45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке определение на основе марк. Бренд это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.
45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...