29567

Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятия неопределенность и риск. Неопределенность как условие риска Неопределенность одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений. Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера термины риск рисковать происходят от греческого rysicon утес скала; отсюда рисковать значит взбираться на скалу или лавировать между скалами.

Русский

2013-08-21

365.5 KB

36 чел.

Микроэкономика. Вопрос 12. Понятия «неопределенность» и «риск». Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности.

[http://www.management-service.ru/article_08.php]. – полный текст

Глава из книги «Принятие решений в организациях».

Важная особенность процессов принятия управленческих решений заключается в необходимости учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи с этим большое практическое значение имеет разработка моделей принятия решений в условиях неопределенности. Эти модели обеспечивают структурирование и обработку информации о решаемой проблеме и тем самым хотя бы отчасти восполняют неполноту исходных данных, имеющихся у руководителя.

§ 1. Неопределенность как условие риска

Неопределенность – одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Важность этого понятия обусловлена тем, что на деятельность любой организации влияют неопределенные факторы.

К ним относятся такие факторы внешней и внутренней среды, значения которых неизвестны или известны не полностью. Несмотря на дефицит информации, возможное влияние неопределенных факторов на организацию должно учитываться в процессах принятия управленческих решений. Если это происходит, то говорят о принятии решений в условиях неопределенности.

В общем случае неопределенность в моделях принятии решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Например, управленческое решение о производстве новой продукции или открытии нового вида деятельности принимается в условиях неопределенности, поскольку его последствия не определены в силу влияния таких факторов, как потребительский спрос, действия конкурентов, изменения в законодательстве и других. Следовательно, при анализе данного решения необходимо рассматривать несколько возможных исходов, т.е. значений показателей эффективности (ожидаемой прибыли, объема продаж, доли рынка и т.д.), которые используются для принятия решения.

Неопределенность выступает необходимым и достаточным условием риска в принятии решений.

Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера, термины «риск», «рисковать» происходят от греческого rysicon – утес, скала; отсюда рисковать – значит взбираться на скалу или лавировать между скалами. (забавно не правда ли?)

В настоящее время существует много определений понятия «риск». В частности, под риском понимают действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха. В словаре русского языка риск определяется, во-первых, как возможная опасность чего-либо, и, во-вторых, как действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия, в надежде на счастливый исход. Согласно словарю Даля, рисковать – значит пускаться на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, подвергаться случайности либо действовать смело, решительно, предприимчиво, надеясь на счастье.

Кроме того, можно встретить определения, в которых риск трактуется как отклонение от желаемого результата, непредсказуемость результатов или просто возможность потерь. Однако во всех этих определениях внимание обращается только на то, что риск так или иначе связан с какими-либо неблагоприятными исходами альтернатив, потерями, угрозами, опасностями и т.п., но не отмечается, что риск – это, прежде всего, характеристика неопределенности. Дело в том, что и в условиях определенности возможны неблагоприятные исходы, но поскольку они предопределены и неизбежны, то риск в таких «заведомо проигрышных» ситуациях отсутствует. Например, нельзя говорить о риске, если вам говорят, что после подбрасывания монеты независимо от его исхода вы должны заплатить один рубль. Риск возникает только в условиях неопределенности.

Рискованные ситуации всегда связаны с предпринимательской и управленческой деятельностью, когда предприниматель или менеджер рискуют потерять вложенные средства ради получения прибыли и достижения других целей. В связи с этим еще в 1920 году западный экономист Ф.Найт отмечал, что «предприниматель – это человек, который не боится рисковать в условиях неопределенности».

***

Поведение потребителя в условиях риска и неопределенности. Финансовый рынок.

[http://econteor.ru/mikroekonomika/brovser.php] – полный текст

Мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  - выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

  - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;

  - потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;

  - на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Теперь мы рассмотрим поведение потребителя в условиях риска вообще и финансового риска в частности. Под риском можно понимать неопределенность результатов действий потребителей, которые влияют на финансовое состояние или полезность потребителя.

Для большинства потребителей риск является антиблагом, а значит, во-первых, они согласны платить за то, чтобы получить защиту от риска (на этом принципе работает страховой рынок), а приобрести риск они согласны только за определенную плату (так это происходит на рынке капитала). Причем поскольку предельная антиполезность риска возрастает при росте величины риска (т.е. кривые безразличия выпуклы вниз, если объем риска отложить по оси x), то у каждого потребителя при фиксированной плате за риск имеется оптимальный объем риска, который он согласится приобрести.

А теперь обратимся к анализу поведения потребителя на финансовом рынке. Риск на этом рынке связан с неопределенностью доходности, которую могут принести вложения в ценные бумаги. Доходность ценных бумаг может оказаться как значительно выше ожидаемой потребителем, так и значительно ниже. Считается, что вероятность получения доходности ниже средней на величину a примерно равна вероятности, того что доходность вложений будет на эту же величину выше средней. Т.е. этот риск примерно симметричен, и это является одной из причин, по которой для измерения финансового риска используется стандартное отклонение доходности.

Соответственно, платой за риск является доходность финансовых инструментов. При этом, поскольку существует процентная ставка даже для активов с нулевым риском (государственных облигаций), то собственно платой за риск будет разница между доходностью рискованных активов и активов безрисковых.

Потребитель сталкиваясь с задачей выбора активов для инвестирования должен выбрать такой актив, у которого соотношения риска и доходности будут оптимальны с его точки зрения, т.е. будут давать ему наибольшую полезность. Это означает, что каждый потребитель должен выбрать наиболее подходящий актив, но в целом потребители должны выбирать примерно одни и те же активы, а именно активы имеющие наибольшую доходность из всех активов имеющих равный риск.

Но вместо этого потребители выбирают сразу несколько активов и формируют из них инвестиционный портфель. Чего они этим добиваются? Они пользуются тем, доходности у этих активов слабо зависят друг от друга, поскольку риски связанные с этими активами разные; значит, риск (т.е. стандартное отклонение доходности) у портфеля активов может быть меньше, чем риск любого из этих активов. Следовательно, критерием для включения какого-либо рискованного актива в портфель будет не соотношение риска и доходности, а соотношение его доходности и взаимосвязи с доходностью уже сформированного портфеля.

Дополнительным способом снижения риска портфеля активов является включение в него безрисковых инструментов. При этом, если взять любой портфель из рисковых активов и безрисковый актив, то обязательно можно построить более полезный портфель для потребителя вне зависимости от склонности этого потребителя к риску.

Далее из учебника Нуреева. Курс микры.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68530. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 115 KB
  В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций собственных вербальное или невербальное; других людей невербальное восприятие или эмпатия; регуляцию эмоций собственных других людей; использование эмоций гибкое планирование...
68531. Бухгалтерский учет финансовых результатов на ООО «БУЛГАРНЕФТЕПРОДУКТ» 637.78 KB
  Прибыль - показатель эффективности работы предприятия, источник её жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществление расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
68532. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 79.5 KB
  Анализ процентного соотношения испытуемых по двум кластерам позволяет утверждать что студенты из первой группы в большей степени направлены на самопознание чем из второй. Для проверки выдвинутого нами предположения две полученные в результате кластерного анализа группы группа...
68533. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА 139 KB
  Необходимо акцентировать внимание на том что основными структурными компонентами патриотизма являются: патриотическое сознание патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Данный диагностический инструментарий позволил выявить ценностное отношение к таким феноменам как семья Отечество...
68534. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 66 KB
  В статье на основе теоретического анализа современных зарубежных исследований в данной области рассматриваются представления о метакогнитивных стратегиях в западной психологии. Рассмотрены взгляды ученых на учебный процесс в ВУЗах с учетом метакогнитивных стратегий и навыков.
68535. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА 57 KB
  Судебные дела связанные с защитой чести и достоинства представляют собой отдельную категорию гражданско-правовых споров. Специфика данной категории дел обусловлена прежде всего особым характером субъективных прав которые должны быть защищены судом неотчуждаемых личных...
68536. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ 61.5 KB
  Возможно росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности А может назойливое смакование сцен насилия в поделках массовой культуры ведет к такому результату...
68537. БАШКИРО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДО XIX В. В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ БАШКИР 85 KB
  Материалы башкирского народного творчества по данной тематике можно разделить на две категории. Прежде всего это сюжеты не повествующие напрямую о башкиро-казахских отношениях но при сопоставлении с их аналогами в фольклоре казахов и других тюркских народов позволяющие выяснить наиболее древние...
68538. Евразийство и империализм 73.5 KB
  Именно в период его жизни в России и в эмиграции оформлялись столь разные течения как российский либеральный консерватизм и евразийство большевизм и националбольшевизм парадигмы до сих пор во многом определяющие идейное развитие нашего общества. Гумилева определявшего наше время для России как период золотой осени...