29570

Потребительское поведение и выбор потребителя

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Полезность блага utility of good – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какоголибо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности totl utility – TU см. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает предельная полезность mrginl utility MU каждой дополнительной...

Русский

2013-08-21

117.5 KB

2 чел.

Вопрос 2.   Потребительское поведение и выбор потребителя.

Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) – TU (см. рис. 5.1а).

Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.5 1.б).

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см отрезок АВ). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная ед этого блага. Т.о., цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку пред-ая пол-ть эк-го блага для потребителя снижается, то производитель может продать доп-ое кол-во своей прод-ии лишь в том случае, если снизит цену.

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса.

   TU

                                        max

       0                                 A        B        Q                (a)

 МU

        0                           A     B        Q                       (б)

Рис. 5.1. Общая (а) и предельная (б) полезность

Функция полезности. Представителями австрийской школы К. Менгером, Е. Бем-Баверком, Ф. Визе была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 5.2).

                   

                      TU

                0       q1    q2    q3                              qn 

Рис. 5.2. Зависимость общей полезности блага и его количества.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: MU –предельная полезность

MU = d(TU)/ dQ                                                       (5.1)

Но еще в ХУ111 в. А. Смит сформулировал парадокс стоимости воды и алмаза.

«Почему вода, которая так необходима для жизни человека, стоит так дешево, а алмазы, которые практически бесполезны, стоят так дорого?» Общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью.

P

Излишек потребителя 

                                    

 

S 

       P2 

   Общие затраты       D

                   0    Q1    Q

 а) вода

       P

Излишек потребителя 

                                     S

       P2 

      D

                                      Общие затраты

                    0  Q2      Q

(алмаз)

Рис. 5.3. Парадокс воды и алмаза

Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

  1.  Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
  2.  Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
  3.  Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.
  4.  Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
  5.   Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Условия равновесия потребителя.

Таблица 5.1

Предельная полезность и цена благ

Блага

Предельная полезность

Цена руб.

Взвешенная предельная полезность

(MU)

(P)

(MU/P)

А

100

10

10

В

80

4

20

С

45

3

15

Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 5.2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Таблица 5.2

Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)

Блага

Предельная полезность

Цена руб.

Взвешенная предельная полезность

(MU)

(P)

(MU/P)

А

150

10

15

В

60

4

15

С

45

3

15

MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn (5.2)

Потребительский выбор– это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn , то и

MU1/MU2 = P1/P2; …MU1/MUn = P1/Pn  и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых  благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : …: MUn = P1 : P2 : … Pn .  (5.3)

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn = λ,

где  λ - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Т.о., разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и доп затрат (МС), но и равенство между ними.

7. Предельная норма замещения. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

                       Y

    I

                               Δy

                                                                      II

                yΔy 

                      

                                                           Δ x

                         0                          x          x  + Δx               X

Рис. 5.9. Предельная норма субституции

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение – ΔУ/ΔХ или  dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х (рис. 5.9).

MRSxy  = - Δy/Δx ,  (5.4)

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx,  (5.5)

где  MRSxy – предельная норма замещения у на х.

9. Кривая безразличия. Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности).

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис.5.5).

                                               Z              

   U2             K                                                    L        U1       

            

                                   R1                      R2

       Y                                                                                X

                                    R1                        R2

                     K                                                    L 

                            T1                                                       H2

                                        T2            H1

                                                 0

Рис. 5.5. Кривая безразличия в трехмерном  пространстве.

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага Х представлена кривой U1, блага У – U2.

Проекция K1 R1 R2 L1 кривой  KR1R2L на плоскость У0Х сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка R11), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка R12) (см. рис. 5.6).

                       Y

                       K

                                   R1

                       T1

                                                 R2

                        T2

                            0    H1          H2                  L’         X

Рис. 5.6. Кривая безразличия в двухмерном пространстве

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 5.7).

                       Y

  

          U4

                                                                       U3

     U2

                                                               U1

                            X

Рис. 5.7. Карта кривых безразличия

Виды: кривая «доход-потребление», «цена-потребление»

Свойства: не пересекаются, выпуклы относительно оси координат, все точки на кривой безраз. показывают один ур-нь полез-ти, наклон кривой хар-т норму в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим.

Зона замещения. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Рассмотрим кривую безразличия (рис.5.8).                       Y

Зона субституций

                      N                R

                                                                   S

                      M

                         0           T                          H                        X

Рис. 5.8. Зона замещения (субституции)

Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

Взаимодополняемость  бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.

График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией (под угл в 90гр)

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис (обычно, как 5.7)

Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

 EDxy = (dQx/Qx)/(dPy/Py), (5.7)

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (EDxy < 0) означает, что спрос на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость.

Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности EDxy = - ∞. это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к полному исчезновению спроса на благо Х.

Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами.

Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис.5.20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

                           Y

                           H

                                                       U3

                           0       U 1       U2    G       X

Рис. 5.20. Совершенная взаимозаменяемость

Рис. 5.21. Относительная взаимозаменяемость (как и 5.7)

Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕDxy (см. формулу 5.7).

Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (ЕDxy > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ.

Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDxy = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х.

Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

16. Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х).

Определим, в какой мере увелч-ие спроса вызвано ум-м цены, а в какой – связанно с ростом реального дохода. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1 (рис. 5.15).

              Y

              N2

                                          E1

                                                          U2

              N1           E0

                                   E2

                                                     U1

                  0      R    GR2R1           G2                                         G1     X

         Эффект дохода          Эффект замещения

Рис. 5.15. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ (при понижении цены Рх)

Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюдж огр-ия N1G2, параллельную линии NG1, так, чтобы она касалась первонач-ой кривой безразличия U1. Проекция E0E2 – изм-ием относит-ых цен благ – эф-т замещения (субституции).

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2R1 представляет эф-т дохода, т.к. связанно с переходом одного бюдж огр-ия на другое. Это равносильно увеличению покуп-ой спос-ти потребителя.  

Эффект дохода  – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с норм-ми товарами эф-т дохода и эф-т замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления норм-ых благ.

Некачественные блага. Парадокс Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен.

Мы знаем, что если цена на товар повышается с Р1 до Р2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до  Q2 (рис.5.16).

   P

                                                               D

                                               N2

             P2

                                       N1                                                         D2

             P1                                                                                     D1

                 0       Q2          Q1    Q3                                  Q

Рис. 5.16. Парадокс Гиффена

Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

Малоценный или низкокачественный товар – благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении.

Таблица 5.3.

Эффект дохода и эффект замещения  (субституции) при снижении цены товара Х (Рх ↓)

                                               Эффект                          Эффект

                                            замещения                         дохода

  1.  Нормальный

(стандартный)

товар                                                Общий эффект

                                                      

                                                 Эффект замещения

  1.  Низкокачественный

товар                                       Эффект дохода

                                               Общий эффект

                                                                          Эффект замещения

  1.  Товар Гиффена

                                                                    Эффект дохода 

 

                                     Общий эффект

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).

                     Y

                     N

                                   E1

                     N1                                       

                                                     U2

                                       E0

Нормальное                     E2  

благо

                                                             U1

                        0       X1     X2        G       G2      G1    X

                                       X

                                        Эффект дохода          Товар Гиффена

                          Эффект замещения

Рис. 5.17. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена

Товар Гиффена  – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58517. ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ ФАРАОНОВ 33.5 KB
  ЗАДАЧИ: образовательные изучить причины характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта научить распознавать интересы различных общественных групп; развивающие продолжить формирование умений работать с исторической картой...
58518. Пилявецька битва 34 KB
  Мета: Дидактична: формувати початкові знання та елементарн уявлення про Пилявецьку битву; навчати сприймати історичний текст, вибирати в тексті основне; розвивати читацькі навички; розвивати вміння користуватись історичними картами.
58519. Причини і початок Французької революції 58.5 KB
  Охарактеризуйте економічний розвиток Франції напередодні революції. Охарактеризуйте королівську владу у Франції. Визначте роль третього стану в соціальноекономічному і політичному житті Франції.
58520. Встановлення Якобінської диктатури 57 KB
  прихід якобінців до влади; 24 червня 1793 р. прихід до влади термідоріанців; 1795–1799 рр. перехід влади до трьох консулів. Вивчення нового матеріалу Організація влади якобінців.
58521. ІV Універсал Центральної Ради. Проголошення незалежності УНР 79 KB
  Перед зовнішньою агресією УЦР виявилася фактично беззбройною. Більшість із них заплатили власним життям за недалекоглядну політику лідерів УЦР але нічого змінити не змогли. Керівники УЦР були змушені переглянути свої погляди на статус України і відмовившись від гасел автономії у складі рівноправної федерації...
58522. Запровадження радянської влади в Україні 78 KB
  Мета: навчальна охарактеризувати політику воєнного комунізму в Україні; розповісти про червоний терор повстанський рух Н. наступ денікінців в Україні денікінський режим; серпень 1919 р. Стара назва якою радянська влада в Україні прикривалася в 1918 р.
58523. конспект Позакласного заходу з історії студенткипрактикантки V курсу 51 групи факультету історії та пр. 48 KB
  Мета: навчальна: розширити знання учнів з історії Першої світової війни; детальніше розкрити події Першої світової війни. Обладнання: роздатковий матеріал афоризми про історію зображення подій і діячів Першої світової війни...
58524. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ 31 KB
  Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Преподавание основ информатики и вычислительной техники без сомнения наследует все дидактическое богатство накопленное школой...
58525. Додатні і відємні числа. Число 0 29 KB
  Разом з нею Олівець креслив різноманітні фігури це давало змогу дітям вимірювати довжину відрізків та узнавати периметри різних фігур. Олівець вважав свою подругу дуже освіченою. Але Олівець ніяк не міг збагнути чому на шкалі у Лінійки є цифра...