29571

Кривая цена-потребеление

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Если I доход потребителя Px цена блага X Py цена блага Y а X и Y составляют соответственно купленные количества благ то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = Px X PY Y или в более привычном виде: Y = I Py – Px Py  X где –Px Py – угловой коэффициент бюджетной линии который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. При X = 0 Y = I Py то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y....

Русский

2013-08-21

55 KB

1 чел.

Вопрос 3. Кривая цена-потребеление

Немного предыстории! Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривы безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если  I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y  или в более привычном виде:  Y = I/Py Px /Py  X

где –Px/Py – угловой коэффициент бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс.

При  X = 0, Y = I/Py , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделить доход на цену этого блага. При Y = 0, X = I/Px , то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене  (рис. 5.10)

 Y              

             I / Py

   Px

     - ----

                                            Py 

                                                  I /Px             X

Рис. 5.10. Бюджетное ограничение

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис. 5.11 показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. D – точка в которой макс-ся благосост-ие потребителя при данном бюджете.

         Y

                  N      C

                                        D

                                                                   U3

                        U2

          

                                             - (Px/Py)            U1

                      0                                             M       X

Рис. 5.11. Положение равновесия потребителя  (в ординалистской теории полезности)

15. Поведение потребителя в условиях изменяющегося дохода и изменяющихся цен.

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение  В1 , В2 , В3 , …, Вn.  Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, К4 ,…,  Кn показывает последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 5.12).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

        Y

                                                                      W

      Y4                            K4

      Y3                   K3

      Y2           K2

                K1

       Y1

                                         B1          B2          B3           B4

          0    X1  X2   X3    X4                                                   X

Рис. 5.12. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни)

Если кривая «доход-потребление» – луч, вых-ий из нач-ла корд-т под углом 45, то с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увелич-т потребл-ие и Х и У. Есл покупки увелич-ся непропорц-но, то изм-ся угол наклона кривой. На рис – сначала быстрый рост, потом относит-ое уменьшение потребления У и постепенное увелич-ие потребления Х.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 5.13.

                                                            

         Высококачественные

     товары и услуги       

Промышленные

     товары стандартного

     потребительского качества           

 

                                                                                 

   Продовольственные товары

Рис. 5.13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Прежде всего насыщение продовольственными товарами, затем пром-ми тов стандартного кач-ва и лишь позднее– высококач-ми Т и У. Любопытная законом-ть: даже после перехода к потреблению высококач-ых Т и У происходит новый всплеск спроса на пром тов станд-го кач-ва, которые исп-ся потреб-м для повседневных нужд.

Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход.

Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Рх1х2 > Рх3х4 и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 руб, а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 5.14а).

     Y

     N

                                                                                    a)

                 R1      R2   R3         R4

                      U1   U2      U3            U4     D

         0     X1    X2      X3         X4                            X5        X

    Px

   P1x

                                                                                     б)

   P2x 

   P3x 

   P4x

        0    X1    X2      X3       X4                                           X

Рис. 5.14. Кривая «цена – потребление (а)

и построение кривой спроса (б)

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5  и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия  U1, U2, U3, U4, с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 5.14б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс – количество блага Х.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45606. Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке 50.5 KB
  Как и в статье в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы пытается определить еедальнейшее развитие выявить пути решения. Наиболее важное отличиесостоит в том что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется так сказать в голом виде т. Проблема в очерке выступает как преграда которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.
45608. PR в системе коммуникаций: цели, функции, содержание 45 KB
  Связи с общественностью далее PR являются относительно новой сферой деятельности на отечественном рынке поэтому основополагающие термины и определения данного вида деятельности взяты из работ зарубежных авторов Р. полагаясь на общепризнанную экономическую литературу тоже дают определение целям задачам и функциям PRдеятельности. Целью любого вида деятельности является результат который должен быть получен в процессе данной деятельности. Функции связей с общественностью проявляются во всех аспектах этого вида деятельности начиная с...
45609. ПОНЯТИЯ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ И КОММУНИКАЦИЙ 27.5 KB
  Наиболее активно в публичной сфере сегодня развиваются политические коммуникации под которыми подразумевают общение передачу информации от управляющих к управляемым и обратно а также используемые при этом средства связи формы способы каналы общения. Фе публичных коммуникаций оказывается возможным в публичной сфере. Субъектное пространство публичной сферы Д.
45610. Пиарология: предмет и объект, функции 32.5 KB
  Научная рефлексия соц.деятельности – один из обязательных признаков ПР как соц.института Пиарология -– наука о закономерностях принципах и механизмах функционирования соц. ОБЪЕКТ – социальная реальность ПРЕДМЕТ совокупность соц.
45611. Система планов предприятия и их взаимосвязь 176.5 KB
  Изучить типы и виды планирования на торговом предприятии, в т.ч. рассмотреть структуру планов торгового предприятия; перспективное внутрифирменное планирование; среднесрочное и текущее планирование; оперативно-календарное планирование; организационно-иерархическую соподчиненность планов предприятия...
45612. Управление персоналом предприятия «Пекарь» 125.71 KB
  Актуальность данного вида бизнеса очевидна, так как хлеб во все времена являлся одним из основных продуктов питания человека. Спрос на этот вид продукции будет всегда несмотря на растущую конкуренцию производителей.
45613. Разработка методики проектирования магистральной ВОСП повышенной пропускной способности 709 KB
  К основным преимуществам ВОЛС относятся: высокая помехоустойчивость; слабая зависимость качества передачи от длины линии; стабильность параметров каналов ВОСП; возможность построения цифровой сети связи; и самое главное - высокие технико-экономические показатели.
45614. Функции общественных рекламных и ПР-ассоциаций 59.5 KB
  При поддержке РАСО увидело свет первое специализированное издание – журнал Советник самое авторитетное издание в сфере пр в России. АССОЦИАЦИЯ КОМПАНИЙКОНСУЛЬТАНТОВ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ АКОС РОССИЯ НОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРУСЛУГ По мере развития отечественного рынка услуг по связям с общественное о все острее ощущалась необходимость укрепления контактов российских мпанийконсультантов в сфере паблик рилейшнз с зарубежными коллегами. Значительные возможности для выхода российских ПРагентств на мировой рынок в...