29574

СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ

Доклад

Маркетинг и реклама

СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ. СМИ является соц. Функции СМИ в обществе: У средств массовой информации в эпоху Просвящения была высокая миссия они были инструментом воздействия на власть имущих из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей о том что думают представители наиболее прогрессивные представители общества.

Русский

2013-08-21

18.47 KB

31 чел.

15. СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную по-требность.

СМИ является соц. институтом, потому что:

Во-первых, он имеет вполне определенную устойчивую структуру, формируемую как совокупностью объектов, на которые направлено его воздействие, как то человек, малые человеческие группы и коллективы (трудовые, бытовые, религиозные и т.д.), а также крупные, организованные человеческие сообщества со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами: книга, пресса, радио, телевидение, компьютерные сети и тп.

Во-вторых, существование и взаимодействие элементов института подчиняются вполне определенным социальным законам.

В-третьих функционирование социального института массовой информации порождает огромное число значимых социальных явлений и процессов, фундаментальными и элементарными из которых, например, являются социальное развитие (образование, социальный опыт, расширение представлений о мире и т.д.), социальные трансформации (исчезновение старых, формирование новых форм общественных объединений и глобальных сообществ и т.п.), социальный процесс (осознание и изучение людьми самих социальных процессов и управление ими).

Функции СМИ в обществе: У средств массовой информации в эпоху Просвящения была высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ.

В начале XX века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств.

Резюмируем функции СМИ в современном обществе:

  1.  Идеологическое и политическое влияние на аудитории (как на власть, так и на массы), формирование и презентация общественного мнения.
  2.  Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей.
  3.  Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий.

Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМИ — это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти (управление, организация и воздействие на массы). Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (объективное освещение событий или зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМИ. Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы (аудитории по отношению к СМИ занимают пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:

Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы (аудитории по отношению к СМИ занимают пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:

  1.  Органы и институты власти: пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии (выборы).
  2.  Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: пропаганда, собственная «раскрутка» (привлечь внимание к себе), влияние на власть, формирование общественного мнения.
  3.  Инвесторы и владельцы СМИ: экономическая успешность и прибыльность СМИ, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие.
  4.  Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение событий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть личные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать.

Понятно, что во время выборов эти противоречия обостряются и усложняются: сами журналисты не прочь подзаработать на предвыборной рекламе и «заказухе», Избиркомы стремятся не допустить появления проплаченных материалов, позиция владельцев СМИ меняется от нейтральной до откровенной поддержки определенных политических сил. Особенно жесткие противоречия, которые проецируются и на СМИ в период выборов бывают между политическими группами. В борьбе за СМИ в ход идут все средства от подкупа до административного давления и даже неприкрытой цензуры.

Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).

Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; (закон о средствах массовой информации).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;(закон о средствах массовой информации).

Теперь практически любой далекий от СМИ человек твердо знает, что журналиста, телерадиокомпанию, газету или журнал можно купить, а более близкий – за сколько, на какой полосе или в какое эфирное время.

В борьбу между собой медиа-магнаты втягивают простых журналистов, зачастую прикрывая свободой слова свои корыстные личные интересы. Появляется такое понятие, как «ангажированность» журналиста, т.е. зависимость.

Финансовый кризис  в последние годы стал одним из ключевых факторов, определяющих деятельность СМИ и свидетельствующих об их прямой или косвенной финансовой зависимости. О прямой финансовой зависимости СМИ можно говорить применительно к статье 18 Закона "О средствах массовой информации", в которой говориться, что учредитель органа массовой информации не имеет права вмешиваться в редакционную политику. Сегодня можно наблюдать прямое нарушение данной нормы закона, поскольку направленность информационной политики тех или иных СМИ полностью зависит от пристрастий их владельцев. О косвенной финансовой зависимости СМИ сегодня говорят меньше, но в журналистской среде это довольно распространенный способ получения денег.

Особенно это касается медиакомпаний, официально никому не принадлежащих и якобы имеющих возможность самостоятельно определять свою информационную политику. В данном случае уместно говорить о таком способе получения денег, как неявный шантаж. Журналист, нашедший действительно сенсационный материал и желающий его опубликовать, часто не может этого сделать, поскольку находится некто, кому опубликование этого материала невыгодно и кто согласен заплатить большие деньги за то, чтобы статья не вышла в ближайшем номере. В результате статья не публикуется до тех пор, пока у заинтересованного лица есть возможность и необходимость платить.

Зависимость: основные источники влияния на журналистов:

Журналистика вырастает из трех реалий: экономической, правовой и корпоративной.

Первая реалия. Заработок не может не влиять на качество.

Вторая реалия. Правовая. Те условия, которые создает власть.

Третья реалия – корпоративная. Это и то, что именуется школой, и то, что является корпоративной честью.  Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.

Свобода: База экономической самостоятельности СМИ в России: 1 - реклама; но при этом не может быть полной независимости. 2 - большой тираж - годен для немногих изданий. (Самый большой тираж Аргументы и Факты – около 2,7 млн экз. в неделю, Комсомольская правда – 2,2 млн.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11197. Электростатическое поле. Теорема Гаусса для потока вектора и ее применение для расчета полей протяженных зарядов в вакууме 501.5 KB
  Электростатическое поле План лекции Электрические заряды их свойства и классификация. Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Поток вектора. Теорема Гаусса для потока вектора...
11198. Рекомендательная система на основе узорных структур 223.61 KB
  Программа, которая обрабатывает начальные данные и преобразовывает их в глобальные матрицы, с которыми работают все остальные программы. Программа, которая запускает методы с различными параметрами и сравнивает полученные результаты в терминах точности и полноты. Программа, реализующая алгоритм рекомендаций на основе узорных структур. Программа, которая реализовывала алгоритм Slope One. программа для вычисления точности и полноты.
11199. Совершенствование системы переподготовки пилотов на самолет ИЛ-114-100 в авиакомпании «Узбекские авиалинии» 3.64 MB
  Для обоснования необходимости разработки данной программы раскрыты приоритеты развития и обновления парка воздушных судов национальной авиакомпании (НАК) “Узбекистон Хаво Йуллари”, обоснована целесообразность замены Ан-24 самолетом отечественного производства Ил-114-100, подтверждена необходимость переучивания выпускников СПбГУГА
11200. Постоянный электрический ток, Правила Кирхгофа для разветвленных цепей 382 KB
  Постоянный электрический ток. План лекции: Сила и плотность тока. Электродвижущая сила и напряжение. Закон Ома. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Правил...
11201. Контроль у сфері державного управління 24.94 KB
  Держава є одним із головних суб’єктів здійснення контрольної функції в суспільстві. Вона наділена реальними повноваженнями і має можливості для впливу на суспільство, в ході здійсненнія якого покладається і на результати контролю.
11202. Технология монтажа центробежного охлаждающего насоса пресной воды 2.38 MB
  По результатам расчета ходкости для заданного корпуса судна произведён альтернативный выбор ГД, для которого разработаны системы (топливная, масляная, охлаждения, пускового воздуха), обеспечивающие его надежную работу. Для этих систем определён состав и технические характеристики основного оборудования.
11203. Ливия в системе международных отношений в конце XX – начале XXI веков 226 KB
  Целью моей работы является рассмотрение вопроса Ливии в системе международных отношений, региональной и глобальной безопасности. Исходя из цели работы, я ставлю перед собой такие основные задачи, как: изучение истории государства Ливия; анализ кризисного государства и угрозы глобальной и региональной безопасности; рассмотрение потенциала Ливии
11204. Общие черты и особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий 51.5 KB
  Общие черты и особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий. Говоря о сельскохозяйственных организациях можно выделить их общие черты присущие любой коммерческой организации. Все они имеют обособленное имущество отв...
11205. Правовые основы проведения аграрной реформы в России 61.5 KB
  Тема: Правовые основы проведения аграрной реформы в России. Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов. Порядок определения земельных долей и имущественных паёв в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Особенност...