29583

Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы

Доклад

Маркетинг и реклама

Массовое сознание включает в себя понятие массы: МассаОртега и Гаса это суждение некомпетентных низкое качество современной цивилизации; Масса Юнгер механизное общество в котором человек является придатком машины; Масса Зиммель Вебер Манхейм это бюрократическое общество которое отличается широко расчленненой организацией в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии; МассаЛенин совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. МассаШарков это шаблонное Например когда в деревнях все...

Русский

2013-08-21

14.37 KB

13 чел.

Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы.

Сознание это способность человека оперировать образами соц.взаимодействия, действовать с предметами, природными и культурными связями, отделенными от контактов с людьми и актов деятельности и рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентир на свое поведение.

Массовое сознание появилось на рубеже 18, 19 веков, когда в индустриальном обществе появилась революция. Массовое сознание актуальная форма общественного сознания, формируется сперва в соответствии с законами и принципами массового сознания. До этого было понятие «толпы». Развивались массовые формы проведения досуга (митинги). Массовое сознание(МС) оперирует архетипами(греч:arche- начало, typos-форма, образец), т.е. по Юнгу это содержание коллективного бессознательного, являющиеся формами организующие психологический опыт индивида(первичный, врожденный опыт, моменты повторяющихся жизненных ситуаций). Массовое сознание включает в себя понятие «массы»: Масса(Ортега- и- Гаса) это суждение некомпетентных, низкое качество современной цивилизации;

Масса (Юнгер)- механизное общество, в котором человек является придатком машины;

Масса (Зиммель, Вебер, Манхейм) – это бюрократическое общество, которое отличается широко расчленненой организацией, в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии;

Масса(Ленин) – совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных.

Масса(Шарков) -это шаблонное (Например, когда в деревнях все мужики бухают, то никому нельзя отказываться, типа за компанию) диперсонифицированное сознание, рядовых граждан развитого индустриального общества, формируемого под воздействием СМИ и стереотипов масс массовой культуры;

Масса (Гробовский)- архаические образования, берущие начало в первобытном обществе, когда индивидуум не обладает собственными помыслами и волей и растворяется в обществе.

Теория Массового сознания включает:

1). Конкретные ситуативные программы действий;

2). Обыденные, житейские установки и рецепты, которые суммируют бытовой и профессиональный опыт;

3). Исследование картины мира в целом.

Субъективистский и объективистский подходы.

Субъективист. подход состоит из индивидуального сознания, исходит из меня. Представители: Экзистенциалисты( Фридрих, Ницше- относятся к толпе, как к массе темной, они показывают звериное начало в человеке. Для Ницше это «сверхчеловек», который свободен от стадных чувств. Постмодернисты (Батай де лез, Дерида, Гваттаре, это были французы). Жак Бодрияр рассматривал массу, как статичная категория сознания, где молчаливое большинство сходного с черной дырой. Масса обходится без истины и без мотива, не нуждается в сознании.

Объективист. подход определяет массовое сознание, как необходимый продукт соц. развития общества обусловленный природой социума. Французский социолог Тард, считал, что МС возникает в связи с внешними понятиями, толпы – скопления людей, в одном и том же замкнутом пространстве, объединенное чувством, верой и действиями. Публика –рассеянная толпа, объединено духовно, не зависящая от объединенности в пространств, общность, где индивид имеет свои личностные характеристики. У Тарда это аудитория СМИ, впервые возникает «Новая масса» - это аудитория СМИ, т.е. каждый оставаясь у себя дома читает газеты, смотрит ТВ,и получается, существуют вместе, как особая разновидность толпы.  Толпой руководит не масса, а эмоции. Масса диктует правительству его поведениеи именно к их желаниям стараются прислушаться. Действиями толпы управляет бессознательные качества. Оратор желающий увлечь толпу должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, и никогда не доказывать.

Зигмунд Фрейд разделял «Я», «Сверх я», «Оно – это и есть массовое сознание». Обычно сознание чела нивелируется, поддается сознанию толпы. В толпе отпадают все тормозящие моменты, угасает совесть и просыпаются все инстинкты. Масса не способна к критическому мышлению.