29603

Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации

Доклад

Маркетинг и реклама

Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации. Коммуникации: по типу отношений: межличностная групповая массовая; по типу использования семиотических средств: речевая паралингвистическая вещественнознаковая. Существование социума невозможно без коммуникации.

Русский

2013-08-21

17.09 KB

22 чел.

5.Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации.

Коммуникации: по типу отношений: межличностная, групповая, массовая; по типу использования семиотических средств: речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая.

Почепцов: семиотическая: знаковая, вербальная, невербальная, техническая; по способу взаимодействия коммуникантов: иерархическая, органическая.

Особенности МК (Маклюин, Посман, Расуэл, Назаров):

Публичный характер, открытость, средства передачи информации закрыты.

Доступ к средствам ограничен и контролируем, опосредованность контактов, множество реципиентов.

Существование социума невозможно без коммуникации.

2 функции СМК:

1. сохранение устойчивости соцорганизма.

2. формулировка целей его развития.

Типологии коммуникации.

1 уровень. Модели взаимодействия.  Процесс взаимодействия.

2. идейно-содержательный, смысловой. (проблематика передачи становление смысла и значения)

3. социо-ориентированные МК. (рассматриваются как социальный процесс)

4.схематизирующая модель коммуникации. (рассматривают К. как схему прохождения информации).

Большинство современных исследований массового и мифологического сознания так или иначе обращаются к теме массовой коммуникации и, в частности, к средствам массовой информации. Это, по большей части, разработки частных наук – социологии, политологии, семиологии, филологии и др. Наряду с этим проблематика массовой коммуникации становится одной из центральных в философии новейшего периода. Сквозь призму коммуникации уже рассматривается широчайшая область человеческого знания такими учеными, как Ю. Лотман и У. Эко. Традиции такого рассмотрения заложены еще З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ж. Лаканом, тяготевшими к психотерапевтическим аспектам коммуникации, а также К. Леви-Стросом, Р. Бартом и Б. Малиновским, разрабатывавшими мифологические аспекты массовой коммуникации.

Мифологические модели в работах ученых представляют массовую коммуникацию, в первую очередь, с точки зрения смыслового, идеально-содержательного взаимодействия. Мифотрадиции в коммуникации – это процесс движения сообщений как общекультурно-семиотических конструктов, позволяющий описывать многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов.

Исследованию массовой коммуникации посвящены труды многих западных ученых, среди которых Г. Лассуэл, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Н. Постман, Ч. Кули, Д. Деррида, Ю. Хабермас. 

Массовая коммуникация в различных аспектах рассматривается и в работах российских авторов А.В. Соколова, Г.Г. Почепцова, М.М. Назарова, А. Е. Войскунского, А. А. Калмыкова. Как правило, в работах о массовой коммуникации рассматривается целый ряд объектов научного исследования: массовое сознание, стереотипы и образы массового сознания, язык, речь, тексты, знак, символ, каналы коммуникации, информационные технологии и многое другое, что объясняется спецификой предмета исследования.

Необходимо особо отметить, что в многочисленных исследованиях массового сознания и трудах, посвященных изучению средств массовой информации, эти два объекта удерживаются в едином поле исследования современной науки как неоспоримо связанные и «пересекающиеся». Вместе с этим крайне мало исследовательского внимания уделяется гносеологической природе средств массовой информации, объект-субъектному взаимодействию массового сознания и СМИ, их «взаимной необходимости», процессам и результатам такого взаимопроникновения.

Теория «дополнительной реальности» - А. Войскунский

Дополнительная реальность – PRESENTS – «реальность присутствия».

Согласно концепции, в мире существует реальность, искусственно созданная с помощью компьютерных или иных средств коммуникации. Индивид испытывает иллюзию присутствия в одной реальности с предметами и субъектами, которые не находятся в непосредственно наблюдаемой им реальности.

Теория «третьей функции» - учение Щедровицкого (1977г.)

Существенный вклад в развитие отечественной науки о коммуникации внесла теория советского ученого Г.П.Щедровицкого о «текстах трансляции», согласно которой тексты, созданные в процессе индивидуальной и коллективной интеллектуальной деятельности, в системе коммуникации обретают самостоятельное значение.

Теория «третьего членения» У. Эко

Подразделяя любую информацию и любой язык на «информацию источника» и «информацию кода», У. Эко предполагает, что язык некоторых средств массовой коммуникации подлежит не двойному, а тройному членению. Некая система начинает действовать, наделяя смыслом что-то такое, что первоначально этим смыслом не обладало, при этом некоторые элементы этого «что-то» возводятся в ранг означающих».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35727. Розробка творчого проекту по виготовленню кухонної дошки 140 KB
  Призначення проектованого виробу. Визначити призначення виробу. Експлуатаційні показники застосування виробу на практиці. Вплив виробу на якість і ефективність реалізації ним експлуатаційних показників.
35729. УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 284.5 KB
  Личностно-ориентированный подход к современному учебному процессу [3] Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения Реализация личностно-ориентированного обучения [5] Современные педагогические типологии школьников [6] Классификация критериев дифференциации учащихся [7] Е. Учет личностных качеств ученика при обучении информатике [10] Заключение [11] Литература Введение При традиционной организации обучения ученик находящийся в позиции объекта подвергается постоянной педагогической обработке целенаправленному...
35731. Примерная структура и содержание творческих проектов 173.5 KB
  После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения стилем назначением. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику которая может включать название изделия его назначение описание техники исполнения. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия.
35735. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 27 KB
  Создать изделия в технике МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Задачи: познакомиться с техникой модульное оригами научиться делать сам модуль научиться соединять модули в изделие исследовать интерес к технике оригами.