29603

Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации

Доклад

Маркетинг и реклама

Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации. Коммуникации: по типу отношений: межличностная групповая массовая; по типу использования семиотических средств: речевая паралингвистическая вещественнознаковая. Существование социума невозможно без коммуникации.

Русский

2013-08-21

17.09 KB

19 чел.

5.Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации.

Коммуникации: по типу отношений: межличностная, групповая, массовая; по типу использования семиотических средств: речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая.

Почепцов: семиотическая: знаковая, вербальная, невербальная, техническая; по способу взаимодействия коммуникантов: иерархическая, органическая.

Особенности МК (Маклюин, Посман, Расуэл, Назаров):

Публичный характер, открытость, средства передачи информации закрыты.

Доступ к средствам ограничен и контролируем, опосредованность контактов, множество реципиентов.

Существование социума невозможно без коммуникации.

2 функции СМК:

1. сохранение устойчивости соцорганизма.

2. формулировка целей его развития.

Типологии коммуникации.

1 уровень. Модели взаимодействия.  Процесс взаимодействия.

2. идейно-содержательный, смысловой. (проблематика передачи становление смысла и значения)

3. социо-ориентированные МК. (рассматриваются как социальный процесс)

4.схематизирующая модель коммуникации. (рассматривают К. как схему прохождения информации).

Большинство современных исследований массового и мифологического сознания так или иначе обращаются к теме массовой коммуникации и, в частности, к средствам массовой информации. Это, по большей части, разработки частных наук – социологии, политологии, семиологии, филологии и др. Наряду с этим проблематика массовой коммуникации становится одной из центральных в философии новейшего периода. Сквозь призму коммуникации уже рассматривается широчайшая область человеческого знания такими учеными, как Ю. Лотман и У. Эко. Традиции такого рассмотрения заложены еще З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ж. Лаканом, тяготевшими к психотерапевтическим аспектам коммуникации, а также К. Леви-Стросом, Р. Бартом и Б. Малиновским, разрабатывавшими мифологические аспекты массовой коммуникации.

Мифологические модели в работах ученых представляют массовую коммуникацию, в первую очередь, с точки зрения смыслового, идеально-содержательного взаимодействия. Мифотрадиции в коммуникации – это процесс движения сообщений как общекультурно-семиотических конструктов, позволяющий описывать многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов.

Исследованию массовой коммуникации посвящены труды многих западных ученых, среди которых Г. Лассуэл, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Н. Постман, Ч. Кули, Д. Деррида, Ю. Хабермас. 

Массовая коммуникация в различных аспектах рассматривается и в работах российских авторов А.В. Соколова, Г.Г. Почепцова, М.М. Назарова, А. Е. Войскунского, А. А. Калмыкова. Как правило, в работах о массовой коммуникации рассматривается целый ряд объектов научного исследования: массовое сознание, стереотипы и образы массового сознания, язык, речь, тексты, знак, символ, каналы коммуникации, информационные технологии и многое другое, что объясняется спецификой предмета исследования.

Необходимо особо отметить, что в многочисленных исследованиях массового сознания и трудах, посвященных изучению средств массовой информации, эти два объекта удерживаются в едином поле исследования современной науки как неоспоримо связанные и «пересекающиеся». Вместе с этим крайне мало исследовательского внимания уделяется гносеологической природе средств массовой информации, объект-субъектному взаимодействию массового сознания и СМИ, их «взаимной необходимости», процессам и результатам такого взаимопроникновения.

Теория «дополнительной реальности» - А. Войскунский

Дополнительная реальность – PRESENTS – «реальность присутствия».

Согласно концепции, в мире существует реальность, искусственно созданная с помощью компьютерных или иных средств коммуникации. Индивид испытывает иллюзию присутствия в одной реальности с предметами и субъектами, которые не находятся в непосредственно наблюдаемой им реальности.

Теория «третьей функции» - учение Щедровицкого (1977г.)

Существенный вклад в развитие отечественной науки о коммуникации внесла теория советского ученого Г.П.Щедровицкого о «текстах трансляции», согласно которой тексты, созданные в процессе индивидуальной и коллективной интеллектуальной деятельности, в системе коммуникации обретают самостоятельное значение.

Теория «третьего членения» У. Эко

Подразделяя любую информацию и любой язык на «информацию источника» и «информацию кода», У. Эко предполагает, что язык некоторых средств массовой коммуникации подлежит не двойному, а тройному членению. Некая система начинает действовать, наделяя смыслом что-то такое, что первоначально этим смыслом не обладало, при этом некоторые элементы этого «что-то» возводятся в ранг означающих».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74841. Памятник Муромо-Рязанской литературы – «Повесть о Петре и Февронии» Поэтичность, демократизм повести. Образ крестьянки Февронии 17.58 KB
  Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, они умерли в 1228 г. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. Как указывает М. О. Скрипиль, в повести объединены два народнопоэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.
74842. Домострой – книга, утвердившая нормы семейной жизни 15.89 KB
  Следует отнести также Домострой составление которого приписывается благовещенскому попу Сильвестру входившему в Избранную раду. Домострой регламентировал поведение человека как в государственной так и в семейной жизни.
74843. Бытовая повесть. Повесть о Горе и Злочастии 17.34 KB
  Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле как ему любо. Постоянная опека родителей не научила Молодца разбираться в людях понимать жизнь и он платится за свою доверчивость за слепую веру в святость уз дружбы. Губит Молодца похвальба своим счастьем и богатством. В сознании Молодца еще живучи традиционные представления.
74844. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Автобиография «Жития». Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре Жития 21.16 KB
  Житие протопопа Аввакума им самим написанное. Аввакум так определяет рамки своего повествования. Центральная тема жития тема личной жизни Аввакума неотделимая от борьбы за древлее благочестие против Никоновых новшеств.
74845. Публицистика петровского времени. Юности честное зерцало 14.87 KB
  Зерцало было издано в соответствии с духом петровских реформ когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. Вторая часть это собственно зерцало то есть правила поведения для младых отроков и девушек дворянского сословия.
74846. Екатерина II. «Всякая всячина». Н.И. Новиков, его литературные труды и сатирические журналы. Сатира на лица и на пороки 16.52 KB
  Новиков его литературные труды и сатирические журналы. Предполагают что свои материалы в журнал посылали Фонвизин князь Щербатов и даже Новиков. Новикова. В Трутне под подписью Правдолюбов Новиков упрекает Екатерину.
74847. Классицизм как литературное направление. А.Д. Кантемир, В.К. Тредьяковский, М.В. Ломоносов 15.87 KB
  Сын астраханского священника он подобно Ломоносову охваченный жаждой знаний ушел из родительского дома учился в Славяно-греколатинской академии а затем – за границей в Сорбонне. Одновременно с Ломоносовым был удостоен звания профессора Академии наук. Как поэта его при жизни затмили Сумароков и Ломоносов.
74848. Творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль» 14.62 KB
  Фонвизина Недоросль создателя подлинно самобытной национальной комедии который заложил внутри этой системы основы критического реализма. В комедии сочетаются яркие и правдивые сцены из жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства прямого честного гражданина. Хотя в основе сюжета лежит любовный конфликт стремление героев жениться на богатой наследнице все же основной конфликт комедии намного глубже. Другая проблема комедии истинное и ложное воспитание.
74849. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву 14.28 KB
  Наиболее известное произведение Александра Радищева. Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева. Роман представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян...