29608

Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения

Доклад

Маркетинг и реклама

Карлова: Мы внутри мифа. 2 природы: иллюзорность для наблюдателя извне это мир абсурда и реальность для носителя мифа. У мифа есть жизненные этапы – от рождения до смерти. открытие мифа 2.

Русский

2013-08-21

14.72 KB

12 чел.

10. Мифология в коммуникации.  СМИ как субъект смыслопостроения.

Карлова: «Мы внутри мифа. Миф – базисный феномен чел культуры, сочетающий образно-чувственную и рационально-критическую части. 2 природы: иллюзорность (для наблюдателя извне это мир абсурда) и реальность (для носителя мифа). У мифа есть жизненные этапы – от рождения до смерти. В нем доминирует смысл, интерпретация, а не факт, поэтому нелегко разрушаем аргументацией. Миф может быть создан на основе множества мифов. Этапы создания: 1. открытие мифа, 2. Изобретение нового мифа на основе бытующих 3. Мифотворение (выходит в люди)»   

Конструирование мифа (Набокова и Карлова): объект-модель: то что бытует, бытующая этно-соц мифология, общая для значительной этнич или соц гр, ставшая сакральной реальностью для социума.

субъект-модель: индивидуальный инвариант бытующего в общ-ве мифа.

Конструкт-модель – новый миф на основе обобщенной субъект-модели и  объект-модели. Может потом стать объект-моделью, если не исчезнет.  

Миф создается ч/з посредника: - первобытное общ-во: род, община; - церковь; - соц гр, класс; - партия; - СМИ (стали формировать субъект-модель, переступают порог чисто информирования → формируют общественное сознание → построение мифологической картины мира).

СМИ выступают посредником между сакральным мифологическим и массовым сознанием и оперируют специально сконструированными образами, которые основаны на глубинном архетипическом сознании. СМИ унифицируют, кодируют и переводят информацию на свой язык. При формировании мифообраза создается специальная (новая) матрица, которая в определенный момент времени накладывается на матрицу сознания, уже существующую в социуме. Мифологическая картина мира строится на уровне эмоционально-чувственного познания по законам воображения и методам аналогий.  Приемы: МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ - внедрение социально-политических мифов – иллюзорных картин мира, обобщенных представлений о действительности. Приемы:

- смысловая антитеза;  параллелизм; рефрен (повторение)

- круговое сюжетно-смысловое замыкание (одинаковое начало и конец ТВ-сюжета) -умолчание; дезинформация

- искажение семантичнского поля.

- Формирование имиджа - разрабатывается и пропагандируется такой образ, который может способствовать сложению нужного общественного мнения.

- Манипулирование данными социологических опросов - один из самых действенных приемов скрытого воздействия на сознание.

- Реклама как социальная мифология. Рекламные сообщения строятся таким образом, что человек вовлекается в мифологическое действие

СМИ как субъект смыслопостроения.

СМИ создают новую реальность для аудитории.

СМИ – механизм формирования мифологической картины мира.

Юнг: «Ординарный человек испытывает большое облегчение, когда нечто, кажущееся сложным, необычным, непонятным, способным создавать дополнительные жизненные трудности и проблемы, удается свести к чему-то банальному, обычному, понятному; облегчение оказывается вдвойне приятным если обнаружившееся решение представляется на удивление, до смешного простым».

Конструирование мифа называется мифопостроением. Мифопостроение состоит из: 1. Объект-модели (то, что бытует, общее для всей группы людей, ставшее сакральной реальностью для социума); 2. Субъект-модели (индивидуальный вариант бытующего в обществе мифа); 3. Конструкт-модель.

В рождении мифа человек действует через посредника. В первобытном обществе посредником была община, часто – церковь, в XX веке – партия, сегодня – СМИ. Посредник может разделять аудиторию на группы ритуалом приобщения. Это может быть увлечение чем-то, развлечение, поиск образцов (человек ищет образцы поведения, одежды и т.д.).

СМИ действует, опираясь на образы, символы, архетипы. Срабатывает лишь тот вариант мифа, который близок к коллективным настроениям и берет на вооружение общий архетип определенной социальной группы.

Р. Харрис: «Роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас, скорее они конструируют мир, который затем становится реальным для человека. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности».

О. Карлова: «Газеты, телеканалы стали не столько объективными трансляторами мифов, сколько их творцами».

Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телевизора, сохраняются в целом автоматически, затем на основании этой сохраненной информации мы формируем свое представление о реальном мире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26082. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в аграрном секторе 33 KB
  Малые формы хозяйствования на селе без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу отстаивать свои экономические политические и социальные интересы поэтому формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе является одним из ключевых моментов в решении задач агропродовольственной политики. Главным принципом государственной поддержки малых форм хозяйствования является создание экономических и правовых...
26083. Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы 31 KB
  Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин. Таким образом активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач которые также носят долговременный стратегический характер: содействие научнотехническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве; поддержание эквивалентности в...
26084. Органы управления финансами в Российской Федерации 64.5 KB
  Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении другие финансовые и связанные с ними законодательные акты правительственные программы могут обладая правом законодательной инициативы вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет...
26085. Структура государственных органов управления финансами в РФ 47 KB
  Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1 разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2 составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3 осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4 обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка Основными...
26086. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 45.5 KB
  При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: 1 расходы на приобретение сооружение и изготовление основных средств а также на достройку дооборудование реконструкцию модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2 расходы на приобретение нематериальных активов создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; 3 расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4 арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе...
26087. Культура и общество, Социальная культура 69.96 KB
  Место и роль культуры в обществе велики. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры а следовательно порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов что в свою очередь превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
26088. Семиотическое измерение культуры 15.56 KB
  Явления культуры – знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...
26089. Динамика культуры 16.85 KB
  Законом общественного развития в том числе и законом развития культуры принято называть объективно существующую повторяющуюся необходимую существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.Вебер до отказа от признания закономерностей развития культуры например О. Кроме того позиции ученых различаются в зависимости от того какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества так считают большинство исследователей За десять тысяч лет своего...
26090. Практикоориентированное освоение потенциала культуры 13.28 KB
  Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики пропаганды жестокости насилия вражды по отношению к определенной социальной религиозной национальной группе. Экспертиза памятников культуры проводится для охраны сохранения памятников при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам связанных с...