29608

Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения

Доклад

Маркетинг и реклама

Карлова: Мы внутри мифа. 2 природы: иллюзорность для наблюдателя извне это мир абсурда и реальность для носителя мифа. У мифа есть жизненные этапы от рождения до смерти. открытие мифа 2.

Русский

2013-08-21

14.72 KB

12 чел.

10. Мифология в коммуникации.  СМИ как субъект смыслопостроения.

Карлова: «Мы внутри мифа. Миф – базисный феномен чел культуры, сочетающий образно-чувственную и рационально-критическую части. 2 природы: иллюзорность (для наблюдателя извне это мир абсурда) и реальность (для носителя мифа). У мифа есть жизненные этапы – от рождения до смерти. В нем доминирует смысл, интерпретация, а не факт, поэтому нелегко разрушаем аргументацией. Миф может быть создан на основе множества мифов. Этапы создания: 1. открытие мифа, 2. Изобретение нового мифа на основе бытующих 3. Мифотворение (выходит в люди)»   

Конструирование мифа (Набокова и Карлова): объект-модель: то что бытует, бытующая этно-соц мифология, общая для значительной этнич или соц гр, ставшая сакральной реальностью для социума.

субъект-модель: индивидуальный инвариант бытующего в общ-ве мифа.

Конструкт-модель – новый миф на основе обобщенной субъект-модели и  объект-модели. Может потом стать объект-моделью, если не исчезнет.  

Миф создается ч/з посредника: - первобытное общ-во: род, община; - церковь; - соц гр, класс; - партия; - СМИ (стали формировать субъект-модель, переступают порог чисто информирования → формируют общественное сознание → построение мифологической картины мира).

СМИ выступают посредником между сакральным мифологическим и массовым сознанием и оперируют специально сконструированными образами, которые основаны на глубинном архетипическом сознании. СМИ унифицируют, кодируют и переводят информацию на свой язык. При формировании мифообраза создается специальная (новая) матрица, которая в определенный момент времени накладывается на матрицу сознания, уже существующую в социуме. Мифологическая картина мира строится на уровне эмоционально-чувственного познания по законам воображения и методам аналогий.  Приемы: МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ - внедрение социально-политических мифов – иллюзорных картин мира, обобщенных представлений о действительности. Приемы:

- смысловая антитеза;  параллелизм; рефрен (повторение)

- круговое сюжетно-смысловое замыкание (одинаковое начало и конец ТВ-сюжета) -умолчание; дезинформация

- искажение семантичнского поля.

- Формирование имиджа - разрабатывается и пропагандируется такой образ, который может способствовать сложению нужного общественного мнения.

- Манипулирование данными социологических опросов - один из самых действенных приемов скрытого воздействия на сознание.

- Реклама как социальная мифология. Рекламные сообщения строятся таким образом, что человек вовлекается в мифологическое действие

СМИ как субъект смыслопостроения.

СМИ создают новую реальность для аудитории.

СМИ – механизм формирования мифологической картины мира.

Юнг: «Ординарный человек испытывает большое облегчение, когда нечто, кажущееся сложным, необычным, непонятным, способным создавать дополнительные жизненные трудности и проблемы, удается свести к чему-то банальному, обычному, понятному; облегчение оказывается вдвойне приятным если обнаружившееся решение представляется на удивление, до смешного простым».

Конструирование мифа называется мифопостроением. Мифопостроение состоит из: 1. Объект-модели (то, что бытует, общее для всей группы людей, ставшее сакральной реальностью для социума); 2. Субъект-модели (индивидуальный вариант бытующего в обществе мифа); 3. Конструкт-модель.

В рождении мифа человек действует через посредника. В первобытном обществе посредником была община, часто – церковь, в XX веке – партия, сегодня – СМИ. Посредник может разделять аудиторию на группы ритуалом приобщения. Это может быть увлечение чем-то, развлечение, поиск образцов (человек ищет образцы поведения, одежды и т.д.).

СМИ действует, опираясь на образы, символы, архетипы. Срабатывает лишь тот вариант мифа, который близок к коллективным настроениям и берет на вооружение общий архетип определенной социальной группы.

Р. Харрис: «Роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас, скорее они конструируют мир, который затем становится реальным для человека. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности».

О. Карлова: «Газеты, телеканалы стали не столько объективными трансляторами мифов, сколько их творцами».

Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телевизора, сохраняются в целом автоматически, затем на основании этой сохраненной информации мы формируем свое представление о реальном мире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59362. CЦЕНАРІЙ «СВЯТО СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» 76.5 KB
  Святково прибрана зала. На сцені – слова “У чарах кохання”. На великому плакаті зображено розкішне дерево, але без листя. В залі на стелі розвішені зорі та сердечка. Лунає музика. На сцену виходять ведучі.
59363. З чого починається Батьківщина 44.5 KB
  Що таке Батьківщини Під віконцем калина Тиха казка бабусі Ніжна пісня матусі Дужі руки у тата. Під вікнами мальви в саду материнка Оспівані щедро в піснях. Тут мамина пісня лунає і нині Й підхопили поля і гаї її вечорами по всій Україні...
59364. Квіткове королівство 51 KB
  Жив він з єдиною дочкоюпринцесою яка бавилась зі своїми друзямиквіточками й слухала поради доброї Феї. У глибині сцени трон на якому спить король і принцеса. Принцеса. Король із принцесою йдуть на авансцену.
59365. Сценарій. Вечір зустрічі з випускниками 59 KB
  Ми сьогодні вас зібрали Працьовитих знатних славних Щоб згадати юність свою Щоб зустріти друзів давніх Прийміть вітання наші щирі Хай доля ваша розквіта Нехай в здоровї щасті мирі Рясні красуються літа. Нехай любов незгасно світить Хай сонце радісно сія Нині...
59366. Сценарій. Мужність і біль Чорнобиля 44.5 KB
  Не залишили пости Мужньо стояли на герці Памятник їм вознести Треба у кожному серці. Вічна память їм низький уклін усім покійним від усього людства. Лейтенанти хлопці непохитні Молоде вогняне покоління Ви як память у тривожнім світі...
59367. Сценарій: “Математична зоряна година” 37.5 KB
  Скільки кг має 1 ц Площа квадрата дорівнює. Скільки це людей На уроці фізкультури учні стали в один ряд на відстані 1 м один від одного. скільки було учнів Підземна частина рослини і розвязок рівняння. Скільки років машиністові Як правильно сказати 75 буде 13 чи дорівнює 13 Мотоцикліст їхав у селище.
59368. Сценарій позакласного заходу “У пошуках Синього Птаха” 103.5 KB
  Лежіть Мати Сира Земля оповита темрявою, подолана чарами богині зла Мари Всюдисущої та безгосподарністю людини недбалої. Засмічено Матір-Землю хімікатами, радіонуклідами, завис над нею Домоклів Меч Чорнобиля.
59369. Казочка про яйце, Лисичку та хороброго Бровка 30 KB
  Ой яке ж воно гарненьке Накриває Яйце сіном Я до подруг побіжу Новину їм розкажу. Яйце в гнізді ворушиться і піднімає голову потім виходить на середину зали. Яйце співає €œпісню Яйця Я Яєчко невеличке Маю кругле біле личко Я сьогодні народилось У гніздечку опинилось каже...
59370. Букварикове свято 68.5 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо Бо ми всі букви знаємо Бо ми читати вміємо Хай кожен гість перевіря Чи знають учні Букваря Чи можна нам школярикам Прощатися з Буквариком Ми шкільна сімя єдина Ми вчимо за складом склад.