29614

Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Наблюдение это целенаправленное визуальное восприятие какойлибо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах. Черты наблюдения как научного метода: Целенаправленность наблюдения как научного метода Знаем что наблюдаем зачем кого с какой целью какую гипотезу проверяем и т. Непосредственность восприятия Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения здесь и сейчас.

Русский

2013-08-21

53 KB

13 чел.

  1.  Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании.

 Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.

Не включенное структурированное наблюдение как самый распространённый метод, используемый в классическом   социологическом исследовании.

  Документом такого вида наблюдения выступает карточка наблюдения. Разработке карточки наблюдения предшествует как и в любом классическом исследовании предшествует разработка программы наблюдения. Структура программы следующая:

  1.  Цель наблюдения
  2.  Предмет наблюдения
  3.  Объект наблюдения

  В эту программу включается так же указания на количество наблюдений и, самое главное, структуру наблюдаемого поведения. При этом структура представляется таким образом, чтобы соответствовать задачам и гипотезам исследования.

  Всё обоснование выбора (что является предметом, какие группы изучать) описывается в программе.

  1.  Цель – получение информации об учебно-познавательной активности студентов-социологов и студентов-физиков.
  2.  Предмет – УПА студентов двух факультетов.
  3.  Объект – студенты второго курса, изучающие философию на социологическом и физическом факультете.

Как говорилось ранее, не включенное структурирование наблюдение предполагает определенную систематичность наблюдения, т.е. наблюдение за одним и тем же объектом несколько раз.  Ядов: «Нужно брать какое-то наблюдение в стандартной ситуации; какое-то в экстремальной».

  1.  В нашем исследовании УПА будет представлять собой 3 формы: высокая УПА, нормативная УПА, низкая УПА.

Семинарские занятия:

  1.  Высокая УПА. Отвечает добровольно. Дополняет ответы других. Задаёт вопросы. Участвует в дискуссии.
  2.  Нормативная УПА. Вызвали – отвечает. Слушает. Записывает за преподавателем.
  3.  Низкая УПА.  Отказ от ответа. Занимается посторонними делами (Можно и нужно расписывать).

Считается, что количество элементов поведения работающих на разные формы-уровни изучаемого социального признака, должно быть примерно одинаково. 

           Элементы поведения

                   Время наблюдения

0-5

6-10

  1.  Отказ от ответа.
  2.  Занимается посторонними делами.
  3.  Вызвали-отвечает.
  4.  Слушает.
  5.  Записывает за преподавателем.
  6.  Отвечает добровольно.
  7.  Дополняет ответы.
  8.  Задаёт вопросы.
  9.  Участвует в дискуссии.

1

1

1

3

2

2

1

1

  Время наблюдения зависит от того, что мы наблюдаем. Оно делится на интервалы, точнее всего по 5 минут. 90 минут/5 = 18 интервалов.

  Психологи установили, что одновременно человек может наблюдать не более чем за 7 людьми => Каждый наблюдатель выбирает себе группы по 7 человек.

  Каждый из наблюдателей наблюдает по одной и той же одинаковой карточке. Главный принцип не включенного структурированного наблюдения – В единицу наблюдения (интервал 5 минут) фиксируется для каждого человека только 1 занятие.

  В каждом конкретном исследовании разрабатываемая социологом карточка должен быть обязательно отпилотирован. Это означает, что на таком же семинаре мы тестируем выбранные элементы поведения. Может быть существуют другие? Элементы поведения должны быть выделены полно.

Оценка результатов

  Последовательность процедур обработки данных наблюдения.

Этапы:

  1.  Данные четырёх наблюдателей группируются в одну. Создаётся итоговая карточка наблюдения.
  2.  Сводим все наблюдаемые элементы времени в единое целое (Сложить количество людей отказавшихся от ответа и разделить на 18 интервалов. Получается сколько человек в среднем отказалось от ответа)
  3.  Пример:
  4.  Низкая активность:
  •  Отказались от ответа – 2
  •  Занимаются посторонними делами – 4
  1.  Нормативная активность:
  •  Вызвали – отвечает – 5
  •  Слушают – 8
  •  Записывают – 3
  1.  Высокая активность:
  •  Отвечает добровольно – 1
  •  Дополнительно – 2
  •  Участвует в дискуссии – 1

  Итог:

Низкая – 6, Нормативная – 14, Высокая – 4. Далее рассчитываем удельный вес:

25%                     60%                     15%

  Существует проблема надёжности данных наблюдения. Способы повышения надёжности:

  1.  Запрещается использовать в карточке наблюдения оценочные суждения.
  2.  Использование контролируемого наблюдения. Это наблюдение, при котором за этой группой участников какой-либо ситуации из 5-7 человек наблюдает не один наблюдатель, а два. В  этом случае, на первом этапе производится обработка данных наблюдателей, наблюдающих за одной и той же микро-группой.  Составляется промежуточная итоговая карточка.
  3.  Отклонение от повседневного поведения может наблюдаться в случае если наблюдаемые реагируют на присутствие чужих людей. Как сократить этот эффект:
  •  Систематичность наблюдения. Чем чаще наблюдают – тем быстрее к ним привыкают «как к мебели».
  •  Создание легенды. Придумывание мифической цели, с которой наблюдатель приходит в изучаемую группу.

  Еще одна проблема этого вида наблюдения – его внешняя валидность (обоснованность). Это означает, насколько можно эти данные можно распространить на большие совокупности. Мы не имеем права использовать полученные данные на большие совокупности.

  Внутренняя валидность метода определяется тем, насколько адекватно социолог подобрал элементы поведения наблюдаемому социальному признаку.

  Не включенное структурирование наблюдение используется в маркетинговых исследованиях для изучения эффективность продуктов рекламы. Также используется для оценки эффективности дизайна витрин магазинов. Для оценки качества работы продавцов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19966. Методика представления системы уравнений тепловых балансов в матричной форме 30.08 KB
  Познакомить слушателей с методикой представлением системы уравнений тепловых балансов в матричной форме. Отметить, что это представление основывается на предположениях о малых размерах элементов, геометрии рассматриваемой задачи и возможности использования линейных связей между тепловыми потоками и температурой.
19967. Проблема выбора конструкционных материалов для изделий ядерной энерготехники 21.18 KB
  Познакомить слушателей с проблемой выбора конструкционных материалов для изделий, работающих в поле нейтронного излучения. Обратить особое внимание на пострадиационные технологические операции с изделием (в нашем случаем с облучательным устройством) по его радиационно-безопасном «захоронении».
19968. Причины создания реакторного стенда для исследования свойств ядерного топлива при динамическом воздействии реакторного излучения 27.46 KB
  Рассмотреть причины создания реакторного стенда для исследования свойств ядерного топлива при динамическом воздействии реакторного излучения. Познакомить слушателей с реакторным стендом ИРТ-МИФИ для исследования физико-механических свойств ядерного топлива и комплексом задач решаемых на стенде
19969. Взаимосвязи систем и устройств стенда для исследования физико-механических свойств ядерного топлива 25.89 KB
  Рассмотреть взаимосвязи систем и устройств стенда для исследования физико-механических свойств ядерного топлива, технологические операции с облучательными устройствами и испытуемыми образцами. Представить облучательные устройства в составе стенда, их возможности по исследованию свойств ядерного топлива
19971. Жизнь прекрасна Не потрать ее напрасно Здоровье всему голова русская пословица У кого есть здоровь. 68 KB
  Ход мероприятия Под музыку выходят ведущие 1й ведущий: Здравствуйте дорогие друзья При встрече люди обычно говорят это хорошее доброе слово. 2й ведущий: Здравствуйте Поклонившись мы друг другу сказали Хотя были совсем не знакомы. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире...
19972. . Догнал не значит победил неизвестный автор Спорт становится средством воспитания тогда когда он любим 4.5 MB
  1й ведущий: Курение это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. 2й ведущий: Вызывает особую тревогу то что слабый пол тоже не прочь покурить. Кто же нам теперь поможет Чтобы стать здоровым вновь Чтоб вдыхать нам полной грудью Свежий чистый кислород Чтобы газом ядовитым Не давать нам больше вход 1й ведущий: Табачные компании чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль пытаются...
19973. Здоровая Россия Сильная Россия Митинг может проходить как на улице так и в зале. 12.6 KB
  Оратор: Ну что Будущее вы готовы Все: Да Оратор: Все знают куда пришли Все: Да Оратор: Нам нужно здоровое общество Все: Да Оратор: Вы хотите жить в счастливом будущем Все: Да Оратор: Вы хотите быть сильными духом людьми Все: Да Оратор: Вы хотите сохранить здоровье своих близких Все: Да Оратор: Я не слышу. Да или нет Все: Да Оратор: А вы любите своих родителей Все: Да Оратор: А свой дом Все: Да Оратор: Вы знаете цену будущему Все: Да Оратор: А цену здоровому миру Все: Да Оратор: Жизнь...
19974. Тема: За здоровый образ жизни Задачи: формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. 1.61 MB
  Наверное потому что главная ценность человека здоровье. А поговорим сегодня о том что нужно делать для того чтобы быть здоровым какого человека можно считать здоровым что зависит в этом случае от человека т. Для начала выясним что на ваш взгляд влияет на здоровье человека положительно. Ребята вы согласны с этим А вот такой пример: у человека ничего не болит но у него плохая память.