29614

Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Наблюдение это целенаправленное визуальное восприятие какойлибо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах. Черты наблюдения как научного метода: Целенаправленность наблюдения как научного метода Знаем что наблюдаем зачем кого с какой целью какую гипотезу проверяем и т. Непосредственность восприятия Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения здесь и сейчас.

Русский

2013-08-21

53 KB

10 чел.

  1.  Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании.

 Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.

Не включенное структурированное наблюдение как самый распространённый метод, используемый в классическом   социологическом исследовании.

  Документом такого вида наблюдения выступает карточка наблюдения. Разработке карточки наблюдения предшествует как и в любом классическом исследовании предшествует разработка программы наблюдения. Структура программы следующая:

  1.  Цель наблюдения
  2.  Предмет наблюдения
  3.  Объект наблюдения

  В эту программу включается так же указания на количество наблюдений и, самое главное, структуру наблюдаемого поведения. При этом структура представляется таким образом, чтобы соответствовать задачам и гипотезам исследования.

  Всё обоснование выбора (что является предметом, какие группы изучать) описывается в программе.

  1.  Цель – получение информации об учебно-познавательной активности студентов-социологов и студентов-физиков.
  2.  Предмет – УПА студентов двух факультетов.
  3.  Объект – студенты второго курса, изучающие философию на социологическом и физическом факультете.

Как говорилось ранее, не включенное структурирование наблюдение предполагает определенную систематичность наблюдения, т.е. наблюдение за одним и тем же объектом несколько раз.  Ядов: «Нужно брать какое-то наблюдение в стандартной ситуации; какое-то в экстремальной».

  1.  В нашем исследовании УПА будет представлять собой 3 формы: высокая УПА, нормативная УПА, низкая УПА.

Семинарские занятия:

  1.  Высокая УПА. Отвечает добровольно. Дополняет ответы других. Задаёт вопросы. Участвует в дискуссии.
  2.  Нормативная УПА. Вызвали – отвечает. Слушает. Записывает за преподавателем.
  3.  Низкая УПА.  Отказ от ответа. Занимается посторонними делами (Можно и нужно расписывать).

Считается, что количество элементов поведения работающих на разные формы-уровни изучаемого социального признака, должно быть примерно одинаково. 

           Элементы поведения

                   Время наблюдения

0-5

6-10

  1.  Отказ от ответа.
  2.  Занимается посторонними делами.
  3.  Вызвали-отвечает.
  4.  Слушает.
  5.  Записывает за преподавателем.
  6.  Отвечает добровольно.
  7.  Дополняет ответы.
  8.  Задаёт вопросы.
  9.  Участвует в дискуссии.

1

1

1

3

2

2

1

1

  Время наблюдения зависит от того, что мы наблюдаем. Оно делится на интервалы, точнее всего по 5 минут. 90 минут/5 = 18 интервалов.

  Психологи установили, что одновременно человек может наблюдать не более чем за 7 людьми => Каждый наблюдатель выбирает себе группы по 7 человек.

  Каждый из наблюдателей наблюдает по одной и той же одинаковой карточке. Главный принцип не включенного структурированного наблюдения – В единицу наблюдения (интервал 5 минут) фиксируется для каждого человека только 1 занятие.

  В каждом конкретном исследовании разрабатываемая социологом карточка должен быть обязательно отпилотирован. Это означает, что на таком же семинаре мы тестируем выбранные элементы поведения. Может быть существуют другие? Элементы поведения должны быть выделены полно.

Оценка результатов

  Последовательность процедур обработки данных наблюдения.

Этапы:

  1.  Данные четырёх наблюдателей группируются в одну. Создаётся итоговая карточка наблюдения.
  2.  Сводим все наблюдаемые элементы времени в единое целое (Сложить количество людей отказавшихся от ответа и разделить на 18 интервалов. Получается сколько человек в среднем отказалось от ответа)
  3.  Пример:
  4.  Низкая активность:
  •  Отказались от ответа – 2
  •  Занимаются посторонними делами – 4
  1.  Нормативная активность:
  •  Вызвали – отвечает – 5
  •  Слушают – 8
  •  Записывают – 3
  1.  Высокая активность:
  •  Отвечает добровольно – 1
  •  Дополнительно – 2
  •  Участвует в дискуссии – 1

  Итог:

Низкая – 6, Нормативная – 14, Высокая – 4. Далее рассчитываем удельный вес:

25%                     60%                     15%

  Существует проблема надёжности данных наблюдения. Способы повышения надёжности:

  1.  Запрещается использовать в карточке наблюдения оценочные суждения.
  2.  Использование контролируемого наблюдения. Это наблюдение, при котором за этой группой участников какой-либо ситуации из 5-7 человек наблюдает не один наблюдатель, а два. В  этом случае, на первом этапе производится обработка данных наблюдателей, наблюдающих за одной и той же микро-группой.  Составляется промежуточная итоговая карточка.
  3.  Отклонение от повседневного поведения может наблюдаться в случае если наблюдаемые реагируют на присутствие чужих людей. Как сократить этот эффект:
  •  Систематичность наблюдения. Чем чаще наблюдают – тем быстрее к ним привыкают «как к мебели».
  •  Создание легенды. Придумывание мифической цели, с которой наблюдатель приходит в изучаемую группу.

  Еще одна проблема этого вида наблюдения – его внешняя валидность (обоснованность). Это означает, насколько можно эти данные можно распространить на большие совокупности. Мы не имеем права использовать полученные данные на большие совокупности.

  Внутренняя валидность метода определяется тем, насколько адекватно социолог подобрал элементы поведения наблюдаемому социальному признаку.

  Не включенное структурирование наблюдение используется в маркетинговых исследованиях для изучения эффективность продуктов рекламы. Также используется для оценки эффективности дизайна витрин магазинов. Для оценки качества работы продавцов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...
53140. Гигиена питания 98.5 KB
  Действующие лица: комиссар полиции мистер Бортоломью инспектор полиции мистер Дрейк миссис Синтия Бабингтон. Мери пожалуйста пригласите ко мне инспектора Дрейка. Входит инспектор Дрейк. Доброе утро инспектор.
53141. Правила виконання ранкової гімнастики. Частини обличчя 106.5 KB
  Мета уроку: Практична: Ознайомити учнів із значенням та правилами виконання ранкової гігієнічної гімнастики; Закріплення рухових дій засобами естафет, рухливих ігор; Вивчення та відпрацювання вживання лексики по темі в усному мовленні; Формування навичок монологічного мовлення, сприйняття на слух іншомовних слів, опису людини за малюнком;
53142. Гімнастика до занять у початкових класах 56.5 KB
  Гімнастика до занять вирішує головним чином виховні та оздоровчі завдання. Щодня виконувані фізичні вправи надають сприятливий вплив на організм сприяють формуванню правильної постави виховують звичку до регулярних занять фізичними вправами. Колективне виконання вправ під час гімнастики до занять дисциплінує організовує і згуртовує учнів.
53143. Вплив розвитку дрібної моторики на формування мовлення дітей дошкільного віку 39.21 KB
  В роботі з дітьми а особливо з тими що вже мають порушення мовлення велику увагу необхідно приділяти розвитку функції дрібних мязів рук. Рухи рук тісно повязані з мовленням вони є одним з факторів його формування. Звязок рухів руки з мовленням був відмічений ще в 1928 році. Пізніше на основі спеціально проведених дослідів було висунуто думку про те що рухи пальців рук стимулюють розвиток центральної нервової системи і прискорюють розвиток мовлення дитини.
53144. Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие на планету «Гимназия» 50 KB
  Ученик: Мы на планете нашей Всех соберём друзей. Ученик: Педагоги в ней прекрасны Каждый чем то да хорош. Для нас потом в науку Откроются пути Прославим мы гимназию И он и я и ты Ученик: Гимназии нашей Пусть парус плывёт Ведь алым зовётся по праву. Может бать откроешь что то Неизвестное пока Но добьёшься ты чего то Это уж наверняка Многопрофильность даёт нам Сразу право выбирать Может даже президентом Гимназисты смогут стать Ученик: Нам в гимназии славно живется Многопрофильной стала она.
53145. Сценарій проведення виховного заходу з учнями 5 класу “Посвята в гімназисти” 41 KB
  Місце проведення: актова зала гімназії Обладнання: державні символи атрибути навчального закладу емблема 5Б класу мультимедійний проектор музичний центр.1: У гімназії Словянській Всі ми діти всі єдині Вчителі як ті батьки Нас навчають залюбки.1: Сьогодні у 5Б Словянської гімназії свято. А чи знаєте ви що гімназії завжди були в історії культури України символом освіченості чистоти та гідності.
53146. Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему: «Главного глазами не увидишь….» 59 KB
  Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.