29614

Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какойлибо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах. Черты наблюдения как научного метода: Целенаправленность наблюдения как научного метода Знаем что наблюдаем зачем кого с какой целью какую гипотезу проверяем и т. Непосредственность восприятия Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения здесь и сейчас.

Русский

2013-08-21

53 KB

5 чел.

  1.  Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании.

 Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.

Не включенное структурированное наблюдение как самый распространённый метод, используемый в классическом   социологическом исследовании.

  Документом такого вида наблюдения выступает карточка наблюдения. Разработке карточки наблюдения предшествует как и в любом классическом исследовании предшествует разработка программы наблюдения. Структура программы следующая:

  1.  Цель наблюдения
  2.  Предмет наблюдения
  3.  Объект наблюдения

  В эту программу включается так же указания на количество наблюдений и, самое главное, структуру наблюдаемого поведения. При этом структура представляется таким образом, чтобы соответствовать задачам и гипотезам исследования.

  Всё обоснование выбора (что является предметом, какие группы изучать) описывается в программе.

  1.  Цель – получение информации об учебно-познавательной активности студентов-социологов и студентов-физиков.
  2.  Предмет – УПА студентов двух факультетов.
  3.  Объект – студенты второго курса, изучающие философию на социологическом и физическом факультете.

Как говорилось ранее, не включенное структурирование наблюдение предполагает определенную систематичность наблюдения, т.е. наблюдение за одним и тем же объектом несколько раз.  Ядов: «Нужно брать какое-то наблюдение в стандартной ситуации; какое-то в экстремальной».

  1.  В нашем исследовании УПА будет представлять собой 3 формы: высокая УПА, нормативная УПА, низкая УПА.

Семинарские занятия:

  1.  Высокая УПА. Отвечает добровольно. Дополняет ответы других. Задаёт вопросы. Участвует в дискуссии.
  2.  Нормативная УПА. Вызвали – отвечает. Слушает. Записывает за преподавателем.
  3.  Низкая УПА.  Отказ от ответа. Занимается посторонними делами (Можно и нужно расписывать).

Считается, что количество элементов поведения работающих на разные формы-уровни изучаемого социального признака, должно быть примерно одинаково. 

           Элементы поведения

                   Время наблюдения

0-5

6-10

  1.  Отказ от ответа.
  2.  Занимается посторонними делами.
  3.  Вызвали-отвечает.
  4.  Слушает.
  5.  Записывает за преподавателем.
  6.  Отвечает добровольно.
  7.  Дополняет ответы.
  8.  Задаёт вопросы.
  9.  Участвует в дискуссии.

1

1

1

3

2

2

1

1

  Время наблюдения зависит от того, что мы наблюдаем. Оно делится на интервалы, точнее всего по 5 минут. 90 минут/5 = 18 интервалов.

  Психологи установили, что одновременно человек может наблюдать не более чем за 7 людьми => Каждый наблюдатель выбирает себе группы по 7 человек.

  Каждый из наблюдателей наблюдает по одной и той же одинаковой карточке. Главный принцип не включенного структурированного наблюдения – В единицу наблюдения (интервал 5 минут) фиксируется для каждого человека только 1 занятие.

  В каждом конкретном исследовании разрабатываемая социологом карточка должен быть обязательно отпилотирован. Это означает, что на таком же семинаре мы тестируем выбранные элементы поведения. Может быть существуют другие? Элементы поведения должны быть выделены полно.

Оценка результатов

  Последовательность процедур обработки данных наблюдения.

Этапы:

  1.  Данные четырёх наблюдателей группируются в одну. Создаётся итоговая карточка наблюдения.
  2.  Сводим все наблюдаемые элементы времени в единое целое (Сложить количество людей отказавшихся от ответа и разделить на 18 интервалов. Получается сколько человек в среднем отказалось от ответа)
  3.  Пример:
  4.  Низкая активность:
  •  Отказались от ответа – 2
  •  Занимаются посторонними делами – 4
  1.  Нормативная активность:
  •  Вызвали – отвечает – 5
  •  Слушают – 8
  •  Записывают – 3
  1.  Высокая активность:
  •  Отвечает добровольно – 1
  •  Дополнительно – 2
  •  Участвует в дискуссии – 1

  Итог:

Низкая – 6, Нормативная – 14, Высокая – 4. Далее рассчитываем удельный вес:

25%                     60%                     15%

  Существует проблема надёжности данных наблюдения. Способы повышения надёжности:

  1.  Запрещается использовать в карточке наблюдения оценочные суждения.
  2.  Использование контролируемого наблюдения. Это наблюдение, при котором за этой группой участников какой-либо ситуации из 5-7 человек наблюдает не один наблюдатель, а два. В  этом случае, на первом этапе производится обработка данных наблюдателей, наблюдающих за одной и той же микро-группой.  Составляется промежуточная итоговая карточка.
  3.  Отклонение от повседневного поведения может наблюдаться в случае если наблюдаемые реагируют на присутствие чужих людей. Как сократить этот эффект:
  •  Систематичность наблюдения. Чем чаще наблюдают – тем быстрее к ним привыкают «как к мебели».
  •  Создание легенды. Придумывание мифической цели, с которой наблюдатель приходит в изучаемую группу.

  Еще одна проблема этого вида наблюдения – его внешняя валидность (обоснованность). Это означает, насколько можно эти данные можно распространить на большие совокупности. Мы не имеем права использовать полученные данные на большие совокупности.

  Внутренняя валидность метода определяется тем, насколько адекватно социолог подобрал элементы поведения наблюдаемому социальному признаку.

  Не включенное структурирование наблюдение используется в маркетинговых исследованиях для изучения эффективность продуктов рекламы. Также используется для оценки эффективности дизайна витрин магазинов. Для оценки качества работы продавцов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85102. Психологическое состояние человека и причины самоубийств 46.77 KB
  Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огромным горем не только для семьи погибшего ребенка но и для всего общества. Более того уровень самоубийств детей и подростков социологи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. Что такое суицид Каковы его причины у детей и подростков Какие группы детей и подростков подвержены суициду Ответ обоснуйте. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подростков В чем по вашему мнению состоит главное содержание предупреждения...
85103. Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте 39.82 KB
  Первая помощь при острой сердечной недостаточности инсульте Цели урока. Изучить симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности. Вот почему важно уметь оказать первую помощь человеку жизни которого угрожает опасность. Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности: уложить больного на спину приподнять голову обеспечить доступ свежего воздуха и срочно вызвать врача скорую помощь.
85104. Первая помощь при ранениях и травмах 43.45 KB
  Наиболее часто встречающиеся травмы это раны ушибы растяжения связок вывихи и переломы. Одна традиция заливать раны в том числе скальпированные йодом чего стоит. Что такое рана и чем она отличается от ушиба Какие раны наиболее опасны Что такое кровопотеря Чем она опасна Как вы обычно обрабатываете раны Расскажите алгоритм действий. Раны это поверхностные повреждения которые связаны с нарушением целости кожных покровов или слизистой оболочки.
85105. Первая медицинская помощь при остановке сердца 41.26 KB
  Первая медицинская помощь при остановке сердца Цели урока. Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечнолегочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания. На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца.
85106. Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 40.89 KB
  Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...
85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...
85108. Добровольная подготовка граждан к военной службе 41.25 KB
  Добровольная подготовка граждан к военной службе Цели урока. Изучить назначение структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви.
85109. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет 40.72 KB
  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Познакомить учащихся и изучить правила медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей. Отметьте знаком мероприятия относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе: занятия в поисковых военноисторических...
85110. Разработка композиции вышивки и её выполнение 619.09 KB
  Тема: Разработка композиции вышивки и её выполнение. Цель: ознакомить учащихся с композицией вышивки изделий украшенных счётной гладью или занизыванием; научить создавать композиции вышивок подбирать нитки ткань для вышивания; формировать художественный вкус при подборе цветовой гаммы ниток для вышивания; развивать творческие способности учащихся при составлении композиций; воспитывать уважительное отношение к традициям национальной вышивки. Разработка композиции вышивки. Презентация Композиция вышивки IV.