29615

Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Включенное наблюдение. Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования. В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

34 чел.

  1.  Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода.

Включенное наблюдение.

  1.  Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования.
  2.  Планирование и процедура включенного наблюдения.
  3.  Преимущества и ограничения включенного наблюдения.
  4.  Пути повышения надёжности данных включенного наблюдения.

  В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях. В широком смысле понимается как обширная методология – социолог пытается понять точку зрения тех, кого изучает. В узком значении это метод сбора первичной социологической информации, используемый социологами для сбора качественных данных. Достижение более глубокого понимания, мотиваций и отношений людей.

  Наблюдатель преднамеренно включается в происходящие вокруг процессы. Находясь в поле, социолог наблюдает, слушает, задаёт вопросы, ведет подробные полевые записи. В качественной методологии этот метод используется как основной, в отличие от классической социологии, где он используется на разведывательном этапе.

  Перед выходом в поле наблюдение может не иметь четких гипотез, но может иметь образ и результаты исследования (благодаря исследовательским вопросам). Исследователь входит в изучаемую среду, и пытается завоевать там доверие. Классический пример  - работа У. Уайта.

   В таком исследовании исследователь должен стать полноправным участником ситуации. Метод является бесструктурным (что снижает объективность). Исследователь адаптируется, и наблюдает явление изнутри.

  В.А. Ядов выделяет наблюдение открытым способом (социолог не скрывает своих исследовательских целей и открыто о них говорит) и наблюдение инкогнито (социолог вынужден маскировать свои действия, чтобы не повредить естественному процессу явления). Также он выделяет модификацию – стимулирующее наблюдение. Социолог создаёт ситуацию, провоцирует на определенные действия, которые необходимы для возникновения ситуации, которую наблюдает.

  Часто основано на неформализованном интервью, открытых разговорах. Однако это не значит что исследователю всё можно. Наблюдение всегда строится на исследовательских предпосылках.

  Задача социолога показать как ситуация в одном мире может быть оценена в другом мире.

  Объектом наблюдения может быть культура, субкультура, организация, социальная группа, мнения и верования людей, практика их взаимодействий, формы их взаимодействий. Иными словами – все объекты человеческом существования.

 Главный вопрос – что наблюдать?

 Главный ориентир – исследовательские вопросы. Также помощники наблюдателя, которые структурирует наблюдаемую ситуацию – это полевые заметки. Фиксируется пространство, поступки, действия людей, причины или цели каких-либо действий, временное пространство, чувства и впечатления которые испытывает социолог. Эти полевые заметки помогают социологу структурировать проводимое наблюдение. Фиксируется в дневнике наблюдения. Важно в дневнике фиксировать не только вербальные жесты, но и невербальные. Считают, что они показывают намерения лучше чем слова. Исследователь может попытаться систематизировать те способы, которыми люди передают свой опыт.

  Дневник наблюдений делит страничку на 2 части, где в одной части описано то, что социолог слышит и видит, а в другой даётся исследовательская интерпретация. Исследователь должен отделить собственный текст от описания происходящего для большой объективности. Дневник должен отражать жаргон, естественное положение дел и не смешивать всё это с собственной интерпретацией.

 Что является результатом?

  Наблюдение отличный метод для выявления реальной ситуации.

 Наблюдение даётся возможность для уточнения теоритических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемой реальностью.

  Ограничения:

  •  Проблема вхождения в объект изучения
  •  Связано с необходимостью соблюдения баланса между исследовательскими интересами, интересами и желаниями тех кого он изучает, этическими моментами, и балансом между желанием сформировать свою личностную тождественность и исследовательской ролью. В первую очередь социолог должен понимать, что он исследователь.
  •  Проблема отбора случае групп, общностей и обоснованности переносимости на более широкий контекст. (Можем ли перенести с одной общности на всю социальную группу)
  •  Возможность потери объективности. Входя в наблюдаемую ситуацию, исследователь может внутренне перейти на позицию тех, кого он изучает. Существует опасность подмены научных наблюдений на какие-то обыденные тезисы.

  Как сделать наблюдение более объективным?

  Весь поток впечатлений, который мы получаем, должен делится на то, что полезно, а что нет. Независимо от способа ведения записей, их следует ежедневно упорядочивать по исследовательским вопросам. Ядов:

  •  Если исследователей несколько, то они могут сопоставлять свои данные и согласовывать их, тем самым повышая устойчивость данных наблюдения.
  •  Один и тот де объект, одну и ту же социальную групп следует изучать в различных ситуациях – стандартных и конфликтных, нормальных и стрессовых. Это позволяет увидеть явление с разных сторон, давая возможность рассмотреть его максимально объективно и не предвзято.
  •  Необходимо регистрировать частость, интенсивность, формы явления.
  •  Нельзя смешивать естественную интерпретацию и исследовательскую.
  •  Важно следить за обоснованностью интерпретаций.
  •  Результаты включенного наблюдения важно проверить методом не включенного наблюдения по той же программе исследования.

  Все эти поправки не работают для качественного исследования. Классическое исследование боится интерпретаций и субъективизма. Главное для классического исследования - достоверность. Классической социологией метод рассматривается как второстепенный.

 Вообще требование повторяемости, объективности НЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ. СИТУАЦИЯ НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТСЯ (с) Готлиб А.С.

  Как сделать так, чтобы после исследования выйти из поля? Этические вопросы метода стоят весьма остро. Как сделать так, чтобы не навредить людям?

Правило:

  •  Никогда не печатаются фамилия и имена реальных людей при использовании цитат и прочего.

Включенное наблюдение больше любого метода завязано на личность исследователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20966. Використання односпрямованих хеш-функцій 170.04 KB
  І КІТ39 Практична робота №26 €œВикористання односпрямованих хешфункцій€ за курсом €œЗахист інформації у компютерних системах та мережах€ Ціль роботи : cтворення програм генерації дайджесту повідомлення за допомогою хешфункцій. Індивідуальні завдання: алгоритм HAVAL HAVAL однонаправленная хешфункция разработанная Yuliang Zheng англ. Для произвольного входного сообщения функция генерирует хешзначение называемое дайджестом сообщения которое может иметь длину 128 160 192 224 или 256 бит. Висновок: за час виконання практичноъ...
20967. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское 480 KB
  Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Антропоцентризм тип философского мировоззрения в центре которого стоит проблема человека Европа эпохи Возрождения нового и новейшего времени современные философские школы. Теоретическое мышление посредством абстракций обобщений сравнений идеализациий преодолевает границы образночувственного восприятия вскрывает существенные связи и отношения мира и человека выявляет новые горизонты познания и осмысления действительности. Поэтому осмысление проблем...
20968. Американская мечта, в творчестве Френсиса Фицджеральда 416 KB
  Анализируем непосредственно сам роман, подробнее останавливаемся на каждом из героев, даем подробный анализ их образов. Также мы посчитали нужным остановить свое внимание на так называемом феномене «американской мечты», так как он неразрывно связан с идеей и темой романа.
20969. Разграничение доступа к ресурсам в MS Windows 100.5 KB
  1] Лабораторная работа № 7 [1] Разграничение доступа к ресурсам в MS Windows [2] Оглавление [2.6] Критерии оценки работы Цели работы освоение средств защищенных версий операционной системы Windows предназначенных для: разграничения доступа субъектов к папкам и файлам; разграничения доступа субъектов к принтерам; разграничения доступа к разделам реестра; обеспечения конфиденциальности папок и файлов с помощью шифрующей файловой системы. Отношение субъектыобъекты можно представить в виде матрицы доступа в строках которой перечислены...
20970. Защита документов MS OFFICE WORD 59.5 KB
  В поле Пароль для открытия файла введите пароль а затем нажмите кнопку ОК. В поле Введите пароль еще раз повторно введите пароль а затем нажмите кнопку ОК. В поле Пароль разрешения записи введите пароль а затем нажмите кнопку ОК. В поле Введите пароль еще раз повторно введите пароль а затем нажмите кнопку ОК.
20971. Защита документов MS EXCEL 72.5 KB
  Введите пароль для защиты листа. Пароль задавать необязательно; однако если не задать пароль любой пользователь сможет снять защиту с листа и изменить защищенные элементы. Убедитесь что выбран пароль который легко запомнить так как если пароль будет утерян получить доступ к защищенным элементам листа будет невозможно. Нажмите кнопку ОК и если будет предложено введите этот пароль еще раз.
20972. Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) 86 KB
  1] Лабораторная работа № 4 [1] Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи ЭЦП [2] Оглавление [2.2] Принципы использования ЭЦП [2.5] Контрольные вопросы Цели работы Получить базовые представления о механизмах создания и проверки ЭЦП и о цифровых сертификатах.
20973. Управление учётными записями пользователей MS Windows 84.5 KB
  1] Лабораторная работа № 5 [1] Управление учётными записями пользователей MS Windows [2] Оглавление [2.5] Критерии оценки работы Цели работы Освоение средств администратора операционной системы MS Windows таких как: регистрации пользователей и групп в системе определения их привилегий определения параметров политики безопасности относящихся к аутентификации и авторизации пользователей при интерактивном входе Основные понятия Идентификацию и аутентификацию можно считать основой программнотехнических средств безопасности поскольку...
20974. Реализация политики безопасности в MS Windows 93 KB
  1] Лабораторная работа № 6 [1] Реализация политики безопасности в MS Windows [2] Оглавление [2.3] Политика безопасности [2.6] Критерии оценки работы Цели работы освоения средств администратора и аудитора защищенных версий операционной системы Windows предназначенных для: определения параметров политики безопасности; определения параметров политики аудита; просмотра и очистки журнала аудита.