29615

Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Включенное наблюдение. Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования. В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

32 чел.

  1.  Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода.

Включенное наблюдение.

  1.  Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования.
  2.  Планирование и процедура включенного наблюдения.
  3.  Преимущества и ограничения включенного наблюдения.
  4.  Пути повышения надёжности данных включенного наблюдения.

  В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях. В широком смысле понимается как обширная методология – социолог пытается понять точку зрения тех, кого изучает. В узком значении это метод сбора первичной социологической информации, используемый социологами для сбора качественных данных. Достижение более глубокого понимания, мотиваций и отношений людей.

  Наблюдатель преднамеренно включается в происходящие вокруг процессы. Находясь в поле, социолог наблюдает, слушает, задаёт вопросы, ведет подробные полевые записи. В качественной методологии этот метод используется как основной, в отличие от классической социологии, где он используется на разведывательном этапе.

  Перед выходом в поле наблюдение может не иметь четких гипотез, но может иметь образ и результаты исследования (благодаря исследовательским вопросам). Исследователь входит в изучаемую среду, и пытается завоевать там доверие. Классический пример  - работа У. Уайта.

   В таком исследовании исследователь должен стать полноправным участником ситуации. Метод является бесструктурным (что снижает объективность). Исследователь адаптируется, и наблюдает явление изнутри.

  В.А. Ядов выделяет наблюдение открытым способом (социолог не скрывает своих исследовательских целей и открыто о них говорит) и наблюдение инкогнито (социолог вынужден маскировать свои действия, чтобы не повредить естественному процессу явления). Также он выделяет модификацию – стимулирующее наблюдение. Социолог создаёт ситуацию, провоцирует на определенные действия, которые необходимы для возникновения ситуации, которую наблюдает.

  Часто основано на неформализованном интервью, открытых разговорах. Однако это не значит что исследователю всё можно. Наблюдение всегда строится на исследовательских предпосылках.

  Задача социолога показать как ситуация в одном мире может быть оценена в другом мире.

  Объектом наблюдения может быть культура, субкультура, организация, социальная группа, мнения и верования людей, практика их взаимодействий, формы их взаимодействий. Иными словами – все объекты человеческом существования.

 Главный вопрос – что наблюдать?

 Главный ориентир – исследовательские вопросы. Также помощники наблюдателя, которые структурирует наблюдаемую ситуацию – это полевые заметки. Фиксируется пространство, поступки, действия людей, причины или цели каких-либо действий, временное пространство, чувства и впечатления которые испытывает социолог. Эти полевые заметки помогают социологу структурировать проводимое наблюдение. Фиксируется в дневнике наблюдения. Важно в дневнике фиксировать не только вербальные жесты, но и невербальные. Считают, что они показывают намерения лучше чем слова. Исследователь может попытаться систематизировать те способы, которыми люди передают свой опыт.

  Дневник наблюдений делит страничку на 2 части, где в одной части описано то, что социолог слышит и видит, а в другой даётся исследовательская интерпретация. Исследователь должен отделить собственный текст от описания происходящего для большой объективности. Дневник должен отражать жаргон, естественное положение дел и не смешивать всё это с собственной интерпретацией.

 Что является результатом?

  Наблюдение отличный метод для выявления реальной ситуации.

 Наблюдение даётся возможность для уточнения теоритических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемой реальностью.

  Ограничения:

  •  Проблема вхождения в объект изучения
  •  Связано с необходимостью соблюдения баланса между исследовательскими интересами, интересами и желаниями тех кого он изучает, этическими моментами, и балансом между желанием сформировать свою личностную тождественность и исследовательской ролью. В первую очередь социолог должен понимать, что он исследователь.
  •  Проблема отбора случае групп, общностей и обоснованности переносимости на более широкий контекст. (Можем ли перенести с одной общности на всю социальную группу)
  •  Возможность потери объективности. Входя в наблюдаемую ситуацию, исследователь может внутренне перейти на позицию тех, кого он изучает. Существует опасность подмены научных наблюдений на какие-то обыденные тезисы.

  Как сделать наблюдение более объективным?

  Весь поток впечатлений, который мы получаем, должен делится на то, что полезно, а что нет. Независимо от способа ведения записей, их следует ежедневно упорядочивать по исследовательским вопросам. Ядов:

  •  Если исследователей несколько, то они могут сопоставлять свои данные и согласовывать их, тем самым повышая устойчивость данных наблюдения.
  •  Один и тот де объект, одну и ту же социальную групп следует изучать в различных ситуациях – стандартных и конфликтных, нормальных и стрессовых. Это позволяет увидеть явление с разных сторон, давая возможность рассмотреть его максимально объективно и не предвзято.
  •  Необходимо регистрировать частость, интенсивность, формы явления.
  •  Нельзя смешивать естественную интерпретацию и исследовательскую.
  •  Важно следить за обоснованностью интерпретаций.
  •  Результаты включенного наблюдения важно проверить методом не включенного наблюдения по той же программе исследования.

  Все эти поправки не работают для качественного исследования. Классическое исследование боится интерпретаций и субъективизма. Главное для классического исследования - достоверность. Классической социологией метод рассматривается как второстепенный.

 Вообще требование повторяемости, объективности НЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ. СИТУАЦИЯ НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТСЯ (с) Готлиб А.С.

  Как сделать так, чтобы после исследования выйти из поля? Этические вопросы метода стоят весьма остро. Как сделать так, чтобы не навредить людям?

Правило:

  •  Никогда не печатаются фамилия и имена реальных людей при использовании цитат и прочего.

Включенное наблюдение больше любого метода завязано на личность исследователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81489. Протеиназы поджелудочной железы и панкреатиты. Применение ингибиторов протеиназ для лечения панкреатитов 115.09 KB
  Протеолитические ферменты трипсин химотрипсин эластаза карбоксипептидазы А и В выделяются панкреацитами в неактивном состоянии что предотвращает самопереваривание клеток. Трипсин. Трипсиноген и трипсин получены в кристаллическом виде полностью расшифрована их первичная структура и известен молекулярный механизм превращения профермента в активный фермент. В опытах in vitro превращение трипсиногена в трипсинкатализируют не только энтеропептидаза и сам трипсин но и другие протеиназы и ионы Са2.
81490. Трансаминирование: аминотрансферазы; коферментная функция витамина В6. Специфичность аминотрансфераз 144.39 KB
  Из реакции переноса NH2 наиболее важны реакции трансаминирования . 346 относится к альдиминам или шиффовым основаниям во время реакции аминокислота 1 вытесняет остаток лизина и образуется новый альдимин 2. На второй частиреакции те же стадии протекают в противоположном направлении: пиридоксаминфосфат и вторая 2кетокислота образуют кетимин который иэомеризуется в альдимин. Механизм реакции трансаминирования открыт в 1937 году советскими учеными А.
81491. Аминокислоты, участвующие в трансаминировании; особая роль глутаминовой кислоты. Биологическое значение реакций трансаминирования. Определение трансаминаз в сыворотке крови при инфаркте миокарда и болезнях печени 119.25 KB
  Определение трансаминаз в сыворотке крови при инфаркте миокарда и болезнях печени. Чрезвычайно широкое распространение трансаминаз в животных тканях у микроорганизмов и растений их высокая резистентность к физическим химическим и биологическим воздействиям абсолютная стереохимическая специфичность по отношению к Lаминокислотам а также высокая каталитическая активность в процессах трансаминирования послужили предметом детального исследования роли этих ферментов в обмене аминокислот. Таким образом трансаминазы катализируют опосредованное...
81492. Окислительное дезаминирование аминокислот; глутаматдегидрогеназа. Непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение. 248.67 KB
  Непрямое дезаминирование аминокислот. Дезаминирование аминокислот реакция отщепления αаминогруппы от аминокислоты в результате чего образуется соответствующая αкетокислота безазотистый остаток и выделяется молекула аммиака. Безазотистый остаток используется для образования аминокислот в реакциях трансаминирования в процессах глюконеогенеза кетогенеза в анаплеротических реакциях для восполнения убыли метаболитов ОПК в реакциях окисления до СО2 и Н2О.
81493. Основные источники аммиака в организме. Роль глутамата в обезвреживании и транспорте аммиака. Глутамин как донор амидной группы при синтезе ряда соединений 184.57 KB
  Роль глутамата в обезвреживании и транспорте аммиака. Основные источники аммиака Источник Процесс Ферменты Локализация процесса Аминокислоты Непрямое дезаминирование основной путь дезаминирования аминокислот Аминотрансферазы ПФ Глутаматдегидрогеназа ND Все ткани Окислительное дезаминирование глутамата Глутаматдегидрогеназа ND Все ткани Неокислительное дезаминирование Гис Сер Тре ГистидазаСерин треониндегидратазы ПФ Преимущественно печень Окислительное дезаминирование аминокислот малозначимый путь дезаминирования Оксидаза...
81495. Биосинтез мочевины. Связь орнитинового цикла с ЦТК. Происхождение атомов азота мочевины. Нарушения синтеза и выведения мочевины. Гипераммонемии 382.01 KB
  Мочевина - основной конечный продукт азотистого обмена, в составе которого из организма выделяется до 90% всего выводимого азота. Экскреция мочевины в норме составляет 25 г/сут. При повышении количества потребляемых с пищей белков экскреция мочевины увеличивается.
81496. Обмен безазотистого остатка аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Синтез глюкозы из аминокислот. Синтез аминокислот из глюкозы 162.72 KB
  В ходе катаболизма аминокислот происходит отщепление аминогруппы и выделение аммиака. Другим продуктом дезаминирования аминокислот служит их безазотистый остаток в виде α-кетокислот. Катаболизм аминокислот происходит практически постоянно. За сутки в норме в организме человека распадается примерно 100 г аминокислот, и такое же количество должно поступать в составе белков пищи.
81497. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин. Синтез креатина, адреналина и фосфатидилхолинов 166.74 KB
  Метальная группа метионина мобильный одноуглеродный фрагмент используемый для синтеза ряда соединений. Перенос метильной группы метионина на соответствующий акцептор называют реакцией трансметилирования имеющей важное метаболическое значение. Метальная группа в молекуле метионина прочно связана с атомом серы поэтому непосредственным донором этого одноутлеродного фрагмента служит активная форма аминокислоты. Реакция активация метионина Активной формой метионина является Sаденозилметионин SM сульфониевая форма аминокислоты...