29615

Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Включенное наблюдение. Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования. В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

44 чел.

  1.  Включенное наблюдение в социологическом исследовании. Документ наблюдения, этические проблемы метода.

Включенное наблюдение.

  1.  Включенное наблюдение как методология и метод социологического исследования.
  2.  Планирование и процедура включенного наблюдения.
  3.  Преимущества и ограничения включенного наблюдения.
  4.  Пути повышения надёжности данных включенного наблюдения.

  В настоящее время в социологии включенное наблюдение рассматривается в двух значениях. В широком смысле понимается как обширная методология – социолог пытается понять точку зрения тех, кого изучает. В узком значении это метод сбора первичной социологической информации, используемый социологами для сбора качественных данных. Достижение более глубокого понимания, мотиваций и отношений людей.

  Наблюдатель преднамеренно включается в происходящие вокруг процессы. Находясь в поле, социолог наблюдает, слушает, задаёт вопросы, ведет подробные полевые записи. В качественной методологии этот метод используется как основной, в отличие от классической социологии, где он используется на разведывательном этапе.

  Перед выходом в поле наблюдение может не иметь четких гипотез, но может иметь образ и результаты исследования (благодаря исследовательским вопросам). Исследователь входит в изучаемую среду, и пытается завоевать там доверие. Классический пример  - работа У. Уайта.

   В таком исследовании исследователь должен стать полноправным участником ситуации. Метод является бесструктурным (что снижает объективность). Исследователь адаптируется, и наблюдает явление изнутри.

  В.А. Ядов выделяет наблюдение открытым способом (социолог не скрывает своих исследовательских целей и открыто о них говорит) и наблюдение инкогнито (социолог вынужден маскировать свои действия, чтобы не повредить естественному процессу явления). Также он выделяет модификацию – стимулирующее наблюдение. Социолог создаёт ситуацию, провоцирует на определенные действия, которые необходимы для возникновения ситуации, которую наблюдает.

  Часто основано на неформализованном интервью, открытых разговорах. Однако это не значит что исследователю всё можно. Наблюдение всегда строится на исследовательских предпосылках.

  Задача социолога показать как ситуация в одном мире может быть оценена в другом мире.

  Объектом наблюдения может быть культура, субкультура, организация, социальная группа, мнения и верования людей, практика их взаимодействий, формы их взаимодействий. Иными словами – все объекты человеческом существования.

 Главный вопрос – что наблюдать?

 Главный ориентир – исследовательские вопросы. Также помощники наблюдателя, которые структурирует наблюдаемую ситуацию – это полевые заметки. Фиксируется пространство, поступки, действия людей, причины или цели каких-либо действий, временное пространство, чувства и впечатления которые испытывает социолог. Эти полевые заметки помогают социологу структурировать проводимое наблюдение. Фиксируется в дневнике наблюдения. Важно в дневнике фиксировать не только вербальные жесты, но и невербальные. Считают, что они показывают намерения лучше чем слова. Исследователь может попытаться систематизировать те способы, которыми люди передают свой опыт.

  Дневник наблюдений делит страничку на 2 части, где в одной части описано то, что социолог слышит и видит, а в другой даётся исследовательская интерпретация. Исследователь должен отделить собственный текст от описания происходящего для большой объективности. Дневник должен отражать жаргон, естественное положение дел и не смешивать всё это с собственной интерпретацией.

 Что является результатом?

  Наблюдение отличный метод для выявления реальной ситуации.

 Наблюдение даётся возможность для уточнения теоритических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемой реальностью.

  Ограничения:

  •  Проблема вхождения в объект изучения
  •  Связано с необходимостью соблюдения баланса между исследовательскими интересами, интересами и желаниями тех кого он изучает, этическими моментами, и балансом между желанием сформировать свою личностную тождественность и исследовательской ролью. В первую очередь социолог должен понимать, что он исследователь.
  •  Проблема отбора случае групп, общностей и обоснованности переносимости на более широкий контекст. (Можем ли перенести с одной общности на всю социальную группу)
  •  Возможность потери объективности. Входя в наблюдаемую ситуацию, исследователь может внутренне перейти на позицию тех, кого он изучает. Существует опасность подмены научных наблюдений на какие-то обыденные тезисы.

  Как сделать наблюдение более объективным?

  Весь поток впечатлений, который мы получаем, должен делится на то, что полезно, а что нет. Независимо от способа ведения записей, их следует ежедневно упорядочивать по исследовательским вопросам. Ядов:

  •  Если исследователей несколько, то они могут сопоставлять свои данные и согласовывать их, тем самым повышая устойчивость данных наблюдения.
  •  Один и тот де объект, одну и ту же социальную групп следует изучать в различных ситуациях – стандартных и конфликтных, нормальных и стрессовых. Это позволяет увидеть явление с разных сторон, давая возможность рассмотреть его максимально объективно и не предвзято.
  •  Необходимо регистрировать частость, интенсивность, формы явления.
  •  Нельзя смешивать естественную интерпретацию и исследовательскую.
  •  Важно следить за обоснованностью интерпретаций.
  •  Результаты включенного наблюдения важно проверить методом не включенного наблюдения по той же программе исследования.

  Все эти поправки не работают для качественного исследования. Классическое исследование боится интерпретаций и субъективизма. Главное для классического исследования - достоверность. Классической социологией метод рассматривается как второстепенный.

 Вообще требование повторяемости, объективности НЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ. СИТУАЦИЯ НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТСЯ (с) Готлиб А.С.

  Как сделать так, чтобы после исследования выйти из поля? Этические вопросы метода стоят весьма остро. Как сделать так, чтобы не навредить людям?

Правило:

  •  Никогда не печатаются фамилия и имена реальных людей при использовании цитат и прочего.

Включенное наблюдение больше любого метода завязано на личность исследователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48746. Подогреватели регенерации питательной воды турбоагрегатов 869.5 KB
  Рассмотрены схемы движения теплоносителей в аппаратах.Расчёт расходов и параметров теплоносителей в системе регенеративного подогрева Параметры пара и питательной воды в системе регенерации ПТУ К500240 Параметры пара и питательной воды в системе регенерации ПТУ К500240
48747. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА 1.28 MB
  На те блоки структурной схемы, которые должны быть спроектированы, в соответствующих таблицах заданы исходные данные, а для остальных блоков должны быть выбраны только принципиальные или функциональные схемы и дано описание их работы.
48748. Расчет структуры электромагнитных полей 202.5 KB
  Решение Так как поблизости исследуемого объекта нет областей занятых током то следует решать уравнение Лапласа скалярного магнитного потенциала с соответствующими граничными условиями на поверхности r = R 1.6 Найдём частное решение для потенциала из системы 1. Таким образом частное решение для φm : где С1=А1А4;С2=А24 Найдём решение уравнений 5.2: Решение его можно записать в виде N=Bcosθ.
48749. Расчет структуры переменных электромагнитных полей в волноводе 416 KB
  Для заданного типа волны с начальной амплитудой поля Em=5кВ см распространяющейся в прямоугольном волноводе сечением а x в получить аналитические выражения продольной и поперечных компонент полей в комплексной форме записи и для мгновенных значений.1 Распространяющиеся в волноводе электромагнитные волны являются волнами бегущими вдоль оси волновода вдоль оси z и стоячими в двух остальных направлениях. Стоячие волны в направлениях x и y образуются вследствие многократных отражений волн от стенок волновода. Другими словами для Hволны...
48750. Расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде 103.5 KB
  Цель работы: расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования : метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей. Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей диэлектрического шара в диэлектрической среде. В...
48753. Создание базы данных БД Учебная нагрузка с помощью СУБД Microsoft Access 939 KB
  Цели и основные задачи выполнения курсовой работы Необходимо создать базу данных БД Учебная нагрузка для учета нагрузки преподавателя ВУЗа и автоматизации отчета о выполнении нагрузки. Под базой данных БД понимают совокупность хранящихся вместе данных...
48754. ОБҐРУНТУВАННЯ ГОСПОДАРСЬКИХ РІШЕНЬ І ОЦІНЮВАННЯ РИЗИКІВ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ 440.5 KB
  Економіка підприємства Запоріжжя 2011 Методичні вказівки до виконання курсових робіт з дисципліни Обґрунтування господарських рішень і оцінювання ризиків для студентів денної форми навчання спеціальності 6.030504 Економіка підприємства укл. Виконання курсової роботи розвиває у студентів логіку економічного мислення дозволяє проявити творчі здібності при оцінці рівня господарського ризику на досліджуваному підприємстві розвиває навики самостійної роботи з літературою первинними документами законодавчою базою внутрішніми...