29616

Анализ документов как метод социологического исследования. Классификация документов, назначение метода, опыт использования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Метод анализа документов практически универсален также как и опросные методы. Виды анализа документов: Качественный анализ традиционный. Контентанализ документов.

Русский

2013-08-21

26.5 KB

34 чел.

  1.  Анализ документов как метод социологического исследования. Классификация документов, назначение метода, опыт использования.

В повседневной жизни под документом понимается некая бумага, имеющая официальный статус.

  В социологии документ понимается в совсем другом смысле. Документ - это любой носитель информации о социальных явлениях и процессах.

  В социологии существует несколько классификаций документов по разным основаниям:

  1.  Степень персонификации документа. Документы – личные и безличные. К личным документам относятся как авторские документы (записки, сочинения, любая статья), а также документы, относящиеся к какому-то конкретному лицу. Например, паспорт, читательский билет, студенческий билет, медицинская карта. К безличным относят документы, у которых нельзя выяснить автора. Например: законы, кодексы, статистические отчёты, инструкции, надписи на заборах, реклама, протоколы собраний.
  2.  Степень официальности документа. Официальные и неофициальные. Официальные – законы, статистические отчёты, протокол допросов, собраний. Неофициальные – записки, надписи на партах, заборах, сочинения, мемуары, автобиографии, письма в газету, на телевидение.
  3.  Степень спровоцированности документа. Провокатор – социолог. Документ, написанный по просьбе социолога и естественные документы.
  4.  Материальный носитель. Бумажные документы, документы в электронном виде, иконографические документы (фотографии, фильмы, картины, на магнитной плёнке).

  Метод анализа документов практически универсален, также как и опросные методы. С помощью этого метода можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем. Можно получить информацию о поведении и сознании людей. А также (как специфическая задача) можно получить информацию о динамике, процессуальности какого-либо явления.

Виды анализа документов:

  •  Качественный анализ (традиционный).
  •  Контент-анализ документов.
  •  Статистический анализ документов.
  •  Информационно-целевой метод анализа документов.

  Традиционный анализ – это анализ, основанный на понимании исследователем текста в контексте той или иной исследовательской задачи (Поиск в тексте того, что вписывается в ракурс исследовательской задачи). Понимание всегда субъективно, и поэтому в классическом исследовании качественный анализ всегда выступает как дополнительный, неосновной метод – в силу своей антропоморфности. В классическом исследовании традиционный анализ используется только на разведывательном этапе.

  Контент-анализ выступает полной противоположностью качественному анализу, потому что он призван преодолеть субъективизм традиционного анализа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1816. НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ 1.33 MB
  Понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации. Факторы, определяющие величину налогового потенциала субъектов Российской Федерации и показатели его оценки. Совершенствование системы требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации. Краткосрочное моделирование показателей налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного федерального округа.
1821. Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII – начале XX века 1.33 MB
  Влияние культуры классицизма на развитие русской исторической науки и образования. Эпоха Великих реформ и формирование принципов дальнейшего развития исторического образования в российских университетах. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах в университетах России в конце 70-80-х гг. XIX в.
1822. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе 1.33 MB
  Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема. Характеристики структур педагогических систем с позиции концепции структурно-количественного анализа. Дидактические оценки использования резюме как методологического компонента структуры процесса обучения математике в вузе. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности.
1823. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1.33 MB
  Интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине ХХ столетия и создание Европейских Сообществ. Возникновение и деятельность межправительственных групп по выработке основных направлений миграционной политики ЕС. Формирование единого европейского законодательства в области регулирования миграционных процессов.
1824. ГАРНИТУРА ШРИФТА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА 1.33 MB
  Научно-теоретические и практические аспекты проблемы исследования регулирующей функции гарнитуры шрифта. Функции гарнитуры шрифта с позиций прагматики и эстетики. Регулирующая функция гарнитуры шрифта в аспекте теории деятельности. Психолингвистическая интерпретация гарнитурно-шрифтовых регулирующих факторов.