29618

Контент-анализ документов в социологическом исследовании. Основные процедуры методы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Контентанализ строго формализованный вид анализа документальной информации суть которого состоит в переводе её в количественные показатели с последующей математической обработкой. Процедура контентанализа включает в себя: выделение смысловых единиц анализа категорий анализа определение единиц счета индикаторов характеристик в тексте анализа соответствующих выделенным смысловым единицам. Смысловые единицы категории анализа это направления анализа текста некие теоретические конструкты или эмпирические обобщения...

Русский

2013-08-21

28 KB

3 чел.

22. Контент-анализ документов в социологическом исследовании. Основные процедуры методы.

  Контент-анализ – строго формализованный вид анализа документальной информации, суть которого состоит в переводе её в количественные показатели с последующей математической обработкой.

  Кроме текстовой информации этот метод может использоваться при анализе фотоматериалов, радиопрограмм, инструментов повседневной деятельности, одежды и т.д.

  Контент-анализ целесообразно использовать в следующих ситуациях:

  1.  Если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных.
  2.  Когда достаточно много материала, чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой, если это материал репрезентирует области изучения.
  3.  Квантификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок.
  4.  Квантификация возможно при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой.

Процедура контент-анализа включает в себя:

- выделение смысловых единиц анализа (категорий анализа)

- определение единиц счета (индикаторов, характеристик) в тексте анализа, соответствующих выделенным смысловым единицам.

- выбор способа количественной фиксации единиц счета.

  Смысловые единицы (категории анализа) – это направления анализа текста, некие теоретические конструкты (или эмпирические обобщения), определяемые исследовательскими задачами, гипотезами.

  Единицы счета (единицы измерения) – это элементы текста, выступающие индикаторами той или иной смысловой единицы. Единицами счёта могут быть отдельные слова: термины, имена исторических и политических деятелей, названия городов, а также более сложные элементы текста: словосочетания, отдельные суждения, целые абзацы, темы, проблемы.

  Классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный обеспечить максимальную полноту представленности смысловых единиц анализа через элементы конкретного текста. Этот документ выдается специалистам, обрабатывающим информацию.

  Бланк (протокол) анализа документов – методический документ, в котором фиксируются результаты сбора документальной информации. В нём могут быть выделены разделы не только для непосредственно регистрируемых признаков – смысловых единиц (категорий анализа), но и сведения о документе, о ходе процедур анализа. В бланке контент-анализа может быть представлен как весь используемый классификатор, так и его отдельные части.

  Этапы и процедуры контент-анализа документов:

  1.  Разработка программы сбора и анализа документальной информации. Обоснваоние необходимости использования видов документальной информации в исследовании. Уточнение объекта исследования (документа) и выборка документов для него.
  2.  Выделение объекта, предмета и цели исследования.
  3.  Определение задач исследования.
  4.  Формирование гипотез.
  5.  Составление классификатора анализа. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счёта.
  6.  Проектирование инструментария (бланков, карточек). Пилотаж инструментария, его тиражирование (размножение)
  7.  Регистрация данных в бланках, протоколах, карточках, их измерения и анализа.
  8.  Доказательство гипотез на основе полученных данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85062. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 34.01 KB
  Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...
85063. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности 32.12 KB
  Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
85064. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация 31.06 KB
  Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Подчеркнуть что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Не случайно обеспечением безопасности...
85066. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 30.73 KB
  Чрезвычайные ситуации природного характера их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения возникающих на территории нашей страны. Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления.
85067. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 30.7 KB
  Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....
85068. Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России 35.59 KB
  Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм угроза национальной безопасности России Цель урока. Познакомить учащихся с внешними внутренними и трансграничными угрозами национальной безопасности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государства и укрепления Вооруженных сил РФ.
85069. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма 33.03 KB
  Смертность среди наркоманов за последние 10 лет увеличилась: в Германии почти в 5 раз в Италии в 4 раза во Франции в 3 раза в России в 12 раз по данным Интерпола и ООН. была раскрыта наркоситуация в России на современном этапе. На конгрессе в частности говорилось: Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье наших граждан стабильность общества затрагивая по существу вопросы национальной безопасности России. В настоящее время по данным специалистов в...
85070. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления 30 KB
  Обобщить знания учащихся о терроризме как идеологии насилия и террористической деятельности. Познакомить с основными видами террористической деятельности и основными чертами современного терроризма. Изучаемые вопросы Терроризм и террористическая деятельность. Основные виды терроризма.