29619

Эксперимент как метод социологического исследования. Логика экспериментального анализа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Логика экспериментального анализа. Метод эксперимента в социологии используется не столь часто как опросные методы и метод наблюдения. Итак эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора или нескольких факторов на интересующую исследователя переменную.

Русский

2013-08-21

28 KB

8 чел.

  1.  Эксперимент как метод социологического исследования. Логика экспериментального анализа.

Метод эксперимента в социологии используется не столь часто, как опросные методы и метод наблюдения. Вместе с тем, именно он дает уникальную возможность установить причинно-следственную связь между несколькими социальными свойствами (признаками).

Итак, эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Для этого исследователь в большинстве случаев целенаправленно вмешивается в жизнь испытуемых, оказывая на них экспериментальное воздействие, и наблюдает, каким образом измениться их состояние или поведение.

Можно выделить несколько ключевых понятий:

Независимая переменная – это фактор (экспериментальный), влияющий на изменение в объекте, которым исследователь манипулирует, чтобы посмотреть каков эффект (могут быть как одна, так и несколько в одном эксперименте – многоуровневый, многофакторный). Независимая переменная – это причина изменений в поведении (отношении) испытуемых.

Зависимая переменная -  это эффект, производимый независимой переменной, изменения в объекте (следствие воздействия независимой переменной).

Неэкспериментальные переменные - свойства и отношения, которые играют существенную роль в изучаемом явлении, но их значение в данном эксперименте не исследуется.

Для эксперимента крайне важно выделить воздействие одного фактора (одной причины) из множества существующих неэкспериментальных факторов. Для этого необходимо создать специальные условия, позволяющие контролировать воздействие неэкспериментальных переменных.

В социологических  исследованиях используются четыре организационно-логических плана исследования:

  1.  Эксперимент «до-после» без контрольной группы.
  2.  Эксперимент «до-после» с контрольной группой.
  3.  Эксперимент «только после» с контрольной группой.
  4.  Эксперимент «якобы до-после» с контрольной группой.

При выборе плана исследователь решает, сколько измерений состояний объекта будет осуществляться («до» или только «после» воздействия экспериментального фактора), а также будет ли использоваться контрольная группа.

Контрольная группа – это группа, в которой отсутствует воздействие экспериментального фактора, и которая позволяет контролировать воздействие  неэкспериментальных переменных.

Экспериментальная группа – группа, на которую оказывается воздействие экспериментального фактора (к ней применяется независимая переменная).

Выбор плана эксперимента зависит от:

  •  специфики задач и гипотез исследования;
  •  материальных, организационных, временных возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70343. Разработка программного обеспечения (ПО) для системы он-лайн продаж строительных материалов на примере ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» 5.21 MB
  Обзор современных литературных источников, необходимых для дальнейшей работы над проектом, анализ методов решения прикладных задач; систематизация собранного материала для выполнения дипломного проекта; изучение существующего программного обеспечения для проектирования выбранной системы; построение логической модели данных. Определение правил для данных, правил для процессов, а также правил для интерфейса...
70344. Моніторинг якості знань молодших школярів 524.5 KB
  З кожним роком змінюється життя навколо нас змінюються люди а відповідно і змінюються вимоги до якості знань школярів. Адже саме в перші роки навчання закладаються основи всіх знань вміння працювати і самостійно приймати рішення.
70345. Финансовый менеджмент: содержание и механизм функционирования 160.5 KB
  Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев – центров прибыли...
70346. МАРШРУТИЗАЦИЯ В ГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ НА БАЗЕ МОБИЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ 2.63 MB
  Цель работы – расширение электронной туристической карты до «электронного туристического гида» для мобильных устройств на платформе Android. В процессе работы были проведены теоретические исследования средств информационной визуализации для мобильных приложений, изучены возможности практического применения GPS-навигации в информационных системах.
70347. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 82 KB
  Проанализированы различные теоретические подходы к определению сущности общения и коммуникации; определены группы наиболее значимых для дошкольников коммуникативных умений; обоснованы исходные теоретические предпосылки констатирующего эксперимента.
70348. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 95.5 KB
  Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов не является совершенно новой. Представляется целесообразным целостно на междисциплинарном уровне исследовать проблему формирования коммуникативной компетентности студентов посредством выявления дидактического...
70349. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 67 KB
  Статья посвящена актуальной проблеме - системному анализу документальной источниковедческой базы материалов учет которых чрезвычайно важен при изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране.
70350. МАРКЕТИНГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ФИЛИАЛЕ РГСУ В Г. МИНСКЕ 144.5 KB
  Базируясь на учете специфики образовательных услуг, анализе внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга, автор исследует сущность образовательных услуг, их качество, предлагает модель маркетинга на рынке образовательных услуг, ориентированную на потенциал, процесс, результат.
70351. МАТРИЦА КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА: ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА 79.5 KB
  В статье рассматривается вопрос конструирования учебного диалога с позиций матричного анализа. Данные параметры закладываются в матрицу конструирования учебного диалога как основные факторы по горизонтали и вертикали.