29619

Эксперимент как метод социологического исследования. Логика экспериментального анализа

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Логика экспериментального анализа. Метод эксперимента в социологии используется не столь часто как опросные методы и метод наблюдения. Итак эксперимент это опытное исследование воздействия отдельного фактора или нескольких факторов на интересующую исследователя переменную.

Русский

2013-08-21

28 KB

10 чел.

  1.  Эксперимент как метод социологического исследования. Логика экспериментального анализа.

Метод эксперимента в социологии используется не столь часто, как опросные методы и метод наблюдения. Вместе с тем, именно он дает уникальную возможность установить причинно-следственную связь между несколькими социальными свойствами (признаками).

Итак, эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Для этого исследователь в большинстве случаев целенаправленно вмешивается в жизнь испытуемых, оказывая на них экспериментальное воздействие, и наблюдает, каким образом измениться их состояние или поведение.

Можно выделить несколько ключевых понятий:

Независимая переменная – это фактор (экспериментальный), влияющий на изменение в объекте, которым исследователь манипулирует, чтобы посмотреть каков эффект (могут быть как одна, так и несколько в одном эксперименте – многоуровневый, многофакторный). Независимая переменная – это причина изменений в поведении (отношении) испытуемых.

Зависимая переменная -  это эффект, производимый независимой переменной, изменения в объекте (следствие воздействия независимой переменной).

Неэкспериментальные переменные - свойства и отношения, которые играют существенную роль в изучаемом явлении, но их значение в данном эксперименте не исследуется.

Для эксперимента крайне важно выделить воздействие одного фактора (одной причины) из множества существующих неэкспериментальных факторов. Для этого необходимо создать специальные условия, позволяющие контролировать воздействие неэкспериментальных переменных.

В социологических  исследованиях используются четыре организационно-логических плана исследования:

  1.  Эксперимент «до-после» без контрольной группы.
  2.  Эксперимент «до-после» с контрольной группой.
  3.  Эксперимент «только после» с контрольной группой.
  4.  Эксперимент «якобы до-после» с контрольной группой.

При выборе плана исследователь решает, сколько измерений состояний объекта будет осуществляться («до» или только «после» воздействия экспериментального фактора), а также будет ли использоваться контрольная группа.

Контрольная группа – это группа, в которой отсутствует воздействие экспериментального фактора, и которая позволяет контролировать воздействие  неэкспериментальных переменных.

Экспериментальная группа – группа, на которую оказывается воздействие экспериментального фактора (к ней применяется независимая переменная).

Выбор плана эксперимента зависит от:

  •  специфики задач и гипотез исследования;
  •  материальных, организационных, временных возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.
37495. Конспект лекций по курсу «Философия» для студентов заочной формы обучения 1.33 MB
  Философия как форма мировоззрения ее роль в жизни общества и человека. Бытие человека. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека осознание им своего места и роли в обществе цели и смысла социальной и личной активности ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными жизненными ценностями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль связанную с ее многовековым опытом...
37496. Философия. Учебник для вузов. В. В. Миронова 3.74 MB
  Природа человека. Происхождение человека и уникальность его бытия. Природа сущность и существование человека. Смысл жизни и назначение человека.
37497. Основные философские учения 1.95 MB
  Религиозноидеалистическая картина мира: эволюционный космизм тема 12 Природа человека и смысл его существования 12. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия познания человека и личности в различных школах и течениях 15. Вовторых мы считаем мудрым того кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека ведь воспринимание чувствами свойственно всем а потому это легко и ничего мудрого в этом нет. Но пожалуй труднее всего...
37498. ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА И ВОЕННАЯ СЛУЖБА. (отражение философских идей в литературно-художественном творчестве и военно-профессиональной деятельности офицера-ракетчика) 1.71 MB
  Сегодня к сожалению не так часто можно увидеть человека читающего книгу тем более философского содержания в транспорте на отдыхе Молодежь предпочитает иные источники информации электронные носители интернет плейеры айфоны забывая известную мудрость что всякое новое хорошо забытое старое Свободный доступ к информации восприятие истины на веру без труда целенаправленное зомбироание сознания нового поколения поверхностное знание объективной реальности основанные на трафаретах клише массовой поликультуре порождают...