29630

Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Одной из задач которые стоят перед социологом при проведении исследования является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью ГС. Основная идея выборочного метода заключается в том чтобы закономерности полученные при изучении относительно небольшой группы людей ВС распространить на весь объект исследования ГС. Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на...

Русский

2013-08-21

27 KB

14 чел.

  1.  Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода.

Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов, составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью  (ГС). Наиболее простым, на первый взгляд, способом сбора данных является сплошное обследование ГС. Однако применение сплошного обследования не всегда представляется возможным. В этом случае применяется выборочное обследование. Суть выборочного метода заключена в том, что обследованию подвергается только часть элементов ГС, которая называется выборочной совокупностью (ВС).

Основная идея выборочного метода заключается в том, чтобы закономерности, полученные при изучении относительно небольшой группы людей (ВС), распространить на весь объект исследования (ГС). Строго говоря, только используя репрезентативные выборки, т.е. выборки-модели, можно говорить о точном соответствии выводов, полученных при изучении выборочной совокупности, тем тенденциями, которые характерны для генеральной.

            Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования

             Кроме того выборочный метод имеет более широкую область применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с ГС) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиоаппаратуры).

Генеральная совокупность – совокупность единиц объекта исследования, относительно которой делаются выводы.

Выборочная совокупность – часть единиц генеральной совокупности,  отобранная с помощью специальных техник для непосредственного участия в исследовании.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности повторять генеральную совокупность по значимым для целей и задач  исследования характеристикам.

Доверительный интервал – диапазон, в пределах которого находится значение изучаемого параметра в генеральной совокупности. Соответственно, величина диапазона – это статистическая погрешность (ошибка) выборки. Приемлемой ошибкой считается 3-5%. Она может быть увеличена, если для исследователя достаточно лишь приблизительных данных.

Доверительный уровень – отражает вероятность попадания исследуемой характеристики в доверительный интервал. Это означает, что всегда есть шанс построить нерепрезентативную выборку. Как правило, используются доверительный уровень в 95%, однако в зависимости специфики исследования возможны и другие: 90%, 99%, 99,9%.

           Корректировка выборки – установление соответствия между структурой выборочной совокупности и структурой генеральной совокупности по значимым для исследования параметрам. Корректировка производится либо добором необходимых анкет (интервью), либо с помощью статистического взвешивания. Причинами смещения выборки мо работа интервьюеров, высокий процент отказов, труднодоступностью определенных категорий респондентов и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69618. Основные понятия управления проектам 162.5 KB
  Разработка технического задания. Расстановка приоритетов исполнения проекта. Структурирование работ по этапам, схема разбиения работ по этапам (СРРПЭ). Схема организационной структуры (СОС). Кодирование СРРПЭ для информационной системы.
69619. Разработка сетевого графика 374 KB
  Сетевой график отражает операции проекта которые необходимо выполнить логическую последовательность и взаимозависимость этих операций и время начала и окончания самой продолжительной цепочки операций критический путь.
69620. Планирование ресурсов 535.5 KB
  Матрица ответственности rm для проекта управляемого компьютером ленточного конвейера. Управление трудовыми ресурсами проекта и менеджмент человеческих ресурсов проекта. Интегрированная культура команды проекта.
69621. Управление временем выполнения проекта 374 KB
  Процедура сокращения времени. Косвенные издержки проекта. Прямые издержки проекта. Сокращение времени выполнения проекта. Построение графика стоимости времени выполнения проекта. Определение операций для сокращения времени их выполнения. Сценарии управления отклонениями.
69622. Формування матриці альтернатив, використання похідних критеріїв вибору 143 KB
  Мета: набути навиків у проведенні аналізів варіантів рішень та формуванні матриці альтернатив. Завдання Сформувати матрицю рішень відповідно до поставленої задачі. Задача №1 Завод випускає тонізуючий напій у 40-літрових бочках. Витрати на виробництво одного літра напою складають...
69624. Вирішення ЗПР за схемою «дерева рішень» 136.5 KB
  Мета: навчитись складати дерево цілей визначати найбільшу ефективність правильно вибирати рішення відносно дерева цілей. При виконанні індивідуального завдання необхідно: скласти дерево яке охоплює усі можливі варіанти подій; визначити найбільш ефективну послідовність дій...
69625. Визначення вартості достовірної інформації, графік корисності 102 KB
  Мета: набути навиків у проведенні аналізів варіантів рішень та формуванні матриці альтернатив. Задача №1 Завод випускає тонізуючий напій у 40-літрових бочках. Витрати на виробництво одного літра напою складають 70 коп., а продають за 1,3 грн.
69626. Організаційна структура підприємства «Foot-service» 84 KB
  Foot-Service - динамічно розвивається компанія на взуттєвому ринку України, заснована в 2010 році. Основними напрямками компанії є виробництво та оптові продажі взуття. Мета компанії це: виведення на ринок сучасної, комфортної та якісної продукції.