29639

Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Классификация вопросов анкеты. Анкета – инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты – это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.

Русский

2013-08-21

31 KB

11 чел.

  1.  Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты.

Анкетный опрос - опрос, проводящийся с использованием анкеты, самостоятельно заполняющейся респондентом по указанным правилам в присутствии анкетера (прямой опрос) или наедине с самим собой (заочный опрос).

Анкета – инструмент опроса, структурно организованный набор вопросов, выраженных на языке респондента, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок, содержание и форма вопросов, ясное указание способов ответа. Анкета  самостоятельно заполняется респондентом по указанным в ней правилам.

Вопрос анкетыэто письменное обращение к респонденту с целью выявления информации, относящейся к предметному содержанию исследования.

Вопрос представляет собой форму измерения социального признака (вопросная форма шкалы). В связи с этим любой вопрос должен соответствовать разработанному эталону измерения (см. Эмпирическая интерпретация понятий), но отличаться языком формулировок (язык вопроса должен быть ориентирован на респондента и должен быть абсолютно понятен ему).

Нельзя забывать, что шкалы и вопросы анкеты формулируются строго исходя из поставленных задач исследования и разработанной концептуальной схемы.

Не рекомендуется начинать разрабатывать анкету и формулировать вопросы, если не прописана методологическая часть программы исследования!

В хорошей анкете грамотный исследователь старается использовать вопросы различных видов, сочетать их, чтобы получить более полную и разнообразную информацию, а также, чтобы снизить монотонность процесса заполнения анкеты для респондента.

Закрытый вопрос – вопрос, с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов.

Открытый вопрос – вопрос, ответ на который дается в свободной форме (отсутствуют изначально заданные варианты ответов). Открытый вопрос используется: для проверки знаний, для исследования новых тем и индивидуального многообразия, для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Полузакрытый вопрос – вопрос, сочетающий в себе наличие заданных вариантов ответов с возможностью ответить на вопрос в свободной форме (графа “Другое”)

Виды вопросов по содержанию:

Вопрос о фактах, фактический вопрос – вопрос, содержащий событийную информацию о респонденте: о его прошлом, его поведении, социально-демографических характеристиках и т.д.

Вопрос о знании: - вопрос отражающий информированность респондента о том или ином понятии, явлении, событии.

Вопрос об установке/мнении – вопрос, отражающий отношение или мнение респондента о явлении, группе, событии, поведении. Данные вопросы часто носят абстрактный характер.

Виды вопросов по функциям:  

Контактный вопрос – вопрос, направленный на установление доверительных отношений с респондентом, повышающий его мотивацию для участия в опросе.

Вопрос-фильтр – вопрос, позволяющий выяснить, относится ли респондент к группе людей, для которых предназначен следующий вопрос, и отделить респондентов, некомпетентных в той или иной области.

Контрольный вопрос – вопрос, позволяющий проверить достоверность данных.

Требования и рекомендации к словесной формулировке вопросов:

  •  Вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно и красиво: в соответствии с правилами русского языка, при этом на доступном респонденту языке (формулируйте вопрос как можно проще). Желательно избегать использования специальных терминов и сленга в вопросах. Вопрос должен быть понятен.
  •  Стремитесь к коротким и однозначным формулировкам, в вопросе должен содержаться только один вопрос (спрашивать нужно о чем-то одном) с четко (однозначно) определенными понятиями (например, такие понятия как “часто”, “редко”, “далеко” и т.п. - лучше не использовать, поскольку их значение может варьироваться у разных респондентов).
  •  Избегайте подталкивающих/направляющих вопросов. Например, вопрос «Нравится ли Вам работать на заводе?» построен не правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные. Правильнее спросить  «Как  Вы относитесь к своей работе?» или «Вам нравится или не нравится работать на заводе?»2
  •  Вопросы, требующие особой компетенции, нужно задавать только тем, кто может на них ответить. Необходимо использовать вопросы фильтры и переходы.