29639

Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Классификация вопросов анкеты. Анкета инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.

Русский

2013-08-21

31 KB

11 чел.

  1.  Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты.

Анкетный опрос - опрос, проводящийся с использованием анкеты, самостоятельно заполняющейся респондентом по указанным правилам в присутствии анкетера (прямой опрос) или наедине с самим собой (заочный опрос).

Анкета – инструмент опроса, структурно организованный набор вопросов, выраженных на языке респондента, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок, содержание и форма вопросов, ясное указание способов ответа. Анкета  самостоятельно заполняется респондентом по указанным в ней правилам.

Вопрос анкетыэто письменное обращение к респонденту с целью выявления информации, относящейся к предметному содержанию исследования.

Вопрос представляет собой форму измерения социального признака (вопросная форма шкалы). В связи с этим любой вопрос должен соответствовать разработанному эталону измерения (см. Эмпирическая интерпретация понятий), но отличаться языком формулировок (язык вопроса должен быть ориентирован на респондента и должен быть абсолютно понятен ему).

Нельзя забывать, что шкалы и вопросы анкеты формулируются строго исходя из поставленных задач исследования и разработанной концептуальной схемы.

Не рекомендуется начинать разрабатывать анкету и формулировать вопросы, если не прописана методологическая часть программы исследования!

В хорошей анкете грамотный исследователь старается использовать вопросы различных видов, сочетать их, чтобы получить более полную и разнообразную информацию, а также, чтобы снизить монотонность процесса заполнения анкеты для респондента.

Закрытый вопрос – вопрос, с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов.

Открытый вопрос – вопрос, ответ на который дается в свободной форме (отсутствуют изначально заданные варианты ответов). Открытый вопрос используется: для проверки знаний, для исследования новых тем и индивидуального многообразия, для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Полузакрытый вопрос – вопрос, сочетающий в себе наличие заданных вариантов ответов с возможностью ответить на вопрос в свободной форме (графа “Другое”)

Виды вопросов по содержанию:

Вопрос о фактах, фактический вопрос – вопрос, содержащий событийную информацию о респонденте: о его прошлом, его поведении, социально-демографических характеристиках и т.д.

Вопрос о знании: - вопрос отражающий информированность респондента о том или ином понятии, явлении, событии.

Вопрос об установке/мнении – вопрос, отражающий отношение или мнение респондента о явлении, группе, событии, поведении. Данные вопросы часто носят абстрактный характер.

Виды вопросов по функциям:  

Контактный вопрос – вопрос, направленный на установление доверительных отношений с респондентом, повышающий его мотивацию для участия в опросе.

Вопрос-фильтр – вопрос, позволяющий выяснить, относится ли респондент к группе людей, для которых предназначен следующий вопрос, и отделить респондентов, некомпетентных в той или иной области.

Контрольный вопрос – вопрос, позволяющий проверить достоверность данных.

Требования и рекомендации к словесной формулировке вопросов:

  •  Вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно и красиво: в соответствии с правилами русского языка, при этом на доступном респонденту языке (формулируйте вопрос как можно проще). Желательно избегать использования специальных терминов и сленга в вопросах. Вопрос должен быть понятен.
  •  Стремитесь к коротким и однозначным формулировкам, в вопросе должен содержаться только один вопрос (спрашивать нужно о чем-то одном) с четко (однозначно) определенными понятиями (например, такие понятия как “часто”, “редко”, “далеко” и т.п. - лучше не использовать, поскольку их значение может варьироваться у разных респондентов).
  •  Избегайте подталкивающих/направляющих вопросов. Например, вопрос «Нравится ли Вам работать на заводе?» построен не правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные. Правильнее спросить  «Как  Вы относитесь к своей работе?» или «Вам нравится или не нравится работать на заводе?»2
  •  Вопросы, требующие особой компетенции, нужно задавать только тем, кто может на них ответить. Необходимо использовать вопросы фильтры и переходы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46067. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи 19 KB
  Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.
46068. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений 19.5 KB
  Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.
46069. Принципы анализа речевых нарушений 17.5 KB
  Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...
46070. История развития учения о классификации речевых нарушений 17.5 KB
  История развития учения о классификации речевых нарушений.Куссмауля который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений систематизировал их упорядочил терминологию. В этой классификации было много общего: клинический подход связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний а также язык описания в котором применялись термины составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения обусловленные разными принципами...
46071. Характеристика основных форм речевых нарушений в соответствии с клинико-педагогической классификацией 34.5 KB
  Рассматриваемых в данной классификации можно подразделить на две большие группы в зависимости от того какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи могут быть разделены на 2 типа: фонационного внешнего оформления высказывания которые называют нарушениями произносительной стороны речи; структурносемантического внутреннего оформления высказывания которые называют системными или полиморфными нарушениями речи. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. Брадилалия патологически...
46072. Характеристика основных форм речевых нарушений в соответствии с психолого-педагогической классификацией 25 KB
  Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы звуковая сторона грамматический строй речи словарный запас функциональные компоненты речи соотношение видов речевой деятельности устной и письменной. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.Фонетикофонематическое недоразвитие речи нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов...
46073. Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Принципы и методы логопедического воздействия 28.5 KB
  Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. Логопедическое воздействие опирается на общедидактические принципы: научности; воспитывающего характера обучения;систематичности и последовательности; доступности; сознательности; активности; индивидуального подхода и др. Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: этиопатогенетический ;системности и учета структуры речевого...
46074. Дислалия. Сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Характеристика распространенности и симптоматики 14.5 KB
  Дислалия. Дислалия от греческого дис приставка означающая частичное расстройство и лалио говорю нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Впервые в научное обращение термин дислалия ввел профессор Вильнюсского университета врач И.20 века понятие дислалия претерпело существенные изменения.
46075. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения 25 KB
  К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.