29640

Язык и композиция вопросов анкеты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

14 чел.

  1.  Язык и композиция вопросов анкеты.

Виды вопросов по форме:

Закрытый вопрос – вопрос, с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов.

Открытый вопрос – вопрос, ответ на который дается в свободной форме (отсутствуют изначально заданные варианты ответов). Открытый вопрос используется: для проверки знаний, для исследования новых тем и индивидуального многообразия, для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Полузакрытый вопрос – вопрос, сочетающий в себе наличие заданных вариантов ответов с возможностью ответить на вопрос в свободной форме (графа “Другое”)

Виды вопросов по содержанию:

Вопрос о фактах, фактический вопрос – вопрос, содержащий событийную информацию о респонденте: о его прошлом, его поведении, социально-демографических характеристиках и т.д.

Вопрос о знании: - вопрос отражающий информированность респондента о том или ином понятии, явлении, событии.

Вопрос об установке/мнении – вопрос, отражающий отношение или мнение респондента о явлении, группе, событии, поведении. Данные вопросы часто носят абстрактный характер.

Виды вопросов по функциям:  

Контактный вопрос – вопрос, направленный на установление доверительных отношений с респондентом, повышающий его мотивацию для участия в опросе.

Вопрос-фильтр – вопрос, позволяющий выяснить, относится ли респондент к группе людей, для которых предназначен следующий вопрос, и отделить респондентов, некомпетентных в той или иной области.

Контрольный вопрос – вопрос, позволяющий проверить достоверность данных.

Требования и рекомендации к словесной формулировке вопросов:

  •  Вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно и красиво: в соответствии с правилами русского языка, при этом на доступном респонденту языке (формулируйте вопрос как можно проще). Желательно избегать использования специальных терминов и сленга в вопросах. Вопрос должен быть понятен.
  •  Стремитесь к коротким и однозначным формулировкам, в вопросе должен содержаться только один вопрос (спрашивать нужно о чем-то одном) с четко (однозначно) определенными понятиями (например, такие понятия как “часто”, “редко”, “далеко” и т.п. - лучше не использовать, поскольку их значение может варьироваться у разных респондентов).
  •  Избегайте подталкивающих/направляющих вопросов. Например, вопрос «Нравится ли Вам работать на заводе?» построен не правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные. Правильнее спросить  «Как  Вы относитесь к своей работе?» или «Вам нравится или не нравится работать на заводе?»2
  •  Вопросы, требующие особой компетенции, нужно задавать только тем, кто может на них ответить. Необходимо использовать вопросы фильтры и переходы.

Дизайн (композиция) и оформление анкеты.

Умение сконструировать хорошую, глубокую, грамотную анкету, которую легко, интересно и приятно заполнять респонденту – это показатель высокого мастерства и искусства социолога.

Для исследователя – это всегда поиск баланса между собственными интересами и интересами респондента, поиск оптимальных формулировок, оптимального размера и количества вопросов.

Помните, что чем больше человеку понравится анкета, чем более интересной она ему покажется, тем более надежную и достоверную информацию мы от него получим!

Композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

  1.  Вводная часть (введение).
  2.  Основная часть.
  3.  Демографическая часть («паспортичка»).

Назначение вводной части – максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать темой опроса и пробудить в нем искреннее желание участвовать в проводимом исследовании.

В вводную часть входят:

  •  Введение
  •  Контактные вопросы

Введение включает в себя:

  •  приветствие и обращение к респонденту;
  •  кто (название организации) проводит анкетный опрос;
  •  с какой целью, для чего (цель исследования должна быть сформулирована в простой и ясной форме);
  •  описание, как будут использованы данные;
  •  мотивирование респондента: необходимо подчеркнуть важность его личного участия в проведении опроса;
  •  гарантия анонимности ответов (если требуется);
  •  правила заполнения анкеты и способ ее возврата.
  •  благодарность за согласие участвовать в опросе

Контактные вопросы выполняют несколько задач:

  •  заинтересовать респондента и создать у него мотивацию к участию в исследовании;
  •  адаптировать респондента к опросу;
  •  максимально облегчить ему включение в работу с анкетой.

Контактные вопросы не должны быть слишком трудными, щепетильными или беспокоящими. Самые удобные - вопросы событийного содержания, фактической информации.

Основная часть включает в себя вопросы в определенной последовательности, раскрывающие содержание исследуемой темы. Основная часть структурируется  на своеобразные разделы (блоки вопросов). Их последовательность и назначение должны быть строго определены, должны обеспечивать логичное восприятие анкеты респондентом и, вместе с тем, должны минимизировать влияние последовательности вопросов на опрашиваемых.

В основной части анкеты можно задавать более трудные вопросы - на выяснение мнений, оценок индивида и т.д.

Следует помнить, что такие вопросы часто предваряются отсеиванием некомпетентных лиц (с помощью вопросов-фильтров).

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в конце анкеты - респондентами проделана уже значительная часть работы и они отвечают и на эти вопросы.

Демографическая часть - «Паспортичка» (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента: поле, возрасте, семейном положении, материальном положении и др.) помещается в конце анкеты и не требует большого напряжения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4846. Семейный круг идеальная среда для роста Основа основ - родительский дом 274.86 KB
  В семейном кругу мы с вами растём Основа основ - родительский дом Цели: развивать творческий потенциал каждого ученика - формировать коммуникативную компетентность в процессе совместной творческой деятельности - формирование социальной компетентно...
4847. Цільові проекти як основа інноваційної моделі допрофільної підготовки 340.5 KB
  Цільові проекти як основа інноваційної моделі допрофільної підготовки Успішна реалізація профільного навчання у старшій школі неможлива без якісної допрофільної підготовки, яка покликана створити умови для професійної орієнтації учнів, сприяти усвід...
4848. Активізація логічного мислення учнів на уроках математики 230 KB
  Логічними, як правило, називають нестандартні задачі, які дають змогу навчити учнів розмірковувати, критично мислити, знаходити правильне розв’язання проблеми, застосовувати знання на практиці, переносити відомі йому способи дій у нові дл...
4849. Розвиток творчих здібностей у дітей молодшого шкільного віку 256 KB
  Проблема розвитку творчості і творчих здібностей учнів хвилювала в різні часи не тільки відомих педагогів, але й дослідників, мислителів, філософів, науковців. Якщо говорити про творчість дитини, слід наголосити, що учні найчастіше не створюю...
4850. Раз добром налите серце – ввік не прохолоне. Виховний захід 251 KB
  Раз добром налите серце – ввік не прохолоне Мета: ознайомити учнів із жанром літературної чарівної казки формувати вміння визначати головну думку твору вчити дітей жити, діяти від щирого серця, творити добро і дарувати душевне тепло рідним, б...
4851. Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології 94 KB
  Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології Готовність педагогічного колективу до інноваційної діяльності як складова професійної компетентності Епіграф: Не досить оволодіти премудрістю, потрібно також уміти користуватися нею...
4852. Развитие малого предпринимательства в России 324.5 KB
  Развитие малого предпринимательства в России Введение Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений являе...
4853. Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания ООО Гурман в г. Когалыме 509.5 KB
  Отечественные предприятия имеют относительно небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения, еще далеки от их уровня в развитых странах. На многих предприятиях до настоящего времени современные подходы к планированию деятел...
4854. Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика 406 KB
  Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика В работе исследованы теоретические основы, в сущности, мотивация трудовой деятельности, мотивация персонала как системы, методы стимулирования персонала. Практический аспект мотивации труд...