29640

Язык и композиция вопросов анкеты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

17 чел.

  1.  Язык и композиция вопросов анкеты.

Виды вопросов по форме:

Закрытый вопрос – вопрос, с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов.

Открытый вопрос – вопрос, ответ на который дается в свободной форме (отсутствуют изначально заданные варианты ответов). Открытый вопрос используется: для проверки знаний, для исследования новых тем и индивидуального многообразия, для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Полузакрытый вопрос – вопрос, сочетающий в себе наличие заданных вариантов ответов с возможностью ответить на вопрос в свободной форме (графа “Другое”)

Виды вопросов по содержанию:

Вопрос о фактах, фактический вопрос – вопрос, содержащий событийную информацию о респонденте: о его прошлом, его поведении, социально-демографических характеристиках и т.д.

Вопрос о знании: - вопрос отражающий информированность респондента о том или ином понятии, явлении, событии.

Вопрос об установке/мнении – вопрос, отражающий отношение или мнение респондента о явлении, группе, событии, поведении. Данные вопросы часто носят абстрактный характер.

Виды вопросов по функциям:  

Контактный вопрос – вопрос, направленный на установление доверительных отношений с респондентом, повышающий его мотивацию для участия в опросе.

Вопрос-фильтр – вопрос, позволяющий выяснить, относится ли респондент к группе людей, для которых предназначен следующий вопрос, и отделить респондентов, некомпетентных в той или иной области.

Контрольный вопрос – вопрос, позволяющий проверить достоверность данных.

Требования и рекомендации к словесной формулировке вопросов:

  •  Вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно и красиво: в соответствии с правилами русского языка, при этом на доступном респонденту языке (формулируйте вопрос как можно проще). Желательно избегать использования специальных терминов и сленга в вопросах. Вопрос должен быть понятен.
  •  Стремитесь к коротким и однозначным формулировкам, в вопросе должен содержаться только один вопрос (спрашивать нужно о чем-то одном) с четко (однозначно) определенными понятиями (например, такие понятия как “часто”, “редко”, “далеко” и т.п. - лучше не использовать, поскольку их значение может варьироваться у разных респондентов).
  •  Избегайте подталкивающих/направляющих вопросов. Например, вопрос «Нравится ли Вам работать на заводе?» построен не правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные. Правильнее спросить  «Как  Вы относитесь к своей работе?» или «Вам нравится или не нравится работать на заводе?»2
  •  Вопросы, требующие особой компетенции, нужно задавать только тем, кто может на них ответить. Необходимо использовать вопросы фильтры и переходы.

Дизайн (композиция) и оформление анкеты.

Умение сконструировать хорошую, глубокую, грамотную анкету, которую легко, интересно и приятно заполнять респонденту – это показатель высокого мастерства и искусства социолога.

Для исследователя – это всегда поиск баланса между собственными интересами и интересами респондента, поиск оптимальных формулировок, оптимального размера и количества вопросов.

Помните, что чем больше человеку понравится анкета, чем более интересной она ему покажется, тем более надежную и достоверную информацию мы от него получим!

Композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

  1.  Вводная часть (введение).
  2.  Основная часть.
  3.  Демографическая часть («паспортичка»).

Назначение вводной части – максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать темой опроса и пробудить в нем искреннее желание участвовать в проводимом исследовании.

В вводную часть входят:

  •  Введение
  •  Контактные вопросы

Введение включает в себя:

  •  приветствие и обращение к респонденту;
  •  кто (название организации) проводит анкетный опрос;
  •  с какой целью, для чего (цель исследования должна быть сформулирована в простой и ясной форме);
  •  описание, как будут использованы данные;
  •  мотивирование респондента: необходимо подчеркнуть важность его личного участия в проведении опроса;
  •  гарантия анонимности ответов (если требуется);
  •  правила заполнения анкеты и способ ее возврата.
  •  благодарность за согласие участвовать в опросе

Контактные вопросы выполняют несколько задач:

  •  заинтересовать респондента и создать у него мотивацию к участию в исследовании;
  •  адаптировать респондента к опросу;
  •  максимально облегчить ему включение в работу с анкетой.

Контактные вопросы не должны быть слишком трудными, щепетильными или беспокоящими. Самые удобные - вопросы событийного содержания, фактической информации.

Основная часть включает в себя вопросы в определенной последовательности, раскрывающие содержание исследуемой темы. Основная часть структурируется  на своеобразные разделы (блоки вопросов). Их последовательность и назначение должны быть строго определены, должны обеспечивать логичное восприятие анкеты респондентом и, вместе с тем, должны минимизировать влияние последовательности вопросов на опрашиваемых.

В основной части анкеты можно задавать более трудные вопросы - на выяснение мнений, оценок индивида и т.д.

Следует помнить, что такие вопросы часто предваряются отсеиванием некомпетентных лиц (с помощью вопросов-фильтров).

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в конце анкеты - респондентами проделана уже значительная часть работы и они отвечают и на эти вопросы.

Демографическая часть - «Паспортичка» (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента: поле, возрасте, семейном положении, материальном положении и др.) помещается в конце анкеты и не требует большого напряжения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35156. Службы каталогов. Пространство имен X.500 и протокол LDAP 30 KB
  Службы каталогов. Основная цель объединения компов в вычислительную сеть это обеспечение совместного использования ресурсов при администрировании вычислительной сети 1 из основных задач это реализация оптимального метода организации общих ресурсов одним из методов эффективного управления множеством ресурсов и множеством потребителей вычислительной сети является разветвленная служба каталогов Служба каталогов – это сетевая служба позволяющая получать доступ без знания точного местоположения ресурса При использовании службы каталогов вся...
35157. Active Directory. Доменная модель службы каталогов. Контроллеры домена. Возможные типы серверов в домене 33.5 KB
  Возможные типы серверов в домене. D помогает управлять как принтерами так и крупными специализированными серверами работающими одновременно в нескольких сетях С помощью D осуществляют манипулирование многими компонентами службы каталогов. В D каждый сервер содержит не менее 3 КИ: 1 КИ – это логическая структура 2 КИ – конфигурация 3 КИ – 1 или несколько пользовательских контейнеров Это поддеревья объединенные в катало объектов Доменная модель служб каталогов В D 1 из важных вещей домен – это совокупность компонентов характеризующихся...
35158. Active Directory. Схема каталога. Репликация данных. Управление службой Active Directory 34 KB
  Схема каталога. Управление службой ctive Directory Любой объект каталога принадлежит к некоторому классу объектов со своей структурой атрибутов. Определения всех классов объектов и совокупности правил позволяющих управлять структурой каталога хранится в специальной иерархической структуре – схеме каталога. Схема каталога хранится в отдельном разделе и допускает возможность расширения.
35159. Службы имен. DNS, WINS 29.5 KB
  Службы имен. Помимо IPадреса для сетевых подключений и подключений удаленного доступа в сети TCP IP может потребоваться средство сопоставления имен компьютеров с IPадресами. Существует четыре механизма разрешения имен: служба DNS служба WINS широковещательное разрешение имен и использование файлов Hosts и Lmhosts. В небольших сетях где IPадреса не изменяются сетевые подключения и подключения удаленного доступа могут пользоваться для разрешения имен файлами Hosts и Lmhosts.
35160. Службы имен. Администрирование DNS 28 KB
  Администрирование DNS. DNSсервер представляет собой дополнительную компоненту операционной системы Windows Server 2003. Управление серверами DNS выполняется с помощью соответствующей оснастки Microsoft Mngement Console mmc. Выполнив команду меню Действие – Подключение к DNSсерверу необходимо указать имя компьютера где установлена служба DNS.
35161. Политики безопасности в домене Windows. Понятие групповой политики. Использование групповых политик 30 KB
  Политики безопасности в домене Windows. Понятие групповой политики. Групповые политики создаются в домене и реплицируются в рамках домена. Объект групповой политики Group Policy Object GPO – основной элемент групповой политики выступающий в качестве самостоятельных элементов каталога.
35162. Политики безопасности в домене Windows. Основные группы параметров 29.5 KB
  Общие сведения о параметрах безопасности: Подразделения домены и сайты связанны с объектами оснастки ГП. Средство параметры безопасности позволяет изменить конфигурацию безопасности для объекта оснастки ГП который в свою очередь повлияет на несколько компьютеров. Параметры безопасности или политики безопасности – это правила для одного или нескольких компьютеров применяемые в целях защиты ресурсов или сети.
35163. Регистрация событий в Windows. Классификация событий 34.5 KB
  Классификация событий. средства протоколирования событий доступные в Windowsсистемах. Когда система замедляется ведет себя непредсказуемо или демонстрирует другое ошибочное поведение нелишне заглянуть в журналы событий и попытаться определить потенциальный источник проблем.
35164. Реестр Windows. Назначение, способы работы с реестром. Меры предосторожности при работе с реестром 40 KB
  В комплект Windows входит редактор реестра программа regedit. Реестр имеет иерархическую древовидную структуру состоящую из разделов подразделов кустов и записей реестра. Существуют специальные редакторы реестра позволяющие просматривать и модифицировать реестр. Категорически не рекомендуется изменять параметры реестра самостоятельно.