29640

Язык и композиция вопросов анкеты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

17 чел.

  1.  Язык и композиция вопросов анкеты.

Виды вопросов по форме:

Закрытый вопрос – вопрос, с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов.

Открытый вопрос – вопрос, ответ на который дается в свободной форме (отсутствуют изначально заданные варианты ответов). Открытый вопрос используется: для проверки знаний, для исследования новых тем и индивидуального многообразия, для выявления аргументов по некоторым вопросам.

Полузакрытый вопрос – вопрос, сочетающий в себе наличие заданных вариантов ответов с возможностью ответить на вопрос в свободной форме (графа “Другое”)

Виды вопросов по содержанию:

Вопрос о фактах, фактический вопрос – вопрос, содержащий событийную информацию о респонденте: о его прошлом, его поведении, социально-демографических характеристиках и т.д.

Вопрос о знании: - вопрос отражающий информированность респондента о том или ином понятии, явлении, событии.

Вопрос об установке/мнении – вопрос, отражающий отношение или мнение респондента о явлении, группе, событии, поведении. Данные вопросы часто носят абстрактный характер.

Виды вопросов по функциям:  

Контактный вопрос – вопрос, направленный на установление доверительных отношений с респондентом, повышающий его мотивацию для участия в опросе.

Вопрос-фильтр – вопрос, позволяющий выяснить, относится ли респондент к группе людей, для которых предназначен следующий вопрос, и отделить респондентов, некомпетентных в той или иной области.

Контрольный вопрос – вопрос, позволяющий проверить достоверность данных.

Требования и рекомендации к словесной формулировке вопросов:

  •  Вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно и красиво: в соответствии с правилами русского языка, при этом на доступном респонденту языке (формулируйте вопрос как можно проще). Желательно избегать использования специальных терминов и сленга в вопросах. Вопрос должен быть понятен.
  •  Стремитесь к коротким и однозначным формулировкам, в вопросе должен содержаться только один вопрос (спрашивать нужно о чем-то одном) с четко (однозначно) определенными понятиями (например, такие понятия как “часто”, “редко”, “далеко” и т.п. - лучше не использовать, поскольку их значение может варьироваться у разных респондентов).
  •  Избегайте подталкивающих/направляющих вопросов. Например, вопрос «Нравится ли Вам работать на заводе?» построен не правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные. Правильнее спросить  «Как  Вы относитесь к своей работе?» или «Вам нравится или не нравится работать на заводе?»2
  •  Вопросы, требующие особой компетенции, нужно задавать только тем, кто может на них ответить. Необходимо использовать вопросы фильтры и переходы.

Дизайн (композиция) и оформление анкеты.

Умение сконструировать хорошую, глубокую, грамотную анкету, которую легко, интересно и приятно заполнять респонденту – это показатель высокого мастерства и искусства социолога.

Для исследователя – это всегда поиск баланса между собственными интересами и интересами респондента, поиск оптимальных формулировок, оптимального размера и количества вопросов.

Помните, что чем больше человеку понравится анкета, чем более интересной она ему покажется, тем более надежную и достоверную информацию мы от него получим!

Композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

  1.  Вводная часть (введение).
  2.  Основная часть.
  3.  Демографическая часть («паспортичка»).

Назначение вводной части – максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать темой опроса и пробудить в нем искреннее желание участвовать в проводимом исследовании.

В вводную часть входят:

  •  Введение
  •  Контактные вопросы

Введение включает в себя:

  •  приветствие и обращение к респонденту;
  •  кто (название организации) проводит анкетный опрос;
  •  с какой целью, для чего (цель исследования должна быть сформулирована в простой и ясной форме);
  •  описание, как будут использованы данные;
  •  мотивирование респондента: необходимо подчеркнуть важность его личного участия в проведении опроса;
  •  гарантия анонимности ответов (если требуется);
  •  правила заполнения анкеты и способ ее возврата.
  •  благодарность за согласие участвовать в опросе

Контактные вопросы выполняют несколько задач:

  •  заинтересовать респондента и создать у него мотивацию к участию в исследовании;
  •  адаптировать респондента к опросу;
  •  максимально облегчить ему включение в работу с анкетой.

Контактные вопросы не должны быть слишком трудными, щепетильными или беспокоящими. Самые удобные - вопросы событийного содержания, фактической информации.

Основная часть включает в себя вопросы в определенной последовательности, раскрывающие содержание исследуемой темы. Основная часть структурируется  на своеобразные разделы (блоки вопросов). Их последовательность и назначение должны быть строго определены, должны обеспечивать логичное восприятие анкеты респондентом и, вместе с тем, должны минимизировать влияние последовательности вопросов на опрашиваемых.

В основной части анкеты можно задавать более трудные вопросы - на выяснение мнений, оценок индивида и т.д.

Следует помнить, что такие вопросы часто предваряются отсеиванием некомпетентных лиц (с помощью вопросов-фильтров).

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в конце анкеты - респондентами проделана уже значительная часть работы и они отвечают и на эти вопросы.

Демографическая часть - «Паспортичка» (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента: поле, возрасте, семейном положении, материальном положении и др.) помещается в конце анкеты и не требует большого напряжения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12482. Блокада Ленинграда. Оборона Ленинграда и подвиги ленинградцев 64.42 KB
  Реферат Тема: Блокада Ленинграда Содержание: Введение Планы Гитлера Начало блокады Проблемы эвакуации жителей Продовольствие в блокадном Ленинграде Дорога Жизни Жизнь людей в блокадном Ленинграде Дети блокадного Ленинграда О
12483. Сталинград. Сто двадцать пять блокадных грамм 63 KB
  Сто двадцать пять блокадных грамм 1. Бои на подступах к Ленинграду После того как в начале июля 1941 г. пали Остров и Псков немецкая группа армий Север 10 июля начала наступление на Ленинград. Ей противостоял созданный 24 июня на базе Ленинградского военного округа Север...
12484. Блокада Ленинграда. Классный час 38 KB
  Классный час: Блокада Ленинграда Цель классного часа: совершенствование духовно патриотического развития учащихся сохранение и развитие чувства гордости за свою страну воспитывать уважительное отношение к старшему поколению памятникам войны способств
12485. Блокада Ленинграда. Операция «Искра» - прорыв блокады 32.23 KB
  Реферат По спецкурсу Великая Отечественная война на тему: Блокада Ленинграда Содержание: 1. Введение 2. Первый удар. Продвижение захватчиков к Ленинграду 3. Начало битвы за Ленинград 4. Операция Искра прорыв блокады 5. Полная ликвидация блокады 6. За
12486. Геополитические последствия блокады Ленинграда 18.42 KB
  Геополитические последствия блокады Ленинграда Геополитика географическая политика; греч. γη земля πολιτική государственные или общественные дела наука о контроле над территорией о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния центров силы...
12487. Снятие Блокады Ленинграда 12.07 KB
  Снятие Блокады Ленинграда. День воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда 1944 год отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32ФЗ О днях воинской славы победных днях России. В 1941 году Гитлер развернул военные действия н
12488. Английский холокост в Бенгалии 22.2 KB
  Английский холокост в Бенгалии Историю пишут те кто выиграл войну а не те кто ее проиграл. Неудивительно что именно англичане и американцы авторы истории Второй Мировой Войны. Нам объясняли что война была необходима что бы покончить с нацизмом и Гитлером. Нацизм и...
12489. Параллельный комбинационный сумматор 171.5 KB
  Лабораторная работа №1. Параллельный комбинационный сумматор. Закон функционирования параллельного комбинационного сумматора определяется следующей таблицей: В таблице обозначены: аi значение цифры 1го слагаемого; вi значение цифры 2го слагаемого; Рi...
12490. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теория автоматов» 13.21 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Теория автоматов Направление 230100 Информатика и вычислительная техника Специальность 230101 Вычислительные машины комплексы системы и сети Учебно-методическое пособие Курс Теория автоматов является базовым при