29642

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .

Русский

2013-08-21

24 KB

30 чел.

13. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании.

Как отмечала Элизабет Ноэль: «Изменение образа мыслей посредством интервью – дело легкое, но ненужное».

Интервьюеру необходимо осознавать, что своим присутствием он оказывает влияние на респондента и его ответы. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера (собственным поведением, внешним видом и т.д.)

Эффект  интервьюера:  понятие  и  основные  формы.  В  современной  социологии эффект  интервьюера  обычно  определяется  как "тенденция  полученных  в  исследовании  ответов  варьировать  в  зависимости  от  закрепленных  за  респондентами  интервьюеров". В статистическом смысле, отмечает В. Дийкстра, этот термин означает "ту  долю  общей  дисперсии  ответов,  которая может  быть приписана  конкретной  характеристике  интервьюера" Между тем специальные исследования  показывают,  что  эффект  интервьюера  не  сводится  лишь  к  совокупности  ответных  смещений.  Вопреки  устоявшейся  точке  зрения,  спектр  его  конкретных проявлений значительно шире и включает в себя целый комплекс самых реакций  респондентов  на  объективные  и  субъективные  характеристики  опрашивающих. Влияние интервьюера результируется не  только в повышении удельного веса  социально  желательных  ответов  и  усилении  диссимулятивных  тенденций  испытуемых, но  и  в  ослаблении  их  кооперативных  установок,  росте  числа  не ответов,  снижении уровня  информативности  собираемых  данных,  изменении  длительности  интервью  и т.д.   Традиционный  подход  к  пониманию  эффекта  интервьюера,  получивший повсеместное  распространение  в  современной  социологии,  крайне  непродуктивен.  Он сужает  границы  обсуждаемого  феномена  и  тем  самым  существенно  обедняет  его  содержание,  затрудняет  поиск  и  идентификацию  ошибок  в  результатах  интервью,  сдерживает выработку эффективных мер для их минимизации.  

Измерение социальных признаков в отличие от измерения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Имеет место так называемый «эффект интервьюера», смещение информации, а значит и получения недостоверного знания, не отображающего истинного положения дел. Этот эффект возникает в процедуре измерения вследствие неправильных действий интервьюера. Например, «навязывание» респонденту в процедуре опросе своего видения, своей позиции относительно обсуждаемых вопросов, выражения своего отношения к ним. – Готлиб А.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15653. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 6.1 УПК РФ В СВЕТЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 29 KB
  РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 6.1 УПК РФ В СВЕТЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С.В. ЮНОШЕВ Федеральным законом от 30.04.2010 Уголовнопроцессуальный кодекс РФ был дополнен новой ст. 6.1 Разумный срок уголовного судопроизводства. В УПК введено общее ...
15654. Экологическое сознание 56.5 KB
  Экологическое сознание Научнотехническая революция... посулив золотые горы и дав многое из того чем мы ныне гордимся породила иные ранее неведомые проблемы. Решить их на путях проторенных уже не представляется возможным. В.Р.Арсеньев. Звери = боги = люди Еще древни...
15655. Символические границы детства 42 KB
  Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия ребенок дети детство. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...
15656. Устройство и работа мобильных телефонов 1.43 MB
  Устройство и работа мобильных телефонов Введение Все гениальное просто. Это выражение полностью подходит к устройству мобильного телефона. Вы думаете это шутка Не улыбайтесь Перед вами Букварь по устройству мобильных телефонов и их отдельных частей. Если под рукой...
15657. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 28.6 KB
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО С. ТЕТЮЕВ Тетюев Станислав доцент юридического факультета ЮжноУральского государственного университета кандидат юридических наук доцент. Заключение под стражу считается самой жесткой мерой пресечения посколь...
15658. Воспитание детей: организация детского праздника. Обучение в США: виды вузов 40 KB
  Воспитание детей: организация детского праздника Воспитание ребенка одна из самых сложных задач которые приходится выполнять человеку на протяжении всей его жизни. Ведь в данном случае мало чтобы ребенок был всегда накормлен тепло одет и отправлен в садик или шко
15659. Социальная психология. ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: РИСК И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ 114.5 KB
  Социальная психология. ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: РИСК И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Автор: Е. А. САВИНА Х. Т. ВАНГ Исследуется влияние социального контекста и содержания задачи на принятие решения связанного с риском. Авторами использована эмпирическая парадигма А. Тверски
15660. БАЗОВЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАСПОЗНАВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 193.5 KB
  БАЗОВЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАСПОЗНАВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В работе представлены результаты исследования процессов базовой и стратегической организации познавательных процессов на примере задач семантического решения. Испытуемые должны были оцениват
15661. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. О ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ОТ РАЗМЕРА АЛФАВИТА СТИМУЛОВ 157 KB
  ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. О ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ОТ РАЗМЕРА АЛФАВИТА СТИМУЛОВ В экспериментальном исследовании обнаружено что объем сенсорной памяти на цифры вычисленный по методике частичного отчета равен объему кратковременной памяти измеренному по методике полног