29642

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .

Русский

2013-08-21

24 KB

29 чел.

13. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании.

Как отмечала Элизабет Ноэль: «Изменение образа мыслей посредством интервью – дело легкое, но ненужное».

Интервьюеру необходимо осознавать, что своим присутствием он оказывает влияние на респондента и его ответы. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера (собственным поведением, внешним видом и т.д.)

Эффект  интервьюера:  понятие  и  основные  формы.  В  современной  социологии эффект  интервьюера  обычно  определяется  как "тенденция  полученных  в  исследовании  ответов  варьировать  в  зависимости  от  закрепленных  за  респондентами  интервьюеров". В статистическом смысле, отмечает В. Дийкстра, этот термин означает "ту  долю  общей  дисперсии  ответов,  которая может  быть приписана  конкретной  характеристике  интервьюера" Между тем специальные исследования  показывают,  что  эффект  интервьюера  не  сводится  лишь  к  совокупности  ответных  смещений.  Вопреки  устоявшейся  точке  зрения,  спектр  его  конкретных проявлений значительно шире и включает в себя целый комплекс самых реакций  респондентов  на  объективные  и  субъективные  характеристики  опрашивающих. Влияние интервьюера результируется не  только в повышении удельного веса  социально  желательных  ответов  и  усилении  диссимулятивных  тенденций  испытуемых, но  и  в  ослаблении  их  кооперативных  установок,  росте  числа  не ответов,  снижении уровня  информативности  собираемых  данных,  изменении  длительности  интервью  и т.д.   Традиционный  подход  к  пониманию  эффекта  интервьюера,  получивший повсеместное  распространение  в  современной  социологии,  крайне  непродуктивен.  Он сужает  границы  обсуждаемого  феномена  и  тем  самым  существенно  обедняет  его  содержание,  затрудняет  поиск  и  идентификацию  ошибок  в  результатах  интервью,  сдерживает выработку эффективных мер для их минимизации.  

Измерение социальных признаков в отличие от измерения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Имеет место так называемый «эффект интервьюера», смещение информации, а значит и получения недостоверного знания, не отображающего истинного положения дел. Этот эффект возникает в процедуре измерения вследствие неправильных действий интервьюера. Например, «навязывание» респонденту в процедуре опросе своего видения, своей позиции относительно обсуждаемых вопросов, выражения своего отношения к ним. – Готлиб А.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26733. Этика муниципального служащего 30.5 KB
  Этика муниципального служащего. Дополнительным показателем профессионализма муниципального служащего является выполнение им этических норм. Свод этических правил муниципального служащего это система определенных нравственных стандартов поведения особой социальнопрофессиональной группы обеспечивающей реализацию функций муниципального управления. Он не регламентирует частную жизнь муниципального служащего не ограничивает его права и свободы а лишь определяет нравственную сторону его деятельности устанавливает этические нормы служебного...