29642

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .

Русский

2013-08-21

24 KB

29 чел.

13. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании.

Как отмечала Элизабет Ноэль: «Изменение образа мыслей посредством интервью – дело легкое, но ненужное».

Интервьюеру необходимо осознавать, что своим присутствием он оказывает влияние на респондента и его ответы. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера (собственным поведением, внешним видом и т.д.)

Эффект  интервьюера:  понятие  и  основные  формы.  В  современной  социологии эффект  интервьюера  обычно  определяется  как "тенденция  полученных  в  исследовании  ответов  варьировать  в  зависимости  от  закрепленных  за  респондентами  интервьюеров". В статистическом смысле, отмечает В. Дийкстра, этот термин означает "ту  долю  общей  дисперсии  ответов,  которая может  быть приписана  конкретной  характеристике  интервьюера" Между тем специальные исследования  показывают,  что  эффект  интервьюера  не  сводится  лишь  к  совокупности  ответных  смещений.  Вопреки  устоявшейся  точке  зрения,  спектр  его  конкретных проявлений значительно шире и включает в себя целый комплекс самых реакций  респондентов  на  объективные  и  субъективные  характеристики  опрашивающих. Влияние интервьюера результируется не  только в повышении удельного веса  социально  желательных  ответов  и  усилении  диссимулятивных  тенденций  испытуемых, но  и  в  ослаблении  их  кооперативных  установок,  росте  числа  не ответов,  снижении уровня  информативности  собираемых  данных,  изменении  длительности  интервью  и т.д.   Традиционный  подход  к  пониманию  эффекта  интервьюера,  получивший повсеместное  распространение  в  современной  социологии,  крайне  непродуктивен.  Он сужает  границы  обсуждаемого  феномена  и  тем  самым  существенно  обедняет  его  содержание,  затрудняет  поиск  и  идентификацию  ошибок  в  результатах  интервью,  сдерживает выработку эффективных мер для их минимизации.  

Измерение социальных признаков в отличие от измерения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Имеет место так называемый «эффект интервьюера», смещение информации, а значит и получения недостоверного знания, не отображающего истинного положения дел. Этот эффект возникает в процедуре измерения вследствие неправильных действий интервьюера. Например, «навязывание» респонденту в процедуре опросе своего видения, своей позиции относительно обсуждаемых вопросов, выражения своего отношения к ним. – Готлиб А.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12358. Определение отношения заряда электрона к его массе методом магнетрона 245 KB
  Лабораторная работа № 19 Определение отношения заряда электрона к его массе методом магнетрона 1. Цель работы: измерение удельного заряда |e|/m электрона. 2. Методика измерений Существуют различные методы определения отношения |e|/m в основе которых лежат результа...
12359. Исследование распределения термоэлектронов по скоростям 146 KB
  Лабораторная работа № 18 Исследование распределения термоэлектронов по скоростям 1. Цель работы: экспериментальное исследование распределения Максвелла. 2. Обоснование метода исследования. В замкнутом сосуде наполненном газом при температуре Т устанавливается...
12360. Ремонт стартера 427 KB
  Стартер является основным прибором системы пуска двигателя и представляет собой четырехнолюсный электродвигатель для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя.
12361. Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла 249.5 KB
  Лабораторная работа № 16 Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла 1. Цель работы: Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла. 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустит...
12362. Исследование характеристик поперечного датчика Холла 266.5 KB
  Лабораторная работа № 15 Исследование характеристик поперечного датчика Холла 1. Цель работы: Исследование характеристик поперечного датчика Холла 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустить через металлическую или полупроводниковую пла
12363. Исследование характеристик продольного датчика Холла 266.5 KB
  Лабораторная работа № 14 Исследование характеристик продольного датчика Холла. 1. Цель работы: Изучение эффекта Холла. 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустить через металлическую или полупроводниковую пластину рис.14.1. электрический то
12364. Вихревое электрическое поле 3.2 MB
  3 Лабораторная работа № 13 Вихревое электрическое поле 1. Цель работы. Изучение вихревого электрического поля при изменении магнитного поля в соленоиде. 2. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Явление электромагнитной индукции...
12365. Изучение явления магнитного гистерезиса 4.23 MB
  17 PAGE 16 Лабораторная работа № 12 Изучение явления магнитного гистерезиса 1. Цель работы. Проведение измерений цикла перемагничивания ферромагнетика. 2. Электронный осциллограф. Прибор предназначен для исследования быстропеременных периодичес
12366. Измерение магнитной проницаемости ферромагнетика индукционным методом 249 KB
  Лабораторная работа № 11 Измерение магнитной проницаемости ферромагнетика индукционным методом 1. Цель работы: Измерить магнитные проницаемости образцов стали и феррита индукционным методом. 2. Магнитные свойства вещества. Нейтральные молекулы и атомы веществ