29643

Экспертный опрос в социологическом исследовании. Виды экспертного опроса

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Помимо разделения опросных методов на анкетирование и интервьюирование существует еще одна важная классификация опросов массовые и экспертные опросы. По характеру деятельности экспертов экспертные опросы делятся на две группы: индивидуальные методы предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов групповые методы экспертизы групповые методы предполагают коллективную работу экспертов они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса. Если...

Русский

2013-08-21

40 KB

71 чел.

  1.  Экспертный опрос в социологическом исследовании. Виды экспертного опроса.

Понятие «экспертный опрос». Помимо разделения опросных методов на анкетирование и интервьюирование существует еще одна важная классификация опросов - массовые и экспертные опросы. Основанием для выделения этих видов служит тип (характер) респондентов, обусловленный спецификой задач исследования.  

В задачи массового опроса входит получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Поэтому в массовых опросах респонденты – это всегда представители объекта исследования, определенная его часть.

Задачи экспертного опроса заключаются в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, опыте и оценках респондентов. Эксперт, в отличие от участника массового опроса, чаще всего ставится в позицию наблюдателя, а не актора. (Проще говоря, «обычный» респондент рассказывает о своих личных поступках, переживаниях, мотивах, проигрывает варианты своего вероятного поведения в той или иной ситуации. Эксперт  же анализирует поступки и мотивы других людей, прогнозирует поведение интересующих исследователя социальных групп, развитие событий в них и т.п.)  Поэтому группа опрашиваемых экспертов не является частью объекта социологического исследования.

Очевидно, что в подобной роли могут выступать только компетентные лица, которые и называются экспертами. Эксперты – специалисты, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования, разбирающиеся в специфических аспектах изучаемого явления.

Таким образом,  экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности (эксперты).

Области использования экспертных опросов:

  •  диагностика и оценивание состояния социальных объектов, качества общественных институтов и их элементов,
  •  оценка вариантов социально значимых решений,
  •  оценка социальных последствий реализации проектов и решений,
  •  прогнозирование общественных процессов, событий будущего,
  •  аттестация коллектива и его членов.

Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются в разведывательных и пробных исследованиях, а также на всех этапах социологических исследований  (для определения целей и задач, проблем, построения гипотез, выработки практических рекомендаций).

I. По характеру деятельности экспертов экспертные опросы делятся на две группы:

  •  индивидуальные методы (предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов),
  •  групповые методы экспертизы (групповые методы предполагают коллективную работу экспертов, они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса).

II. По числу туров экспертного опроса выделяют:

  •  экспертные опросы, проходящие в один тур,
  •  экспертные опросы, включающие некоторое число туров.

Если соединить эти два основания классификации, то можно получить четыре группы методов экспертных опросов:

  1.  Индивидуальные экспертные опросы, включающие один тур
    1.  Индивидуальные опросы, включающие несколько туров

2.1 Групповые опросы, проходящие в один тур

2.2 Групповые опросы, проходящие в несколько туров

1.1.1. Индивидуальное интервью. Свои суждения эксперт высказывает в беседе с интервьюером, отвечая на поставленные перед ним вопросы. Степень формализации интервью может быть различной. Низкий уровень формализации опроса - неформальная беседа.Высокий уровень формализации предполагает разработку четко структурированного опросника с вопросами открытого типа.

1.1.2. Индивидуальное анкетирование. Для реализации опроса разрабатывается стандартизированная анкета с вопросами закрытого типа (шкалированные оценки, например). Требования к анкетам (структура, формулировка вопросов и вариантов ответов) достаточно стандартны и аналогичны требованиям, предъявляемым к опросам неэкспертного уровня.

1.1.3. Метод «индивидуального блокнота». Метод представляет собой заочную работу эксперта без непосредственного общения с исследователями. Эксперт получает блокнот, на первой странице которого описана проблема, и затем в течение оговоренного периода времени (определяемого сложностью проблемы и срочностью ее решения)

 

1.2.1. Метод Дельфи. Метод представляет собой заочное анонимное анкетирование экспертов в несколько туров с согласованием мнений экспертов.

2.1.1. «Мозговой штурм» и его разновидности

- Отбирается группа экспертов. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Для большей эффективности группа экспертов может быть поделена на две подгруппы: генераторы идей и аналитики. Первые придумывают разные способы решения проблемы (генерируют идеи). Вторые – анализируют их.

- Собственно штурм. Каждый эксперт-генератор выступает со своими идеями один раз (поэтому и считается, что метод проходит в один тур). Затем каждая из высказанных идей оценивается и критикуется экспертами-аналитиками. Но критикуется не огульно: в каждой идее необходимо найти конструктив и в результате выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Заключительный итог по имеющейся проблеме может быть принят путем явного или негласного голосования.

К разновидностям мозгового штурма относят:

  •  Метод «критической атаки». Принципиальное отличие - в критической направленности обсуждения.
  •  Метод «635». Более формализованная вариация метода мозгового штурма. В группу входят 6 человек, каждый из которых в течение 5 минут должен выдвинуть три предложения или высказать три гипотезы по поводу некоторого аспекта решаемой задачи или анализируемой ситуации.
  •  2.2.1. Групповая дискуссия (метод комиссии). Дискуссия - открытое коллективное обсуждение рассматриваемой проблемы. Дискуссия предполагает активный обмен мнениями между участниками, рассмотрение проблемы с разных позиций, многостороннюю коммуникацию. В отличие от «мозгового штурма» в ходе дискуссии разрешается критика.

2.2.2. Метод интеграции решений. Метод заключается в выработке совместного решения проблемы на основе выявления сильных сторон отдельных решений и их объединения.

2.2.3. Деловая игра. Метод может быть реализован в разных формах. Например, моделирование анализируемых процессов или будущего развития прогнозируемого явления.

III. По наличию непосредственного общения выделяют:

  •  Заочные экспертные опросы (отсутствует непосредственное общение, например, методы Дельфи, «индивидуальный блокнот», почтовое анкетирование, телефонный опрос и т.п.)
  •  Очные опросы экспертов (например, индивидуальное интервью, дискуссия, мозговой штурм и др.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
58014. Гістотехнології. Основні напрямки біотехнології 80.5 KB
  Мета: розглянути один з нових напрямів біотехнології який займається створенням біологічних замісників тканин і органів; формувати поняття тканинна інженерія розвивати інтелектуальні здібності логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до живих організмів та власного здоровя...
58016. ГЛОБАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ЛЮДСТВА 30.5 KB
  Також з являється страшна проблема озброєння і збереження миру на Землі проблема збільшення чисельності населення на планеті проблеми з виробництвом та використанням все більших і більших обсягів енергії продуктів харчування тощо.
58017. ГРАФІЧНИЙ СПОСІБ РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ 197 KB
  Алгоритм графічного способу розвязування рівнянь; вигляд і властивості функцій; означення коренів рівняння; що означає розвязати рівняння. Визначати вид функції та її графіка; будувати графіки функцій; розвязувати рівняння графічним способом; аналізувати порівнювати робити висновки щодо розвязків рівняння.
58018. Графіки - джерело інформації 81.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів про зміст поняття «графік залежності» та спосіб побудови графіків руху та зміни температур; продовжити роботу по формуванню вмінь будувати графіки з залежності величин за даними таблиці, робити опис деяких властивостей залежності за графіком...