29644

Способы подбора экспертов в социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Способы подбора экспертов в социологическом исследовании. Методы формирования группы экспертов I. Субъективный подход: предполагает привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности из среды которой они отбираются Каждый их этих подходов предполагает определенные методы подбора экспертов см. Таблицу Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов Объективный подход Субъективный подход 1.

Русский

2013-08-21

35 KB

12 чел.

15. Способы подбора экспертов в социологическом исследовании.

Методы формирования группы экспертов

I. Объективный подход: предполагает использование специальных методик отбора

II. Субъективный подход: предполагает привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются

Каждый их этих подходов предполагает определенные методы подбора экспертов (см. Таблицу)

Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов

Объективный подход

Субъективный подход

1. Документальный метод

1. Метод снежного кома

- подбор экспертов на основе социально-демографических данных (уровень и профиль образования, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, ученая степень, звание, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах и т.п.)

Недостаток: формальные показатели экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций, награды) не всегда отражают реальный уровень компетентности

- от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько (например, пять) фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Каждого вновь появившегося опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда список экспертов расширяется до нужных размеров или когда новые фамилии практически перестают встречаться.

Недостаток: Число туров до остановки процесса наращивания «снежного кома» нельзя заранее предсказать, а потому нельзя предварительно установить продолжительность и стоимость этой работы. Кроме того, если на первом этапе все эксперты были из одного «клана» (придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью) то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, прежде всего лиц из этого «клана». 

2. Экспериментальный метод

2. Метод голосования (аттестации)

- испытания, тестирование кандидата в эксперты

Недостаток: метод не всегда приемлем с этической точки зрения

- подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов.

Недостаток: прием эффективен при условии, что члены будущей группы хорошо знают друг друга и обладают высокой научной добросовестностью

3. Оценка эффективности прежней экспертной деятельности

3. Метод самооценки

Недостаток: подобная «неформальная аттестация» специалиста не всегда возможна и не всегда этична

- кандидаты оценивают свою осведомленность, эрудицию, компетенцию в области предмета исследования

Недостаток: возможна неадекватность данных в виде завышенных самооценок (но практика показывает, что серьезные эксперты, напротив, склонны занижать самооценки и стремятся не принимать участие в экспертизах, выходящих за рамки их научных интересов)

Второй вопрос, с которым сталкивается исследователь при формировании экспертной группы, – это ее численность, т.е. размер выборки экспертов.

С одной стороны, экспертная группа не может быть слишком многочисленной, т.к.

1) опыт показал, что за известными пределами увеличение числа экспертов не дает существенного прироста новой информации ни в деталях, ни, главное, по качеству,

2) зачастую количество экспертов в определенных сферах изначально очень невелико

С другой стороны, при малой численности экспертной группы возрастает удельный вес единичных мнений.

На практике численность экспертной группы большей частью составляет примерно 10-15 человек при очных опросах, и 20-30 (максимально 60-80 человек) при заочных опросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9184. Javascript и jQuery. Сходство с другими языками программирования 49.92 KB
  Javascript и jQuery В последнее время становиться все более и более популярным написание веб-приложений, которые по своей функциональности уже почти не отличаются от прикладных программ. Все веб-приложения состоят из двух главных составных частей: с...
9185. Работа с JavaScript Framework jQuery 357.09 KB
  Работа с JavaScript Framework jQuery Цель: ознакомиться с основными возможностями JavaScript Framework. jQuery, научиться применять его базовые структуры в html документах. jQuery - библиотека Javascript, фокусирующаяся на взаимодействии Javasc...
9186. Работа с готовыми плагинами Jquery 645.94 KB
  Работа с готовыми плагинами Jquery Цель: научиться подключать и адаптировать под свои нужды готовые плагины Jquery Теоретические сведения: Плагин - независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе, предназна...
9187. jQuery — библиотека JavaScript 152.9 KB
  jQuery jQuery - библиотека JavaScript, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML. Библиотека jQuery помогает легко получать доступ к любому элементу DOM (Document Object Model - объектная модель документа), обращаться к...
9188. JQuery / JQuery UI (User Interface) 2.92 MB
  JQuery /JQuery UI(User Interface) jQuery - библиотека JavaScript, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML. Библиотека jQuery помогает легко получать доступ к любому элементу DOM, обращаться к атрибутам и содержимому э...
9189. jQuery - библиотека JavaScript, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML 34.95 KB
  JQuery jQuery - фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML. Библиотека jQuery помогает легко получать доступ к любому элементу DOM, обращаться к атрибутам и содержимому элементов DOM, манипулировать ими....
9190. Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX 47.5 KB
  Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX Мета роботи - розглянути взаємодію серверних та клієнтських технологій, ознайомитися з перевагами та недоліками використання технології AJAX. Визначит...
9191. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ ИЗ ТЕКСТА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ 1.95 MB
  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России..
9192. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе 23.94 KB
  Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культу...