29644

Способы подбора экспертов в социологическом исследовании

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Способы подбора экспертов в социологическом исследовании. Методы формирования группы экспертов I. Субъективный подход: предполагает привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности из среды которой они отбираются Каждый их этих подходов предполагает определенные методы подбора экспертов см. Таблицу Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов Объективный подход Субъективный подход 1.

Русский

2013-08-21

35 KB

12 чел.

15. Способы подбора экспертов в социологическом исследовании.

Методы формирования группы экспертов

I. Объективный подход: предполагает использование специальных методик отбора

II. Субъективный подход: предполагает привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются

Каждый их этих подходов предполагает определенные методы подбора экспертов (см. Таблицу)

Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов

Объективный подход

Субъективный подход

1. Документальный метод

1. Метод снежного кома

- подбор экспертов на основе социально-демографических данных (уровень и профиль образования, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, ученая степень, звание, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах и т.п.)

Недостаток: формальные показатели экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций, награды) не всегда отражают реальный уровень компетентности

- от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько (например, пять) фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Каждого вновь появившегося опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда список экспертов расширяется до нужных размеров или когда новые фамилии практически перестают встречаться.

Недостаток: Число туров до остановки процесса наращивания «снежного кома» нельзя заранее предсказать, а потому нельзя предварительно установить продолжительность и стоимость этой работы. Кроме того, если на первом этапе все эксперты были из одного «клана» (придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью) то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, прежде всего лиц из этого «клана». 

2. Экспериментальный метод

2. Метод голосования (аттестации)

- испытания, тестирование кандидата в эксперты

Недостаток: метод не всегда приемлем с этической точки зрения

- подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов.

Недостаток: прием эффективен при условии, что члены будущей группы хорошо знают друг друга и обладают высокой научной добросовестностью

3. Оценка эффективности прежней экспертной деятельности

3. Метод самооценки

Недостаток: подобная «неформальная аттестация» специалиста не всегда возможна и не всегда этична

- кандидаты оценивают свою осведомленность, эрудицию, компетенцию в области предмета исследования

Недостаток: возможна неадекватность данных в виде завышенных самооценок (но практика показывает, что серьезные эксперты, напротив, склонны занижать самооценки и стремятся не принимать участие в экспертизах, выходящих за рамки их научных интересов)

Второй вопрос, с которым сталкивается исследователь при формировании экспертной группы, – это ее численность, т.е. размер выборки экспертов.

С одной стороны, экспертная группа не может быть слишком многочисленной, т.к.

1) опыт показал, что за известными пределами увеличение числа экспертов не дает существенного прироста новой информации ни в деталях, ни, главное, по качеству,

2) зачастую количество экспертов в определенных сферах изначально очень невелико

С другой стороны, при малой численности экспертной группы возрастает удельный вес единичных мнений.

На практике численность экспертной группы большей частью составляет примерно 10-15 человек при очных опросах, и 20-30 (максимально 60-80 человек) при заочных опросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64527. Онтологическая проблема 30.9 KB
  Откуда возникло живое из неживого Откуда возникло сознание из чего Очень часто эту проблему интерпретируют как психофизиологическую. Как сознание можно вывести из физиологии Физиология некий автомат. И вдруг у этого автомата появляется сознание.
64528. Теория и методика обучения праву 61 KB
  Цель: состоит в предметном ознакомлении студентов с теоретическими и методологическими основами а также с практическими формами и приемами различных методик правового обучения. Задачи: освоение теоретических основ обучения праву различных категорий населения прежде...
64529. Снимок как центральная проекция местности 65.5 KB
  В дальнейшем мы будем исследовать свойства снимка как центральной проекции с целью использования этих свойств для определения координат точек местности а так же для создания топографических планов и карт.
64530. Теоретические основы информатики 19.31 KB
  Информатика это техническая наука о способах передачи хранения и переработки информации средствами вычислительной техники а также изучающая принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
64531. Инструментальные стали 301.5 KB
  Основными материалами для режущих инструментов являются инструментальные стали. К ним относятся углеродистые легированные и быстрорежущие стали. Углеродистые стали. Эти стали обладают высокой твердостью после окончательной термической обработки...
64534. Конкуренция как экономическая категория. Понятие и виды конкуренци 21 KB
  Количество конкурентов как уже имеющихся так и потенциально должно быть достаточным для того чтобы устранить экстраординарные доходы Все экономические агенты должны обладать приемлемым знанием рыночных возможностей...
64535. КАУЧУКИ И РЕЗИНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ 95 KB
  Резины - продукты вулканизации натурального или синтетических каучуков и представляют собой многокомпонентные смеси. Резиновая смесь изготавливается путем введения в каучуки минеральных или углеродных порошкообразных наполнителей