29645

Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды наблюдения. Метод наблюдения в соцом исследовании используется в 2х смыслах широком и узком . В узком смысле наблюдения конкретезированный метод соц.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

3 чел.

  1.  Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии.

Метод наблюдения в соц-ом исследовании используется в 2-х смыслах широком и узком . В широком- равнозначное эмпирическое изучение соц. яв вообще и в этом смысле есть теоретическое изуч, а есть наблюдение как синоним эмпирического изучения. В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц. Исследования.

Метод наблюдения – ( в узком смысле)означает целенаправленное , визуальное восприятие какой-то соц-й ситуации , предполагает фиксацию результатов восприятия этого восприятия в соответствующих документах.

Характеристики наблюдения:

  1.  Целенаправленность восприятия отличающие научные наблюдения от обыденного.
  2.  Непосредственного восприятия (наблюдатель) воспринимает яв-е так, как оно здесь и сейчас происходит это прямое наблюдения. С точки зрения количественного подхода в этой непосредственной процедуре есть минус яв-е невозможно повторять во всех его ньюансах и оттенках.

Целенаправленное наблюдение выражается в разработке программы наблюдения в разработке программы наблюдения, включяющие в себя постановку задач, выдвижения гипотез ,определение объекта наблюдения и сколько раз наблюдать,твид использования наблюдения, разработка документа наблюдения.

Существуют несколько классификаций видов наблюдения:

в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое),

в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное),

по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное),

по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное)

Опыт использования в  социологии. Специфичность полученной информации, обусловленная методом наблюдения, может быть охарактеризована следующим образом:

мы имели дело не с фактами сознания (они недоступны прямому наблюдению), а с актами реального поведения людей в процессе собрания;

наблюдение фиксирует поведение людей в процессе собрания не только как индивидуальное, но и как групповое (интегральное);

информация, полученная методом наблюдения, с одной стороны, дополняла результаты, полученные в данном исследовании другими методами, а с другой — позволяла в известной мере контролировать эти результаты.

Внимание наблюдателя было сосредоточено на отдельных элементах поведения участников собрания, заранее выделенных программой исследования.

Следует оговориться, что при анализе полученных данных мы рассматривали наше исследование как самостоятельное, имеющее собственные конкретные задачи, которые хотя и работают на решение задач более широкой темы, но не всегда и полностью с ними совпадают.

Программа настоящего исследования предусматривала решение следующих задач:

  1.  определение характеристик функционирования собрания как канала выражения общественного мнения;
  2.  фиксирование характеристик информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
  3.  фиксирование элементов поведения аудитории на собрании;
  4.  фиксирование характеристик лиц, выступающих на собрании, и отношения аудитории к выступлениям;
  5.  определение возможности применения метода наблюдения  в исследованиях общественного мнения.

  Из лекций

Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17472. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИС 84.5 KB
  Тема ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИС Современные информационные технологии предоставляют широкий набор способов реализации ИС выбор которых осуществляется на основе требований со стороны предполагаемых пользователей которые как правило изменяются в процессе раз...
17473. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИС ПО ОБЛАСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ 51 KB
  Лекция АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИС ПО ОБЛАСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ Рассмотрим некоторые основные типы АИС ориентированные на различные области применения. Автоматизированные информационные системы по законодательству Законодательство Российской Федерации в настоящее ...
17474. Географические информационные системы (ГИС) 27 KB
  Лекция Географические информационные системы ГИС Важным специфическим классом АИС специализирующихся на определенном виде информации в основном графической являются географические системы ГИС. Согласно некоторым оценкам 80 всех существующих данных являю
17475. Гипертекстовые АИС 107.5 KB
  Лекция Гипертекстовые АИС Слово гипертекст hypertext буквально переводится как нелинейный текст nonlinear text. Элемент гипертекста узел дискретный объект. Узлы между которыми возможен переход считаются смежными а сама возможность перехода называется связью. Для описан...
17476. Документальный информационный поиск в сети Интернет 40.5 KB
  Лекция №9 Документальный информационный поиск в сети Интернет Информационнопоисковые системы Интернет могут быть разделены по функциональноструктурному принципу на следующие классы: полностью распределенные системы где реализуются принципы распределенных вы
17477. Конструирование системы упражнений по теме Геометрическая оптика на основе обобщения опыта работы учителя физики лицея №40 Морозовой Н.В 2.46 MB
  Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт как правило результат творческих поисков педагогов в нем сливаются воедино творческое новаторское и в то же время традиционное начала.
17478. Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация 127 KB
  Лекция №2 Автоматизированные информационные системы АИС структура и классификация АИС комплекс автоматизированных информационных технологий предназначенный для информационного обслуживания организованного непрерывного технологического процесса подготовк...
17479. Организационное обеспечение и пользователи АИС 36.5 KB
  Организационное обеспечение и пользователи АИС В состав организационного обеспечения АИС принято включать структурные подразделения организации осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы а также совокупность док
17480. Некоторые поисковые возможности и характеристики систем Yandex и Rambler 392.5 KB
  Некоторые поисковые возможности и характеристики систем Yandex и Rambler. Стандартный поиск Yandex. Рассмотрим общий вид стандартной поисковой формы Yandex рис. 2.20. 1. Основная поисковая форма. Главный ее элемент строка запроса. При желании можно искать только в результатах пр