29645

Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды наблюдения. Метод наблюдения в соцом исследовании используется в 2х смыслах широком и узком . В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

3 чел.

  1.  Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии.

Метод наблюдения в соц-ом исследовании используется в 2-х смыслах широком и узком . В широком- равнозначное эмпирическое изучение соц. яв вообще и в этом смысле есть теоретическое изуч, а есть наблюдение как синоним эмпирического изучения. В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц. Исследования.

Метод наблюдения – ( в узком смысле)означает целенаправленное , визуальное восприятие какой-то соц-й ситуации , предполагает фиксацию результатов восприятия этого восприятия в соответствующих документах.

Характеристики наблюдения:

  1.  Целенаправленность восприятия отличающие научные наблюдения от обыденного.
  2.  Непосредственного восприятия (наблюдатель) воспринимает яв-е так, как оно здесь и сейчас происходит это прямое наблюдения. С точки зрения количественного подхода в этой непосредственной процедуре есть минус яв-е невозможно повторять во всех его ньюансах и оттенках.

Целенаправленное наблюдение выражается в разработке программы наблюдения в разработке программы наблюдения, включяющие в себя постановку задач, выдвижения гипотез ,определение объекта наблюдения и сколько раз наблюдать,твид использования наблюдения, разработка документа наблюдения.

Существуют несколько классификаций видов наблюдения:

в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое),

в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное),

по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное),

по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное)

Опыт использования в  социологии. Специфичность полученной информации, обусловленная методом наблюдения, может быть охарактеризована следующим образом:

мы имели дело не с фактами сознания (они недоступны прямому наблюдению), а с актами реального поведения людей в процессе собрания;

наблюдение фиксирует поведение людей в процессе собрания не только как индивидуальное, но и как групповое (интегральное);

информация, полученная методом наблюдения, с одной стороны, дополняла результаты, полученные в данном исследовании другими методами, а с другой — позволяла в известной мере контролировать эти результаты.

Внимание наблюдателя было сосредоточено на отдельных элементах поведения участников собрания, заранее выделенных программой исследования.

Следует оговориться, что при анализе полученных данных мы рассматривали наше исследование как самостоятельное, имеющее собственные конкретные задачи, которые хотя и работают на решение задач более широкой темы, но не всегда и полностью с ними совпадают.

Программа настоящего исследования предусматривала решение следующих задач:

  1.  определение характеристик функционирования собрания как канала выражения общественного мнения;
  2.  фиксирование характеристик информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
  3.  фиксирование элементов поведения аудитории на собрании;
  4.  фиксирование характеристик лиц, выступающих на собрании, и отношения аудитории к выступлениям;
  5.  определение возможности применения метода наблюдения  в исследованиях общественного мнения.

  Из лекций

Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60414. Українські землі в складі Литви та Польщі 60.5 KB
  Оголошення проблемного запитання: Чи могли українські землі в ХІVХVІ ст. Коментоване читання 1-го абзацу Після занепаду Галицько-Волинської держави Запитання: Що намагався відродити князь Любарт...
60415. Включення українських земель до складу Російської та Австрійської імперій 164 KB
  Які держави брали участь у поділах Речі Посполитої Яка була їхня мета Як ви оцінюєте значення поділів Речі Посполитої для українського народу Які землі увійшли до складу Росії після російсько-турецьких війн...
60416. Планета Земля чекає на захист 303.5 KB
  Мета. Узагальнити та розширити знання учнів про стан природи нашої планети; розкрити деякі екологічні проблеми.
60417. Розробка позакласного заходу Земля моя – Луганщина 62 KB
  Обладнання: карта України виставка книжок портрети відомих людей плакат Земля моя Луганщина герб Луганської області Хід уроку Слово вчителя. Тема нашого уроку Земля моя –Луганщина.
60418. Загальна характеристика класу Земноводні 405.5 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про наступний клас типу Хордові Земноводні; ознайомити учнів із середовищем існування земноводних їх способом життя; розглянути зовнішню будову на прикладі жаби озерної...
60419. Особливості процесів життєдіяльності та поведінки Земноводних 139 KB
  Мета: продовжувати формувати знання учнів про земноводних тварин; розкрити особливості внутрішньої будови земноводних системи органів; ознайомити із особливостями процесів життєдіяльності...
60420. Загальна характеристика класу Земноводні 48 KB
  Так саме жаби зробили неоціненний вклад в розвиток науки. До земноводних належать жаби ропухи тритони саламандри прочитав Сашко тихим голосом і замовк. Полудень і жаби підставили свої спини яскравим сонячним променям.
60421. Школьный пресс-центр как интеллектуально-творческое объединение учащихся 73 KB
  Оформление наглядности: создание настенных плакатов отражающих работу пресс-центра. 1 Приобретение канцтоваров Попечительский совет 2 Оплата энергопотребления Попечительский совет...
60422. Церковне життя України у першій половині ХVІІ століття 60 KB
  Мета: визначити вплив Берестейської унії на церковне життя України; розглянути діяльність митрополита Петра Могили; розвивати вміння працювати з підручником та історичними документами виховувати інтерес...