29645

Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды наблюдения. Метод наблюдения в соцом исследовании используется в 2х смыслах широком и узком . В узком смысле наблюдения конкретезированный метод соц.

Русский

2013-08-21

36.5 KB

3 чел.

  1.  Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии.

Метод наблюдения в соц-ом исследовании используется в 2-х смыслах широком и узком . В широком- равнозначное эмпирическое изучение соц. яв вообще и в этом смысле есть теоретическое изуч, а есть наблюдение как синоним эмпирического изучения. В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц. Исследования.

Метод наблюдения – ( в узком смысле)означает целенаправленное , визуальное восприятие какой-то соц-й ситуации , предполагает фиксацию результатов восприятия этого восприятия в соответствующих документах.

Характеристики наблюдения:

  1.  Целенаправленность восприятия отличающие научные наблюдения от обыденного.
  2.  Непосредственного восприятия (наблюдатель) воспринимает яв-е так, как оно здесь и сейчас происходит это прямое наблюдения. С точки зрения количественного подхода в этой непосредственной процедуре есть минус яв-е невозможно повторять во всех его ньюансах и оттенках.

Целенаправленное наблюдение выражается в разработке программы наблюдения в разработке программы наблюдения, включяющие в себя постановку задач, выдвижения гипотез ,определение объекта наблюдения и сколько раз наблюдать,твид использования наблюдения, разработка документа наблюдения.

Существуют несколько классификаций видов наблюдения:

в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое),

в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное),

по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное),

по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное)

Опыт использования в  социологии. Специфичность полученной информации, обусловленная методом наблюдения, может быть охарактеризована следующим образом:

мы имели дело не с фактами сознания (они недоступны прямому наблюдению), а с актами реального поведения людей в процессе собрания;

наблюдение фиксирует поведение людей в процессе собрания не только как индивидуальное, но и как групповое (интегральное);

информация, полученная методом наблюдения, с одной стороны, дополняла результаты, полученные в данном исследовании другими методами, а с другой — позволяла в известной мере контролировать эти результаты.

Внимание наблюдателя было сосредоточено на отдельных элементах поведения участников собрания, заранее выделенных программой исследования.

Следует оговориться, что при анализе полученных данных мы рассматривали наше исследование как самостоятельное, имеющее собственные конкретные задачи, которые хотя и работают на решение задач более широкой темы, но не всегда и полностью с ними совпадают.

Программа настоящего исследования предусматривала решение следующих задач:

  1.  определение характеристик функционирования собрания как канала выражения общественного мнения;
  2.  фиксирование характеристик информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
  3.  фиксирование элементов поведения аудитории на собрании;
  4.  фиксирование характеристик лиц, выступающих на собрании, и отношения аудитории к выступлениям;
  5.  определение возможности применения метода наблюдения  в исследованиях общественного мнения.

  Из лекций

Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования. 

  Наблюдение – это целенаправленное визуальное восприятие какой-либо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах.

  Черты наблюдения как научного метода:

  1.  Целенаправленность наблюдения как научного метода (Знаем что наблюдаем, зачем, кого, с какой целью, какую гипотезу проверяем и т.п.)
  2.  Непосредственность восприятия (Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения, здесь и сейчас). Из этого вытекает следующее – событие никогда не сможет повториться именно так, как произошло. Классическая социология пытается избежать этого следствия с помощью систематичности наблюдения – что повторится и проявится несколько раз – то и правда.
  3.  В рамках классического подхода наблюдение всегда выступает второстепенным методом, не основным, выступает в дополнении к чему-то.

  Виды  наблюдений.

  Существует несколько критериев для выделения видов:

  1.  Организация наблюдения. (Полевое и лабораторное)
  2.  Степень структурированности наблюдения. (Бесструктурное и структурированное)

В классическом исследовании бесструктурное наблюдение используется на разведывательном этапе исследования, когда мы хотим ознакомиться с данными. В качественном исследовании оно является основным видом наблюдения.

Структурированное наблюдение это такой вид наблюдения, в котором наблюдаемое поведение структурируется, т.е. представляет как совокупность отдельных элементов (Рекламный щит - Прошел мимо, остановился, записал, сорвал  и т.п.) Этот вид наблюдения используется в классическом исследовании. Одно и то же наблюдаемое поведение может быть структурировано различным образом относительно задач исследования. Элементы поведения выделяются таким образом, чтобы можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1.  Степень вовлеченности исследователя в изучаемую ситуацию. (Не включённое (наблюдатель не является участником ситуации) наблюдение и включённое (является) наблюдение) Между этими полюсами есть промежуточная форма – участник-наблюдатель (не полное инкогнито) или наблюдатель-участник (ближе к не включенному). В качественном исследовании используется в основном включенное и никогда не включенное. В количественном же включенное может использоваться на этапе разведки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61751. Аппликация. Новогодняя открытка 15.6 KB
  Показ образца новогодней открытки: Что на ней изображено Из каких составных частей она состоит Какие цвета были использованы при изготовлении открытки Сегодня для работы нам понадобятся цветной картон цветная бумага ножницы простой карандаш клей.
61752. спользование документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения по профессии Повар, кондитер 67.17 KB
  Исследования показали при длительности урока производственного обучения 6 часов на индивидуальную работу мастера с каждым из 25 учащихся приходится всего 810 мин.; втретьих невозможностью использовать на рабочих местах учащихся изданные в виде книг руководства для подготовки квалифицированных рабочих ряда профессий в том числе по профессии Повар-кондитер. Вместе с тем необходимо отметить что несмотря на явные достоинства письменное инструктирование к сожалению пока не нашло широкого применения в практике производственного...
61753. Животные. Корова 20.46 KB
  Давайте составим портрет героини нашего урока Дети получают конверты с осколочными картинками Игра Собери картинку Скажите а для чего человек выращивает коров Что получает человек с коровы мясо молоко и крепкую кожу.
61754. Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши 22.15 KB
  Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...
61755. Корень и однокоренные слова 17.57 KB
  Пальчиковая гимнастика 2 мин А теперь давайте подготовим наши пальчики к письму. 3 Словарная работа 7 мин Молодцы а теперь открываем тетради и записываем число. Записывают слова в тетрадях и на доске вспоминают написания слов.
61756. Картина Виктора Васнецова «Богатыри» 108.93 KB
  Задачи: 1)расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по теме; 2)закрепление навыка грамотного построения предложений разного типа; 3)обучать составлению символического плана рассказа-описания и рассказыванию с опорой на него. Оборудование: картина «Богатыри».
61757. Окончание и основа слова 31.28 KB
  Цель: сообщить учащимся что окончание изменяемая часть слова значимая: в ней содержится грамматическое значение слова образует форму слова а не новое слово служит для связи слов в словосочетании и предложении бывает нулевым материально не выраженным звуком буквой...