29657

Психологическая наука в противоположность метафизике

Шпаргалка

Логика и философия

Однако масштаб абстракций и обобщений существенно ниже уже и конкретнее в эмпирической психологии чем в философской метафизике или основанной на ней априорной психологии. Примерами метафизических вопросов в психологии могут быть следующие. Номотетический и идиографический подходы в эмпирической психологии Номотетический подход Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках прежде всего номотетического подхода связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. Идиографическое познание применяется в ряде отраслей...

Русский

2013-08-21

41 KB

0 чел.

Билет 8.

1. Психологическая наука в противоположность метафизике.

Эмпирическая психология исходит из того, что метафизические вопросы в принципе невозможно изучать эмпирически. Философская метафизика претендует на познание так называемой предельной реальности — якобы истинной реальности, но она скрытой за слоем чувственных впечатлений. Другими словами, предельная реальность имеет внечувственный характер, а чувственная реальность является «ненастоящей», вводящей в заблуждение. Традиция различения предельной и чувственной реальностей пережила века и начинается с Платона (см., напр.: «metaphysics», «philosophy, history of», «science, history of», Encyclopædia Britannica Online, 2000). Эта традиция продолжается и в наши дни, обусловливая разделение эмпирической (опирающейся на чувственный опыт) и априорной (не опирающейся на чувственный опыт) психологий на две относительно самостоятельные традиции. Понятно, что если предельная реальность имеет внечувственный характер, ее невозможно изучать средствами, которые используют чувственные (эмпирические) данные.

Метафизическими являются вопросы, которые характеризуются высоким уровнем абстрактности, предельными или околопредельными обобщениями, ориентируют на поиск сущностей. Именно эти особенности придают метафизическим вопросам априорность. Между тем эмпирическая психология изучает чувственную реальность и оставляет за рамками своего предмета вопросы познания предельной реальности и ее сущности.

Заметьте, что познание чувственной реальности включает в себя открытие законов или поиск причин, которые, строго говоря, скрыты за слоем чувственных впечатлений. Но законы и причины объясняют функционирование чувственной, а не предельной реальности. Эмпирическая психология опирается не только на чувственный опыт, но и на мышление: абстракции, обобщения, дедуктивные и индуктивные умозаключения. Однако масштаб абстракций и обобщений существенно ниже, уже и конкретнее в эмпирической психологии, чем в философской метафизике или основанной на ней априорной психологии.

У мироздания одно начало или два? Общественная практика является или не является критерием истины? Это — вопросы философского масштаба. Они не имеют эмпирического решения, поскольку направлены на познание предельной, а не чувственной реальности, опираются на априорное мышление, а не на мышление, исходящее из чувственного опыта. Эмпирическая психология не ставит, не изучает и в принципе не способна изучать столь абстрактные и общие вопросы.

Примерами метафизических вопросов в психологии могут быть следующие. Личность связана с темпераментом? Что «выше»: мышление или восприятие? Сознание можно формировать? Метафизический характер этих вопросов обнаруживается не в общетеоретической, а в исследовательской, собственно эмпирической плоскости.

2. Номотетический и идиографический подходы в эмпирической психологии

Номотетический подход

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках прежде всего номотетического подхода, связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. В этой методологии, которую иногда называют «методологическим позитивизмом», объединены элементы логического позитивизма, эмпирицизма и операционализма (Ratner, 1997).

Онтологически постпозитивистов относят к критическим реалистам. Они утверждают, что реальность существует сама по себе, независимо от познающих ее людей. Но люди могут познавать и понимать эту реальность, хотя и только приближенно, вероятностно, а не однозначно и определенно. Эпистемологически постпозитивисты стремятся изучать и познавать свой предмет с объективной точки зрения, но осознают, что идеал объективности редко, если вообще когда-либо полностью, может быть достижим. Результаты количественных исследований проверяются на валидность и надежность. Главная цель — объяснение и предсказание явлений при контроле условий, в которых обнаруживаются закономерности или причины (Kidd, 2002).

Главными принципами методологического позитивизма (и номотетического подхода) являются атомизм, квантификация, операционализм. Атомизм предполагает, что одни психические свойства обособлены от других; они существуют раздельно, хотя и могут быть взаимосвязаны. Квантификация означает, что психическое свойство можно выразить в виде переменной, состоящей из мелких дискретных элементов. Числовые значения обозначают силу или степень выраженности переменной. Квантификация означает также, что математические операции с количественными данными, выражают и числа, и особенность психического явления, которую они обозначают. Операционализм представляет собой поиск простых поведенческих действий, в которых выражаются психические свойства. Основная задача номотетического исследования заключается в том, чтобы измерить «силу» переменной (степень ее выраженности, частоту проявлений, и т.п.). Изменения «силы» агрессии, конформности, любви, или самооценки рассматриваются в зависимости от других, чем эти переменные, факторов (Ratner, 1997).

Номотетический подход предназначен для открытия общих законов, которые лежат в основе психических явлений, поведения, событий. Исследователи обнаруживают действие общих законов применительно к разным людям, в разное время, в разных местах, ситуациях, условиях. Результаты изучения особенностей одних людей позволяют предсказывать такие же особенности у других людей. Номотетический подход предназначен также для эмпирического тестирования теорий и вытекающих из них исследовательских гипотез (Dooley, 2001).

Идиографический подход

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание, используя также идиографический подход. Следует различать особенности идиографического подхода, который применяется с позиций постпозитивизма и других философских традиций, таких как символический интеракционизм (см.: Dooley, 2001), феноменолизм (см.: Giorgi, 1975; Ratner, 1997; Dooley, 2001; Hein & Austin, 2001), конструктивизм (см.: Kidd, 2002), марксизм (см.: Ratner, 1997; Kidd, 2002).

В рамках постпозитивизма применение идиографического подхода ограниченно. Например, при проведении пионерских исследований бывает сложно сразу и четко определить значения эмпирического понятия для его операционализации. Тогда производится идиографическое знание, но как предварительное знание. На более развитых этапах исследования идиографическое знание служит базой для производства знания номотетическим путем (см.: Dooley, 2001).

Широкое развитие идиографический подход получил, в частности, в рамках конструктивизма. Онтологически, мир каждого человека реконструируется так, как он сам его интерпретирует — через рассуждения, теоретические конструкты, ценности, отношения. Акцент делается на определении особенностей субъективного опыта человека и значений, которые он придает своему опыту. Например, гомосексуальная идентичность трактуется не как присущая человеку особенность, а скорее как культурно сконструированное мнение / система значений, открытых для изменений. Эпистемологически, идиографическое познание мыслится как результат взаимодействия систем значений участника исследования и его исследователя. При этом вопрос объективности такого познания отвергается как не соответствующий сути дела.

Конструктивисты проводят, как правило, качественные исследования. Причем традиционное понимание валидности исследований и переноса полученных данных на популяцию людей (генеральную совокупность) видоизменено или отвергнуто. Обычные цели конструктивизма — развитие понимания и оказание помощи участникам исследования разрушить деструктивные мнения и убеждения. Например, вера в то, что «гомосексуальная идентичность представляет собой порок или болезнь», разрушается. Вместо этого человеку оказывается помощь в обретении веры в то, что «гомосексуальная идентичность представляет собой достоинство» (Kidd, 2002).

Важную роль в развитии идиографического подхода сыграл также феноменолизм. Гуссерль, основатель феноменологической философии, показал, что «критическая рефлексия» и описание образуют основания знаний о сознании. Феноменология утверждается как наука о сознании. Гуссерль полагал, что феномены представляют собой сущности или структуры сознающего опыта. Гуссерль рассматривал опыт как состоящий из конкретных частиц и категорий значений, которым эти частицы принадлежат. Например, хотя наш опыт включает в себя знания многих сортов яблок (которые варьируют по цвету, размеру, строению ткани), все они есть примеры «яблочности» — категории, которая реальна и включена в опыт человека. Значение «яблочности» остается тем же, несмотря на вариации в том, как эта категория представляет себя на уровне конкретных яблок. Иначе говоря, структура «яблочности» складывается из конкретных яблок. Гуссерль определил задачу феноменологии как описание этих структур сознания и опыта, включая их частицы и взаимоотношения этих частиц (см.: Hein & Austin, 2001). Подобно «конструктивистам», «феноменолисты» также исследуют мир человека таким, каким сам человек интерпретирует свой мир — через его восприятия, рассуждения, память, Я–концепцию, переживания, ценности, отношения (см.: Ratner, 1997; Dooley, 2001).

Идиографическое познание применяется в ряде отраслей психологии — развития, профессий, спорта, социальной, организационной, медицинской психологии (Kidd, 2002), а также в культурной (качественной) психологии (Ratner, 1997; Dooley, 2001). Известные психологи внесли определенный вклад в развитие идиографического подхода — Левин, Мюррей, Эриксон, Пиаже, Джемс, Вундт (цит. по: Kidd, 2002).

Рассмотрим подробнее особенности количественных (в рамках номотетического познания) и качественных (в рамках идиографического познания и с позиций феноменологического подхода) исследований.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55347. Зелений клас 192 KB
  Вирішили зробити проект тому що форма проектування дійсно дає змогу консолідувати зусилля усіх сторін і субєктів навчальновиховного процесу розширює рамки творчої діяльності. Тематичний напрямок проекту.
55348. Біла ромашка - символ чистого дихання 41 KB
  Мета проекту: формування у шкільної молоді моральних цінностей та життєвих навиків, які сприяють вихованню потреби практично впливати на подолання негативних поведінкових проявів...
55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...
55352. Я ХОЧУ БІЛЬШЕ ЗНАТИ ПРО МОЮ БАТЬКІВЩИНУ - УКРАЇНУ 67 KB
  За кількістю учасників: груповий За характером контактів: зовнішній. привчати дітей самостійно працювати в бібліотеці; Очікувані результати Учні навчаться знаходити необхідну інформацію в бібліотеці та навчаться працювати з каталогами;
55353. Зимующие птицы Донбасса 399 KB
  Проблемные вопросы: Как живут птицы зимой Что мы знаем о зимующих птицах Донбасса Как реально помочь птицам зимой Учебные вопросы: Чем питаются зимующие птицы Почему птицы улетают на зиму в теплые края Какие птицы остаются зимовать в нашем городе Есть ли разница во внешнем виде...
55354. Чарівний світ Наталі Забіли 136 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної дотримуватися норм мовленнєвої культури звязно висловлюватися в контексті змісту вникати в суть прочитаного...