29672

Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности

Шпаргалка

Логика и философия

Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений а также на раскрытие их специфических характеристик. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка на котором производится эмпирическое и феноменологическоеописание психических явлений. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. По мере своего развития научные представления о сущности психических...

Русский

2013-08-21

47 KB

1 чел.

Билет 6

1. Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности.

2. Структурализм, бихевиоризм, когнетивизм как вехи развития психологических учений в западной психологической науке.

М Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация предмета исследования психологии, а также развитие ее теоретического аппарата позволяют говорить об определенной научно-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер).1. Первые психологические исследования были направле
ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено
менологических признаков психических явлений, а так
же на раскрытие их специфических характеристик.

• Этим определяется неизбежность первоначальной множе
ственности психологических концепций, каждая из кото
рых соответствует выделенному аспекту реальности.

2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений
и объяснений, осуществляемых преимущественно сред
ствами той системы психологических понятий, на языке
которой получают свое первичное описание психиче
ские явления.

• Теоретический поиск объяснений и общих закономерно
стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото
ром производится эмпирическое и феноменологическое
описание психических явлений.

3. Далее следует построение общих теоретических принци
пов организации психики, выходящих за пределы психо
логии и относящихся к физиологическим, биологиче
ским, социальным, физическим, информационным и
другим закономерностям действительности и человече
ской деятельности.

Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?

Психология как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии (см. курс истории психологии).

Психика — это душа, не имеющая материальных оснований (донаучный период развития представлений о сущности психического).

Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: по мере знакомства с явлениями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная психология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология). Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внеш-Шней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).

Полезно конкретизировать некоторые особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер).

Нейрофизиологические концепции психики

Имеют своим предметом не самый психический акт и его
результаты (представления, понятия), а соответствующие
им динамические и структурные изменения в мозговом
субстрате.

Исследование собственно психических явлений подменя
ется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология

За ассоциативной концепцией стоит самая универсальная
форма взаимосвязи — пространственно-временная смеж
ность психических явлений.

При этом способ связи, механизм психических явлений
(ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в
которую они объединяются (целое имеет свойства, кото
рые несводимы к простому ассоциативному объединению
частей); б) от характера исходного «материала» (субстра
та), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт — Э. Титченер)

Первичным материалом является интроспективно откры
вающаяся субъекту психическая ткань чувственного опы
та, которая должна быть полностью обособлена от своего
внешнего объекта.

Психические структуры складываются из элементов по за
конам ассоциации. Основным принципом организации
психических явлений выступает ассоциативная связь.

Психические структуры определяются материалом психи
ческой «ткани чувственного образа», которая дана субъек
ту интроспективно.

58

Гешталътпсихология

Структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объе
динение психических элементов, а как предметная целост
ность, детерминированная объектом и обладающая своими
собственными субъективными феноменологическими ха
рактеристиками и закономерностями.

В психологию вводится принцип изоморфизма (взаим
но-однозначного соответствия) психических (феноменаль
ных), нейрофизиологических и физических явлений.

Структура психических явлений оказывается оторванной
от любых форм возможного материального субстрата, со
ставляющего исходный материал психики.

Будучи обособленной от материала, структура вместе с тем
обособляется и от физиологического механизма, и от фи
зического объекта (психофизический и психофизиологи
ческий параллелизм).

Это исключает возможность детерминистического объяс
нения психики, которое предполагает выведение структу
ры психического явления в качестве следствия, которое
вытекает из общих законов природы.

Функциональная психология

Европейский вариант представлен К. Штумпфом; американский вариант — функционализм У. Джемса и Д. Дьюи.

В европейском варианте психическая функция соотносит
ся с материалом психической ткани чувственного образа,
которая дана субъекту интроспективно.

В американском функционализме психическая функция
трактовалась не только как собственно психический акт,
но как психофизическая деятельность, реализующая про
цесс адаптации организма к внешней среде.

При этом функция психического процесса оказывается
обособленной, оторванной от реального исходного вне-
психологического материала, на основе которого строятся
психический процесс и психический образ.

• Вследствие этого в исходный материал психики превраща
ются врожденные психические функции и создаются логи
ческие предпосылки для утверждения, что психические
акты конструируют объекты: объект произведен от акта и
функции.

Бихевиоризм

Отождествление психических функций только со сферой
наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых
физиологических реакций при полном отрыве их от воз
можных «внутренних» объективно не измеряемых психи
ческих структур.

Отказ от факторов внутреннего структурирования пове
денческого акта путем введения вероятностного принципа
организации поведения. Следствием этого явилось введе
ние в психологию статистических количественных мер.

Количественные аспекты поведения и психики становятся
представимы как частные случаи информационных про
цессов.

Позднее вводимые «промежуточные переменные» в нео
бихевиоризме связывают фактор случайности и его веро
ятностную меру с такими аспектами организации поведе
ния и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение.

Все направления бихевиоризма и необихевиоризма харак
теризуются двумя общими признаками: а) наличием объек
тивно измеряемых форм поведения и вероятностной меры
его организации, общих для поведения и психики; б) пол
ной абстрагированностью от специфики исходного матери
ала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм)

В психологию вводится мотивационный аспект поведения
в качестве самостоятельного объекта исследования. Моти
вам приписывается энергия, которая содержится в орга
низме.

Мотивационное начало психической деятельности проти
вопоставляется материалу и структуре.

Ставится вопрос о том, что выступает специфической фор
мой психической энергии и психоэнергетических превра
щений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53701. ПЕРВООБРАЗНАЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ. СВОЙСТВА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА 138.5 KB
  Ввести понятие первообразной; доказать теорему о множестве первообразных для заданной функции применяя определение первообразной; ввести определение неопределенного интеграла; доказать свойства неопределенного интеграла; отработать навыки использования свойств неопределенного интеграла. Операция дифференцирования сопоставляет заданной функции F x ее...
53702. Нахождение неизвестного слагаемого 46 KB
  Как найти неизвестное слагаемое Чтобы найти неизвестное слагаемое надо от суммы отнять известное слагаемое Давайте вспомним компоненты вычитания. уменьшаемое вычитаемое разность В каких уравнениях неизвестное уменьшаемое к6=24 Как найти неизвестное уменьшаемое Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность. Как найти неизвестное вычитаемое Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого отнять разность. В каких уравнениях неизвестное вычитаемое 73х=70...
53703. «Комбинаторные задачи», 6 а класс 53.5 KB
  Цели урока: обобщить и систематизировать знания о комбинаторных задачах; повторить способы решения комбинаторных задач; совершенствовать навыки решения данных задач; развивать умение дискуссионной и групповой работы; развитие коммуникативных компетенций; формирование умений мыслить системно находить творческий подход в своей работе; умение создать и защитить минипроект по теме Комбинаторные задачи. Выставка творческих работ по теме...
53704. Скорость движения. Перевод скорости из одного наименования в другое 80.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить работу по усвоению понятия скорость. Научиться переводить скорость на основе различных заданий. С какой скоростью он шел 2 Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км ч.
53705. Сравнение долей 98 KB
  На доске записана скороговорка. На доске записаны примеры: 3333= замени умножением и реши 46= замени сложением и реши 66= решите Ответы записываю на доске. Помогите Карлсону из предложенных чисел выбрать то которое соответствует возрасту Малыша на доске записаны числа: 1 6 8 9 73 1...
53706. В доме у москвича 89 KB
  Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.
53707. Масленица в музыке 184 KB
  Ключевая компетенция - способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах...
53708. Реализация гражданских прав в современном мире 75 KB
  Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий. Беседа с учащимися Учитель: Перед тем как познакомиться с нашими правами давайте вспомним что такое право Учащиеся: называют несколько определений права: Правоэто величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Учитель: Скажите пожалуйста а какие права существуют Учащиеся: Естественные и позитивные. Учитель: Какие права считаются естественными Учащиеся: Право на жизнь на свободу.
53709. Растениеводство 88.5 KB
  На какие две группы можно их разделить Дикорастущие одуванчик береза подорожник. Какие еще прядильные культуры вы знаете Овощеводство это выращивание овощных культур.Ответ Редиска Чем занимается эта отрасль Какие овощные культуры вам известны Какие овощи бывают Какие части мы едим: Листовые салат Плодовые томат кабачок Корнеплоды морковь свёкла репа редис петрушка Цветковые артишок цветная капуста...