29672

Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности

Шпаргалка

Логика и философия

Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений а также на раскрытие их специфических характеристик. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка на котором производится эмпирическое и феноменологическоеописание психических явлений. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. По мере своего развития научные представления о сущности психических...

Русский

2013-08-21

47 KB

1 чел.

Билет 6

1. Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности.

2. Структурализм, бихевиоризм, когнетивизм как вехи развития психологических учений в западной психологической науке.

М Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация предмета исследования психологии, а также развитие ее теоретического аппарата позволяют говорить об определенной научно-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер).1. Первые психологические исследования были направле
ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено
менологических признаков психических явлений, а так
же на раскрытие их специфических характеристик.

• Этим определяется неизбежность первоначальной множе
ственности психологических концепций, каждая из кото
рых соответствует выделенному аспекту реальности.

2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений
и объяснений, осуществляемых преимущественно сред
ствами той системы психологических понятий, на языке
которой получают свое первичное описание психиче
ские явления.

• Теоретический поиск объяснений и общих закономерно
стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото
ром производится эмпирическое и феноменологическое
описание психических явлений.

3. Далее следует построение общих теоретических принци
пов организации психики, выходящих за пределы психо
логии и относящихся к физиологическим, биологиче
ским, социальным, физическим, информационным и
другим закономерностям действительности и человече
ской деятельности.

Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?

Психология как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии (см. курс истории психологии).

Психика — это душа, не имеющая материальных оснований (донаучный период развития представлений о сущности психического).

Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: по мере знакомства с явлениями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная психология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология). Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внеш-Шней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).

Полезно конкретизировать некоторые особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер).

Нейрофизиологические концепции психики

Имеют своим предметом не самый психический акт и его
результаты (представления, понятия), а соответствующие
им динамические и структурные изменения в мозговом
субстрате.

Исследование собственно психических явлений подменя
ется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология

За ассоциативной концепцией стоит самая универсальная
форма взаимосвязи — пространственно-временная смеж
ность психических явлений.

При этом способ связи, механизм психических явлений
(ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в
которую они объединяются (целое имеет свойства, кото
рые несводимы к простому ассоциативному объединению
частей); б) от характера исходного «материала» (субстра
та), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт — Э. Титченер)

Первичным материалом является интроспективно откры
вающаяся субъекту психическая ткань чувственного опы
та, которая должна быть полностью обособлена от своего
внешнего объекта.

Психические структуры складываются из элементов по за
конам ассоциации. Основным принципом организации
психических явлений выступает ассоциативная связь.

Психические структуры определяются материалом психи
ческой «ткани чувственного образа», которая дана субъек
ту интроспективно.

58

Гешталътпсихология

Структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объе
динение психических элементов, а как предметная целост
ность, детерминированная объектом и обладающая своими
собственными субъективными феноменологическими ха
рактеристиками и закономерностями.

В психологию вводится принцип изоморфизма (взаим
но-однозначного соответствия) психических (феноменаль
ных), нейрофизиологических и физических явлений.

Структура психических явлений оказывается оторванной
от любых форм возможного материального субстрата, со
ставляющего исходный материал психики.

Будучи обособленной от материала, структура вместе с тем
обособляется и от физиологического механизма, и от фи
зического объекта (психофизический и психофизиологи
ческий параллелизм).

Это исключает возможность детерминистического объяс
нения психики, которое предполагает выведение структу
ры психического явления в качестве следствия, которое
вытекает из общих законов природы.

Функциональная психология

Европейский вариант представлен К. Штумпфом; американский вариант — функционализм У. Джемса и Д. Дьюи.

В европейском варианте психическая функция соотносит
ся с материалом психической ткани чувственного образа,
которая дана субъекту интроспективно.

В американском функционализме психическая функция
трактовалась не только как собственно психический акт,
но как психофизическая деятельность, реализующая про
цесс адаптации организма к внешней среде.

При этом функция психического процесса оказывается
обособленной, оторванной от реального исходного вне-
психологического материала, на основе которого строятся
психический процесс и психический образ.

• Вследствие этого в исходный материал психики превраща
ются врожденные психические функции и создаются логи
ческие предпосылки для утверждения, что психические
акты конструируют объекты: объект произведен от акта и
функции.

Бихевиоризм

Отождествление психических функций только со сферой
наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых
физиологических реакций при полном отрыве их от воз
можных «внутренних» объективно не измеряемых психи
ческих структур.

Отказ от факторов внутреннего структурирования пове
денческого акта путем введения вероятностного принципа
организации поведения. Следствием этого явилось введе
ние в психологию статистических количественных мер.

Количественные аспекты поведения и психики становятся
представимы как частные случаи информационных про
цессов.

Позднее вводимые «промежуточные переменные» в нео
бихевиоризме связывают фактор случайности и его веро
ятностную меру с такими аспектами организации поведе
ния и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение.

Все направления бихевиоризма и необихевиоризма харак
теризуются двумя общими признаками: а) наличием объек
тивно измеряемых форм поведения и вероятностной меры
его организации, общих для поведения и психики; б) пол
ной абстрагированностью от специфики исходного матери
ала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм)

В психологию вводится мотивационный аспект поведения
в качестве самостоятельного объекта исследования. Моти
вам приписывается энергия, которая содержится в орга
низме.

Мотивационное начало психической деятельности проти
вопоставляется материалу и структуре.

Ставится вопрос о том, что выступает специфической фор
мой психической энергии и психоэнергетических превра
щений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59998. ВИХОВНА ГОДИНА З ЕЛЕМЕНТАМИ НАРОДОЗНАВСТВА «МОВА, МАМА, ПІСНЯ НА РІДНІЙ ЗЕМЛІ» 1.37 MB
  Дитинство пахне яблуками й медом І матіолою пянкою під вікном І хмарами що так гойдають небо Дитячим довгим безтурботним сном. В світі все минає тільки зостається Мова мама пісня на рідній землі.
59999. Опис досвіду роботи з виховання особистості 173 KB
  Розбудова української держави ставить на порядок денний надзвичайно важливе і невідкладне завдання виховання нового покоління здатного не тільки осягнути загальнолюдський зміст сутності існування людини а й творчо вирішувати їх згідно з духом свого часу.
60000. Координатна площина. 6 клас 1.54 MB
  Мета уроку: навчити учнів будувати точку за її координатами і визначати координати точки позначеної на координатній площині Задачі уроку: ознайомити учнів з прямокутною системою координат на площині; навчити орієнтуватися на координатній площині...
60001. Випадкові події 92 KB
  Визначення подій: подія А яблуко яке взяли червоне або подія В яблуко яке взяли зелене ; 2визначення того яка подія швидше відбудеться А або В якщо у кошику 7 червоних і 2 зелених яблука тобто імовірність події 3 визначення...
60003. Витинаночка. Твір-опис процесу праці за власним спостереженням в художньому стилі (письмово) 1.62 MB
  Це мистецтво витинанки. Тож сміливо беріть у руки ножиці папір олівець і вирушайте у світ витинанки. Робота в групах До сьогоднішнього уроку справно готувалися групи Дослідників-пошуковців Мистецтвознавців Літературознавців Майстрів-інструкторів...
60004. Взаимоотношения человека и природы 42.5 KB
  С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Все виды воздействия человека на природу можно объединить в четыре типа: преднамеренное...
60005. Вашингтон - столица США 62 KB
  For some time we have been learning many interesting things about the USA. You’ve got to know that the USA is the richest and highly developed country in the world. It stretches from one coast to another.
60006. We want to be healthy 64 KB
  There is a beautiful garden there where different fruit trees grow. Do you like fruits? What fruits do you like? As for me, I like cherries. And you? But the fruits in our garden are magic. If you eat them, you’ll be healthy an will study very well.