29687

Эмпирическая и априорные психологии

Доклад

Логика и философия

Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума. Решая эти задачи эмпирическая психология опирается на законы мышления и доверяет опыту. Эмпирическая психология отвергает некое мистическое скрытое единое начало приводящее к идее единого космического организма. априорная психология: Априорная психология уходит своими корнями в метафизику.

Русский

2013-08-21

35 KB

1 чел.

  1.  эмпирическая и априорные психологии

фундаментальные положения Эмпирической психологии: (1) Подвергает сомнению любые теории (принцип скептицизма). (2) Претендует на открытие истины реальности, а не утверждает свою собственную истинность (принцип верификации). (3) Поддерживает идеи, приводящие к практическим результатам для опыта (принцип прагматизма). (4) Применяет ясное мышление, простое изложение идей (принцип ясности и простоты изложения идей). (5) Объясняет большее количество фактов меньшим количеством законов и принципов. (6) Основывается на логике и математике, статистике и вероятностных методах (принцип математизма). (7) Устанавливает отношения соперничества между теориями и фактами: побеждают те из них, которые в большей степени соответствуют истине (принцип развития). эмпиризм — это философия человеческого разума, полностью основанного на опыте. Бэкон связывал рождение новой науки с методом эксперимента. Главная задача эмпирической психологии состоит в том, чтобы открывать общность, объединяющую множество феноменов, показывать, как разные феномены и как разные люди служат примерами действия одних и тех же законов. Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума.  Решая эти задачи, эмпирическая психология •опирается на законы мышления и доверяет опыту.  •Исследователь различает свое сознание и мир, стремится не переносить на мир особенности собственного сознания. •Исследователь критически использует мышление для познания мира, судит о мире по данным чувственного опыта (включая непрямые наблюдения) и применяет контроль над опытом.

•Эмпирическая психология отвергает некое мистическое, скрытое, единое начало, приводящее к идее единого космического организма. Вместо этого она утверждает многообразие мира.

априорная психология: Априорная психология уходит своими корнями в метафизику. Метафизика — философское учение, направленное на изучение реальной природы вещей, определение значения, структуры и принципов чего-либо таким, каково оно есть. Метафизики представляют свое учение как наиболее фундаментальное и всеобъемлющее, поскольку оно рассматривает мир как целое. априорная психология есть один из вариантов развития метафизики. Существуют множество направлений в психологии, которые построены на априорных (метафизических) критериях. Одна их часть «оккупировала» область практики. Среди них — психоанализ, гештальт-терапия, гуманистическая, экзистенциальная, феноменологическая психологии, психосинтез, нейролингвистическое программирование и ряд других, основанных на индивидуальном профессиональном опыте. Другая их часть претендует на господство в гносеологии (эпистемологии) и метанауке. К таковым относятся, в частности, ортодоксальная марксистская психология, социальный конструкционизм и ряд других. На уровне конкретных психологических теорий не всегда возможно провести отчетливую границу между эмпирической и априорной психологией. Лишь немногие теории являются или только априорными, или только эмпирическими. Многие теории содержат в себе как метафизический, так и эмпирический аспекты. Но в эмпирических теориях метафизический аспект сведен к минимуму, а в метафизических теориях, наоборот, к минимуму сведен эмпирический аспект.

2.методологический плюрализм в психологии – мнение, согласно которому больше пользы приносит увеличение методологий и теорий, чем рабская привязанность  к ограниченному числу научных или исследовательских методов (Фейерабен). философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания. Методологический плюрализм -система взглядов,согласно которой адекватность тех/иных методологических средств психологического анализа может быть выявлена только в ходе «методологического эксперимента»,и не может существовать теория даже самого высокого уровня,которая бы априори была пригодной для преодаления вновь возникающей позновательной тредности. -понитие методолог.плюрализма практически синомично понятию полипарадигмальности. Сторонники «метдолог-го плюрализма» полаг, что в принципе нельзя расчитывать на создание единой псих-ой теории за счёт связывания принципиально различных предметов анализа за счёт «комплексных межуровневых переходов».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59183. Ясна зоря нашого письменства. Сценарій лекторію, присвячений річниці від дня народження Марка Вовчка 77.5 KB
  Тарас Григорович Шевченко повертався із заслання, коли несподівано його затримали в Нижньому Новгороді. Це було прикро, тяжко і навіть страшно після десяти років солдатчини. Начебто і свобода, і нема її. А як хотілось побачити давніх друзів!
59184. Урок обміну досвідом з природознавства: Я розкажу про Україну 31 KB
  Старицький До України уривок Моя Україно Як я тебе любив Твої луги твої степи розлогі Дніпра ревучого славетнії пороги. На цих уроках ми побували в багатьох місцях України дізнались багато нового і цікавого про життя та працю людей природні умови рослинний і тваринний світ різних куточків нашої землі.
59185. Нехай панують на землі добро і справедливість. Сценарій для молодших школярів 44 KB
  От саме в цій країні якось йшли вулицею хлопчик і дівчинка. Хлопчик: Що це Дівчинка: Це мабуть Чарівна паличка. Хлопчик: Як нам пощастило Тепер у нас буде скільки завгодно морозива жуйок тістечок.
59186. Навчаємось разом з героями казок. Cценарій заняття для малят у дитячому садочку 44 KB
  У проведенні заняття беруть участь діти їхні батьки рідні вихователі дитячого дошкільного закладу. Оскільки діти запросили в гості до себе своїх батьків та рідних то вони першими заходять до кімнати й зручно розташовуються.
59187. СВЯТО ПИСАНКИ 83 KB
  Ведуча: Ой що в Софіївському заграли Дзвони затремтіли Не білі голуби янголи в небі полетіли. Ведуча: А між тим нашій незалежності пішов вже десятий рік. Ведуча: В очі нам дивляться ті хто клав своє життя на алтар Вітчизни від звитяжців Запорізької Січі до в’язнів сталінських...
59188. Лицарі ввічливості 37 KB
  І ведучий: Доброго дня дорогі друзі ІІ ведучий: Доброго здоров’я ІІ ведучий: Раді бачити вас у цьому залі І ведучий: Сьогодні у нас відбудеться турнір лицарів ввічливості. ІІ ведучий: У ньому беруть участь ваші ровесники знавці правил ввічливості і хорошого тону.
59189. Сценарій спортивного свята 24.5 KB
  Естафета з обручами Дві команди за сигналом по одному від кожної команди біжать до півфінішної прямої. 3 естафета.
59190. БАТЬКИ І ДІТИ 45.5 KB
  Ми раді вітати Вас сьогодні у нашій світлиці на нашому родинному святі. У дитячому садку ми знайомимо дітей з обрядами та звичаями нашого народу, з казками та приказками, вчимо загадки, прислівя, вірші, скоромовки. А сьогодні будемо вести розмову про родину.
59191. Ой на Йвана, ой на Купала 32.5 KB
  Добре й літом у лісочку На травичці в холодочку Відпочити погуляти Зілля квітів тут нарвати Дівчата прикрасимо нашу купальницю щоб була ще красивіша. Дівчата збирають квіти плетуть вінки прикрашають ними деревце купальницю і співають...