29692

Категория как узловой пункт познания

Доклад

Логика и философия

Системный подход применяется к множествам объектов отдельным объектам и их компонентам а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов. Границы применения системного подхода: 1 системный подход не самоцель плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы; 2 системный подход применим только к тем объектам которые обладают высокой степенью функциональной обособленности. Типы системного подхода: 1.

Русский

2013-08-21

35 KB

0 чел.

Категория как узловой пункт познания

Категории в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики. В ранних формах философских мышления К. выступали в виде исходных принципов, "первоначал" мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Кант рассматривал К. как априорные формы рассудка. Они — только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. Категории являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Понятия специальных областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отдельной сферы бытия. Однако никакая система аналитических понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных философских К. К. связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.

К. являются узловыми пунктами познания, "ступеньками", моментами проникновения мышления в сущность вещей

2. системный подход  Система (греч.) - целое, состоящее из частей.  направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.    Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.

  Границы применения системного подхода: 1) системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы; 2) системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.

  Типы системного подхода: 1. Комплесный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым); 2. Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого); 3. Целостный (рассматриваются все отношения).     Системный подход - применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы "человек-среда Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения. системный подход к изучению личности можно определить как признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой. Данный подход (принцип) является признанием того, что всякое сложное явление представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности. Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами личности – познавательная задача, работа над которой позволяет почувствовать ограниченность возможностей человеческого мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68026. Психические явления. Познавательные явления 19.3 KB
  Внимание как особенность всех психических процессов. Внимание это сосредоточение психической деятельности человека на одном и том же объекте в данное время и при данных условиях. Внимание является особенностью всех процессов. Внимание к вещи которая интересна.
68028. Нарушение эмоционально-волевой сферы 32.19 KB
  Гипербулия – это общее повышение воли, затрагивающее все основные влечения человека. Гипобулия – понижение волевой активности (вялость, отсутствие потребности в общение. Ступор – полная или частичная обездвиженность, к нарушением воли так же можно отнести негативизм. Клептомания – кража ненужных вещей.
68029. Матвей Иванович Афонин (1739-1810 гг.) 494.24 KB
  XVIII век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской...
68030. Клубна діяльність – одна з активних форм самореалізації особистості 121 KB
  Кожен його учасник поставлений в однакові умови для всіх вироблені спільно єдині вимоги і правила оформлені як Статут клубу. Є ще одна значима особливість клубу: участь у ньому добровільна кількість членів не визначається як наприклад у гуртку чи спортивній секції.
68032. Сценарій свята «Книга – твій друг» 44 KB
  Книга – одне з найбільших див, створених людиною. Завдячуючи їй, ми дізнаємося про минуле та день сьогоднішній, вона веде нас у захоплюючу подорож по країні Знань, розповідає про те, як вирощують хліб і зводять будинки, варять сталь і приборкують ріки, створюють машини та літають у космос.
68033. Розробка бібліотечного уроку для учнів 3-х класів вчителя початкових класів 98 KB
  Мета: Ознайомити учнів з історією виникнення книги з першодрукарями; розвивати звязне мовлення школярів спостережливість допитливість; прищеплювати бажання поповнювати свій словниковий запас; виховувати дбайливе ставлення до книги. Без слова немає людської мови а без мови книги.
68034. Інтелектуально-розважальна гра „Що ми знаємо про Кобзаря?” 41 KB
  Оскільки підлітковий вік це час самоутвердження формування особистості то зважаючи на це пропонуємо в ненавязливій формі гри вивчати Шевченка позмагатися хто краще знає долю і творчість поета. Клас або актова зала прибрані відповідно до відзначення дня народження Тараса Григоровича Шевченка...