29697

Подходы к психологии как мультипарадигмальной науке

Доклад

Логика и философия

В этой дисциплине существует несколько парадигм естественнонаучный и гуманитарный соответствующих основным психологическим теориям таким как бихевиоризм когнитивизм и психоанализ и соответственно психология мультипарадигмальная наука. В настоящий момент в психологии различают два принципиально различных подхода: естественнонаучный и гуманитарный поскольку такие теории как бихевиоризм когнитивизм психоанализ и прочие суть именно теории пусть и глобальные а с парадигмой у них очень мало общего Естественнонаучный подход...

Русский

2017-10-05

31.5 KB

24 чел.

психология как мультипарадигмальная наука

Смена парадигм понимается как движение науки к развитию, а нее стогнация. замена понятия кризиса на смену парадигм – это скорее использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения. в этой дисциплине существует несколько парадигм (естественнонаучный и гуманитарный), соответствующих основным психологическим теориям, таким, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ, и, соответственно, психология - мультипарадигмальная наука. В настоящий момент в психологии различают два принципиально различных подхода: естественнонаучный и гуманитарный (поскольку такие теории как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ и прочие - суть именно теории, пусть и "глобальные", а с парадигмой у них очень мало общего)

Естественнонаучный подход- (естествознание) - система знаний о природе (естестве). имеет упорядоченный характер (структуру) и четкие основания систематизации;

б) независимо от познающего субъекта (объективность знания);

в) логически доказуемо и обосновано, т. е. одно выводиться из другого;

г) непротиворечиво в пределах одной или нескольких связанных теорий;

д) позволяет предвидеть, делать прогнозы; форм познания: "Номотемический" (обобщающий) метод - поиск общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Количественный метод (логического) постижения реальности.Познать предмет или явление - значить определить их место в системе научных знаний, подвести под общий закон.В познавательной деятельности наука опирается на законы и принципы. начнет разбирать предмет изучения, в прямом смысле, с целью получить эмпирический опыт. Будет выяснять, что в качестве составляющих входит в изучаемый объект и как составляющие части между собой взаимодействуют. Обобщения, прогнозы, объяснения, "организация фактов" в структуру теорий.

Гуманитарный подход - система знаний о культуре и истории. Интерпретация фактов и явлений, понимание и сопереживание (эмпатия). Познание - это процесс интерпретации, поиск и творение смыслов. зависимо от точки зрения, позиции познающего субъекта (субъективность знания);в) интуитивно доступное, законы логики неприменимы;

г) допускает множество вариантов толкования (интерпретаций), критерий "правильности" недопустим; д) позволяет понять цели и намерения другого человека, восстановить смысл, вкладываемый им в тот или иной символ, приписываемый тому или иному явлению(-количество интерпретаций в среднем равняется количеству интерпретаторов)