29845

Формирование политики бюджетного регулирования,принципы организации и направления её совершенствования

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Для проведения рациональной бюджетной политики важно правильное понимание бюджетной системы. Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ и включает: 21 республиканский бюджет республик в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов Москвы и СанктПетербурга; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов;...

Русский

2013-08-21

22.9 KB

1 чел.

16.  Формирование политики бюджетного регулирования,принципы организации и направления её совершенствования.

Понятие государственного бюджета

В общепринятой практике под бюджетом понимается "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.В основе экономической природы бюджета лежит деятельность публично-правовых образований (институциональных единиц) сектора государственного управления по реализации властных полномочий. Последние представляют собой общественные активы (то есть собираемые налоги) и обязательства (которые реализуются через соответствующие выплаты). В свою очередь, вся работа госсектора направлена на то, чтобы влиять на деятельность институциональных единиц других секторов экономики.

Речь идет о нефинансовых и финансовых корпорациях, домашних хозяйствах, некоммерческих организациях, которые являются участниками отношений с государством как налогоплательщики, граждане, получатели различных социальных выплат и т. д.

Институциональные единицы сектора государственного управления обладают исполнительной, законодательной и судебной властью. Кроме того, они способны владеть товарами или активами от собственного имени. Институциональные единицы принимают экономические решения и осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, за которую несут непосредственную ответственность перед законом. Благодаря существованию бюджета публично-правовые образования сектора госуправления обеспечивают другие институциональные единицы экономики (включая домашние хозяйства) товарами и услугами на нерыночной основе, а также финансируют свою деятельность в основном за счет налогов и других обязательных трансфертов от других институциональных единиц.

Ежегодно, когда принимается Закон о бюджете государства, вся страна с напряжением ожидает этого события, понимая важность и значимость указанного федерального закона: какие суммы будут определены на то или иное направление социально-экономической жизни, так и будет развиваться государство. С другой стороны, те объемы предстоящих расходов, которые фиксируются в ежегодном законе о бюджете, уже ранее определены другими федеральными законами. Даже если бюджет на очередной год не будет принят, налогоплательщики все равно будут продолжать платить налоги, формируя активы государства, а выплаты, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, также будут производиться.

В связи с этим можно констатировать, что бюджет — это не только фонд денежных средств для точно определенных целей и задач, это также акт, устанавливающий план поступлений по доходам, ограничения по расходам и предельный объем государственного долга на конец планируемого периода.

Итак, "сложное" понятие "бюджет" можно разложить на составляющие, в зависимости от той стороны общественно-политической жизни, на которую он воздействует.

1. Бюджет является средством проведения в жизнь государственной политики (политическое содержание).

2. Бюджет — это акт, устанавливающий план поступлений по доходам и ограничения по осуществлению расходов, а также предельный объем государственного долга на конец планируемого периода (правовое содержание).

3. Бюджет — это поток денежных средств, возникающий в процессе управления активами и обязательствами публично-правового государства (экономическое содержание)

Бюджетная система.

Для проведения рациональной бюджетной политики важно правильное понимание бюджетной системы. Существуют различные точки зрения на ее сущность.В Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) записано, что "бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов".Ряд специалистов, хотя и не ссылаются на БК РФ, фактически разделяют такой подход. Другие авторы считают, что бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ и включает:

21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

55 краевых и областных бюджетов;

бюджеты 2 городов — Москвы и Санкт-Петербурга;

1 бюджет автономной области;

10 бюджетов автономных округов;

29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Внутри данных систем авторы различают три уровня. При этом к первому, наряду с федеральным бюджетом, относят еще и "бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов", ко второму уровню — все остальные бюджеты, кроме местных бюджетов, которые отнесены к третьему уровню.

Попытаемся разобраться с сущностью бюджетной системы и начнем с выяснения вопросов: что является ее элементами? Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного). Такое выравнивание статуса бюджетополучателей вполне оправданно, т. к. по большому счету источником всех денежных потоков являются "бюджетонаполнители", включая налогоплательщиков, государственные и муниципальные унитарные предприятия, отчисляющие в бюджеты часть своей прибыли, и ряд других, которые отдают свои средства сначала государству, а уже затем, в зависимости от ежегодной целесообразности, они расщепляются на три уровня бюджетов. При этом организации, получающие бюджетные средства, не должно, по большому счету, интересовать, из какого конкретно уровня бюджета они к ним поступают, так как все они получают средства одних и тех же налогоплательщиков и должны финансироваться без какой-либо дискриминации, а лишь в зависимости от приоритетности стоящих перед ними задач по обеспечению стабильного развития государства, включая его субъекты. Неотнесение же к элементам бюджетной системы физических лиц можно объяснить, прежде всего, тем, что они получают средства не напрямую из соответствующего бюджета, а непосредственно через конкретное учреждение или организацию (например, пенсионеры — через отделение пенсионного фонда, учителя — через школы и т. д.).

В бюджетной системе имеется ряд элементов, являющихся ее ядром. Это — Министерство финансов РФ, органы управления бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления. В указанное ядро поступают также данные от других элементов системы, т. е. существует и обратная связь, которая используется для коррекции финансового процесса.

Именно функционирование ядра бюджетной системы создает потоки средств и обеспечивает их движение к бюджетополучателям, т. е. создает системообразующие связи. При этом такие связи идут от ее ядра к элементам, а обратно должна поступать информация о выполнении конкретной работы, на реализацию которой государством были направлены деньги, т. е. сведения, характеризующие степень рациональности использовании финансов.

Целеполагающей функцией бюджетной системы, которая, наряду с ее элементами, ядром и системообразующими связями, создает данную систему, как раз и является выполнение роли механизма, обеспечивающего своевременное и точное поступление денежных средств для получения бюджетополучателями необходимого качества и количества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление.

Таким образом, бюджетная система — это совокупность элементов — бюджетополучателей, являющихся юридическими лицами, включая элементы, составляющие ее ядро (Минфин РФ и органы управления бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления) и создающие системообразующие связи, т, е. движение денежных потоков к бюджетополучателям с целью своевременного и точного поступления необходимого качества и количества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление.

Необходимо также отметить, что бюджетная система:незамкнутая, т. е. открытая: денежные средства поступают в нее извне от "бюджетонаполнителей", в т. ч. налогоплательщиков, и, в свою очередь, финансы из нее попадают в другие сферы; а кроме того, в бюджетную систему поступают и влияют на ее функционирование регулирующие сигналы от исполнительных, законодательных и судебных органов власти и из нее идет обратная связь в эти структуры, которая должна служить информационной базой для принятия новых или уточнения ранее принятых решений;большая, т. е. состоит из нескольких подсистем: основной — федеральной бюджетной подсистемы и 86 региональных бюджетных подсистем, которые, в свою очередь, состоят из нескольких десятков местных бюджетных подсистем;иерархическая, т. е. взаимосвязь элементов указанных выше подсистем достаточно четко структурирована и функционирует в устойчивой зависимости от управляющих импульсов вышестоящей подсистемы, которая также подразумевает наличие определенной финансовой инфрастуктуры, обеспечивающей такое взаимодействие (банковский, страховой и фондовый секторы экономики);фактически, даже при наличии в её составе нескольких подсистем, является единой, т. е. все её элементы — бюджетополучатели — в финансовом плане равнозначны по своему положению, и для равновесия и устойчивости система должна обладать качествами рационального саморегулирования и саморазвития;предполагает, что субъекты РФ (республики в составе РФ, края и области) имеют равные бюджетные права и обязанности;

Поскольку является открытой, постольку взаимодействует с другими системами: налоговой, банковской, страховой, фондовой и некоторыми другими,в силу тесного взаимодействия с другими системами  образует вместе с ними более сложную систему — финансовую и входит в ее состав,является базовой, т. е. образует ядро для финансовой системы, так как банковская, налоговая, страховая и фондовая системы могут функционировать только при наличии государства;

В рамках системы объединяются вышеперечисленные экономические интересы граждан только при наличии их доброй воли, т. е. политического согласия в обществе, которое, собственно, является предпосылкой существования любого государства,одновременно выступает и объектом, и субъектом управления, т. е., с одной стороны, государство осуществляет регулирование ее функционирования, а с другой, она сама направляет развитие входящих в нее элементов — бюджетополучателей.

Очевидно, что бюджетная и налоговая системы не только тесно взаимодействуют между собой, но во многом имеют одни и те же элементы. В связи с этим можно говорить о слиянии двух систем: бюджетной и налоговой. Тогда элементами такой объединенной системы становятся как "бюджетонаполнители", так и "бюджетополучатели", т. е. практически все юридические лица. Ядром данной системы станут Минфин РФ, Федеральная налоговая служба и их территориальные органы. В таком случае системообразующие связи — это потоки бюджетных финансовых средств от налогоплательщиков к бюджетополучателям и обратно от бюджетополучателей к налогоплательщикам. А целевой функцией следует считать своевременный и полный сбор денежных средств, их рациональное распределение и перечисление для того, что обеспечить концентрацию людских и материальных ресурсов в конкретных бюджетных организациях или учреждениях для выполнения ими определенного объема работы с целью создания предпосылок стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление. По нашему мнению, правильнее всего назвать такую систему большой бюджетной системой. Это вполне оправданно, так как, во-первых, налоговая система, играет подчиненную роль по отношению к бюджетной системе, а во-вторых, чтобы отличать её от просто бюджетной системы.

Основные направления по совершенствованию государственной бюджетной политики

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах закреплено следующее важнейшее положение: бюджетная политика в современных условиях должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

Наиболее важными направлениями современной бюджетной политики являются:

1. Обеспечение исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей адрестности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

2. Ограничения размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

3. Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

4. Определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

5. Обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

6. Усовершенствование механизма государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

7. Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

8. Обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

9. Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

10. Определение и реализация комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20264. Теорія Ван-дер-Ваальса (ВдВ) критичних явищ 99.5 KB
  Теорія ВандерВаальса ВдВ критичних явищ. Одне з рівнянь що описує реальні гази – рівняння ВдВ: для 1го моля газу 1 де а і b –сталі пов’язані із силами притягання і відштовхуванням відповідно. Перепишемо 1: При Т1 : ізотерма ВдВ ліва вітка – рідкий стан права – газоподібний.Перехід із рідкого стану в газоподібний і в зворотному напрямку при звичайних умовах відбувається не вздовж ізотерми ВдВ АВСDE а вздовж ізотерми АЕ яка одночасно є і реальною ізотермою.
20265. Просторові кореляційні функції та властивості кореляційних функцій 63 KB
  Тобто якщо для системи відома функція то ми знаємо яке розташування N частинок системи є найбільш ймовірним. Але через математичні складності обчислень потенціальної енергії взаємодії N частинок системи ця задача розв’язана в дуже обмеженому числі випадків. Тому запропонували новий метод: замість функції розподілу густини ймовірностей певних статистичних станів системи Гіббса розглядається набір з N кореляційних функцій різного порядку: унарна кореляційна функція яка характеризує густину ймовірності що одна частинка системи...
20266. Молекулярна структура рідин. Два способи опису молекулярної структури 64 KB
  dV1 dV2 r EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 Г Р КР EMBED Equation.3 EMBED Equation.
20267. Поглинання звуку у в’язкопружних середовищах 80 KB
  Реологічне рівняння – це рівняння яке пов’язує тензор напруг з тензором деформацій і тензором швидкості деформацій. Для в’язкопружнього середовища реологічне рівняння: тензор напруг; тензор деформації; тензор швидкості деформації. та тоді наше рівняння буде мати вигляд: Звукова хвиля – це плоска хвиля. У в’язкопружньому середовищі на відміну від пружнього Підставляючи наше реологічне рівняння в рівняння руху отримаємо хвильове рівняння для звукової хвилі : Розв´язуючи це рівняння за умови Отримуємо вирази для швидкості...
20268. Оборудование подсистемы базовой станции (BSS) 523.5 KB
  1: контроллера базовой станции BSC Base Station Controller; базовой станции BTS Base Transceiver Station. Контроллер базовой станции BSC Контроллер базовой станции BSC центральная часть подсистемы базовой станции BSS. Контроллер BSC фирмы Ericsson рис. Контроллер BSC может контролировать радиосеть и рационально выравнивать временные дисбалансы в нагрузке на сеть.
20269. Оборудование подсистемы базовой станции (BSS). Блок приемопередатчика (TRU) 631.5 KB
  Он взаимодействует с другими компонентами через локальную шину Local Bus шину CDU шину синхронизации Timing Bus и Хшину Xbus. Блок объединения и распределения CDU CDU является интерфейсом между блоками TRU и антенной системой. CDU объединяет сигналы от нескольких приемопередатчиков и распределяет принятые сигналы ко всем приемникам. В функции CDU входит: объединение передаваемых сигналов; предусиление и распределение принимаемых сигналов; поддержка контроля антенной системы; фильтрация на радиочастоте; электропитание и контроль...
20270. ПОДСИСТЕМЫ И КОНФИГУРАЦИИ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ АХЕ10 893.5 KB
  Состоит из аппаратных средств модули временных TSM и пространственных SPM коммутаторов и центрального и регионального программного обеспечения; импульсный тактовый генератор Clock Pulse Generating and Timing CLT. Функциональные блоки GSS CLM Clock Module модуль тактового генератора; CLT Clock Pulse Generating and Timing импульсный тактовый генератор; GS Group Switch коммутационное поле; GSM Group Switch Maintenance техническое обслуживание коммутационного поля; NS Network Synchronization сетевая синхронизация; NSC...
20271. ОБОРУДОВАНИЕ GPRS 1.98 MB
  Между тем существуют некоторые технические особенности реализации оборудования GPRS среди которых следует выделить способ интеграции контроллеров пакетов PCU в подсистему базовых станции BSS. В качестве примера первого варианта организации оборудования GPRS может быть рассмотрено оборудование Alcatel в качестве второго Ericsson. ОБОРУДОВАНИЕ GPRS ПРОИЗВОДСТВА ALCATEL На рис.
20272. ОБОРУДОВАНИЕ GPRS. Сервисный узел поддержки услуг GPRS (SGSN) 1.58 MB
  Структурная схема SGSN В структуру SGSN входят: UNIX серверы блок маршрутизации интерфейсные модули интерфейсов на базе ОКС № 7 Gr Gd Gf Gs модули Gb интерфейса. UNIX серверы выполняют основные функции SGSN такие как управление мобильностью управление сессиями тарификация функции протокола GTP и др.Основные функции SGSN разделяются на две плоскости рис.