29847

Резервы повышения развития средств хозяйствования

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В масштабах всего народного хозяйства создаются общегосударственные резервы средств производства и ведется подготовка трудовых резервов т. Это направление анализа резервов имеет очень важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов их ограничения действительно необходимыми для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Для...

Русский

2013-08-21

18.46 KB

2 чел.

18) Резервы повышения развития средств хозяйствования.

Понятие «резервы» применяется в науке и практике анализа деятельности хозяйствующих субъектов в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются материально-вещественные ресурсы, которые временно не используются по назначению. Такого рода резервы создаются для удовлетворения дополнительной потребности в них, могущей возникнуть при определенных обстоятельствах. Они выражены в конкретных материально-вещественных элементах процесса производства, принимают форму резервных (страховых) запасов сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов, резервного неустановленного оборудования, уже смонтированного, но бездействующего оборудования, свободных производственных площадей и др. Эти резервы вовлекаются в производство при нарушении графиков поставок средств труда, перевыполнении производственной программы, изменении ассортимента выпускаемой продукции, сверхплановом расходе сырья, материалов и топлива. В масштабах всего народного хозяйства создаются общегосударственные резервы средств производства и ведется подготовка трудовых резервов, т.е. молодых рабочих и дипломированных специалистов.

Резервы в таком понимании анализируют с точки зрения соответствия их размеров реальной потребности: не избыточны ли они или же, наоборот, недостаточны. Это направление анализа резервов имеет очень важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов, их ограничения действительно необходимыми для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. С этой целью на практике систематически анализируются производственные запасы, товарные запасы, неустановленное оборудование.Во-вторых, в переносном, широко используемом в анализе смысле этого слова, резервы - это неиспользованные возможности повышения эффективности производства, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности хозяйствования, и устранения отрицательного влияния других факторов. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов.

В течение продолжительного времени в аналитической литературе и в практике работы промышленных предприятий к резервам  хозяйствования относили только устранение причин потерь времени и материальных ресурсов, отражаемых в отчетности. Чаще всего подсчитывались прямые потери, в которые включались недостача продукции и материалов на складах, недостача незавершенного производства в цехах, производственный брак и порча материальных ресурсов, убытки от списания долгов, штрафы, пени и неустойки уплаченные, т.е. реальные потери материальных ресурсов и денежных средств. Такие потери являются следствием бесхозяйственности, неэкономного расходования ресурсов, не выполнения договорных обязательств, стихийных бедствий, а иногда и хищений.

Условные потери (перерасходы) не являются потерями ресурсов в полном смысле этих слов, так как ресурсы (включая и перерасходы) использованы, но только в большем объеме, чем планировалось. В результате их использования все же получена продукция или же другой полезный эффект. Для совершенствования поиска резервов с помощью экономического анализа уточнение содержания понятия «потери» и разграничение потерь на безусловные и условные имеет существенное значение.

Такая группировка резервов недостаточно обоснована, так как потери и нерациональные затраты имеют разную экономическую природу. Устранение потерь имеет в основе наведение элементарного порядка в хранении и перемещении материальных ценностей, выполнение договоров с покупателями и поставщиками. Для ликвидации же перерасходов ресурсов необходимо обеспечить достижение запланированного оргтехуровня предприятия, изучить и распространить передовой опыт, что значительно сложнее, а иногда и вовсе невыполнимо. К тому же, и это самое главное, заложенный в плане организационно-технический уровень предприятия нередко ниже достигнутого на родственных отечественных предприятиях и в мировой практике.3 И хотя это отставание не фиксируется в отчетности, но запаздывание в совершенствовании материально-технической базы и управления производством влечет за собой потери эффективности значительно большие, чем отрицательные отклонения от планового уровня использования ресурсов. Поэтому авторы полагают, что резервы повышения эффективности производства в полном объеме измеряются разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным исходя из производственного потенциала, т.е. из теоретических расчетов.

Основными показателями для оценки хозяйственной деятельности и выявления хозяйственных резервов являются показатели источников и средств, основного и оборотного капитала, инвестиционной, лизинговой, маркетинговой и инновационной деятельности, бизнес-плана, финансового состояния, эффективности использования капитала, трудовых ресурсов, объема производства, реализации; ритмичности производства и качества продукции, прибыли и рентабельности.

По источникам образования резервы подразделяются на внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и народно-хозяйственные.Внутрихозяйственные резервы вскрываются и мобилизуются непосредственно предприятиями. Их поиск проводится путем сочетания дедуктивного и индуктивного методов исследования. Сначала используется дедуктивный метод. Для определения полноты использования ресурсов изучают обобщающие показатели объема, качества и себестоимости продукции, продолжительности оборота средств, трудоемкости, фондоемкости и материалоемкости продукции. После детализации этих показателей по отдельным участкам производства, рабочим местам и бригадам сосредоточивают внимание на наиболее «узких местах» и выявляют возможности улучшения их работы. Затем прибегают к индуктивному методу — выявленные на отдельных участках и рабочих местах резервы обобщаются в масштабах предприятия, объединения. Следовательно, в процессе поиска резервов дедукция сочетается с индукцией и анализ с синтезом.

Внутрихозяйственные резервы таятся в первую очередь в ликвидации потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего и станочного времени, затраты времени на изготовление бракованной и низкокачественной продукции, потери материальных ресурсов из-за применения отсталой технологии, вследствие использования неисправного оборудования.

Огромное значение в ускорении темпов развития народного хозяйства имеет мобилизация отраслевых, региональных и народнохозяйственных резервов.

Разграничение этих групп резервов в известной мере условно. К отраслевым резервам отнесены предметная и подетальная специализация, а также организация внешнего кооперирования предприятий, входящих в крупный хозяйственный комплекс. Мобилизация этих резервов зависит от организационных структур комплексов. К числу отраслевых резервов относится также установление ассортимента выпускаемой хозяйственным субъектом продукции в соответствии со спросом на нее и имеющейся на предприятии технической базы производства. Если это не принято во внимание, то усилия предприятия, направленные на улучшение использования мощностей, материалов и труда, не дадут должных результатов. Неудовлетворительное изучение спроса на выпускаемую продукцию со стороны крупных хозяйственных комплексов оборачивается огромными потерями эффективности производства.От структуры хозяйственных комплексов в значительной мере зависит мобилизация и так называемых региональных резервов. К их числу относится привлечение местных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Региональным резервом является также укрупнение вспомогательных производств инструмента, крепежа, оснастки и сосредоточение их на одном предприятии данного географического района с одновременной ликвидацией карликовых и примитивно оборудованных вспомогательных цехов других предприятий. Для выявления этого резерва нередко требуется одновременный анализ деятельности по всем предприятиям данного экономического района, а не только в рамках одного хозяйственного комплекса. Это позволяет установить, на каких предприятиях целесообразно централизовать вспомогательные производства, поручив им обслуживание близко расположенных производственных единиц. Большую роль в поиске резервов, таящихся в укрупнении и централизации вспомогательного производства, могут сыграть региональные органы государственной власти и научно-исследовательские институты.

Создание крупных хозяйственных комплексов расширяет возможности поиска резервов путем включения в их состав, наряду с внутрихозяйственными, также отраслевых, региональных и народно-хозяйственных резервов.

Народно-хозяйственные резервы могут быть выявлены федеральными органами государственной власти, но их использование возможно лишь путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Эти резервы таятся прежде всего в ускорении темпов развития отраслей, тормозящих рост производства в других отраслях — потребителях их продукции или же их поставщиков.5

На мобилизацию народно-хозяйственных, отраслевых и региональных резервов существенное влияние оказывает экономическая политика федеральных и региональных органов государственной власти.Поиск резервов целесообразно вести по группам ресурсов, для этого их следует классифицировать по простым моментам процесса труда. Раздельно анализируется, во-первых, обеспеченность производства каждой группой ресурсов и, во-вторых, их использование.

В каждую группу (средства труда, труд, предметы труда) включаются резервы экстенсивного и интенсивного характера. Следует подчеркнуть, что отнесение резервов к экстенсивным либо к интенсивным также зависит от того иерархического уровня, на котором проводится анализ. Например, в цехе и на предприятии рост производительности труда за счет ликвидации потерь рабочего времени или же рост фондоотдачи на основе повышения сменности работы оборудования рассматривается как экстенсивный путь улучшения этих показателей, а интенсивным путем считается повышение выработки рабочего в единицу использованного времени. На уровне же, например, концерна все факторы и резервы роста считаются интенсивными, если они не требуют строительства новых предприятий или же привлечения на действующих предприятиях дополнительных ресурсов рабочей силы или капиталовложений. Поэтому рост производительности труда считается с народно-хозяйственной точки зрения показателем интенсивного развития независимо от того, получен ли он за счет ликвидации простоев или же научно-технического прогресса.Существенное значение для рациональной организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям «жизненного» цикла, т.е. по стадиям проектирования, производства, обращения, эксплуатации и гарантийного обслуживания продукции и услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72542. СССР КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ 237.5 KB
  Союз ССР был образован четырьмя советскими республиками РСФСР УССР БССР ЗСФСР возникшими в разное время и поразному и ставшими первыми его членами. Якубовская поддерживает идею существования договорной федерации до образования СССР которая в дальнейшем была преобразована в юридически...
72543. МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИИ 143.5 KB
  Институт компенсации морального вреда один из основных способов защиты неимущественных прав человека. Сама идея возмещения морального вреда прослеживается уже в римском праве. Категория морального вреда в российском законодательстве появилась сравнительно недавно.
72544. МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА 104.5 KB
  В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности это совокупность правовых средств или способов применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.
72545. К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА УГОЛОВНОГО ПРАВА 107.5 KB
  Реформирование российской экономики развитие рыночных отношений сложный процесс требующий больших усилий и времени. В связи с преобразованиями в экономической и политической жизни страны происходят качественные изменения в различных отраслях права: гражданском земельном предпринимательском и других.
72546. МЕСТО НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ 186.5 KB
  Глубокие политические и социально-экономические преобразования в России возникновение и развитие рыночных отношений конституционное закрепление равенства частной государственной муниципальной и иных форм собственности обусловили серьезное видоизменение роли и значения многих традиционных...
72547. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКА 130 KB
  Будучи юридическим лицом в качестве основной цели деятельности которого законодательно закреплено извлечение прибыли банк совершая банковские операции стремится увеличить превышение своих доходов над расходами. Движущим мотивом деятельности банка является не выполнение общеэкономических...
72548. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В КОНКУРСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 138 KB
  Имущество должника в конкурсном производстве служит главной цели наиболее полному удовлетворению требований кредиторов. Закон О несостоятельности банкротстве далее Закон называет все имущество должника имеющееся в момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного...
72550. ХРИСТИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА И МОДЕЛЬ ПРЕСТУПНИКА: ИХ СООТНОШЕНИЕ 173 KB
  В начале 1990 г. Главный смысл содержания этого раздела заключался в том что партия как бы опомнившись от длительного летаргического сна впервые обратила свое внимание на человека не как на винтик в приводе государственной машины или лагерную пыль но как на действительную историческую реальность.