29847

Резервы повышения развития средств хозяйствования

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В масштабах всего народного хозяйства создаются общегосударственные резервы средств производства и ведется подготовка трудовых резервов т. Это направление анализа резервов имеет очень важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов их ограничения действительно необходимыми для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Для...

Русский

2013-08-21

18.46 KB

2 чел.

18) Резервы повышения развития средств хозяйствования.

Понятие «резервы» применяется в науке и практике анализа деятельности хозяйствующих субъектов в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются материально-вещественные ресурсы, которые временно не используются по назначению. Такого рода резервы создаются для удовлетворения дополнительной потребности в них, могущей возникнуть при определенных обстоятельствах. Они выражены в конкретных материально-вещественных элементах процесса производства, принимают форму резервных (страховых) запасов сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов, резервного неустановленного оборудования, уже смонтированного, но бездействующего оборудования, свободных производственных площадей и др. Эти резервы вовлекаются в производство при нарушении графиков поставок средств труда, перевыполнении производственной программы, изменении ассортимента выпускаемой продукции, сверхплановом расходе сырья, материалов и топлива. В масштабах всего народного хозяйства создаются общегосударственные резервы средств производства и ведется подготовка трудовых резервов, т.е. молодых рабочих и дипломированных специалистов.

Резервы в таком понимании анализируют с точки зрения соответствия их размеров реальной потребности: не избыточны ли они или же, наоборот, недостаточны. Это направление анализа резервов имеет очень важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов, их ограничения действительно необходимыми для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. С этой целью на практике систематически анализируются производственные запасы, товарные запасы, неустановленное оборудование.Во-вторых, в переносном, широко используемом в анализе смысле этого слова, резервы - это неиспользованные возможности повышения эффективности производства, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности хозяйствования, и устранения отрицательного влияния других факторов. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов.

В течение продолжительного времени в аналитической литературе и в практике работы промышленных предприятий к резервам  хозяйствования относили только устранение причин потерь времени и материальных ресурсов, отражаемых в отчетности. Чаще всего подсчитывались прямые потери, в которые включались недостача продукции и материалов на складах, недостача незавершенного производства в цехах, производственный брак и порча материальных ресурсов, убытки от списания долгов, штрафы, пени и неустойки уплаченные, т.е. реальные потери материальных ресурсов и денежных средств. Такие потери являются следствием бесхозяйственности, неэкономного расходования ресурсов, не выполнения договорных обязательств, стихийных бедствий, а иногда и хищений.

Условные потери (перерасходы) не являются потерями ресурсов в полном смысле этих слов, так как ресурсы (включая и перерасходы) использованы, но только в большем объеме, чем планировалось. В результате их использования все же получена продукция или же другой полезный эффект. Для совершенствования поиска резервов с помощью экономического анализа уточнение содержания понятия «потери» и разграничение потерь на безусловные и условные имеет существенное значение.

Такая группировка резервов недостаточно обоснована, так как потери и нерациональные затраты имеют разную экономическую природу. Устранение потерь имеет в основе наведение элементарного порядка в хранении и перемещении материальных ценностей, выполнение договоров с покупателями и поставщиками. Для ликвидации же перерасходов ресурсов необходимо обеспечить достижение запланированного оргтехуровня предприятия, изучить и распространить передовой опыт, что значительно сложнее, а иногда и вовсе невыполнимо. К тому же, и это самое главное, заложенный в плане организационно-технический уровень предприятия нередко ниже достигнутого на родственных отечественных предприятиях и в мировой практике.3 И хотя это отставание не фиксируется в отчетности, но запаздывание в совершенствовании материально-технической базы и управления производством влечет за собой потери эффективности значительно большие, чем отрицательные отклонения от планового уровня использования ресурсов. Поэтому авторы полагают, что резервы повышения эффективности производства в полном объеме измеряются разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным исходя из производственного потенциала, т.е. из теоретических расчетов.

Основными показателями для оценки хозяйственной деятельности и выявления хозяйственных резервов являются показатели источников и средств, основного и оборотного капитала, инвестиционной, лизинговой, маркетинговой и инновационной деятельности, бизнес-плана, финансового состояния, эффективности использования капитала, трудовых ресурсов, объема производства, реализации; ритмичности производства и качества продукции, прибыли и рентабельности.

По источникам образования резервы подразделяются на внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и народно-хозяйственные.Внутрихозяйственные резервы вскрываются и мобилизуются непосредственно предприятиями. Их поиск проводится путем сочетания дедуктивного и индуктивного методов исследования. Сначала используется дедуктивный метод. Для определения полноты использования ресурсов изучают обобщающие показатели объема, качества и себестоимости продукции, продолжительности оборота средств, трудоемкости, фондоемкости и материалоемкости продукции. После детализации этих показателей по отдельным участкам производства, рабочим местам и бригадам сосредоточивают внимание на наиболее «узких местах» и выявляют возможности улучшения их работы. Затем прибегают к индуктивному методу — выявленные на отдельных участках и рабочих местах резервы обобщаются в масштабах предприятия, объединения. Следовательно, в процессе поиска резервов дедукция сочетается с индукцией и анализ с синтезом.

Внутрихозяйственные резервы таятся в первую очередь в ликвидации потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего и станочного времени, затраты времени на изготовление бракованной и низкокачественной продукции, потери материальных ресурсов из-за применения отсталой технологии, вследствие использования неисправного оборудования.

Огромное значение в ускорении темпов развития народного хозяйства имеет мобилизация отраслевых, региональных и народнохозяйственных резервов.

Разграничение этих групп резервов в известной мере условно. К отраслевым резервам отнесены предметная и подетальная специализация, а также организация внешнего кооперирования предприятий, входящих в крупный хозяйственный комплекс. Мобилизация этих резервов зависит от организационных структур комплексов. К числу отраслевых резервов относится также установление ассортимента выпускаемой хозяйственным субъектом продукции в соответствии со спросом на нее и имеющейся на предприятии технической базы производства. Если это не принято во внимание, то усилия предприятия, направленные на улучшение использования мощностей, материалов и труда, не дадут должных результатов. Неудовлетворительное изучение спроса на выпускаемую продукцию со стороны крупных хозяйственных комплексов оборачивается огромными потерями эффективности производства.От структуры хозяйственных комплексов в значительной мере зависит мобилизация и так называемых региональных резервов. К их числу относится привлечение местных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Региональным резервом является также укрупнение вспомогательных производств инструмента, крепежа, оснастки и сосредоточение их на одном предприятии данного географического района с одновременной ликвидацией карликовых и примитивно оборудованных вспомогательных цехов других предприятий. Для выявления этого резерва нередко требуется одновременный анализ деятельности по всем предприятиям данного экономического района, а не только в рамках одного хозяйственного комплекса. Это позволяет установить, на каких предприятиях целесообразно централизовать вспомогательные производства, поручив им обслуживание близко расположенных производственных единиц. Большую роль в поиске резервов, таящихся в укрупнении и централизации вспомогательного производства, могут сыграть региональные органы государственной власти и научно-исследовательские институты.

Создание крупных хозяйственных комплексов расширяет возможности поиска резервов путем включения в их состав, наряду с внутрихозяйственными, также отраслевых, региональных и народно-хозяйственных резервов.

Народно-хозяйственные резервы могут быть выявлены федеральными органами государственной власти, но их использование возможно лишь путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Эти резервы таятся прежде всего в ускорении темпов развития отраслей, тормозящих рост производства в других отраслях — потребителях их продукции или же их поставщиков.5

На мобилизацию народно-хозяйственных, отраслевых и региональных резервов существенное влияние оказывает экономическая политика федеральных и региональных органов государственной власти.Поиск резервов целесообразно вести по группам ресурсов, для этого их следует классифицировать по простым моментам процесса труда. Раздельно анализируется, во-первых, обеспеченность производства каждой группой ресурсов и, во-вторых, их использование.

В каждую группу (средства труда, труд, предметы труда) включаются резервы экстенсивного и интенсивного характера. Следует подчеркнуть, что отнесение резервов к экстенсивным либо к интенсивным также зависит от того иерархического уровня, на котором проводится анализ. Например, в цехе и на предприятии рост производительности труда за счет ликвидации потерь рабочего времени или же рост фондоотдачи на основе повышения сменности работы оборудования рассматривается как экстенсивный путь улучшения этих показателей, а интенсивным путем считается повышение выработки рабочего в единицу использованного времени. На уровне же, например, концерна все факторы и резервы роста считаются интенсивными, если они не требуют строительства новых предприятий или же привлечения на действующих предприятиях дополнительных ресурсов рабочей силы или капиталовложений. Поэтому рост производительности труда считается с народно-хозяйственной точки зрения показателем интенсивного развития независимо от того, получен ли он за счет ликвидации простоев или же научно-технического прогресса.Существенное значение для рациональной организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям «жизненного» цикла, т.е. по стадиям проектирования, производства, обращения, эксплуатации и гарантийного обслуживания продукции и услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27601. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Понятие данных видов наказания, порядок и условия их применения 31.5 KB
  Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания. Лишение права занимать определенные должности...
27603. Лишение свободы как вид наказания. Сроки лишения свободы. Основания и порядок назначения вида исправительного учреждения. Отличие лишения свободы от ареста и ограничения свободы 43.5 KB
  Лишение свободы как вид наказания. Сроки лишения свободы. Отличие лишения свободы от ареста и ограничения свободы. Лишение свободы на определенный срок состоит в изоляции осужденного от общества на установленный в приговоре срок путем помещения его в одно из исправительных учреждений специально предназначенных для исполнения этого вида наказания.
27605. Массовые беспорядки (ст. 212 УК), понятие и виды этого преступления, отличие от хулиганства (ст. 213 УК) 33 KB
  Объект общественная безопасность сопротивление представителям власти способное причинить вред здоровью и собственности большого числа людей. Объективная сторона: Массовые беспорядки это совершаемое большой группой людей толпой посягательство на общественную безопасность сопровождающееся насилием над людьми погромами поджогами уничтожением имущества применением огнестрельного оружия взрывчатых веществ или взрывных устройств оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается...
27606. Освобождение от наказания и его виды. Условно- досрочное освобождение от отбывания наказания, его основания и условия 34 KB
  Условно досрочное освобождение от отбывания наказания его основания и условия. Под освобождением от наказания следует понимать выраженное в акте суда амнистии помилования освобождение лица осужденного за совершение преступления приговором суда от назначения либо полного или частичного отбывания назначенного судом наказания по основаниям предусмотренным уголовным законом если будет признано что необходимость в применении дальнейшем применении уголовного наказания отсутствует. Освобождение от наказания как и освобождение от уголовной...
27608. Таможенное дело и таможенная политика Республики Беларусь 256 KB
  Таможенное право - одна из универсальных отраслей права, которое регулирует отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование занимает принципиальное положение в обеспечении экономической безопасности государства.