29857

Проблемы межбюджетных отношений и пути их решения

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Проблемы межбюджетных отношений и пути их решения. Основная задача бюджетного федерализма заключается в том чтобы в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Каждая страна решает задачу выбора модели бюджетных отношений посвоему. Эффективность межбюджетных отношений определяется не степенью централизации децентрализации бюджетной системы не наличием или отсутствием регулирующих налогов не долями доходов расходов федерального правительства не объемом и способами передачи...

Русский

2013-08-21

14.41 KB

35 чел.

28. Проблемы межбюджетных отношений и пути их решения.

Межбюджетные отношения реализуются в любом государстве, имеющем административно- территориальное деление, но развиваться они могут на основе разных принципов. Различают унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствуют высокий уровень Централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Бюджетный, или фискальный (от слова «фиск» - казна), федерализм - это система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма заключается в том, чтобы в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений.

Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи финансово неблагополучным регионам. Каждая страна решает задачу выбора модели бюджетных отношений по-своему. Эффективность межбюджетных отношений определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, не наличием или отсутствием регулирующих налогов, не долями доходов (расходов) федерального правительства, не объемом и способами передачи финансовой помощи, а четко установленной и сбалансированной системой всех этих факторов, соответствующей особенностям данного федеративного государства.

Экономический федерализм, или экономические федеративные отношения, складывается в области бюджета, инвестиций, промышленности и т.д. Для определения государственно-правовой стратегии эффективного решения всеми уровнями публичной власти современных задач экономического развития в условиях федерализации России экспертами ТАСИС разработан проект Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в России. Данный проект составлен, прежде всего, на основе Конституции РФ, законодательства и судебной практики России, а также опыта зарубежных стран в построении федеративной модели государства.

Особо следует остановиться на принципе равенства во взаимоотношениях бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом, который предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисления в их бюджеты от федеральных налогов и сборов и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Арсенал инструментов межбюджетных отношений включает разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования, а также предоставление финансовой помощи. Важно заметить, что самым «объемным» направлением межбюджетных отношений остается распределение (расщепление) регулирующих доходов.

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

- взаимной ответственности;

- применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

- выравнивания доходов муниципальных образований;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков:

- компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

- гласности межбюджетных отношений.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся нормативные отчисления от регулирующих доходов;

1) дотации и субвенции местным бюджетам;

2) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

3) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Совершенствование финансовых отношений между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов. Межбюджетные отношения включают в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.

Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Воздействие на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования доходов и расходов, государство корректирует установленные межбюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняя пропорции и разделения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого направления.

Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное - в результате налоговой реформы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48946. Расчет производственной программы количества выработки алюминия-сырца 488.5 KB
  В соответствии с действующим налоговым законодательством не подлежат налогообложению: реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям аккредитованным в РФ; реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню утвержденному Правительством РФ; реализация медицинских услуг оказываемых медицинскими организациями услуги городского пассажирского транспорта общего пользования кроме такси в том числе маршрутных а также услуги по перевозкам...
48947. Технико-экономическое обоснование проекта цеха электролиза алюминия 657 KB
  Действенность планирования НТП во многом определяется тем насколько верно определено его состояние по определенным направлениям. Сущность и типология систем планирования В управлении экономикой рыночного типа важное место принадлежит планированию. Формирование рыночных отношений связано с развитием предпринимательской деятельности стратегического менеджмента и систем планирования. Все это усложняет систему планирования в силу необходимости учета рыночной ситуации требует повышения роли планирования на фирме его научной и информационной...
48951. Прототип программной системы «Гостиница» 1.73 MB
  Постояльцы проживают в гостиницах по разным целям – это может быть, как и в случае отдыха, так и по работе. Наша цель – подобрать доступную гостиницу из имеющейся на сайте базы данных. Так же вы можете оставлять ваши отзывы и пожелания
48952. Система электроснабжения района города в Московской области 2.53 MB
  Сечения жил кабелей линий 380 В должны выбираться по соответствующим расчётным электрическим нагрузкам линий в нормальных и послеаварийных режимах работы на основе технических ограничений допустимого нагрева и допустимых потерь напряжения а также с учётом применения минимальных сечений по условиям механической прочности в условиях монтажа и эксплуатации. Выбор сечений КЛ 04 кВ по техническим ограничениям по допустимым потерям напряжения. Далее необходимо выполнить проверку кабелей на допустимые потери напряжения в нормальном и...
48953. Проект системы электроснабжения района города в Московской области 4.02 MB
  Подача горячей воды и отопление осуществляется от ЦТП. В микрорайоне расположено 23 жилых здания высотой 9 этажей 5 жилых зданий высотой 12 этажей и 11 высотой 16 этажей 5 детских садов на 150 мест каждый 2 школы на 1176 мест каждая кафе на 50 мест 7 центральных тепловых пунктов ЦТП универмаг магазин Мебель магазин Электротовары магазин Сантехника автосалон поликлиника.1 ЦТП№1 11.2 ЦТП№2 11.