29913

Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля Финансовый контроль это способ соблюдения нормативноправовых норм хозяйствующими субъектами. Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений...

Русский

2013-08-21

35 KB

17 чел.

10. Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Финансовый контроль — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами. Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.

Для рыночной экономики государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Объектом государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

Основная функция государственного финансового контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.

Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:

  •  контроль источников поступления бюджетных средств;
  •  контроль расходования бюджетных ресурсов;
  •  контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  •  контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  •  контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  •  контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  •  пресечение финансовых злоупотреблений.

Степень использования функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля.

Пути повышения эффективности государственного финансового контроля:

  •  для повышения эффективности борьбы с коррупцией на всех уровнях государственного управления и в органах местного самоуправления при любых видах проверок использовать возможности взаимодействия с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контроль; проверять размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов и использование государственной (муниципальной) собственности; для повышения качества проверок разработать совместный с правоохранительными органами стандарт антикоррупционной проверки;
  •  в целях снижения уровня ущерба бюджетам, наносимого различными нарушениями при использовании бюджетных средств, развивать формы предварительного контроля на этапах принятия бюджетов, программ, инновационных проектов и т. п.;
  •  для разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, определения порядка их взаимодействия и недопущения дублирования контрольных мероприятий развивать правовые основы государственного финансового контроля;
  •  в целях обеспечения единых подходов к организации, проведению и реализации результатов государственного финансового контроля провести круглые столы по обсуждению проблем классификации финансового контроля, финансовых нарушений и развитию аудита эффективности;
  •  для повышения квалификации специалистов контрольно-счетных органов и исследования проблем организации и осуществления государственного финансового контроля в условиях бюджетной реформы активизировать взаимодействие с профильными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Создание современной эффективной системы государственного финансового контроля на единой теоретической основе с использованием единых стандартов при тесном взаимодействии внешнего и внутреннего финансового контроля позволят эффективнее использовать бюджетные средства, направленные на обеспечение безопасности государства, инновационное развитие экономики страны и человеческого капитала.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71912. Лавуазье и первая попытка систематизации химических элементов 39.49 KB
  Достижения Лавуазье в науке многообразны: он изменил всю иерархию химических соединений в результате чего те вещества которые считались простыми например вода оказались сложными и наоборот те что полагали сложными скажем металлы заняли свое место в Таблице простых тел...
71913. Волоконно-оптическая связь 201.08 KB
  Структура оптоволоконного кабеля очень проста и похожа на структуру коаксиального электрического кабеля только вместо центрального медного провода здесь используется тонкое диаметром порядка 110 мкм стекловолокно а вместо внутренней изоляции – стеклянная или пластиковая оболочка...
71914. Технология приготовления пирожных бисквитных 62.5 KB
  Чего стоит только одна знаменитая Пьяная Вишня А между тем немногие знают о том что свою историю бисквит ведет из глубины веков. Кто первый приготовил бисквитное тесто и как это случилось выяснить к сожалению уже не представляется возможным.
71915. Технология приготовления тортов песочных 59.5 KB
  «Книга о вкусной и здоровой пище», известная своей особенностью отсекать все лишнее с точки зрения прогрессивных коммунистических взглядов на кулинарию, говоря о тортах, не сумела избежать двух вещей — торта бисквитного и торта песочного, стало быть, это и есть незыблемая основа основ.
71916. Жизненный цикл услуги и объекта ТКС 144.85 KB
  Принятое в международных стандартах ITU серии 9000 (стандарты ISO) фундаментальное положение о качестве предусматривает систему целенаправленных мероприятий действующих в течение всего жизненного цикла продукции. Этот цикл представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения ее состояния от момента создания до утилизации.
71917. Судебная система Российской Федерации, раскрытие понятия и ее основных признаков 100.5 KB
  К гражданским судам относятся верховные суды республик краевые областные городов федерального значения суды автономных округов и областей районные городские суды. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные флотские и гарнизонные.
71918. Управление трафиком в сетях MPLS 55 KB
  Традиционно главными требованиями предъявляемыми к технологии магистральной сети были высокая пропускная способность малое значение задержки и хорошая масштабируемость. Для решения возникающих задач и разрабатывается архитектура MPLS которая обеспечивает построение магистральных сетей...
71919. Система лицензирования услуг связи 137.02 KB
  Согласно последним провайдерам необходимо обеспечить возможность начинать хозяйственную деятельность после сообщения о намерении работать в сфере телекоммуникаций а получать индивидуальные лицензии следует лишь при распределении ограниченного радиочастного или номерного ресурса.
71920. Освіта в Іспанії та Італії 123 KB
  Чималі мовні і культурні відмінності між регіонами країни, мовою якої став кастільський діалект (літературна іспанська). Кілька регіонів (Каталанія, Валенсія, баскська провінція тощо) мають свої мови за другу офіційну мову. Майже 85% населення — католики, представників інших релігій мало.