29917

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России необходимости их пропорционального развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности. В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности: Прямые методы...

Русский

2013-08-21

16.64 KB

29 чел.

14. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации.

Инвестиционная деятельность выступает  одним из главных рычагов развития экономики России. Состояние сегодняшней инвестиционной сферы России таково, что даже при самых благоприятных макроэкономических условиях и рыночной среде без активной государственной инвестиционной политики никакой прорыв ни в технологической, ни в структурной перестройке невозможен, без чего нельзя обеспечить устойчивый экономический рост.

Сегодня управление инвестиционной деятельностью промышленных предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Инвестиционная деятельность промышленных предприятий в России нуждаются в серьёзном реформировании. До сих пор отсутствуют новые подходы к формированию инвестиционных ресурсов и методам управления ими.

Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России, необходимости их пропорционального развития. Кроме того, большинство регионов проводят собственную экономическую политику, ставят и достигают собственных целей экономического развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности.

В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

Прямые методы

Косвенные методы

1) целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;

2) региональные бюджетные, внебюджетные фонды;

3) прямые капитальные государственные вложения;

4) региональные стандарты и нормы;

5) квотирование;

6) лицензирование;

7) региональные контрольные пакеты акций;

8) региональная и муниципальная собственность;

9) стимулирование спроса и регулирование цен;

10)государственное финансирование НИОКР;

11) субсидирование затрат предприятий на      патентование изобретений за рубежом

1) налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;

2) налоговые каникулы;

3) льготные ставки по ссудам;

4) кредитные меры стимулирования экспорта:

- предоставление прямых экспортных кредитов;

- рефинансирование экспортных кредитов;

- страхование экспортных кредитов

- государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;

5) инвестиционный налоговый кредит;

6) региональные и муниципальные займы;

7) платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;

8) платежи за загрязнение окружающей среды;

- 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Выделяют следующие методы регулирования инновационной деятельности:

- Прямые методы.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

- Косвенные методы.

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. 

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:

- Конституцию Российской Федерации;

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);

- Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45604. Новость на ТВ: параметры и структура 62.5 KB
  Репортаж: 1 комментированный; 2 некомментированный; 3 событийный; 4 тематический его называют также обозренческий в других случаях проблемный. Речевыеособенности репортажа Коммуникативная ситуация лежащая в основе репортажа достаточна проста. Ключевыми понятиями для репортажа явл: информацион характернаглядное представление о происходящем через описательноповеств формы черезреч партии участников события присутствие автора на месте происходящегонепосредственность восприятия выраженное личностное начало кот нах...
45605. Особенности публицистического метода в журналистике 38.5 KB
  Эссе - единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.
45606. Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке 50.5 KB
  Как и в статье в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы пытается определить еедальнейшее развитие выявить пути решения. Наиболее важное отличиесостоит в том что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется так сказать в голом виде т. Проблема в очерке выступает как преграда которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.
45608. PR в системе коммуникаций: цели, функции, содержание 45 KB
  Связи с общественностью далее PR являются относительно новой сферой деятельности на отечественном рынке поэтому основополагающие термины и определения данного вида деятельности взяты из работ зарубежных авторов Р. полагаясь на общепризнанную экономическую литературу тоже дают определение целям задачам и функциям PRдеятельности. Целью любого вида деятельности является результат который должен быть получен в процессе данной деятельности. Функции связей с общественностью проявляются во всех аспектах этого вида деятельности начиная с...
45609. ПОНЯТИЯ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ И КОММУНИКАЦИЙ 27.5 KB
  Наиболее активно в публичной сфере сегодня развиваются политические коммуникации под которыми подразумевают общение передачу информации от управляющих к управляемым и обратно а также используемые при этом средства связи формы способы каналы общения. Фе публичных коммуникаций оказывается возможным в публичной сфере. Субъектное пространство публичной сферы Д.
45610. Пиарология: предмет и объект, функции 32.5 KB
  Научная рефлексия соц.деятельности один из обязательных признаков ПР как соц.института Пиарология - наука о закономерностях принципах и механизмах функционирования соц. ОБЪЕКТ социальная реальность ПРЕДМЕТ совокупность соц.
45611. Система планов предприятия и их взаимосвязь 176.5 KB
  Изучить типы и виды планирования на торговом предприятии, в т.ч. рассмотреть структуру планов торгового предприятия; перспективное внутрифирменное планирование; среднесрочное и текущее планирование; оперативно-календарное планирование; организационно-иерархическую соподчиненность планов предприятия...
45612. Управление персоналом предприятия «Пекарь» 125.71 KB
  Актуальность данного вида бизнеса очевидна, так как хлеб во все времена являлся одним из основных продуктов питания человека. Спрос на этот вид продукции будет всегда несмотря на растущую конкуренцию производителей.