29959

Творческое мышление как предмет исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта она определяется качествами мышления и личной позицией занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Проблема изучения продуктивного творческого мышления. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты RP тесты творческого мышления Торренса. Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность семантическая гибкость способность видеть новое спонтанная гибкость способность дальновидения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

7 чел.

19. Творческое мышление как предмет исследования в психологии.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиального или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это продуктивный умственный процесс, направленный на освоение материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством.

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта, она определяется качествами мышления и личной позицией, занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Должна быть потребность в творчестве! синтетический характер, сочетание в нем понятийных, образных и эмоциональных компонентов; особую роль играет ассоциативность и метафоричность. Продуктивная мысль неотделима от чувственного волнения, эмоционального переживания.

Рассматривается в теории целостного подхода. Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач.  Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух (МТД Дункера).

Проблема изучения продуктивного (творческого) мышления.

Факторы влияющие на успешность решения задач.

1. Гиппенрейтер Задачи «на догадку». Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения 1) необходимо сохранение интереса к задаче; 2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения; 3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств; 4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.  

2. Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам: нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи; возможность использования подсказки связана с внутренними условиями (со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач).

3. Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач: 1) ситуационные: а) способ предъявления задач , задачи-подсказки б) эффект установки в) эмоциональные и мотивационные состояния (наиболее продуктивен оптимум мотивации,    хронический успех, как и неудача, снижают эффективность). 2) личностные факторы: а) знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач) б) интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки) в) личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)

4. Дж. Гилфорд - модель интеллекта. ТМ опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Творческое мышление (дивергентное) – множество правильных ответов -  противопоставляется логическому (конвергентному) мышлению, которое проявляется в заданиях с 1 правильным ответом. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты (ARP), тесты творческого мышления Торренса.

Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность, семантическая гибкость (способность видеть новое), спонтанная гибкость, способность дальновидения.

Критерии творческого мышления

Первоначально критерием был новый продукт, обладающий общественной значимостью. Затем Пономарёв: говорил о процессуальном критерии творческого мышления.

В процессе мышления происходит переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, при этом не всегда удается мысленно охватить всю картину целиком. Продуктивное мышление обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Критерии:

- способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях (поиск аналогий)

- цельность восприятия действительности (можно взглянуть на проблему под новым углом зрения, увидеть новое в давно известном)

- легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, установление причинно-следственных отношений

- гибкость мышления, быстрый переход от одного класса явлений к другому

- легкость генерирования идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной

- эстетически развитое чувство восприятия действительности, которое вырабатывает умение видеть за частным более общее, значительное, в единичных проявлениях жизни раскрывать ее закономерности; позволяет охватить предмет или явление во всей целостности

Методики развития творческого мышления: мозговой штурм, синектика.

Взаимосвязь воображения  и мышления.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Общее: Мышление и воображение возникает в проблемной ситуации (поиск нового решения), Мотивируются потребностями личности.

Различное: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.

Яков Александрович Пономарев изучал проблему творчества и психологические механизмы творческого мышления. Исследования: интеллект. развитие, интуиция, логика в процессе мышления. Основной результатоткрытие психологического феномена побочного продукта действия. В результате этого выявлены закономерности развития способности действовать в уме, которые являются базовыми для развития других познавательных процессов. Пономарев доказывал одно положение: высокий уровень способности действовать в уме оказывает очень серьезное влияние на все стороны человеческой жизни, его поведение и деятельность. Творческое мышление рассматривал 1) как созидательную деятельность, которая создает общественно значимый продукт, 2) как деятельность, направленную на самовыражение и самореализацию личности. Оба варианта отличаются узостью цели, поэтому он придумал еще 1 вариант:  Творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. Сюда попадает трудовая деятельность.

Человек-субъект взаимодействует с объектом и преобразует его. Адекватность этого взаимодействия обеспечивается мышлением. Следовательно, взаимодействие субъекта и объекта характеризует практическое мышление, имеет целью преобразование объекта. Человек хочет перевести объект из данного состояния в другое, соответствующее его цели. Практическая деятельность предполагает осуществление соответствующего действия, т.к. предполагает создание чего-то нового, необходимого для цели.

Здесь возникают обстоятельства, которые порождают процесс творчества. Практическое мышление с такой целью предполагает творчество, поскольку обеспечивает взаимодействие в ситуации и порождает новое.

Анализ творческого процесса – это умение увидеть нужное.

Пономарев выделил 2 класса творческих задач:

1) Могут быть решены осознаваемыми способами и приемами. Выполняются на уровне 2 планов:

-предметно-операциональный (действия и операции)

-личностно-рефлексивный (осмысление).

2) Могут быть решены неосознаваемыми способами и приемами. Требуют преимущественно коллективного решения перед индивидуальным. Со стороны легче осознать побочный продукт, который возникает в действиях партнера.

Здесь проявляется эффект оггруппления мышления. Связующей основой событий является процесс взаимодействия  (построение совместного способа действия, взаимноемсогласование, взаимные интерпретации и вербализации).

Что мешает творческому мышлению (Линдсей, Халл, Томпсон)

- склонность к конформизму;

- боязнь не быть «белой вороной»;

- боязнь показаться смешным;

- критика;

- тревожность;

- завышенная оценка значимости своих идей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70227. Национальная безопасность 307 KB
  Национальная безопасность - основы государственного устройства и управления, осуществляющие процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшее развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений.
70228. Расстройства восприятия, иллюзии, галлюцинации. Дереализация и деперсонализация 95 KB
  Показанием к срочной даже без согласия больного госпитализации являются: C 12. Психосенсорные расстройства обычно являются проявлением: D 14. В каком случае иллюзии являются безусловным признаком психоза C Галлюцинации относятся к расстройствам невротического уровня.
70230. Визвольні ідеї Г.Сковороди, Т.Шевченка, І.Франка 132 KB
  Національна природа інтелігента визначається не кількістю його декларацій про любов до Батьківщини а відповідністю власної духовної діяльності специфіці менталітету рідного народу і потребам його розвитку спричинених своєрідністю конкретної історичної ситуації.
70231. Соціально-політичні погляди М.Грушевського 49.5 KB
  Політична думка в Україні у XIX—XX ст. формувалася в умовах, коли зникав традиційний сільськогосподарський уклад життя і його змінювало індустріальне суспільство, коли відбувалися процеси національно-культурного й національно-політичного відродження України.
70232. Політична культура як засіб завоювання та здійснення влади 75.5 KB
  Політична психологія має певну структуру. Вона містить політичні потреби, інтереси, почуття, настрої, традиції тощо. Політичні потреби - це ті потреби, задоволення яких пов’язано зі здійсненням влади. Вони можуть лише тим чи іншим чином стосуватися влади, а можуть виявлятися безпосередньо...
70233. Критичний утопічний соціалізм 26.5 KB
  Вихідними пунктами його плану з одного боку стала переконаність у провідній ролі індустріалів у суспільному житті а з іншого його ставлення до організації промисловості як одного з найважливіших чинників досягнення суспільного блага. Мислитель розглядав державну владу як основний засіб...
70234. Розвиток і особливості політичної думки в Росії 51 KB
  Слов’янофільство - вияв приязні, симпатії до слов’янства, зацікавлення ним з боку різних громадсько-політичних та культурних діячів, які, виходячи з етнічної та мовної спорідненості слов’ян, підтримували ідею їхнього тісного єднання. Форми вияву слов’янофільства були найрізноманітнішими...
70235. Діалектико-матеріалістичні погляди К. Маркса, Ф.Енгельса, В.І. Леніна 99.5 KB
  Перший виклад диалектичного матерiалiзму здiйснений 6ув Марксом у групi праць, написаних мiж 1844-м i 1848 роком пiд впливом Фоєр6ахової матерiалiстичної iнтерпретацii Гегеля, i його можна вважати епiзодом у Марксовому зростаннi як революцiйного соцiалiста.