29959

Творческое мышление как предмет исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта она определяется качествами мышления и личной позицией занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Проблема изучения продуктивного творческого мышления. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты RP тесты творческого мышления Торренса. Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность семантическая гибкость способность видеть новое спонтанная гибкость способность дальновидения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

7 чел.

19. Творческое мышление как предмет исследования в психологии.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиального или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это продуктивный умственный процесс, направленный на освоение материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством.

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта, она определяется качествами мышления и личной позицией, занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Должна быть потребность в творчестве! синтетический характер, сочетание в нем понятийных, образных и эмоциональных компонентов; особую роль играет ассоциативность и метафоричность. Продуктивная мысль неотделима от чувственного волнения, эмоционального переживания.

Рассматривается в теории целостного подхода. Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач.  Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух (МТД Дункера).

Проблема изучения продуктивного (творческого) мышления.

Факторы влияющие на успешность решения задач.

1. Гиппенрейтер Задачи «на догадку». Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения 1) необходимо сохранение интереса к задаче; 2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения; 3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств; 4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.  

2. Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам: нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи; возможность использования подсказки связана с внутренними условиями (со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач).

3. Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач: 1) ситуационные: а) способ предъявления задач , задачи-подсказки б) эффект установки в) эмоциональные и мотивационные состояния (наиболее продуктивен оптимум мотивации,    хронический успех, как и неудача, снижают эффективность). 2) личностные факторы: а) знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач) б) интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки) в) личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)

4. Дж. Гилфорд - модель интеллекта. ТМ опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Творческое мышление (дивергентное) – множество правильных ответов -  противопоставляется логическому (конвергентному) мышлению, которое проявляется в заданиях с 1 правильным ответом. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты (ARP), тесты творческого мышления Торренса.

Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность, семантическая гибкость (способность видеть новое), спонтанная гибкость, способность дальновидения.

Критерии творческого мышления

Первоначально критерием был новый продукт, обладающий общественной значимостью. Затем Пономарёв: говорил о процессуальном критерии творческого мышления.

В процессе мышления происходит переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, при этом не всегда удается мысленно охватить всю картину целиком. Продуктивное мышление обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Критерии:

- способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях (поиск аналогий)

- цельность восприятия действительности (можно взглянуть на проблему под новым углом зрения, увидеть новое в давно известном)

- легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, установление причинно-следственных отношений

- гибкость мышления, быстрый переход от одного класса явлений к другому

- легкость генерирования идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной

- эстетически развитое чувство восприятия действительности, которое вырабатывает умение видеть за частным более общее, значительное, в единичных проявлениях жизни раскрывать ее закономерности; позволяет охватить предмет или явление во всей целостности

Методики развития творческого мышления: мозговой штурм, синектика.

Взаимосвязь воображения  и мышления.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Общее: Мышление и воображение возникает в проблемной ситуации (поиск нового решения), Мотивируются потребностями личности.

Различное: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.

Яков Александрович Пономарев изучал проблему творчества и психологические механизмы творческого мышления. Исследования: интеллект. развитие, интуиция, логика в процессе мышления. Основной результатоткрытие психологического феномена побочного продукта действия. В результате этого выявлены закономерности развития способности действовать в уме, которые являются базовыми для развития других познавательных процессов. Пономарев доказывал одно положение: высокий уровень способности действовать в уме оказывает очень серьезное влияние на все стороны человеческой жизни, его поведение и деятельность. Творческое мышление рассматривал 1) как созидательную деятельность, которая создает общественно значимый продукт, 2) как деятельность, направленную на самовыражение и самореализацию личности. Оба варианта отличаются узостью цели, поэтому он придумал еще 1 вариант:  Творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. Сюда попадает трудовая деятельность.

Человек-субъект взаимодействует с объектом и преобразует его. Адекватность этого взаимодействия обеспечивается мышлением. Следовательно, взаимодействие субъекта и объекта характеризует практическое мышление, имеет целью преобразование объекта. Человек хочет перевести объект из данного состояния в другое, соответствующее его цели. Практическая деятельность предполагает осуществление соответствующего действия, т.к. предполагает создание чего-то нового, необходимого для цели.

Здесь возникают обстоятельства, которые порождают процесс творчества. Практическое мышление с такой целью предполагает творчество, поскольку обеспечивает взаимодействие в ситуации и порождает новое.

Анализ творческого процесса – это умение увидеть нужное.

Пономарев выделил 2 класса творческих задач:

1) Могут быть решены осознаваемыми способами и приемами. Выполняются на уровне 2 планов:

-предметно-операциональный (действия и операции)

-личностно-рефлексивный (осмысление).

2) Могут быть решены неосознаваемыми способами и приемами. Требуют преимущественно коллективного решения перед индивидуальным. Со стороны легче осознать побочный продукт, который возникает в действиях партнера.

Здесь проявляется эффект оггруппления мышления. Связующей основой событий является процесс взаимодействия  (построение совместного способа действия, взаимноемсогласование, взаимные интерпретации и вербализации).

Что мешает творческому мышлению (Линдсей, Халл, Томпсон)

- склонность к конформизму;

- боязнь не быть «белой вороной»;

- боязнь показаться смешным;

- критика;

- тревожность;

- завышенная оценка значимости своих идей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34821. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Объективная реальность 43.5 KB
  Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии как диалектический материализм.
34822. Материя как субстанция. Атрибуты материи ( пространство, время, движение) 25.5 KB
  Атрибуты материи пространство время движение Материя лат. Проство и времяфилософские категории всеобщие формы существования координации объектов. Но по теории относительности к 3 пространственным параметрам длина ширина высота добавляется время. Время как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать обладать длительностью и развиваться по этапам и стадиям.
34823. Основные формы существования материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Человек как высшая форма существования материи. Проблема сущности человека 32.5 KB
  Проблема сущности человека Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1 формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2 между формами движения существует генетическая связь то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3 высшие формы...
34824. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материя для медика 44.5 KB
  В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции это первоначальная форма материализма в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов Фалес. Существуют и такие разновидности материализма как например последовательный материализм в рамках которого принцип...
34825. Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения 40.5 KB
  Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения. Логично предположить что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением свойством отражения. присущее всей материи свойство отражения.
34826. Сущность сознания. Проблема идеального. Критика альтернативных концепций сознания 38 KB
  Критика альтернативных концепций сознания. Таким образом речь как и орудия труда это важнейший фактор формирования сознания человека и его мира. Еще раз отметим что идеальное главнейший признак сознания обусловленный социальной природой человека.
34827. Сознание как субъективный образ объективного мира. Творческая природа сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия и интенсивность. Проблема формирования человеческой психики у слепоглухих детей 40 KB
  Творческая природа сознания. Способность к целеполаганию специфически человеческая способность составляющая кардинальную характеристику сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей а также переживание т. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
34828. Структура сознания. Разум, чувства и воля. Соотношение сознательного и бессознательного. З. Фрейд и К. Юнг. Интуиция, интуиция врача 48.5 KB
  В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей а также переживание т. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. рациональный уровни сознания.
34829. Отбор альтернативных проектов по критерию ЧДД и по показателю внутренней нормы доходности капитальных вложений 36 KB
  Какой проект лучше Для того чтобы выбрать лучший проект нужно для каждого проекта построить графики функций NPV i. Обычно эти графики выглядят следующим образом: NPV Если i iкр то лучше проект Б поскольку у него NPV больше. В диапазоне i =0iкр два показателя вступают NPV и r вступают в противоречия: NPVБ NPVА лучше Б и rБ rА лучше А. В диапазоне i iкр: NPVБ NPVА лучше А и rБ rА лучше А.