29959

Творческое мышление как предмет исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта она определяется качествами мышления и личной позицией занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Проблема изучения продуктивного творческого мышления. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты RP тесты творческого мышления Торренса. Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность семантическая гибкость способность видеть новое спонтанная гибкость способность дальновидения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

7 чел.

19. Творческое мышление как предмет исследования в психологии.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиального или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это продуктивный умственный процесс, направленный на освоение материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством.

Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта, она определяется качествами мышления и личной позицией, занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Должна быть потребность в творчестве! синтетический характер, сочетание в нем понятийных, образных и эмоциональных компонентов; особую роль играет ассоциативность и метафоричность. Продуктивная мысль неотделима от чувственного волнения, эмоционального переживания.

Рассматривается в теории целостного подхода. Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач.  Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух (МТД Дункера).

Проблема изучения продуктивного (творческого) мышления.

Факторы влияющие на успешность решения задач.

1. Гиппенрейтер Задачи «на догадку». Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения 1) необходимо сохранение интереса к задаче; 2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения; 3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств; 4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.  

2. Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам: нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи; возможность использования подсказки связана с внутренними условиями (со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач).

3. Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач: 1) ситуационные: а) способ предъявления задач , задачи-подсказки б) эффект установки в) эмоциональные и мотивационные состояния (наиболее продуктивен оптимум мотивации,    хронический успех, как и неудача, снижают эффективность). 2) личностные факторы: а) знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач) б) интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки) в) личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)

4. Дж. Гилфорд - модель интеллекта. ТМ опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Творческое мышление (дивергентное) – множество правильных ответов -  противопоставляется логическому (конвергентному) мышлению, которое проявляется в заданиях с 1 правильным ответом. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты (ARP), тесты творческого мышления Торренса.

Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность, семантическая гибкость (способность видеть новое), спонтанная гибкость, способность дальновидения.

Критерии творческого мышления

Первоначально критерием был новый продукт, обладающий общественной значимостью. Затем Пономарёв: говорил о процессуальном критерии творческого мышления.

В процессе мышления происходит переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, при этом не всегда удается мысленно охватить всю картину целиком. Продуктивное мышление обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Критерии:

- способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях (поиск аналогий)

- цельность восприятия действительности (можно взглянуть на проблему под новым углом зрения, увидеть новое в давно известном)

- легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, установление причинно-следственных отношений

- гибкость мышления, быстрый переход от одного класса явлений к другому

- легкость генерирования идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной

- эстетически развитое чувство восприятия действительности, которое вырабатывает умение видеть за частным более общее, значительное, в единичных проявлениях жизни раскрывать ее закономерности; позволяет охватить предмет или явление во всей целостности

Методики развития творческого мышления: мозговой штурм, синектика.

Взаимосвязь воображения  и мышления.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Общее: Мышление и воображение возникает в проблемной ситуации (поиск нового решения), Мотивируются потребностями личности.

Различное: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.

Яков Александрович Пономарев изучал проблему творчества и психологические механизмы творческого мышления. Исследования: интеллект. развитие, интуиция, логика в процессе мышления. Основной результатоткрытие психологического феномена побочного продукта действия. В результате этого выявлены закономерности развития способности действовать в уме, которые являются базовыми для развития других познавательных процессов. Пономарев доказывал одно положение: высокий уровень способности действовать в уме оказывает очень серьезное влияние на все стороны человеческой жизни, его поведение и деятельность. Творческое мышление рассматривал 1) как созидательную деятельность, которая создает общественно значимый продукт, 2) как деятельность, направленную на самовыражение и самореализацию личности. Оба варианта отличаются узостью цели, поэтому он придумал еще 1 вариант:  Творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. Сюда попадает трудовая деятельность.

Человек-субъект взаимодействует с объектом и преобразует его. Адекватность этого взаимодействия обеспечивается мышлением. Следовательно, взаимодействие субъекта и объекта характеризует практическое мышление, имеет целью преобразование объекта. Человек хочет перевести объект из данного состояния в другое, соответствующее его цели. Практическая деятельность предполагает осуществление соответствующего действия, т.к. предполагает создание чего-то нового, необходимого для цели.

Здесь возникают обстоятельства, которые порождают процесс творчества. Практическое мышление с такой целью предполагает творчество, поскольку обеспечивает взаимодействие в ситуации и порождает новое.

Анализ творческого процесса – это умение увидеть нужное.

Пономарев выделил 2 класса творческих задач:

1) Могут быть решены осознаваемыми способами и приемами. Выполняются на уровне 2 планов:

-предметно-операциональный (действия и операции)

-личностно-рефлексивный (осмысление).

2) Могут быть решены неосознаваемыми способами и приемами. Требуют преимущественно коллективного решения перед индивидуальным. Со стороны легче осознать побочный продукт, который возникает в действиях партнера.

Здесь проявляется эффект оггруппления мышления. Связующей основой событий является процесс взаимодействия  (построение совместного способа действия, взаимноемсогласование, взаимные интерпретации и вербализации).

Что мешает творческому мышлению (Линдсей, Халл, Томпсон)

- склонность к конформизму;

- боязнь не быть «белой вороной»;

- боязнь показаться смешным;

- критика;

- тревожность;

- завышенная оценка значимости своих идей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34589. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 19.56 KB
  Самобытность России во многом определяется ее географическим положением между Европой и Азией – миром модернизации и миром традиционности. Этот фактор накладывает отпечаток на историческое развитие России. В самой России начиная с XVIII в. Главным среди природных факторов был континентальный характер расположения территории России.
34590. МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 24 KB
  МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Составитель: С. Соответственно и место России во всемирной истории определялось с точки зрения принадлежности ее к одной из общественноэкономических формаций.К какому же типу отнести Россию В какой мере самобытна цивилизация России Ответы на эти вопросы давались историками публицистами общественными деятелями с высоты своего времени с учетом всего предшествующего развития России а также в соответствии со своими идейнополитическими установками. Абсолютное большинство населения России исповедует...
34591. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 22.91 KB
  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Составитель: Л. Степанова Появление славян как самостоятельного этноса согласно археологическим материалам произошло еще в первое тысячелетие до н. славяне известны под именем антов и венедов. в источниках появляется имя славяне.
34592. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX – начало XII вв.) 21.55 KB
  Но произошло это объединение в результате похода князя Олега датируемого летописью 882 годом при активном участии его Руси – варяжской дружины вместе с другими племенами Поильменья. Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси следует выделить такой родоплеменной пережиток как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве...
34593. США во Второй мировой войне 14.25 KB
  Когда УВП не удалось взять под свой контроль добычу и поставки сырья Рузвельт создал сначала управление экономической стабилизации а затем управление военной мобилизации наделенное чуть ли не диктаторскими полномочиями. Комиссия по справедливому найму которую Рузвельт был вынужден создать под угрозой негритянского марша на Вашингтон во главе с Филипом Рэндолфом председателем профсоюза железнодорожных проводников помогла афроамериканцам бороться с дискриминацией в военной промышленности особенно после того как в 1943 Рузвельт наделил...
34594. США в конце XX – начале XXI вв 15.84 KB
  Укрепление политического экономического военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX начале XXI в. Этому способствовало с одной стороны ключевое положение США в ООН в составе 5 государств членов Совета Безопасности а с другой активное участие в создании НАТО сети других военнополитических блоков. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе в государствах участниках НАТО на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна на Ближнем...
34595. Соединенное Королевство: географическое положение, рельеф, природные условия, флора и фауна. Символы 40.5 KB
  Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В целом на их долю приходится приблизительно 1 3 площади Великобритании и бoльшая часть Северной Ирландии. В Северной Ирландии змей нет. Символы: Флаг Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии или как его принято называть Юнион Джек Union Jck является сочетанием трех крестов святых покровителей Англии прямой красный крест на белом поле крест Св.
34596. Столетняя война 17.15 KB
  Столетняя война наименование длительного военного конфликта между Англией и Францией 13371453 вызванного стремлением Англии вернуть принадлежавшие ей на континенте Нормандию Мен Анжу и др. а также династическими притязаниями английских королей на французский престол. война между Англией и Францией. причины войны: стремление Франции вытеснить Англию с югозапада страны провинция Гиень и ликвидировать этот последний оплот английской власти на франц.
34597. Династия Тюдоров. Генрих VII 19.17 KB
  Генрих VII Генрих VII Тюдор 28 января 1457 – 21 апреля 1509 – король Англии и государь Ирландии 1485 – 1509. Родители: Эдмунд Тюдор 1й граф Ричмонд; единоутробный брак короля Генриха VI Маргарита Бофорт. 1471 – гибель Генриха VI и принца Уэльского Генрих – почти единственный родственник Ланкастеров. Генрих поклялся в Ренне в случае захвата власти жениться на дочери Эдуарда IV Елизавете Йоркской.